Петербург. Жажда впечатлений

Sep 03, 2010 00:01

В этом году побывал в Петербурге и посвятил практически все свое время исследованию и фотофиксации достопримечательностей этого славного града. Впечатлений было конечно много, но для этого высказывания я выбрал самые поразительные для меня вещи.

1 ЧАСТЬ. МОГИЛЫ, ЭКСКАВАТОРЫ, ПАСТВА

Жил я на Васильевском острове, и в первый же день своего приезда решил посетить расположенное недалеко Смоленское (православное) кладбище. Моему взору предстала весьма обширная парковая территория, с надгробиями и крестами располагающимися (а иногда и теряющимися) среди густой растительности. Не пройдя и 100 метров вглубь кладбища, я увидел результат проведение работ, так сказать по благоустройству территории - гладкая, укатанная спецтехникой земляная площадка, на которой то там, то тут, стоят и лежат остатки надгробий и крестов начала ХХ века. Недалеко трактор с прицепом собирает надгробия и кресты и увозит их в неизвестном направлении. К этой вычищенной от деревьев и могил площадке примыкают "свеженькие" могилки людей умерших уже в начале нового тысячелетия.









Проследовав до одной из оконечностей кладбища, я наблюдал как экскаватор ведет земляные работы, смысл которых, вероятно как и в первом случае, заключается в облагораживании территории и борьбе с депрессивностью района.





Буквально в 50 метрах от работающего экскаватора, группы православных паломников посещали одно из мест поклонения, оставляли цветы и свечки, а еще метрах в 100 располагалась Часовня Ксении Петербургской, перед которой выстроилась очередь человек в 200.





2 ЧАСТЬ. ХРАМЫ БЕЗ ОХРАНЫ

В один из следующих дней, гуляя по Невскому проспекту наткнулся на Лютеранскую церковь, построенную по проекту Александра Брюллова (старшего брата знаменитого художника Карла Брюллова). В 1937 году церковь была закрыта, пасторы арестованы и расстреляны. Все имущество было национализировано, продано, уничтожено, либо отдано в музеи. В 1962 году в здании открылся бассейн. В 1993 году здание было возвращено Евангелическо-лютеранской церкви. Когда я попал в церковь, там шла репетиция хора.







В другой раз я решил прогуляться по Васильевскому острову в противоположную сторону и наткнулся на Храм Милующей Божьей Матери, который был заложен в 1889 году, а в 1930-е его закрыли и в здании разместилась учебно-техническая станция подводного плавания. Внутренне пространство храма заставлено различными приборами, а в самом центре собора, прямо под центральным куполом возвышается огромная барокамера для тренировок подводников. Съемку этого нереального интерьера, воплощающего в себе грубое вторжение военно-технических конструкций в сакральное пространство храма, к сожалению произвести не удалось. Однако можно было подняться по лестнице на второй этаж и очутиться в некоем небольшом помещении, где есть церковная лавка и регулярно проводятся церковные службы.

Прямо напротив храма, во дворе у своих учебных корпусов ходят строем будущие моряки, тут же стоит Ленин и указывает путь, но не к храму, а куда-то в другую сторону.







3 ЧАСТЬ. СОБОР КАЗАНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

В отличие от Исакиевского и Смольного соборов и храма "Спас на крови", Казанский кафедральный собор это именно храм, а не музей, для всех желающих вход бесплатный, люди приходят, покупают свечку и встают в очередь для поклонения иконе Казанской Божией Матери.



4 ЧАСТЬ. ЭРМИТАЖ-ВАВИЛОН

К Эрмитажу мне пришлось сделать три ходки. Один раз я пришел к нему после обеда, увидел очередь и понял, что смысла стоять нет - мало времени, ничего не успею посмотреть.





Второй раз пришел с утра, удалось проскользнуть впереди очереди, посмотреть большую выставку Пикассо и осмотреть часть залов. В третий раз приехал к открытию, отстоял около часа в очереди и пробыл в Эрмитаже почти 5 часов.
В Эрмитаже столько иностранцев, кажется, что попал на какую-то нейтральную территорию, где все равны, но в то же время перемешаны как у Вавилонской башни. Здесь много народов, но все отличаются друг от друга, мало друг друга понимают и ходят каждый по себе. Чувства соборности нет. Кто-то смеется у картин Пикассо, а кого-то веселит и русская иконопись. Пальцы и фотоаппараты посетителей устремляются к шедеврам Рембрандта, Рафаэля и Леонардо.









Я тоже много чего фотографировал в Эрмитаже на память, и мало чем отличался от обычного обывателя-туриста, на глазах которого происходят как беспредельные вещи, так и религиозные откровения, а он идет мимо и только делает щелчки фотоаппаратом. В один из таких моментов фотофиксации происходящего, я увидел себя в зеркале в Павильонном зале, заполненном жаждущими зрелищ туристами и понял что я с окружающими к сожалению по одну сторону баррикад...

КОНЕЦ

Конкурс, Санкт-Петербург

Previous post Next post
Up