Кавказ-2003, август. Немного Безенги, из Чегема в Приэльбрусье и восхождения там (ретро-пост)

Feb 07, 2024 18:28

В августе 2003 г. у меня был первый опыт руководства горным походом, но он получился, будучи "первым блином", не полностью...
Грубый, от руки, трек путешествия.

Задумал я пройти из Безенги в Приэльбрусье. И выбрал самый "удачный" первый перевал в маршруте - Ракит. Космоснимков тогда нормальных не было, карты мало чего говорили, как и описание из книги Гранильщикова. А перевал, как я потом понял, крайне непростой в плане ориентирования, а главное - у него нет с востока предперевального цирка (кара) как такового. На том участке Каргашильского хребта сплошные крутые кулуары, балки, множество скал, в общем, выглядит это вот так:

В какое боковое ущелье тут не сунься, получишь каньоны, водопады, прижимы, скалы. В общем, мы сунулись в то, которое отметил стрелкой. Это я установил по фото, сделанному снизу, из долины Черека Безенгийского:

Лезли по ущелью, потом боковым склонам в обход каньонов, провешивая во многих местах веревки, благо всё скальное снаряжение было с собой. За 2 дня прошли едва половину пути к хребту, потом сделали разведку, убедились, что идея пройти тут - не лучшая, и вернулись примерно по пути подъема, провесив еще больше веревок. Для ночевок еле находили более-менее пригодные места, где приходилось хорошенько покопать, чтобы выровнять площадки. Далеко приходилось ходить за водой (хорошо, что она вообще была доступна). Всего ушло 4 дня. Осталась масса впечатлений, но деталей пути уже не помню, да и нет в них смысла. Из Безенги в Чегем, т.е. через Каргашильский хребет, есть либо некатегорийный перевал Шеки /Кышлык, либо пер. Столбовой 2-й через пик 50-летия КБАССР (но там подход под перевал от Безенги также непрост), ну и несколько более высоких, трудных перевалов, таких как  Спортивной Дружбы, Ортокара Восточный.

Несколько фото из нашей "Ракитской" эпопеи...

Начало подъема по безымянному ущелью.

Каменная пробка в ущелье. Тут первый пролез без рюкзака, закрепил веревку, и далее все по этой веревке залезли.

Это я первым и пролез. Вытаскиваю свой рюкзак, дальше все полезут.

На самом деле таких эпизодов было много. Но не везде было удобно доставать фотоаппарат. Посмотрю, что еще в архиве есть...

Этот водопад уже было не облезть, но нашелся обход слева (см. следующее фото).

Водопад с предыдущего фото остался позади. Пока поднимаемся пешком, но скоро надо будет вешать веревки...

Под вечер нашли хоть немного ровное место под какой-то скалой, и выровняли площадки для палаток.

Вот наш бивуак следующим утром.

Второй день снова ломились по крутым склонам, кулуарам, гребням вверх и вверх. Также провешивали опасные участки, где было куда падать.

Ох уж этот Каргашильский хребет... (фото сделано на следующий день)

Готовим площадки для второй ночевки

На третий день - сходили налегке на разведку. Вид по пути на наши палатки:

Разведка показала: конца и края кулуарам, скалам и крутым травянистым склонам нету.

Всё примерно такое.

Так что решили - завтра возвращаться в долину Черека Безенгийского.

На рассвете 4-го дня.

Примерно тем же путем, провешивая, где нужно, веревки, спустились в долину.

На этом фото - всё, что думаю о 5-дневном штурме перевала 1Б :)

Дальше поймали попутную "буханку", доехали до Нальчика, и оттуда попросили Бориса Саракуева организовать трансфер в верховья Чегема, на турбазу Башиль.

В селении Эльтюбю в Чегемском ущелье. Сторожевая башня Балкаруковых, 17 век. Вдали так называемая пирамида. Живописное место.

Башню строили явно сваны (см. мой фоторассказ про Сванетию-2014, например).

На территории турбазы Башиль. Она была, и сейчас остается, в полузаброшенном состоянии. Но если погода плохая (дождь), удобно переночевать в спартанских домиках. А для палаток выше по долине в сосновом лесу много приятных мест.

В долине Башиль-Аузсу. Впереди виден язык ледника Башиль. В настоящее время он сильно отступил, из-за чего подход с этой стороны под перевалы Грановского, Голубева, усложнился (конгломерат).

На леднике Башиль. Тогда, 20 лет назад, здесь ещё был чистый лёд, и путь справа от ручья, что на фото, был несложным - по тропке на крутоватом, но приемлемом склоне. Выше ручья на фото - развилка перед озером 3070 м: налево - к пер. Грановского, направо (прямо) - к на л. Сев. Башиль под пер. Голубева (куда мы и шли).

Нижний ледопад ледника Башиль.

Вершина Чаттау (4095 м) на закате.

Переночевав на стоянках ниже озера 3070 м, на следующий день по левобережной морене выходим на ледник Северный Башиль:

Сейчас, судя по свежим космоснимкам, в данном месте льда нет - одни бараньи лбы.

На закрытой части ледника связываемся и подходим под пер. Голубева (Сергея Яковлевича).

Перевал - по центру, с небольшим снежником. Подъем - по крутой живой осыпи, затем участку снега до 30 градусов. Седловина крупноосыпная, наполовину в снежном надуве.

На перевале.

Вид в сторону предстоящего спуска.

Спуск с перевала - 1 веревка на ледобурах по льду, покрытому снегом (в жаркие годы голый лёд и 2 веревки) (а сейчас не знаю, остался ли лёд вообще).

И по закрытому, затем открытому леднику Юном вышли на средние Кичкидарские ночевки.

Вид с ледника Юном на массив Адырсубаши (4346 м).

На средних Кичкидарских ночёвках.

Закат этого дня:

Язык ледника восточный Юном. Видно фигуру человека под большим камнем (который вот-вот сорвется вниз - см. далее).

На следующий день мы сходили на этот ледник и к этому камню в частности.

Далеко внизу наши палатки (3 синие слева)

А вот следы, как этот "камушек" скатился:

Прогулка по леднику Восточный Юном.

Вид на Эльбрус со средних Кичкидарских ночевок утром после шторма и ухода циклона. Абсолютно ясное небо.

Вот туда теперь и направляемся. Но сначала довольно протяженный спуск в альплагерь Уллутау, поиск транспорта в Терскол, перепаковка вещей, дозакупка продуктов.

На Эльбрус сходили по классике, с юга, базируясь в палатках у Приюта-11. Сходили за день сразу на обе вершины, благо погода была отличная в тот день 15.08.2003.
Некоторые фото...

6:23, рассвет, тень от Эльбруса, высота около 4700 м.

Солнце еще не вышло из-за восточного конуса Эльбруса. 7 утра.

Вид с высоты около 4800 м. Ушба, Чатын. В самой дали, возможно, Чутхаро. Справа Большой Когутай. А в правом нижнем углу - телескоп обсерватории Терскол:

Вот фото из интернета, для масштаба, здание телескопа в сравнении с трактором :)

Вид с подъёма на западную вершину на конус восточной вершины Эльбруса. Внизу на седловине и тропы можно, для масштаба, различить пиксели человечков.

Ура, западная вершина, 5642 м.

И, спустя 2,5 часа - восточная вершина, 5621 м.

Вернувшись на Приют 11, не стали снимать лагерь и валить вниз - решили отложить назавтра, полюбоваться закатами-рассветами.

Донгузорун (4454 м) на закате.

Панорама с утра:

Следующее в программе путешествия - восхождение на вершину Большой Когутай из долины Когутайки. А также на простой пик Кахиани.
На Когутай маршрут я описал давно: https://caucatalog.ru/bkogu/bkogu.html
На пик Кахиани подъем очевидный, по осыпям и простым скалам.

Некоторые фото...

Подъем по долине Когутайки.

Рододендроны.

Переклеил круговую панораму с вершины Большого Когутая. Кликабельно.

Эльбрус с пика Кахиани.

Далее попытались сходить на пик Чегет (высшую точку, Малый Донгузорун 3769 м), но погода не дала.

Следующая радиалка на пик Интеркосмос. Некоторые виды оттуда:

Вид на стену Донгузоруна-Накры по пути к вершине Интеркосмос. Кликабельно.

Накра.

Далее - поднялись на пик Иткол (3531 м).

Вид по пути: классика, Когутаи, Донгузорун, Накра, поляна Чегет.

Панорама с вершины пика Иткол на все верховья Баксана.

Эльбрус с пика Иткол.

Ещё давно хотел сходить на ледник Северный Донгузорун под стену Донгузоруна-Накры на безопасное расстояние. Вот так от подножия смотрится эта стена:

Также прогулялись в теснину Азау, на 105 пикет. В общем, обошли все окрестности Терскола.

Последующие годы начну постепенно расширять географию походов: на запад в Гвандру, Домбай, Теберду, на восток - Безенги, Осетия. А потом и на юг, Грузия: Сванетия, Рача, Приказбечье. И еще на восток: Ингушетия, Дагестан. Буду делать походы не только летом, но и зимой, и вообще в любое удобное время. Об этом в основном уже есть и отчеты, и фоторассказы на caucatalog.ru. (карта всех пройденных на 2023 год маршрутов)