"Какое волшебство - путешествовать по воздуху на шаре! Вот где действительно можно узреть красоту мира и насладиться полной свободой." - Жюль Верн, "Пять недель на воздушном шаре"
В нашем случае, за «красоту мира» отвечали Пирамида Солнца и Пирамида Луны в древнем городе Теотиуакан, расположенном в 50 километрах к северо-востоку от Мехико-Сити. Ведь именно над ними предстояло пролететь на воздушном шаре, а потом уже исследовать этот индейский город доколумбовой Америки ножками.
Конечно, полетать на воздушном шаре мечтали очень давно. Более того, данная активность входила в список “Must do in Life things”. В Штатах цены на полеты на воздушных шарах стартуют от $300 на одного, а вот в Мексике можно было уложиться в $500 на всех.
До столицы нашей южной соседки было всего два часа на самолете из Хьюстона (ближе, чем до
Сан-Диего или
Сиэтла), и мы в очередной раз поразились: как можно было столько лет игнорировать столь привлекательный город?
Внутри Кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы (исп.Catedral Metropolitana de la Asunción de la Santísima Virgen María a los cielos)
В самой Мексике уже доводилось бывать, см., например, рассказ
«Дорогами Юкатана», или первую часть путеводителя
“Yu Betta Belize It!”. Но до CDMX (Ciudad de México), как называют свой главный город местные, добрались только теперь.
Многие люди беспокоятся, что Мехико опасен. На самом деле, в столице относительно низкий уровень преступности по сравнению с другими регионами страны. Даже в некоторых штатах США криминала значительно больше, чем в CDMX.
Подозрительные места обычно находятся в специфических районах, что упрощает туристам выбор безопасных зон. Например, исторический центр очень хорош в качестве базы.
Оттуда легко дойти до главной площади Zocalo с монументальным собором, исследовать разные исторические здания (классная лестница в здании Почтамта - Palacio Postal) и археологические площадки.
А на Убере или Турибасе в два счета доехать до Музея Фриды Кало или до Музея Антропологии (must see).
Статуя Бога Воды (Dios del Agua) в Национальном Антропологическом музее
(Для тех, кому нужны наводки на что посмотреть - вот базовый
неплохой список от Lonely Planet.)
Сами поселились центрее не бывает - в отель Historico Central Hotel на 5 ночей, и именно оттуда одним ранним утром (очень ранним!) нас забрали, чтобы отвезти к воздушным шарам.
Тур заказывали через компанию Bamba travel, по $195 на каждого, который включал: трансфер от дверей и до дверей гостиницы, полет на воздушном шаре (в воздухе 45 минут), полетный сертификат, шампанское по приземлении, обед в мексиканском стиле. Входные билеты к пирамидам в стоимость не входят; они недорогие - $4 на взрослого, дети до 13 лет бесплатно. К определенному времени нужно было вернуться к месту стоянки шаттла, откуда нас доставили обратно в гостиницу. На весь тур закладывается 8 часов.
Подобрав по пути еще три компании из разных отелей, мы минут через 50 оказались на задворках городка San Martín de las Pirámides. На месте выяснилось, что все полеты в данной местности осуществляет компания Volare, которая продает билеты как напрямую, так и через агрегаторов.
Поэтому народу в этот ранний час собралось довольно много, около сотни человек. Все должны были пройти процесс регистрации в большом ангаре (фотка скана паспорта из облака вполне подходит; паспорт «живьем» таскать с собой в Мексике не надо). Потом согрев с помощью кофе (бесплатно от компании), и минут 20 ожидания, пока надувают шары.
А их, надо сказать, было очень много, каждый со своей командой. Куда входил не только пилот, с которым туристы поднимаются на высоту, но и наземная группа на траке, на постоянной связи. Именно от этих ребят зависит комфортное приземление шара.
На самом деле, большой воздушный шар с корзиной правильно называется «тепловой аэростат», или монгольфьер. Первый полет воздушного шара без людей состоялся 4 июня 1783 года. Это мероприятие произошло во французском городе Анно, когда братья Жозеф и Жак-Этьен Монгольфье запустили свое летающее чудо, названное "Монгольфьер".
Шар был надут горячим воздухом, который нагнетался с помощью костра внизу. Полет оценивали наблюдатели, включая короля Людовика XVI. Всё прошло успешно, шар достиг высоты около 600 метров и пролетел 3 километра, прежде чем спуститься на землю. Это историческое событие стало отправной точкой для развития аэростатики и полетов на воздушных шарах.
Людовик, кстати, запретил авторам проекта принимать личное участие в полете. Поэтому в первый пилотируемый рейс отправились не братья-изобретатели, а их друзья-ученые полгода спустя.
Нам купили синий-синий, презелёный, красный шар
Рассвет только-только начал пробиваться через тяжелые облака, а у нас на земле работа шла полным ходом: надо было «надуть» шары.
Для этого использовалась газовая горелка, расположенная под оболочкой и направленная вверх. В ней горит смесь пропана и бутана, которую берут на борт в баллонах. При нагреве воздуха, его плотность становится меньше, чем плотность окружающей атмосферы. Это создает подъемную силу, которая заставляет аэростат отрываться от земли. Чем больше объем нагретого воздуха (объем оболочки обычно составляет около 3 тыс. куб. метров), тем сильнее подъемная сила, и тем выше поднимается аэростат. См.
«Закон Архимеда», физика, 7 класс.
Чтобы снизить высоту аэростата, нагрев прекращается или уменьшается. Воздух внутри оболочки начинает постепенно остывать, и его плотность становится ближе к плотности окружающего воздуха. Это позволяет аэростату медленно снижаться.
У аэростата нет двигателя и руля. Имеется исключительно купол с корзиной, в которой находятся люди, газовая горелка, и запасные баллоны с газом. Всё. Так что желание рвануть стоп-кран надо в себе активно побороть.
Аэростаты обладают общим природным недостатком - они плавают по воздуху, и поэтому куда ветер дует - туда и шар летит. Однако изменять направление можно, изменяя высоту полёта, так как на разных высотах могут дуть ветры в разных направлениях.
Управление точным маршрутом или маневрированием на месте ограничено, и аэростаты обычно не используются для активного перемещения в пространстве.
Несмотря на это, полеты на шарах зарегулированы авиационными властями не меньше, чем в большой авиации. Каждый шар имеет регистрацию в реестре воздушных судов и сертифицирован Федеральным агентством гражданской авиации Мексики (AFAC Mexico). А пилоты обязаны пройти обучение, сдать экзамен, и получить лицензию, прежде чем их допустят до полетов.
Полеты выполняются по правилам визуальных полетов, то есть, при хорошей видимости, и при отсутствии сильного ветра. Летать можно только рано утром на рассвете или, наоборот, на закате: днем восходящие воздушные потоки от нагретой земной поверхности делают полеты небезопасными.
Когда большинство шаров уже стояли на попа, нас стали выкрикивать по фамилиям, и распределять по группам. В одну гондолу влезает 12 человек, разделенных по четырем углам на тройки; секции между собой не пересекаются. В центральной части находится пилот и газовые баллоны. Вес, кстати, не спрашивают.
В стенках корзины есть прорези, чтобы поставить ногу и перелезть внутрь. Никаких дверок-калиток не предусмотрено, так что готовьтесь махнуть ногой а-ля Волочкова, ну или ребята затащат как мешок с песком.
На счет три наземная команда отпускает веревки, и - полетели! Очень тихо, очень спокойно, и даже как-то торжественно. Потрясающие ощущения. Совсем не страшно, хотя через пару минут высота была ого-го, над линией утреннего тумана.
Самое интересное, что в это же самое время, взлетало еще пара десятков шаров. Некоторые близко друг к другу, другие - в отдалении. Как стайка мальков - каждый сам по себе и все вместе.
Яркие и спокойных оттенков, с абстрактным рисунком и с большим желтым смайлом на боку. Тени - одно из огромных удовольствий полетов на воздушном шаре: каждое дерево, изгородь, даже коровы и собаки имеют длинные, отчетливые тени, которые еле различимы на поверхности земли. А с определенной стороны можно заснять тень с радужкой на облаке даже от собственного шара (глорию).
Мы переборщили с одеждой, т.к. думали, что замерзнем на высоте, поэтому оделись в куртки-шапки. Так вот шапки были совершенно лишними, да и куртки вскоре пришлось расстегнуть.
Жар от горелки долетал до всех четырех углов гондолы, к тому же адреналиновый выброс подогревал изнутри. Пилот решил поиграть в ди-джея, и поставил… что бы вы думали? Конечно, Gipsy Kings “Volare, oh-oh, cantare, oh-oh-oh-oh”:
Click to view
Тем временем, плотный фронт тумана надвигался как раз в нужном нам направлении. Пилот даже стал сомневаться, что мы увидим пирамиды сверху.
Он постоянно держал связь с наземной командой, и в какой-то момент, по их указке мы хорошо так прибавили в высоте, а затем нас понесло в бок. И сразу открылась Пирамида Луны, буквально на 5 минут. Отличная слаженная работа, что тут сказать.
По касательной мы пролетели над древним Теотиуаканом, и где-то на исходе часа начали снижаться.
Вокруг Сан-Мартина разбросано много пустых полей, что было особенно заметно с высоты. Это всё посадочные площадки для воздушных шаров, которые, пролетая над неказистыми домами, над веревками, с развешанным на них бельем, над блеющими козами, наконец мягко тюкаются в утоптанную землю. При приземлении надо согнуть колени и схватиться за кожаные петли-поручни в стенках гондолы на случай того, что корзина завалиться на бок. Но в нашем случае всё прошло просто замечательно, даже удара о землю почти не ощутили.
Тут же подбежали ребята из наземной команды и стали подталкивать шар к кузову грузовичка. Пилот в это время поддавал чуть-чуть жара горелкой, так, что шар лишь низенько подпрыгивал, направляемый веревками. Наконец, прыжок повыше - и мы все в кузове и на шаре одновременно. Зрелище со стороны, наверное, забавное. Пилот сказал, что есть умельцы, которые умеют сажать аэростаты прямо в кузов, но это из разряда городских легенд - все про таких слышали, но никто не видел.
Тут же открыли бутылку шампанского, а для детей - лимонад, и мы все вместе подняли тост за удачное приземление. Традиция, кстати, тоже пошла от Людовика XVI - именно так он чествовал братьев Монгольфье после удавшегося эксперимента.
Прямо в корзине мы доехали до ангара, где проходили регистрацию, пересели в комфортные шаттлы, и минут через 10 были уже на входе в Теотиуакан.
Но это история для другого фоторепортажа. А напротив строчки «полет на воздушном шаре» теперь можно было смело ставить галочку “done”.
Volare, oh-oh, cantare...
Time-lapse video >> Хьюстон - Мехико-Сити.