Холменколбаккен - большой трамплин для прыжков, расположенный на холме в местечке Холменколлен, в 12 километрах от города Осло, столицы Норвегии.
Это место очень популярно у туристов. Каждый год до пандемии его посещали около миллиона человек.
В Хольменколлене регулярно проходят чемпионаты мира по лыжному спорту и биатлону, а каждый март здесь проводят Хольменколленские лыжные игры, которые являются одним из самых любимых праздников в стране, сравнимые с Днем Конституции.
Во-первых, сюда очень легко добраться, даже не арендуя автомобиль - станция метро называется Holmenkollen. Получается, что Холменколлен - пригород Осло.
Во-вторых, это совершенно бесплатная опция для жителей расположенных неподалеку отелей.
Можно совершить приятную прогулку, и за небольшой промежуток времени получить много ярких впечатлений и большее количество красивых фотографий.
Подобного рода сооружения - настоящий рай для любителей как спорта, так и архитектуры.
Я без сожаления использовал пару свободных утренних часов для исследования данного спортивного сооружения, которое находится в свободном доступе.
Кроме этого, с холма Холменколлен открывается впечатляющий вид на фьорд.
Из отеля Scandic, в котором мы живём, путь до трамплина занимает считанные минуты.
Если идти по автомобильной дороге (а карабкаться по крутым склонам холма нет желания и необходимости), то трамплин Холменколбаккен появляется с неожиданного ракурса.
На первый взгляд кажется, что это лишь технологическая надстройка над автомобильным туннелем, пробитым в скальной породе.
Лишь тросы канатной дороги и линии опор намекают, что здесь находится нечто более масштабное.
Трамплин Холменколбаккен, а правильнее сказать, его трибуны, вмещают 70 000 зрителей.
В Холменколлене с 1892 года проходит Холменколленский лыжный фестиваль , который с 1980 года является частью Кубка мира FIS (Международной федерации лыжного спорта) по прыжкам с трамплина, а с 1983 года - Кубка мира FIS по лыжному двоеборью.
Здесь также проходили зимние Олимпийские игры 1952 года и чемпионаты мира по лыжным видам спорта FIS в 1930, 1966 и 1982 годах.
Мужские и женские рекорды Холменколленского холма собраны на доске рекордов. История женских рекордов, как можно заметить невооруженным взглядом, значительно короче.
Чтобы сделать холм Холменколлен еще более привлекательным для туристов, на его территории доступны:
Лыжный музей Холменколлен, в котором представлена история лыжного спорта Норвегии
В музее есть симулятор, который позволяет публике визуализировать лыжный трамплин, и "разогнаться" на виртуальных лыжах до скорости 130 км/час
сувенирный магазин
Фотовыставка, посвященная памяти легендарного спортивного фотографа Тома Сандберга
кафе с сопутствующими приему пищи зонами (совершенно бесплатными)
памятник Фритьофу Нансену - норвежскому полярному исследователю
памятник собаке-спасателю
небольшая "зимняя" фотозона
и чучелко бабушки-троллихи с метлой (недоступно для селфи, ибо высоко)
Если подняться выше зрительских трибун, и посмотреть на окрестности, то можно увидеть деревянную церковь Хольменколлен. Это реконструкция старой деревянной постройки 1903 года, которая в 1992 году сгорела.
По секторам спортивного комплекса, предназначенным для зрителей вдоль горы разгона, можно передвигаться совершенно беспрепятственно.
Перебираясь из сектора в сектор в поиске интересных ракурсов для фото, невольно обращаю внимание на состояние бетона, из которого сделаны террасы.
Если верить официальным источникам, последняя масштабная перестройка проходила здесь с 2008 по 2010 год.
Тогда трамплин и окружающие его спортивные объекты, по сути, были снесены и построены заново.
Качество несущих конструкций на высоте.
Я имел возможность изнутри видеть несколько стадионов, построенных к Чемпионату мира по футболу 2018 года в ряде российских городов, и там состояние несущих конструкций и перекрытий куда печальнее.
Конечно, изъяны есть везде, но в Холменколбаккене их минимальное количество, и поэтому они особенно бросаются в глаза.
Может быть секрет в выборе подрядчика, и контроле за качеством его работ? Не могу этого утверждать, поскольку сам не строитель, но некоторые факты и цифры из истории строительства и реконструкции трамплина Холменколбаккен приведу в данном рассказе.
Для начала могу назвать цифру, в которую обошлась норвежскому бюджету последняя реконструкция, длившаяся с 2008 по 2010 год, и кардинально изменившая облик объекта.
Это 715 миллионов норвежских крон, причем итоговая сумма серьезно превысила первоначальную смету и стоила кресел нескольким высокопоставленным чиновникам. Но о них рассказ чуть ниже.
История сохранила историю превращения холма в трамплин. Вкратце это было так: для строительства трамплина в 19 веке нужно было срубить несколько деревьев, а когда выпадал снег, на место, где совершались прыжки, нужно было положить ветки. Вот и вся технология.
Первое соревнование в таких "экологически чистых" условиях состоялось 30 января 1892 года, и его посетило от пятнадцати до двадцати тысяч человек (разные источники называют разные цифры), которые видели, как прыгуны достигали высоты от 15 до 21,5 метра (точность измерений тогда тоже была не на высоте).
В течение первого десятилетия работы трамплина горы разгона и приземления перестраивалась каждый год, поэтому их положение менялось. В 1894 году прошла первая серьезная реконструкция, которая обошлась бюджету в 2 тысячи норвежских крон.
В 1904 году гору разгона перестроили из камня, придав ей более оптимальное расположение на холме. Перед сезоном 1907 года посадочный склон был немного расширен и углублен.
Находившееся в зоне приземления озеро в свободное от соревнований время функционировало как каток. Интересный факт: хитрые отельеры с 1913 года продавали озеро-каток постояльцам отелей как часть услуг их гостиниц.
Забегая вперед, добавлю - отели для своих нужд брали воду из этого озера. И хотя в рамках мероприятий по реконструкции трамплина озеро было частично осушено в 1928 году, проект по истреблению водоема из-за сопротивления владельцев отелей удалось завершить лишь к 1931 году. Это привело к значительному увеличению полосы приземления трамплина.
В 1910-х годах в Соединенных Штатах стало нормой строить трамплины с надстройкой для бега, но норвежская пресса назвала это нововведение "мерзостью".
Перед сезоном 1914 года на трамплине была сделана стальная надстройка высотой 10 метров. Это вызвало массу негатива в местной прессе. Общественность считала, что прыжки на лыжах с трамплина должны совершаться только на холмах естественного происхождения.
Первые обкатки новой горы были проведены 15 января с прыжками на 34 метра. На тот момент это считалось самым дальним прыжком. Впоследствии холм неоднократно расширяли, делая его более крутым, засыпали посадочный склон землей и засевали травой для улучшения профиля.
На следующий день после лыжной гонки в 1927 году скандально известная стальная надстройка из-за коррозии металла в сочетании с сильным снегопадом рухнула.
Это вызвало большой скандал и привело к введению общественного контроля над строящимися объектами в Норвегии. Возможно, именно это по сегодняшний день гарантирует высокое качество строительных работ.
За время своей трамплинной жизни холм перестраивался 19 раз. Ключевые обновления включали возведение каменного взлета в 1910 году, надстройку 1914 года и новую надстройку в 1928 году вместо сгнившей и рухнувшей.
Во время Второй мировой войны Холменколбаккен использовался как военный объект. Чемпионаты мира в Европе то время были отменены. Немецкие оккупационные войска в течение пяти лет использовали холм как площадку для зенитной артиллерии, а сам трамплин был перекрашен в зеленый цвет. Повреждения, полученные объектом во время войны сделали необходимостью очередную реконструкцию, датированную концом десятилетия.
В 1948 году Осло получил право на проведение зимних Олимпийских игр 1952 года . Это породило бурю планов и море проектов. До той поры зрительские трибуны по сторонам холма были временными, и перед Олимпиадой они были реконструированы в стационарные. Также была построена башня жюри, помещения для делегаций, королевской семьи и радиорубка. Модернизация обошлась в 1,5 миллиона норвежских крон, которые выделил муниципалитет города Осло.
Кроме этого, на насыпанной части холма было построено трехэтажное здание с лыжным музеем на двух нижних этажах и рестораном на верхнем этаже. Озеро, которое методично истребляли в 20-е годы, было вырыто вновь. Причем, на глубину уже 6 метров. Летом оно становилось местом отдыха и купания для жителей города.
В 1979 году Осло был выбран местом проведения чемпионата мира по лыжным видам спорта FIS 1982 года, и, как следствие, потребовалась очередная модернизация Холменколбаккена. Стоимость работ составила 50 миллионов норвежских крон, из которых Норвежская федерация лыжного спорта внесла 5 миллионов, а муниципалитет Осло и государство разделили остальную часть. Большие расходы привели к очередным общественным дебатам. Весомая часть трат пошла на оснащение комплекса электронными табло и внедрение новых технологий, как то видеосистема Robotron, заменившая ручное измерение результатов соревнований, и централизованная система подсчета очков.
Помимо обновления основных служебных помещений, под бульдозер отправились невесть каким образом дожившие до того момента последние деревянные трибуны.
22 сентября 2005 года Международная федерация лыжного спорта (FIS) сделала громкое заявление, что если Осло намерен принимать чемпионаты мира и турниры Кубка мира, то необходимо построить совершенно новый Холменколлбаккен. До этого аналогичные реконструкции были проведены с Schattenbergschanze в Оберстдорфе (Германия), и Bergiselschanze в Инсбруке (Австрия).
В декабре 2005 года Норвежское управление культурного наследия дало разрешение на снос башни трамплина при условии, что она будет заменена новой действующей с аналогичным архитектурным качеством и сохранит свою функцию ориентира.
Чиновники подчеркнули, что сохранения достойна сама деятельность, а не существующая структура. 1 марта 2006 года городской совет принял решение подать заявку на участие в чемпионате мира и построить новый холм. В мае 2006 года Осло выиграл право проведения чемпионата мира 2011 года.
Снос старого Холменколлбаккена начался 16 октября 2008 года. Из-за реконструкции холма Турнир Кубка мира 2009 года прошёл в Викерсундбаккене.
А теперь самое интересное - цифры. К концу 2008 году общая стоимость реконструкции холма увеличилась до 1,2 миллиарда норвежских крон.
В 2009 году она выросла до 1,8 миллиарда. Комиссар Осло по вопросам бизнеса и культуры Анетт Уиг Брин, представитель Партии прогресса (Fremskrittspartiet), была вынуждена покинуть свой пост из-за перерасхода средств. В аналитическом отчете, заказанном муниципалитетом Осло, был сделан вывод о том, что стремление к экономии средств, чтобы остаться в рамках бюджета (который изначально был недооценен), привело к замедлению технических процессов и темпов строительства, что в свою очередь, привело к увеличению затрат.
Воистину, скупой платит дважды.
Как я уже писал выше, итоговая стоимость реконструкции только одного нового "большого холма" Холменколлен составила 715 миллионов норвежских крон, а общие затраты на модернизацию национальной арены и инфраструктуры вылились в 2 миллиарда 426 миллионов норвежских крон.
Эта цифра включала строительство нового лыжного стадиона рядом с Холменколлбаккеном и Мидтстубаккеном, а также модернизацию линии Холменколлен.
Итак, в период с 2008 по 2010 год вся массивная железобетонная конструкция была снесена и перестроена в соответствии с актуальными требованиями Международной федерации лыжного спорта.
1 января 2018 года обновленный Холменколлен впервые принял соревнование Кубка мира по параллельному слалому среди мужчин и женщин.
Неудивительно, что в месте с такой богатой историей всегда много туристов.
Фото 2019 года.