Алтай мы раскрывали не торопясь, шаг за шагом, по нарастающей. Едва пересекши границу, мы тормознули в столице республики, о которой были
два предыдущих поста. За следующей ступенькой далеко ехать не пришлось. Основной рекреационный кластер региона, в котором оседает процентов 80 всех туристов, начинается сразу за городской чертой. Чуйский тракт от Горно-Алтайска до Усть-Семы и ответвляющийся от него там Чемальский тракт - сплошная курортная зона. Сугубо нашенская, со всеми вытекающими плюсами и минусами. Всему этому - красивой природе, Катуни, сувенирному барахлу, очередям и некачественному сервису, будет посвящён сегодняшний рассказ. Добро пожаловать на Алтай туристический!
1. Практически сразу после выезда из Горно-Алтайска атмосфера вокруг становится неуловимо курортной. Сплошные предложения всяких экскурсий, ночлега, указатели на всевозможные достопримечательности и объекты сервиса, масса расслабленных людей вокруг. Не покидает ощущение, что где-то за углом черноморский пляж. Но главный водный объект тут - Катунь, вдоль которой и растянулась вся эта зона:
2. В этих местах ещё нет тех потрясающих горных пейзажей, что ждут в
дальней части Чуйского тракта, но природа уже более чем живописная:
3. Обязательный атрибут туристических мест - сувенирные ярмарки. Они есть тут практически в каждой мало-мальски значимой точке и порой поражают своими масштабами. Зачастую на них продают откровенное барахло, среди которого в обязательном порядке будут игрушки (чтобы дети заставили родителей раскошелиться), китайские безделушки, всевозможная алтайская эзотерика, продукты из маралов и всякая обыденная ерунда в пергаментной бумаге и с красивым крафтовым дизайном, преподносящаяся как нечто эксклюзивное и уникальное.
4. В этой зоне много характерных точечных достопримечательностей типа всяких водопадов, отдельно стоящих скал, уникальных рощ и т.п. Предположу, что природных объектов подобного характера в дальней части Алтая даже больше, но именно тут их обозвали личными именами, каждому придумали красивую легенду и включили в путеводители. Просто потому что здесь народу больше. Но именно из-за этого половина этих достопримечательностей прошли мимо нас. Огромные очереди, толпы народу, платное посещение практически каждого такого места, зачастую невозможность нормально добраться во внезапной здешней жаре и духоте отбивают всё желание что-то тут смотреть. И если мимо скалы «Чёртов палец» мы проскочили из-за невозможности подъехать близко на машине, то Тавдинские пещеры мы всё же попытались посетить. И скала, и пещеры находятся на противоположном от Чуйского тракта берегу Катуни, а там, к моему удивлению, ещё Алтайский край. За проезд по подвесному мосту через Катунь, соединяющему регионы, придётся заплатить:
5. Таким образом, пересекая Катунь мы пересекаем границу субъектов федерации. Но никаких указателей нет, да и инфраструктура никак не меняется. Эта часть Алтайского края больше похожа на республику Алтай, и логистически, и по своей сути тяготеет скорее к ней. Но есть один момент. Со стороны Алтайского края территорию вдоль Катуни образовали в особую экономическую зону с уклоном в туризм. Видимо, чтобы оттянуть потоки туристов из республики. Тут должно быть много объектов размещения, горнолыжные курорты и т.п. Но из очевидных достопримечательностей здесь только Тавдинские пещеры. В глаза бросается разве что современный вид парковок, уличных фонарей и ларьков.
6. Проход к Тавдинским пещерам платный. Для того чтобы попасть хотя бы к кассам, необходимо сначала преодолеть очередной круг ада сувенирный развал. И в итоге мы все равно упёрлись в хвост добротной такой очереди. Отстоять минут двадцать на жаре за билетами ещё туда-сюда, но тут ты понимаешь, что то же самое ждёт и дальше. В пещеры много народу не влезет, так что толкотня ждала скорее всего и там. Настроение и так было слегка подпорчено духотой и толпами, повторять
китайский опыт не хотелось. Так что здесь мы сели обратно в машину и поехали дальше.
7. Редкие для этой части Чуйского тракта старые дома, оставшиеся ещё со времён до туристического бума:
8. Следующая остановка - посёлок Барангол, уже практически перед самой развязкой с Чемальским трактом. Отсюда добираются к Камышлинскому водопаду, ещё одной раскрученной достопримечательности курортной зоны Алтая. Здесь, конечно же, сувенирные лавки и всякий мелкий перекус. Соблазнились на «горную ежевику». В Сочи было вкуснее, хотя терзают смутные сомнения, что и там, и тут она в лучшем случае с огорода, а в худшем и вовсе не местная. Тут мы решили, что на водопад надо попадать любой ценой, т.к. две точки мы и так уже благополучно проехали.
9. Добраться до водопада, расположенного на противоположном берегу в двух километрах выше по течению, можно двумя способами - пешком или на моторной лодке. Но за оба варианта придётся заплатить. Для пешей прогулки нужно пересечь Катунь, а проход по мосту платный. Говорят, ещё и в конце тропы могут взять за вход на территорию водопада, но мы не проверяли - поехали на лодке.
10. Этот вариант существенно дороже, но зато идти не придётся. Виделось что-то наподобие такси. Но по факту поездка на лодке оказалась ещё и аттракционом - приобщением неискушённых к одному из главных местных развлечений, моторафтингу. Широкая, порожистая и холодная Катунь с сильным течением крайне популярна у любителей сплавов, но считается сложной и опасной. Случаются и летальные исходы. Однако проехать пару километров на моторке, управляемой опытным водителем, казалось идеей разумной и безопасной. Пока мы не тронулись…
11. Проезд тут недешёвый. Даже самый экономный билет на одного человека стоит что-то около 700 рублей в одну сторону. Но есть варианты и дороже - «с брызгами» и «экстремальный». Уж не знаю, что там предлагают, но нам и за свои 700 рублей хватило брызг и адреналина так, что руки белели от той силы, с которой приходилось держаться за ручки надувной лодки. Кажется, их капитаны от скуки ловят кайф от визгов самых эмоциональных пассажиров и нарочито пижонят, заводя лодки во что-то типа заносов на большой скорости. Благо, что при посадке всех в обязательном порядке заставляли надевать жилеты. Эта поездка за весь день, пожалуй, стала самым ярким впечатлением. Характерное развлечение современного Горного Алтая, конечно, досталось нам в сугубо демонстрационном и смягчённом виде и нацелено явно на соблазнение и рекламу. И оно работает! Ловлю себя на мысли, что окажись я там снова, попробовал бы моторафтинг уже в более крупных дозах.
12. Сам водопад. В принципе, достаточно зрелищный. Можно подняться к нему (ещё за одну доп. плату), можно встать под струи. Но после всевозможных поездок
по Кавказу или
Карелии уже не так впечатляет.
13. Более того, он, вообще говоря, ещё и искусственный. В 30-е годы местный колхоз дамбой изменил русло реки Камышла для строительства водяной мельницы. Вода в итоге пошла через эту скалу, образовав эффектный водопад:
14. У водопада, само собой, сувениры, перекус, тарзанка и ещё с десяток сравнительно честных способов отъёма денег у населения:
15. В Усть-Семе сворачиваем на Чемальский тракт. Эта тупиковая дорога тянется вдоль Катуни, от которой Чуйский тракт, в свою очередь, здесь уходит в сторону, чтобы вновь встретиться с ней выше по течению.
16. Природа тут дюже живописна, да и климат ещё не такой суровый, как в южной части республики. Вкупе с Катунью эти факты и сделали Чемальский тракт главным курортом Алтая.
17. Чем ближе к Чемалу, тем сильнее тракт облеплен турбазами и базами отдыха. Более дорогие расположены на берегу Катуни и имеют к ней выход. Дорога идёт на небольшом отдалении от реки, так что места между берегом и трассой хватает как правило только на одну базу. Эконом-варианты находятся через дорогу от реки.
18. Есть тут даже пара достаточно дорогих и комфортных баз с огромными территориями и развитой инфраструктурой, больше похожих на какой-нибудь крупный санаторий. Но чаще всё же это небольшие куски земли у берега с наспех возведёнными на них щитовыми домиками. Народ едет сюда в лютых количествах, платит за любые условия, поэтому хозяевам сильно можно не стараться.
19. Как показалось, значительная часть отдыхающих тут из окрестных сибирских регионов. Сибирь хоть и большая, но если посмотреть на карту, основное население сосредоточено достаточно плотно. Один только небольшой по площади квадрат Новосибирск - Томск - Кузбасс - Барнаул потянет на несколько миллионов жителей. А если добавить сюда Омск и
Красноярск, расположенные чуть дальше, и вовсе получится огромная плотная агломерация. От Новосибирска сюда, например, ближе, чем от Москвы до
Селигера. Вполне можно мотаться на выходные. Не ошибусь, если предположу, что у новосибирцев и дачи здесь имеются. Многие приезжают сюда отдыхать, а не путешествовать. В связи с этим тут развит всевозможный экстремальный спорт, благо что местность к этому более чем располагает. Но есть, видимо, и прослойка неспортивная. Пиво, наряду с мороженым, в здешних немногочисленных магазинах кончается уже где-то к полудню, а разговоры в очередях исключительно про рыбалку.
20. Несмотря на название, дорога в Чемале не заканчивается и тянется ещё существенно дальше вдоль Катуни. Однако плотность турбаз за Чемалом резко падает, да и отдыхающие туда выбираются гораздо реже. Крупное по местным меркам село-райцентр Чемал является как бы крайней бусиной на этом туристическом ожерелье:
21. И именно в Чемале расположены две едва ли не единственные рукотворные достопримечательности всей этой рекреационной зоны - храм на острове Патмос и ГЭС. Неподалёку от храма есть, неожиданно, бесплатная парковка, да и в самом селе минутах в десяти ходьбы от острова можно найти место. По пути начинают попадаться церковные постройки:
22. Здешний Патмос (отсылка к греческому острову с крупным значимым монастырём) не обладает какой-то древней религиозной историей. Первая церковь появилась тут на берегу в конце XIX-го века, а на остров перенесена и вовсе в 1915-м. Уже в 1920-м всё было разрушено. Здешняя женская община даже статус монастыря не успела получить. Всё, что мы видим здесь сегодня, новодел, причём зачастую совсем свежий. Формальный статус - скит барнаульского Знаменского монастыря.
23. Так чем же так популярно это место? Почему для попадания туда люди даже под дождём готовы стоять полчаса в очереди, а мы отстояли её дважды, два дня подряд?
24. Дело в невероятной живописности этого места. Одно дело огромный каменный остров посреди потрясающей самой по себе Катуни с голубой водой:
25. И совсем другое дело, когда на этом острове стоит красиво вписанная в пейзаж церковь:
26. А на сам остров ведёт подвесной мост на щекочущей нервы высоте:
27. Очередь тут образуется из-за пропускной способности во-первых моста:
28. А во-вторых самого острова. Места на нём совсем немного, и если бы все желающие разом оказались там, они бы посыпались в Катунь с высокой скалы, как персы в фильме про 300 спартанцев.
29. Да и сам мост всех вряд ли бы выдержал, так что на него пускают порциями, причём строго в одном направлении:
30. Учитывая, что это ещё и редкое на Чемальском тракте место, бесплатное для посещения, эти меры выглядят справедливыми, и тут можно и потерпеть.
31. Нынешняя церковь Иоанна Богослова на Патмосе построена в 2000-м, но вроде как является точной копией исходной. Её сдержанные формы хорошо гармонируют с буйством здешней природы. Места на узком скалистом острове практически нет, только крохотная площадка перед храмом:
32. Вторая достопримечательность Чемала, ГЭС, расположена буквально в паре сотен метров от острова с храмом. Удобнее доехать туда на машине. Правда, парковка там уже платная, и пешком от неё тоже придётся пройти. Мы пошли напрямую от монастыря по козьей тропке вдоль обрыва над Катунью:
33. Эта прогулка стоит того. Здешние пейзажи восторгают зрелищностью:
34. Катунью вообще налюбоваться сложно. Она хороша практически на всём своём протяжении, особенно на территории республики Алтай. Здесь, пожалуй, одни из самых каноничных видов на неё:
35. Но тропка стрёмная, расслабиться не выйдет. Особенно если идёте с детьми: держать за руку будете от начала до конца. Не сказать, что совсем уж страшно, но у нас на глазах у прохожего случился приступ паники.
36. Чемальская ГЭС построена в 1935-м; в 2011-м, после аварии, выведена из эксплуатации. По смыслу чем-то напоминает
Порожскую ГЭС на Урале, но там красивее и народу меньше.
37. ГЭС и её водохранилище расположены уже на реке Чемал, в самом её устье, при впадении в Катунь. Пока мы шли по тропе, мы оказались уже на берегу Чемала.
38. На пешеходный мост через Чемал очереди с обеих сторон. Не поинтересовался, бесплатный ли он, нам туда не надо было. Раньше вроде можно было по самой плотине перейти, но сейчас она закрыта. Вообще везде пишут, что и у ГЭС всегда невыносимые толпы народу, но нам повезло. Здесь было терпимо. Эта очередь по алтайским меркам - ерунда:
39. Небольшое водохранилище выше плотины:
40. На его берегу нашлась почему-то брошенная строительная техника. На прошлом кадре ещё вдалеке бульдозер видно:
41. Вид с обратной стороны:
42. Молодёжь ловит попутку на остановке в Чемале. Один залез на крышу:
43. А это уже просто Катунь, ближе к Усть-Семе. С трудом нашли место у берега, не занятое какой-нибудь турбазой. Купаться в Катуни, само собой, не стоит. С таким течением и порогами убьёшься моментально. Да и холодная она дай боже. Сжав всю волю в кулак, удалось зайти лишь по колено. Дальше от холода просто бежишь обратно.
Если абстрагироваться, то алтайская курортная зона, включающая Чемал, Чемальский тракт и начальный участок тракта Чуйского, - место, бесспорно, красивое. Здесь есть что посмотреть и где насладиться природой. Но характер отдыха тут и уровень туристического сервиса оставляют желать лучшего. Да, у нас много где так бывает в популярных рекреационных местах. Лишь в отдельных точках, преимущественно западнее Урала, стали появляться положительные организационные проблески. Алтай выделяется лишь тем, что тут ну очень высокое предложение туристических услуг, и как раз в наши годы он переживает взрывной рост популярности. Но на Алтай всё равно стоит ехать. Не ради шашлыка на берегу Катуни или достопримечательностей Чемала, а ради природы дальней его части, куда можно добраться по Чуйскому тракту. Кататься по нему мы поехали после Чемала. Так вышло, что
первую часть рассказа о нём я уже написал, так что в следующий раз продолжим поездку.