По Транссибу до Новосиба, ч.1: Москва - Пермь

Nov 30, 2021 13:30



Богатые, да и не только, иностранцы приезжают в Россию, чтобы прокатиться по легендарной Транссибирской магистрали. Для них это - одна из главных достопримечательностей нашей страны. Мы, россияне, гордимся этим, но на практике в массе своей дежурно ругаемся на РЖД, шутим про мокрое бельё и висящие в проходе ноги и предпочитаем самолёты. Людей, с целью развлечения садящихся в поезд на несколько ночей, всё меньше, и в глазах окружающих они выглядят забавными романтиками. Я, конечно, всегда хотел стать одним из них, но всю жизнь находились какие-то причины отложить такое путешествие. Пандемия же наконец сделала эти планы хоть отчасти реальными. Проехать целиком путь до Владивостока со всей семьёй не представлялось возможным, так что этот интеграл придётся брать по частям. И хоть доехал я в итоге всего лишь до Новосибирска, зато не жалея сил и плёнки фотографировал всю дорогу из окна и на остановках, и этим кадрами, а также своими впечатлениями, и хочу поделиться. Объёмный рассказ будет разбит на три части. Сначала доедем до Перми.


1. В путешествие по Транссибу отправляемся, конечно же, с Ярославского вокзала:


2. От жизни я отстал изрядно. Готовясь к путешествию весной 2021-го, с разочарованием узнал, что поездов «Москва - Новосибирск» уже несколько лет как не существует в природе. Даже фирменного «Сибиряка» отменили «из-за падения пассажиропотока». В итоге кто решит добраться из столицы в третий по величине город страны, вынужден будет пользоваться транзитными поездами, что сразу делает дорогу на порядок менее комфортной. Оставшиеся фирменные поезда, проходящие через Новосибирск, оказались неудобны по расписанию: либо из Москвы отправляются посреди дня, либо туда прибывают глухой ночью. Самым адекватным по времени оказался скорый «Москва - Красноярск».


3. Но во-первых в комфорте он фирменным существенно проигрывает. Во-вторых для транзитных пассажиров для продажи открыты только пара вагонов, остальные - только для тех, кто едет от начала до конца. Вот и получается, что от Москвы до Новосибирска добираться придётся какими-то неудобными поездами и вагонами. Чувствуешь себя обделённым.


4. После Мытищ - съезд на Монинскую ветку и выход на Горьковское направление во Фрязево. Задаюсь вопросом, неужели участок от Курского вокзала до Фрязево настолько загружен, что имеет смысл делать этот крюк? Тем более что часть поездов на Транссиб следуют по ярославскому ходу через Данилов - Буй.


5. Проезжаем Орехово-Зуево с его промышленной архитектурой:


6. Клязьма здесь выполняет функцию границы между Московской и Владимирской областями:


7. Далее поочерёдно несколько промышленных городков запада Владимирщины, нанизанных на железнодорожную и параллельную ей автомобильную магистраль. Покров:


8. Петушки:


9. Одну из главных достопримечательностей Петушков видно прямо с дороги - это, наряду с московской Шаболовкой, одна из восьми сохранившихся гиперболоидных башен инженера Шухова. Здесь она выполняла функцию водонапорки. При адаптации линии под «Сапсаны» её чуть не снесли, но в итоге даже реконструировали:


10. Неприметный городок Костерёво. Если заранее не знать, то и не догадаешься, что это город:


11. Станция Ундол в городе Лакинске:


12. Закат над владимирскими лесами и болотами:


13. Какая-то большая дорожная стройка под Владимиром. Вероятно, скоростная трасса «Москва - Казань». Жду не дождусь возможности по ней прокатиться:


14. Владимир встречает аккуратными многоэтажными районами. Всегда удивлялся, насколько приятны первые парадные виды этого города при въезде со стороны Москвы:


15. С момента моего первого посещения Владимира этот город изменился очень сильно. Если в 2013-м я возмущался неухоженным и практически деревенским обликом одного из главных городов Золотого Кольца, то сейчас он этому статусу очень даже соответствует. Центр старого Владимира превратился во вполне достойную туристическую зону с пешеходными улицами и всевозможным благоустройством. После написания своих ворчливых постов я был там уже раза три, но обновить рассказ так и не дошли руки.


16. Во Владимире - первая остановка на пути. Можно и нужно выйти размяться, проникнуться духом дальней дороги на поезде:


17. Прямо с перрона видны главные достопримечательности города. Красота!


18. Едем дальше. На восточной окраине Владимира - Свято-Алексиевский Константино-Еленинский монастырь. Его я тоже в своих постах про город показывал.


19. Дело к закату. Подъезжаем к Боголюбово, где не выходя из вагона можно увидеть ещё достопримечательностей федерального уровня.


20. Боголюбский монастырь. Во время поездки во Владимир осенью 2019-го я наконец-то и сюда добрался, восполнив этот пробел на карте своих путешествий. Только написать тоже всё никак не успеваю:


21. И, конечно, храм Покрова на Нерли. При каждом проезде этой дорогой половина поезда стабильно прилипает к окнам в этот момент, и я не исключение. Красиво!

22. Последний пункт первого дня пути - Ковров. Впервые увидел этот город, хотя бы из окна. До этого только ночью проскакивал. За Ковровом солнце село окончательно и пассажиры отправились спать.


23. Проснулся я уже под хмурым небом Кировской области. Был здесь только один раз, в 2015-м, и по Транссибу дальше самого Кирова не ездил. Начиная с этого места для меня всё было новым.


24. В Кировской области я застал Зуевку - типичный небольшой городок, появившийся при строительстве железной дороги и по сей день живущий ею:


25. На привокзальной площади - паровоз-памятник и воинский мемориал. Считай, из окна поезда уже половину достопримечательностей города увидел:



26. Столовая рядом с вокзалом. При её виде просыпается ностальгия по детству. В голове сразу всплывают картинки клеёнки, пластиковой солонки с перечницей, котлеток и компота в стеклянном стакане. Хочется зайти. Но потом включается развившийся за это время избалованный москвич и начинает бояться отравления...


27. На всём протяжении пути обращает на себя внимание контраст между богатой и добротной инфраструктурой РЖД и унылыми образами небольших провинциальных населённых пунктов:


28. За два дня пути неожиданно для себя узнал, что и на магистралях состояние путей может сильно разниться. Особенно это ощущалось ночью, когда пытаешься уснуть. На участке от Владимира до Кирова, по которому поезд проезжал первой ночью, он шёл гладко и тихо. Я тогда ещё подумал, что нам очень повезло со старым вагоном с качественной мягкой подвеской. Но на вторую ночь, между Екатеринбургом и Омском, этот же вагон трясло и качало будь здоров. Выходит, дело не в вагоне, а в путях.


29. Пгт. Фалёнки Кировской области:


30. Где-то здесь накрывает осознание, что поезд увёз уже куда-то очень далеко, в полноценную нечернозёмную провинцию:


31. Удмуртия встретила дождем. И дождь лил почему-то ровно в административных границах этой республики, от Кировской области до Пермского края. С одной стороны, фотки через капли на стекле получаются не очень. С другой - в купе воцаряется умопомрачительный уют, и поездная романтика накрывает с головой. Сиди пей чай из подстаканника, ешь Доширак и смотри в окно...


32. Главный пункт на пути следования через Удмуртию - её «северная столица», почти стотысячный город Глазов. Из окна поезда выглядит довольно внушительно.


33. Аккуратно, чисто, современно, в отличие от оставленных позади населённых пунктов Вятки. На вокзале многолюдно и публика достаточно приличная. Есть ощущение крупного города.


34. Мебельные фабрики работают едва ли не в каждом более-менее живом населённом пункте Удмуртии. Любопытно, почему? Регионов, богатых лесом, у нас и других хватает.


35. Крупная станция Балезино. Здесь меняют локомотив в связи со стыкованием переменного и постоянного тока.


36. Благодаря этому тут можно выйти и немного передохнуть:


37. То ли сугубо местный, то ли РЖДшный девайс для станционной торговли. Почему-то не использовался:


38. Мост через реку Чепца:


39. Дороги Удмуртии:


40. Почти во всём порадовал сервис от РЖД. Словно компенсируя отсутствие прямого удобного поезда и старый вагон для транзитных пассажиров, внутри все двое суток было идеально чисто и даже туалет неизменно радовал уборкой. Хотя, допустим, даже на коротких четырёх- или пятичасовых рейсах ПДС в туалет в конце пути бывает зайти страшно. Два раза в день улыбчивый начальник поезда проходил по вагонам, заглядывал в купе и спрашивал, всё ли нормально.


41. Но один существенный косяк всё же был, хотя ему я в итоге жаловаться не стал. Поддавшись предложениям на сайте РЖД, я заранее заказал завтраки на всю компанию. Спросили вечером у проводницы - во сколько их принесут. Сказала, после 9 по местному времени. В итоге работники вагона-ресторана стали ломиться в купе часов в полвосьмого по омскому времени, перебудив всех, и, швырнув набор сух. пайка на кровать, гордо удалились. Учитывая, что я спал в купе с тремя чужими людьми, было очень неудобно. Да и еда оказалась весьма неинтересной. В следующий раз возьму с собой дошик, по старинке.


42. Крупный посёлок и районный центр Кез, вокзал:


43. Там же, частный сектор:


44. База запаса вагонов на станции Кузьма:


45. Наконец мы пересекли границу Пермского края. Теперь мы официально на Урале, хотя пейзаж за окном пока не отличается от Удмуртии. Первая станция региона - Бородулино:


46. Крупная станция Верещагино в одноимённом городе:


47. О.п. Кукетский. Аналогичные деревянные дома встречались и на других небольших о.п. Пермского края. Вероятно, что-то типовое станционное:


48. Уральский рельеф появляется не сразу. Поначалу вообще поля. От средней полосы не отличишь:


49. О том, что что-то начинает меняться, первой говорит сама дорога. Пути начинают чрезмерно петлять и искривляться.


50. Часто встречные пути располагаются на удалении друг от друга:


51. Постепенно на открытых пространствах начинаешь замечать возвышенности:


52. Они растут медленно, нехотя, но визуально уже начинаешь вспоминать Урал.


53. Посёлок Чайковская:


54. Чем ближе к Перми, тем сильнее обжита земля:


55. Незадолго до столицы края характерные уральские виды берут своё. Вот это фото уже вполне можно и с Челябинской областью спутать:


56. И вот, мы въезжаем на окраины Перми:


На этом прервёмся. Всё-таки перемещение по земле, будь то поезд или автомобиль, дарит гораздо больше впечатлений и, главное, возможностей прочувствовать дорогу. Что ты не просто телепортировался из пункта А в пункт В, а действительно преодолел расстояние, наблюдая, как меняется мир за окном. В следующий раз проедем по наиболее живописной части нашего пути - по уральским горам между Пермью и Екатеринбургом.

ж/д, природа, Россия, фото, транспорт, Владимир

Previous post Next post
Up