Пушкиногорье | Воронич, Тригорское, Петровское

Sep 11, 2021 20:09

Мы пришли сюда пешком, убедившись своими глазами, что Псковщина по праву считается одним из самых полюбившихся аистам регионов России. Шесть с половиной километров прогулки полями из Пушкинских гор - и вот Воронич, а рядом Тригорское.




Первые упоминания о Ворониче в псковских летописных источниках датированы 1349 годом. Места, где пролегала старая дорога из Москвы в Псков. Фундамент старой Егорьевской церкви, на котором в 2007 году воздвигнут новый храм Святого Георгия. Имя последнего - память об одноименном храме, который стоял в границах здешнего города во времена его расцвета. До разорения в XVI веке польскими войсками Воронич был крупнейшим после Пскова населенным пунктом этого края с численностью жителей свыше двух тысяч. Весной 1825-го здесь при участии Пушкина и его подруги Анны Вульф прошла панихида по Байрону. Это места, где крестили, венчали и отпевали друзей поэта. Это места, где покоится бывший директор Пушкинского заповедника Семен Гейченко.




Я смотрю вдаль, куда уносит свои мирные воды Сороть. Ты с почтением к давно покинувшим мир материальный людям чистаешь надписи на табличках за моей спиной. Известные для всех пушкиноведов фамилии, некогда являвшие собою совсем не литеры на поверхности металла и камня, бывшие живыми людьми, живыми свидетелями и участниками времени рождения на свет шедевров русской поэзии.




А после мы идем сначала вниз с холма, затем снова поднимаемся на возвышенность, чтобы оказаться у границ второго дома для Пушкина времен его михайловской ссылки. Провожаем взглядом остающиеся позади каменные ядра - свидетельства грозных времен. И встречаем взглядом Тригорское. Что-то об этом "приюте, сияньем муз одетом" я узнаю только после, когда ты передашь мне три книги о поэте и его жизни, его мире, его мировоззрении. От школьной программы здесь лишь сиротливые названия, которые будто бы помнишь. Сколь мало. И сколь ценно, когда знание приходит, не потому, что ему надо дежурно поспеть к звонку на урок.




Мы надолго пропадем в музейных залах и аллеях "онегинского мира" Тригорского и вынырнем спустя пасмурную погоду уже в Петровском - крае родового имения Ганнибалов, предков великого поэта. В судьбоносном 1918-м имение было предано огню, и сейчас мы видим плоды труда людей, что постарались воссоздать облик, с навеки растаявшими в тумане эпох деталями.




Ты слушаешь экскурсовода. Я почтительно молчу и прохаживаюсь, стараясь чуточку отставать от группы, чтобы не смущать никого простывшим видом. Но вид видом, а какой судьба сделала нам подарок побывать здесь!




Петровский парк, устроенный в основе своей при Петре Абрамовиче Ганнибале, двоюродном деде поэта. Два века тому назад. Нет, чуть больше чем два века тому назад.




Беседка-грот, спасающая от мороси. Ты поднимаешься наверх. Я фотографирую тебя на память, а потом ныряю под арочные своды и делаю еще несколько снимков оттуда, куда туристы подходят чуть реже, чем обыкновенно в этих исхоженных местах.




В доме прадеда поэта Абрама Петровича Ганнибала личных вещей семьи почти не встретить. Лабиринты времен проходит далеко не все, как известно. По большей части люди смотрят здесь на типичные вещи эпохи, собранные из разных рук и мест.




Попытка восстановить этот дом завершилась совсем недавно, если задуматься: к 1977 году, году открытия здесь музейного комплекса.




Петровское - очень красивая усадьба. Местами, гуляя здесь, думаешь, что сюда добирается заметно меньше туристов, нежели ставляют свои следы в Михайловском и Тригорском. И в то же время увидеть Петровское, услышать рассказы здешних сотрудников о семейной истории Пушкина - важное дополнение к тому, что узнаешь в упомянутых соседних усадьбах-музеях.




Здесь есть яблоневый сад, липовые аллеи. После экскурсии можно просто погулять и подышать здешним воздухом, поговорить о Пушкине, просто о времени с его причудами, суровыми уроками и редкими, но щедрыми дарами.




И повернуть в обратный путь, где тебя ждет книга, утверждающая, что путешествия - реальность.

Псковская область, фото

Previous post Next post
Up