Путешествия на поездах - отдельный жанр туризма, нередко перерастающий в независимое хобби. Для рядового обывателя минусы, впрочем, очевидны - на расстояния более 700-900 километров это слишком затратно по времени, зачастую некомфортно, а где-то с 2000 км. ещё и дороже, чем самолёт. Но покататься под стук колёс хочется, вот и ищешь где-нибудь недалеко неосвоенные маршруты. Про большое железнодорожное кольцо, опоясывающее Москву за её пределами и даже немного по соседним регионам, знают все, а кто-то и пользуется им в качестве транспорта. Но всё же для массовых пассажирских перевозок оно не заточено, расписание им совершенно не соответствует, да и проходит оно в основном по сказочным дебрям, какие сложно себе представить на таком небольшом расстоянии от МКАД. Вот и я, объездив массу далёких глухоманей, решил наконец прокатиться по Большому кольцу Московской железной дороги, которое ранее видел только со стороны. В итоге впечатления от Подмосковья с непривычного ракурса превзошли мои ожидания, и фотографий от двух секторов кольца набралось больше, чем я предполагал. Поэтому рассказ разбит на две части. Сейчас мы практически только доедем до БМО и начнём путь по нему, а дорога будет проходить по территории Москвы, как из-за крюка, который делает курское направление в пределах МКАДа, так и из-за новых границ столицы.
1. В электричку я садился на станции "Москва-Товарная". Это следующий остановочный пункт после Курского вокзала, от которого, как Вы знаете, начинаются сразу два направления - горьковское и, собственно, курское. Примерно до Москвы-Товарной они идут рядом и как раз здесь расходятся. Пути на
Владимир и Нижний Новгород тут уходят в сторону, чтобы взобраться на эстакаду над курским направлением и уйти на восток. На этом фото справа как раз видно электричку, удаляющуюся куда-то то ли в
Ногинск, то ли в Петушки. При этом горьковские поезда не останавливаются тут, а курские - на расположенной неподалёку платформе Серп и Молот. Логичным выглядело бы совместить платформы двух направлений где-нибудь ближе к метро Авиамоторная. И, судя по имеющейся информации, скоро это реализуют.
2. Красивое здание на Москве-Товарной так и тянет назвать сохранившимся дореволюционным вокзалом. Но в действительности это служебная постройка 1884-го года, которая изначально именовалась конторой движения. Как ни странно, функции вокзала она таки выполняла, причём в довольно экзотическом виде. До 90-х пешеходный мост проходил прямо сквозь это здание, а не в стороне от него, а внутри располагалась касса и расписание:
3. Сегодня курское направление (как и белорусское
из предыдущего поста) входит в систему МЦД. Платформы реконструированы и осовременены, подвижной состав пижонски новый и ходит с регулярностью, о которой лет десять назад можно было только мечтать. Теперь можно, допустим, от Тушинской доехать до
Серпухова на новенькой ЭП2Д, каковые ещё в 2017-м ходили только
в качестве экспрессов до Тулы, а теперь бегают как обычные электрички. Даже скучно как-то.
4. Курское направление делает приличный крюк почёта по Москве, в результате чего поездка по городу становится длительной и в какой-то мере даже экскурсионной. Начинаясь от Садового кольца, дорога уходит на юго-восток, в Люблино, а затем возвращается на своё законное направление на юг. Неудивительно, что основной поток пассажиров идёт от платформы Царицыно, которая по своей людности не уступает вокзалам. Даже некоторые электрички имеют там конечную и начало маршрута, не добираясь до Курского. Для меня же наоборот было интересно лишний раз посмотреть на Москву. В результате почти весь этот пост будет посвящён родной столице. До сих пор я писал про неё только в контексте
электрички в Новопеределкино.
5. Львиную долю пути внутри МКАДа за окном тянулись грандиозные стройки. Они оказались настолько масштабными и вездесущими, что я уж было решил, что параллельно кладут ещё один путь. Но оказывается это просто ряд отдельных стройплощадок слился в моих глазах в одну большую. Рельсы тут тоже укладывают, в районе Печатников, и даже новую платформу возводят. Но помимо них ещё и метро, и автотрассы, ну и ещё по мелочи.
6. Одно из самых впечатляющих зрелищ, которые можно увидеть из окна электрички курского направления, - Николо-Перервинский монастырь, а особенно - его Иверский собор, который просматривается издалека. Особенно эффектно он выглядит через объекты моторвагонного депо "Перерва", рядом с которым идёт поезд:
7. Виден краешек района Курьяново, одного из самых необычных в Москве. Отделённый от внешнего мира изгибом Москвы-реки и железной дорогой, визуально он застрял в 50-х. Построен как посёлок при станции аэрации и состоит в основном из двухэтажных сталинок серии "пленные немцы". Облик его хорошо знаком по ряду провинциальных городов типа
Нелидово или
Суворова, но только это в столице, и геометрически даже не на самой-то и окраине. Большинство москвичей по малым городам в глубинке, как я, постоянно не шляются, так что для них случайное попадание сюда неизменно вызывает внезапный эффект "машины времени".
8. Пересекая Москву-реку по Сабуровскому мосту, мы попадаем из Печатников и Марьино, которые воспринимаются как далёкие окраины, в Коломенское, которое, наоборот, в общественном сознании уже почти центр. Парадокс логистики: дороги в Люблино и соседние районы столь неудобные, что несмотря на не самое плохое геометрическое положение, добираться туда очень тяжело. Плюс, репутация промышленных и не слишком благополучных по меркам Москвы районов делает своё дело. Зато зелёная зона на берегу со стороны Коломенского считается одним из наиболее радиоактивно заражённых мест столицы:
9. Среди многоэтажек Южного Чертаново блестит куполами храм Покрова Пресвятой Богородицы (XVIII-й век) в бывшем селе Покровское:
10. Вскоре после МКАДа пересекаем трассу М-2. С путепровода хорошо просматриваются крайние южные кварталы внутримкадной Москвы:
11. Пара сотен метров от МКАДа до путепровода с прошлого кадра были Московской областью, но после последнего снова начинается Москва, причём даже не новая. Бутово, хоть название его и склоняли во всяких юмористических передачах как символ глухой окраины, по нынешним меркам уже коренная, старая Москва. Но уже здесь на фоне многоэтажек появляются частные дома с приусадебными участками по типу дачных:
12. Проезжаем экспериментальную кольцевую железную дорогу ВНИИЖТ. Курская магистраль задевает её по касательной. На карте это место выглядит очень любопытно, всегда хотел тут побывать. Здесь испытывают различную железнодорожную технику, в том числе подвижной состав, производимый впервые или импортируемый в Россию:
13. Внутри кольца находится деревня Новокурьяново, формально входящая в состав Москвы. Причём, опять же, даже не новой, а в Южное Бутово, ещё с советских времён. Появилась при строительстве вышеупомянутых курьяновских полей аэрации как место для отселения попавших на их территорию жителей Курьянова, отсюда и название. Известна своим странным расположением (в центре железнодорожного кольца с единственным выездом во внешний мир) и деревенским бытом в границах старой Москвы (воду там, например, до сих пор носят с колонок). Из окна электрички её, конечно, не видно. Зато видно любопытное здание корпоративного университета РЖД:
14. Комплекс экспериментального кольца до недавних пор был разделён между двумя регионами. Большая часть самой дороги относилась к Москве (Южное Бутово), а административный блок и ряд испытательных стендов - к области (г. Щербинка). Но с включением Щербинки в состав Новой Москвы весь комплекс теперь принадлежит столице, только разным районам. Сама Щербинка теперь, наряду с
Московским и
Троицком, перестала быть отдельным городом и имеет расплывчатый статус "городского округа". Но при том всё равно осталась похожа на какой-нибудь невзрачный подмосковный городок вблизи железной дороги, типа Лобни или Пушкино:
15. А вот Подольск независимость сохранил. После выезда из Щербинки мы снова оказались на территории области, и в Москву теперь вернёмся, как ни странно, уже на БМО. Пересекаем Пахру:
16. Из трёх (частично бывших) городов, последовательно нанизанных на курскую магистраль после МКАДа, Подольск однозначно самый яркий, своеобычный и уникальный. Многократные проезды сквозь него убедили меня, что несмотря на близость к Москве, он неплохо сохранил своё собственное лицо.
17. Зачастую не очень приятное, но явно не похожее на стандартный безликий город-спутник Москвы. Надо будет обязательно по нему погулять поподробнее.
18. Третий по счёту город, Климовск, как и Щербинка, независимость потерял. Только ему повезло меньше - он вошёл в состав даже не Москвы, а того самого Подольска, в котором и своих проблем хватает. Остаётся только внешними признаками напоминать, что когда-то это был город, а не район:
19. Где-то после Подольска состояние пассажирской инфраструктуры становится заметно проще. Что-то под МЦД тут переделывали, но не настолько дорого и красиво, как на предыдущих остановках. Встречаются даже деревянные ремонтные вставки на платформах, которые ещё недавно я видел
только на казанском направлении:
20. Только после Климовска за окном появляются какие-то условно сельские пейзажи. До сих пор непрерывной чередой тянулась урбанизированная территория.
21. Электрички магистральных направлений из Москвы - это отдельная романтика. Чаще всего плотно набитые, с совершенно разношёрстным контингентом из дачников и обитателей ближнеподмосковных жилых массивов, с неистребимыми торговцами и музыкантами, пропахшие придорожной пищей и чьими-то немытыми телами. Ездить в них зачастую не слишком приятно. Зато можно наслушаться непередаваемых отрывков чужих мыслей и проблем, состоящих из личных драм, переживаний за выборы в США, вопроса посадок чеснока в полночь и рассуждений об аномальных зонах Подмосковья.
22. Не успела за окном начаться более-менее сельская местность, а мы уже доехали до пересечения с БМО. Показались первые ветви крупной железнодорожной развязки вокруг станции Столбовая:
23. Въезжаем в одноимённый посёлок. Я не углублялся, но он показался мне ничем не примечательным. Собственно, при постройке станции и железной дороги он и вырос.
24. Но даже дальнейшее прохождение через него БМО и превращение станции в крупный узел не вытянуло его на уровень города. Моя электричка поехала дальше в Серпухов, я же перешёл на противоположную платформу. До кольцевого поезда оставалось ещё 20 минут. Надо было купить билет и выпить кофе, который тут, внезапно, оказался вполне ничего.
25. Вокзальчик в нынешней раскраске выглядит совсем ущербно, но по функционалу это именно что полноценный вокзал, каких нет и в иных городах. Тут и зал ожидания, и кассы внутри, и чистенький отремонтированный туалет.
26. Привокзальная площадь - как и во всех бойких, но нестатусных и небогатых местах. Много машин, транспорта, торговли, беспорядка и абсолютно никакой эстетики:
27. На противоположной стороне железной дороги виднеется местный военный мемориал:
28. Для поездов БМО - отдельная низкая платформа вдоль пути на Москву, с которого они вскоре уходят на кольцо. Зачем так мучить пассажиров, не совсем понятно. Она является продолжением высокой платформы, что слева на фото №24. Подъезжая сюда, электричка проходит её мимо, хотя куда удобнее было бы делать остановку там.
29. В итоге в четырёхвагонный поезд приходится карабкаться с низкой платформы при наличии рядом вдоль этого же пути высокой. Эта электричка идёт по внушительной длины маршруту от Детково (предыдущая перед Столбовой станция на БМО) до Поварово-2, преодолевая около трети кольца. На это у неё уходит более четырёх часов. Был соблазн проехать весь путь от начала до конца, но хотелось ещё и город какой-нибудь попутно осмотреть, да и к четвёртому часу езды в электричке я бы утратил внимание и интерес к происходящему.
30. Несмотря на некоторое оживление на платформе при прибытии этой электрички, по четырём вагонам народ рассосался так, что она шла практически пустая. А через четыре-пять остановок она пошла пустой уже в буквальном смысле, когда все повыходили на дачных полустанках.
31. Минут двадцать электричка только съезжает с курской магистрали на БМО, переползая на черепашьей скорости между практически слившимися станциями Столбовая и Сандарово. За окном проплывают картины бесхитростного местного быта:
32. Внутри "петли" развязки поместилось даже поле и небольшое СНТ:
33. Ну а с внешней стороны к путям и вовсе примыкают бескрайние дачные массивы:
34. С путепровода видны купола, возвышающиеся над частными крышами. Был удивлён увидеть тут барочные главки. Оказалось, это Воскресенский храм начала XVIII-го века в бывшей усадьбе Молоди. Ныне это село, граничащее со Столбовой.
35. Кстати, станция Столбовая до начала XX-го века тоже называлась Молоди. В качестве преемственности, видимо, предыдущую от Москвы платформу Колхозная года три назад переименовали в Молоди. Вид с путепровода БМО над магистралью как раз в её направлении:
36. Техногенные красавцы:
37. Крупная станция Сандарово начинается сразу после смычки всех соединительных ветвей с курского направления, т.е. две станции практически примыкают друг к другу. От Столбовой досюда электричка едет почти 20 минут, с остановкой на о.п. 283 км, хотя по прямой между ними меньше трёх километров. Я уж испугался, что и дальше поедем как по ветке "Кривандино - Рязановка", но, к счастью, после Сандарово поезд набирает очень приличную скорость. Эта станция является для некоторых электричек конечной. Неудобно, если едешь со стороны Бекасово на таком поезде: остановится тут и дальше не поедет, хотя до пересадки на радиальное направление остаётся всего ничего.
38. Каких только грузов я на БМО не насмотрелся. В том числе таких, которые вроде как и сфотографировал, но выкладывать в интернет от греха подальше не буду.
39. Разогнавшаяся электричка уже через несколько минут остановилась на следующей платформе - Вяткино. И это снова Москва, хотя кроме леса вокруг ничего нет:
40. Начало апреля. Снег ещё лежит, но уже видны бугорки, которые обсыпают все поля по весне. Сколько лет путешествуем, столько лет гадаем, что же это. Самое забавное, что и в интернете не найти однозначного ответа. Больше всего голосов за муравейники, но и это не окончательный вывод.
Далее большая часть моего пути пролегала по Новой Москве. Строго говоря, поездка только началась, но рассказ я разрезал на две равные части чисто из-за хронометража. Прокатиться по БМО весной оказалось приятно и познавательно. Интересно было не только само кольцо посмотреть, но и Москву из окна электрички. В следующем рассказе - собственно само БМО до Кубинки и совсем чуть-чуть обратной дороги по белорусской магистрали. Ну и несколько диких оленей, которых я к своему огромному удивлению увидел прямо рядом с железной дорогой и даже успел их заснять.