Лето 2021 года совсем не радовало нас тёплыми деньками. Серые дни сменялись, такими же серыми и унылыми днями. И вот, в ночь на девятое мая подул долгожданный южный ветер. Этому ветру обрадовалась не только изголодавшаяся по солнечным дням природа, но и мы. Было решено, что в первый, ещё не сильно настоящий теплый день, мы отправляемся в небольшое однодневное автопутешествие по родной стране.
А если этот день пришёлся не только на праздник Великой Победы, но и на день рождения любимого человека, то сам Бог велел отправляться в путь.
На сей раз был выбран маршрут по историческим и духовным местам Брестской и Гродненской областям. Первой остановкой в нашем путешествии значился Дворец Пусловских, или же Коссовский замок. Но как часто это бывает, сама поездка внесла некоторые коррективы в наше небольшое путешествие. После заправки топливом с интересом узнаём, что до ближайшего съезда на искомое место, нам предстоит проехать по прямой около 18 километров. Вот так в нашем маршруте появилась новая точка - руины монастыря картезианцев, памятником архитектуры XVII века, находящимися в городе Берёза. Кстати, этот монастырь, являлся единственным монастырём картезианцев, находившимся на территории бывшего СССР.
Невольно задаюсь вопросом: «Кто такие картезианцы?». Оказывается, что картезианцы - монашеский орден Римско-католической церкви, основанный в 1084 году. Одно из правил ордена: «Главная цель и наука наша: в тиши уединения искать Бога».
Почему именно это место было выбрано для строительства монастыря», - резонно спросите вы. По одной из легенд, раньше на этом месте находилась берёзовая роща с множеством чистых родников, вода которых исцеляла от различных недугов. В частности - возвращала зрение.
Так или иначе, но историческим остаётся тот факт, что в 1617 году город Береза становится собственностью Льва Сапеги, канцлера Великого княжества Литовского. После его смерти по завещанию Береза переходит сначала к его старшему сыну Яну Сапеге, затем к младшему сыну Казимиру Льву Сапеге.
Будучи глубоко набожным человеком, Казимир Лев Сапега разрешил по прошению монахов -картезианцев из Картузова строительство монастыря на своих землях. После получения разрешения на строительство у епископа Андрея Гемблицкого, к Сапеге приехали 3 монаха, которые выбрали Березу как место для будущего монастыря. Таким образом, весь город стал принадлежать монастырю, поэтому и получил свое название Береза-Картузская, которое сохранялось до 1940 года. Первый камень этого монастыря был заложен в 1648 году. Строительством руководил итальянский архитектор Джованни Батиста Джислени.
В отчёте по строительству, который был случайно найден в куполе храма, фигурирует сумма, эквивалентная одной тонне золота, потраченная на возведения монастыря.
Через 40 лет монастырь-крепость был построен в форме пятиугольника и занимал территорию более 6,5 га. В состав комплекса входили костел, жилые корпуса, библиотека, госпиталь, столовая, аптека и различные хозяйственные постройки. В центре монастырского дворца располагалась звонница с толстыми стенами и ярусами для пушек.
После 3-го раздела Речи Посполитой в 1795 году Береза вошла в состав Российской империи. В 1831 году монахи приняли активное участие в восстании против царской России. 28 августа 1831 года царское правительство закрыло монастырь, а здания были переданы в распоряжение военных властей.
Довольно спорный вопрос, следует ли восстанавливать этот объект. Сохранится ли дух истории под слоем новой штукатурки? Конечно же, было бы интересно увидеть восстановленный монастырь своими глазами. А с другой стороны… Путешествуя по Шотландии мы посетили руины замка Аркарт.
Не знаю, смотрелась бы воссозданная история так же загадочно и таинственно. Примеров неудачных новоделов предостаточно.
Ну а теперь давайте полюбуемся на храм святых апостолов Петра и Павла, который после реконструкции в 2000 году принял теперешний вид.
История строительства этого культового объекта переносит нас примерно на сто лет вперёд до возведения монастыря картезианцев. Однако точных данных как он выглядел изначально и чьё имя тогда носил, установить невозможно: церковь не раз перестраивалась и подвергалась кардинальной реконструкции. Первое упоминание о ней относится к началу XVII века и сообщает об этой церкви как об униатской.
Церковь выстроена в русско-византийском стиле и не исключено, что история храма началась раньше, и изначально он был возведён как православный.
Из открытых источников мы узнаём, что в известный нам исторический период с 1775 года это была однокупольная кладбищенская церковь с построенной в последствии, отдельно стоящей церковной колокольней.
В 1839 году Уния была ликвидирована, а берёзовский Петропавловский храм - передан православной церкви. Незадолго до Первой Мировой войны храм был перестроен и приобрел традиционную для православных церквей композицию.
Просматривая отели в Карелии мне очень запомнилось одно название - «Точка на Карте». Ну что ж, мы поставили еще одну точку на нашей карте путешествий и готовы открыть еще несколько . А следующая наша остановка будет в небольшом белорусском городке под названием Коссово, что находится в 36 километрах от Берёзы.
«1 сентября 1520 года Троцкий Воевода Ежи сын Григория, с согласия своей жены Анны, учредил в Коссово костёл Святой Троицы и Пресвятой Марии Девы», - сказано в открытых источниках. В 1877 году был воздвигнут кирпичный костёл в неоготическом стиле, усилием прихожан, особенно колятора, владельца Меречовщины, Вандалина Пусловского. Давайте запомним это имя. Тем более, что повод вспомнить его нам предстоит в ближайшее время.
Чем же знаменит этот костёл? А знаменит он иконой «Матери Божьей Ласковой», которую подарил вышеупомянутый в начале нашего повествования Лев (Лион) Сапега в 1626 году. Эта икона пережила большой пожар, который случился в 1872 году. Может, с этого и начинаются чудеса вокруг этой иконы. Она считается чудотворной, помогает больным и семейным парам.
Рядом с костёлом расположилась небольшая церквушка.
Церковь Святого Антония Великого была построена в 1868 году на месте деревянной церкви, упоминание о которой относится к 1597 году, по приказу генерал-губернатора Муравьёва при содействии, опять таки, рода Пусловских.
К сожалению, имя архитектора этой церкви не дошло до наших дней. Хочется только отметить, что она построена в традициях православной архитектуры того времени. Сегодня храм Святого Антония является памятником ретроспективно-русского стиля.
А что это здесь так много машин?», - встрепенулся мой штурман. Действительно, после «сонных» городков в этом месте царило оживление. Мы приехали посмотреть Дворец Пусловских, который входит в топ 20 достопримечательностей Белоруссии.
Признаюсь честно, я тоже был удивлен, увидев этот красивый дворец, выполненный в неоготическом стиле. Это первый и единственный памятник данного типа, сохранившийся в нашей стране. За сказочный образ и роскошь Дворец Пусловских называли «рыцарской грёзой».
В 1821 году поместье Коссово купил граф Войцех Пусловский. Здесь он основал ковровую фабрику, а в окрестностях построил или отреставрировал около 60 храмов. После смерти Войцеха его огромное наследство было поделено между 5 сыновьями. Коссовский ключ получил младший сын Вандалин. Именно им в фольварке Меречевщина в 1838 -1843 гг. был построен уникальный по своей архитектуре дворец. Автором проекта стал выдающийся архитектор Франтишек Ящолд.
Коссовский дворец по-своему уникален. Здание состоит из центрального двухэтажного корпуса и двух боковых крыльев, а благодаря граненым зубчатым башням его часто называют миниатюрным замком. Каждая символизировала, при этом 4 центральные - в честь урожайных мая, июня, июля и августа - самые высокие.
На данный момент в дворце и его окрестностях ещё продолжаются реставрационные и строительные работы. Будем верить, что они будут окончены в ближайшее время. Очень хочется посетить его вновь не на час, как это было в нашем путешествии, а на целый день.
Со ступенек дворца нам открывается живописный вид на искусственные озера и усадьбу Тадеуша Костюшко, соседством с коей очень гордились Пусловские.
Давайте и мы немного спустимся вниз.
Я специально не буду приводить политическую линию деятельности Андрея Тадеуша Бонавентуры Костюшко - военного деятеля Речи Посполитой и США, участника войны за независимость США, руководителя польского восстания 1794 года, национального героя Польши и США, почётного гражданина Франции и генералиссимуса Речи Посполитой, памятуя о том, как история переписывается в угоду победителей и бывшие герои очень быстро превращаются в антигероев и наоборот. Факт остаётся фактом. Тадеуш Костюшко боролся за независимость ныне несуществующего государства.
Вот здесь, по мнению некоторых специалистов, и родился в феврале 1746 года человек, который внесёт свою лепту в историю. Мать Костюшко Фекла происходила из белорусского православно-униатского рода Ратомских, была родом изОршанского уезда, отец Людвиг- брестский мечник. Кем считал себя сам Костюшко наглядно говорят его слова. «Родился я литвином … туман будущего еще покрывает судьбу моей родной земли …», - напишет он за два года до смерти российскому императору Александру I.
А мы с вами давайте просто ознакомимся с восстановленной историей. В 2003 году на этом месте были проведены археологические раскопки, в результате которых были найдены фундамент и подвальное помещение, уцелевшие с XVIII века. На этом фундаменте была построена усадьба по литографиям Наполеона Орды и Михаила Кулеши.
Усадьба внешне очень приближена к интерьеру времен Костюшко, попав сюда, можно мысленно переместиться в прошлое.
В 1987 году в фольварке Меречовщина был установлен памятный знак в виде небольшого камня с мемориальной доской и надписью на русском языке: «В 1746 году в доме, стоявшем на этом месте, родился Т.Костюшко - видный политический деятель Польши". В 1999 г. был установлен новый камень с барельефом Т. Костюшко.
Лично я категорически против сноса памятников. Если в какой-то исторический момент государство одобрило установку какого-либо памятника - это уже стало историей. Исключением из этого правила я считаю только установку и сохранение памятников тем личностям, которые осуждены всем миром за преступления против человечества.
12 мая 2018 года возле дома-музея Т.Костюшко был установлен памятник работы скульптора Геника Лойко. И от этой истории уже нельзя откреститься. Мы покидаем это красивое место
и отправляемся в городской посёлок Ружаны, что находятся в 24 километрах, чтобы увидеть дворцовый комплекс Сапегов.
И еще раз давайте вернёмся к вопросу о реставрации. Наглядным примером этому будет уже вышеупомянутый дворцовый комплекс Сапегов, или же Ружанский дворец.
Красиво смотрится, не правда ли? Это вид въездной арки и примыкающих к ней боковых флигелей.
А это удручающий вид самого дворца.
Реставрационные работы дворцового комплекса ведутся с 2008 года. Невозможно даже представить каких материальных, трудовых и финансовых затрат понесёт восстановление этого объекта.
Будем надеется, что все необходимые средства найдутся, и мы ещё при нашей жизни сможем воочию увидеть всё великолепие Ружанского замка.
Ну а теперь немного истории из открытых источников.
"Ружанский дворцовый комплекс рода Сапег - одна из крупнейших магнатских резиденций XVII-XVIII веков в Беларуси. Был заложен Львом Сапегой (1557-1633) в начале XVII века как оборонительный замок с тремя башнями и многоэтажными подвалами. Предположительно это был проект Санти Гуччи либо его учеников. В середине XVII века при Казимире Льве Сапеге (1609-1656) замок перестраивался по проекту архитектора Джованни Батиста Джислени (1600-1672). Замок соответствовал духу времени, являлся монументальным сооружением, сочетающим парадность с оборонительными чертами..."
Незавидная участь ждала этот комплекс. Во второй половине XVII века резиденция испытала грабежи и разорения от конфедератов и шведов. Почти вековой расцвет замка сменился опустошением.
В период владения Ружанами Евстафий Каетан Сапега принял участие в восстании 1830-1831 годов. Из-за чего был лишен всех владений, в том числе и Ружанской резиденции. В конце XVIIIвека дворец был сдан в аренду для организации ткацкой фабрики.
После двух пожаров попытка реставрации дворца была предпринята только в конце 1980-х годах. Но успехом она не увенчалась.
И все-таки что-то есть притягательное в этих руинах. Мне очень бы хотелось, чтобы небольшой кусочек был оставлен, как память в назидание будущим поколениям.
Ну а мы продолжаем своё маленькое фантастическое путешествие.
Центр городского посёлка Ружаны с видом на Храм во имя Святых Апостолов Петра и Павла.
«Известно, что до 1552 года Ружаны принадлежали Тышкевичам. В 1598 году их приобрел канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега, с именем которого связаны слава и расцвет Ружан. При новых хозяевах в 1606 году Ружаны именуются местечком, расположенном на большом гостинце, ведущем из Слонима в Берестье и на Подлясье, которым «великие послы и торговые люди обвыкли ездить». Здесь дважды бывали короли, принимались послы и даже готовились ставленники на Московский великокняжеский престол. В громадных погребах величественного замка Сапегов хранилась государственная казна Великого княжества Литовского и арсенал…»
В 1639 году маршалком Казимиром Львом Сапегой была построена церковь с монастырем базилиан для «исполнения прихожанам духовных треб». В 1675 году княгиня Христина Масальская из Сапегов, которая в то время владела Ружанами, перестроила церковь по образцу униатской. В 1761 году церковь была уже каменная, перестроенная в итальянском стиле придворным архитектором дома Сапегов Яном Самуилом Беккером.
Как было выше сказано, последний владелец Ружан, князь Евстафий Сапега, принял участие в восстании 1830 года, за что Виленская ликвидационная комиссия конфисковала всю его собственность. С этой поры местечко Ружаны, церковь и монастырь переходят в государственную собственность. После 1839 года началась православная история ружанской Петро- Павловской церкви.
Ну а затем, как многим известно, Первая Мировая Война, Великая Октябрьская Социалистическая Революция, Брестский мир, Рижский мир, пакт Молотова - Риббентропа, Великая Отечественная война, распад СССР и возникновение Республики Беларусь. Все эти события пережила эта церковь, как и костёл, который расположился практически напротив её.
Всегда задаюсь вопросом, почему людям нужны всяческие разногласия и потрясения? Почему мы не хотим сосуществовать мирно и рядом как эта Петро-Павловская церковь и костёл Святой Троицы? Кто хочет всё это разрушить? Неужели, чтобы всё это понять, нам не достаточно созерцать руины замков и монастырей. Нам надо вот это?
( фото из интернета)
Да простит меня, уважаемый читатель за это эмоциональное отступление.
История возведения этого красивого костёла относит нас опять к Казимиру Льву Сапеге.В 1617 году на месте деревянного храма был воздвигнут новый, каменный. Как записано в княжеской хронике: «в честь Святой Троицы, Непорочного Зачатия Девы Марии и святых Петра и Павла».
Наше путешествие близится к своему логическому завершению. Сейчас мы заедем на ужин в город Слоним, с которым мы познакомились год назад, сфотографируем небольшую придорожную часовню Святого Доминика
и отправимся посмотреть ещё одну жемчужину - Жировичский монастырь.
Производить фото и видеосъемку на территории монастыря разрешается только с согласия администрации, и это согласие мы любезно получили. За что выражаем глубокую благодарность.
Немного предыстории взятой с официального сайта Жировичского монастыря.
«Весной 1470 года среди обширных лесов во владениях казначея Литовского княжества боярина Солтана в Жировичах была обретена икона, изображавшая Богоматерь с Младенцем. Юные пастухи, пасшие стада боярина, зашли далеко в лес и там, в самой чаще, среди густых ветвей дикой груши увидели чудесное сияние, исходившее от маленькой иконы. Они с благоговением сняли образ с дерева и отнесли его в дом хозяина Солтана, рассказав ему о необыкновенных обстоятельствах удивительной находки. Боярин же не обратил особого внимания на рассказ пастухов и безучастно положил обретенную икону в ларец. Лишь вечером, принимая гостей, он рассказал им о находке пастухов и захотел показать икону. Но, открыв ларец, он ее не нашел. На другой день пастухи опять заметили сияние на той же груше. Как и накануне, они отнесли ее боярину, который, уразумев чудо Божие, с благоговением принял святыню и тотчас посетил место ее явления. Помолившись, он дал обет Богу построить в Жировичах на месте явления образа храм в честь Пресвятой Богородицы. Вскоре деревянный храм был построен, а весть о явлении образа Божией Матери быстро распространилась по окрестностям, привлекая множество богомольцев для поклонения. Многие так и оставались здесь. Одни обзаводились семьями под покровом Пречистой, другие же посвящали себя служению Богу. К концу жизни Иван Солтан перешел в протестантство, и возведение храма было приостановлено. Завершилось строительство в начале XVII века, престол освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Ныне этот храм носит название Явленского».
Эта церковь является самой старшей.
Наверное, с этого места нам и надо начинать свой рассказ о Жировичском монастыре.
Храм в честь Явления Жировичской иконы Божей Матери был построен примерно в 1672 году.Вполне возможно, что данная церковь была воздвигнута на том месте, где когда-то раньше находился деревянный храм, а до того - стоял валун, на котором Пресвятая Богородица в 1520 году во второй раз явила людям свою икону.
А мы с вами направляемся к Крестовоздвиженской церкви, построенной в 1716 - 1769 годах.
Это уникальная церковь. Являясь прекрасным образцом архитектуры позднего барокко с элементами классицизма храм в честь Воздвижения Креста Господня , в своем внутреннем устройстве имеет только один аналог во всем мире - это, так называемая, Святая Лестница. По преданию, одно из зданий в Латеране, в Риме, имеет внутри ту самую лестницу, которая находилась в преторианском дворце Пилата. По ней взошел Иисус Христос, чтобы предстать перед судом римского прокуратора.
За этой церковью, скрыты от посторонних глаз могилы особо почитаемых монахов.
Рядом со старцем Иеронимом и его духовным сыном схиархимандритом Митрофаном захоронен и скончавшийся 12 января 2021 года почетный Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Филарет (Вахромеев).
Недалеко от Явленской церковью расположилась временная звонница, куда 15 мая 2020 года были доставлены 12 колоколов. Вес самого огромного колокола составляет 4200 кг.
Этого знаменательного события в Жировичах ждали с нетерпением. Как и предполагалось, 500-летие обители и 550-летие чудесного явления Жировичской иконы Божией Матери ознаменовалось возвращением в монастырь тех колоколов, что были в свое время утрачены. Колокола были отлиты на Воронежском колокольном заводе. В монастыре они будут сохранятся до момента возведения новой колокольни.
Мы же направляемся к Свято -Успенскому собору - главному собору Жировичского монастыря, где и хранится икона Матери Божией Жировицкой.
Главный храм монастыря, построен в 1613-1650 годы. Это величественный и большой храм, сочетающий в себе различные стили: барокко, классицизм, а также византийские черты. Высота собора - около 40 метров, а его протяженность в длину - 55 метров. К собору пристроена Никольская церковь. На фотографии виден её золотистый купол. Храм во имя святого Николая Чудотворца имеет общий вход с Успенским собором и своим оригинальным мозаичным полом и печами создает впечатление пещерного храма.
Рядом с входом на территорию монастыря мы видим памятник священнику Серафиму Жировичскому.
Преподобномученик Серафим Жировичский возрождал духовную жизнь в Беларуси во время Великой Отечественной войны. В открытых им храмах начали возноситься молитвы об окончании страшного бедствия, о скором освобождении народа от фашизма. За свою миссионерскую деятельность, за верность Христу отец Серафим был арестован, осужден на пять лет исправительно-трудовых лагерей. Во время отбывания наказания отец Серафим, не отрекшись от веры во Христа, мученически погиб.
Напротив собора расположена красивая колокольня, построенная 1828 году в стиле классицизма.
Вот и подошёл к концу этот замечательный день - 9 мая 2021 года. Мы проехали 300 километров по красивейшим историческим и духовным местам Брестчины и Гродненщины. Обнявшись, мы сидим на скамеечке и ловим последние мгновения этого путешествия.
И мы увидели добрый знак, когда заходящее солнце осветила купола Успенского собора.
Значит, будут путешествия. Значит, будет жизнь.