Есть несколько способов забраться на вершину Килиманджаро.
01. Схема московского метрополитена подходов к вершине
Наибольшей популярностью среди туристов предпенсионного возраста пользуется Marangu Trail, поскольку он самый длинный, и потому наименее крутой (в среднем). Трэйл начинается у visitors center (aka Marangu Gate), который располагается на несколько сотен метров выше одноименной деревушки, и неспеша ползет вверх, проходя через роскошные тропические леса Килиманджаро.
Большинство остальных маршрутов предназначены для бесстрашных экстремалов, и поэтому не интересовали меня просто по определению. Точнее сказать, меня в общем интересовал лишь единственный маршрут, по которому можно было хоть как-то проехать на велосипеде - Kilema Route (не обозначен на схеме).
Kilema route проходит слева от Marangu, по соседнему хребту, и представляет собой джиповку очень переменного качества и уклона (в среднем 10%). Джиповка в первую очередь предназначалась для доставки грузов к нижнему лагерю, а так же для эвакуации больных и немощных. Джиповка заканчивается у Horombo Huts (где мы должны были ночевать), туда же выходил и Marangu Trail.
В первый день нам необходимо было сначала появиться у Marangu Gate - только лишь для того, чтобы расписаться в толстой амбарной книге рейнджеров, и потом спуститься назад до деревни и подняться по другому хребту несколько сотен метров до Kilema Gate, откуда по плану мы должны были продолжить на велосипеде.
Day 1, 02.10.2020, Kilema Gate - Horombo Huts (19km/1700m)
Поскольку первый день предстоял быть насыщенным и с замысловатой логистикой, выезд из гостиницы был намечен на 8:30 утра. Напомню - я прибыл поздно вечером предыдущего дня, пролетев через добрую половину земного шара :)
Проснулся в районе 5-ти утра, от воплей муэдзина и мелодичного кукареканья петухов.
Дождался рассвета, пошел гулять по окресностям.
02. Детишки стройными рядами шагают в школу
В Танзании (или по-крайней мере в этом районе) мусульмане и христиане вполне мирно сосуществуют друг с другом. Местные неоднократно подчеркивали что есть довольно много смешанных семей. Я не совсем представляю себе такую идиллию, но возможно это просто часть всеобщего пофигизма. Акуна Матата !
03. Мне - туда !
04.
05. Спешат за знаниями
Еще одна сторона местной акуна мататы - это отношение к короне. Последний раз я маски видел в гостинице на reception, когда товарищ при виде белого человека судорожно пытался ее на себя натянуть. Разумеется, никакие соцдистанции даже отдаленно не соблюдается (простите за каламбур), школы открыты, базары, магазины, бары, мечети и проч функционируют как ни в чем ни бывало.
Правильно ли все это ? Я не знаю. Нам беспрестанно внушают, что если не носить масок, не шарахаться друг от друга и не полоскать руки каждую секунду, то система здравоохранения рухнет и это неизбежно приведет к горам трупов. Я не знаю есть ли горы трупов в Танзании, возможно каждую ночь где-то там в братские могилы сваливают сотни свеженьких ковидных трупчиков. Но я точно знаю что система здравоохранения там и без короны не очень. И мне очень сложно поверить в то, что горы трупов возможно скрыть от мировой общественности, это в наше-то просвещенное время с инстаграмами и фейсбуками. С другой стороны - местный
Раис вполне себе
скрывает статистику по ковиду уже чуть ли не полгода, и ничего, мировая общественность несильно взволнована.
Короче я не знаю что сказать по этому поводу, и поэтому проcто продолжу повествование :)
06. Завтрак туриста
После завтрака подкатил гид по имени Juma, и мы начали собираться.
Гид предоставил мне велосипед очень не первой свежести, хотя и full suspension.
Я сделал на велике пару кругов по окресностям и счел его кошерным к употреблению.
Быстро прицепил предусмотрительно привезенный с собой багажник с сумкой и помог загрузить велик в машину.
07. Инсталлируем велики на крышу
Juma с гордостью показал свой велосипед и рюкзак, который он собрался с собой тащить.
При виде его велосипеда у меня начали закрадываться нехорошие сомнения, а после того, как я попытался поднять рюкзак они резко усилились. Рюкзак весил килограмм 30 и был набит до отказа всякими полезными вещами как то наборы слесарных отверток, плоскогубцев и прочих инструментов, жизненно необходимых каждому велосипедисту.
Я политкорректно поинтересовался у Джумы - понимает ли он вообще куда мы едем и какой там ожидается набор высоты. Ответ был уклончивыми, что-то в духе акуна-мататы. Я как человек опытный, на всякий случай порекомендовал ему немного разгрузить рюкзак, объясняя ему всеми доступными способами насколько ему там будет плохо, но это не возымело большого эффекта.
В конечном итоге общее акунамататное настроение возобладало, и я решил ехать as is надеясь непонятно на что.
08. Moshi
09. Парикмахерская Иннокентия
Проехали совсем немного, остановившись на главной улице возле сарая, перед которым было выставлено большое количество велосипедов. Это явно был главный центр местного велосипедного бизнеса.
10. Велосипеды
Не вдаваясь в лишние подробности, Джума снял свой велосипед с машины, позвал какого-то чувака и начал с ним ругаться на суахили. На мой деликатный вопрос "what the f*" он ответил что вчера ему плохо починили велосипед, в результате чего теперь скачут передачи.
Я напрягся, ибо времени у нас и без того было совсем в обрез, учитывая всю замысловатую логистику, и в особенности учитывая 1700-метровый подъем до 3700м. Темнело примерно в 6 вечера, и мешкать было совсем нельзя !
Но нет худа без добра, и пользуясь случаем я залез на крышу нашего микроавтобуса откуда немного пофоткал окружающую действительность.
11. Жизнь кипит
12. Местный разгильзяй
13. Деловой парниша базарит по мобиле
14. Девушка аккуратно перешагивает через кучи дерьма
15. Симпатичная тетка идет по делам
16. Автор документирует происходящее с крыши автобуса
Прошел час, с велосипедом явно что-то не клеилось. Позвали самого главного эксперта с кувалдой.
17. Эксперт
Эксперт разобрал переднию передачу, вытащил втулку и объявил что тот, кто перебирал это все вчера - чудак на заглавную букву "М". Велосипед Джумы настолько древний, что переднюю втулку можно вставить наоборот, ничто этому не мешает. Но в таком случае, передняя шестеренка смещается со своего нормального положения, и передачи перестают правильно функционировать.
В моем же понимании, однако, чудаком на букву "М" был вовсе не тот, кто перебирал велик, а сам Джума с организаторами заодно. О таких вещах надо беспокоиться заранее, а не откладывать все на последнюю секунду. В конце концов, клиент заплатил весьма немалые деньги (а по местным меркам и вовсе астрономические), и пролетел через полмира в разгар пандемии вовсе не за тем, чтобы участвовать в ремонте велосипеда.
Ну вот такая там акуна-матата. C'est la vie, эйн ма лаасот.
Ремонт велика занял часа полтора, время приближалось к 11 утра, а до Kilema Gate нам еще ехать и ехать.
18. Мечеть на выезде из города
19. Памятник борцам за воду Moshi Askari monument
По дороге выяснилось что я забыл в гостинице USB кабель для телефона. Попросил Джуму остановиться где-нибудь по дороге. Проезжая через какую-то деревню, я заметил сарай с вывеской на тему электроники. Джума молчал как рыба об лед, и пришлось его вторично попросить остановиться, на этот раз уже с четким указанием места.
Зашли, с трудом нашел нужный кабель (USB->USB-C), купили. Джума, чувствуя вину, заплатил сам. Да и у меня все равно не было местных тугриков :)
Продолжили.
У Marangu gate мы оказались около полудня, расписались у рэйнджеров, поехали обратно вниз до Kilema Gate.
20. Джума возле Kilema Gate.
Наш микроавтобус не мог ехать дальше по джиповке, что явно повергло Джуму в состояние некоего унынья. Я понял что он очень рассчитывал на то, что можно будет начать выше, и теперь на его физиономии явно читался вопрос "и что же мне с этим всем добром теперь делать".
Выдали сухой паек с курочкой.
Паек брать не стал, а вот курочку бережно упаковал в сумку.
21. К подвигам и свершениям готов !
Время 12.30pm, с горем пополам наконец-то выкатываем.
22. Фоточка на прощание
Первая половина подъема проходит через роскошные влажные леса !
Дорога в основном в тени, катится довольно легко.
23. Дорога
24. Google Photo Sphere (click to open)
Как я и предполагал, Джума со своим огромным рюкзаком ехать на велосипеде не мог. Я уезжал вперед, останавливался и подолгу ждал пока он покажется, садился и ехал дальше. В конце концов, на очередной остановке он переложил рюкзак на багажник, как-то привязал его и после этого с горем пополам уже смог катиться со скоростью черепахи. На чуть более крутых участках он шел пешком, и часто останавливался чтобы поправить и переложить поудобнее рюкзак (в чем я ему, разумеется помогал).
Я политически корректно поинтересовался сколько раз до меня он водил велосипедистов по этому маршруту. И опять же, как я и предполагал - нисколько. Я был у него первый клиент. Более того, в дальнейшем выяснилось что он вообще никогда не ездил на велосипеде в горы, и весь его богатый велоопыт ограничивался покатушками по родной деревне и ее ближайшим окресностям.
Не могу сказать что меня это удивило, хотя у меня даже в мыслях не было что мне могли дать такого вело-чайника. Конечно, мне стоило поговорить с организаторами еще в гостинице, сразу после того как я увидел его рюкзак, но вот нашло на меня какое-то затмение, и я понадеялся непонятно на что. Хотя было вполне очевидно, что надеятся тут не на что.
Я не совсем понял как проходил мыслительный процесс в головах (или иных частях тела) организаторов, но решил не эскалировать ситуацию прямо сейчас. Я твердо собрался высказать им все, что о них думаю по окончании похода, а пока решил расслабиться и получать удовольствие по мере его поступления.
25. Надел GoPro, поснимал немного видео
Click to view
26. Непроходимые заросли
Время подходило к 4-м часам пополудни, а мы не сделали еще и половины подъема. Я поинтересовался у Джумы какие у него планы по этому поводу, в ответ получил удивленный взгляд. Тут мое терпение лопнуло, и я в резкой форме сообщил что у нас нет шансов дойти до лагеря в разумное время, и чтобы он вызывал помощь.
Связи в этой точке не было, мы поднялсь чуть повыше, сигнал появился. Я написал письмо в фирму, они тут же ответили что высылают помощь. Я сказал Джуме что потихоньку поеду вверх в сторону лагеря, и отъехав сотню метров услышал как тот переговаривается с кем-то телефону. Я заключил что все разрулено и что можно уже ни о чем не беспокоиться, и поехал дальше уже не останавливаясь.
Время приближалось к 6-ти, начало темнеть.
Высота примерно 3100м, зона лесов закончилась, начался moorland (кустарники).
Дорога ощутимо покрутела (чего я и ожидал, исходя из OSM-овской топокарты).
На наиболее крутых участках были проложены бетонные полосы для джипов. Мне это в некоторой степени помогало, так как их было хорошо видно в темноте, да и ехать по ним было проще, чем по камням, несмотря на крутизну.
Через час после того как я расстался с Джумой, сел на обочину и приговорил запасенную курочку.
Покатил дальше, хотя катить было уже очень тяжело - перелеты, плюс длинный и бестолковый день давали о себе знать. Да и наверное возраст был уже не совсем тот, когда все эти факторы можно было безболезненно игнорировать ..
27. 6pm
Необходимо отметить, что носильщики пошли по Marangu Trail. Я поначалу не понял что мы разделяемся, и оставил все теплые вещи в небольшом рюкзаке, который они тащили наряду со своими вещами и общими запасами еды. Я осознал свою ошибку лишь когда мы подъезжали к Kilema Gate.
К моему счастью, Джума выдал мне легкий дождевик, который мне весьма пригодился, когда я несколько раз попадал под довольно сильный дождь, а так же выше по трэйлу, когда к вечеру ощутимо похолодало.
28. Стемнело (7:38pm)
До кэмпа оставалось всего метров 300 по вертикали, но я чувстовал что не доеду. Начала сильно кружиться голова, появилась одышка. У меня никогда такого не было на столь низких высотах (обычно подобные симптомы я чувствовал начиная с 5000м), очень странно.
Я не совсем понял что там с помощью, и не представлял себе что делать дальше. Я был один на горе, вокруг ни души. Появился сигнал, я позвонил парнише из турфирмы, с которым я раньше переписывался по организационным вопросам. Тот ответил что-то невнятное, типа в офисе уже никого нет, чё ты от меня хочешь.
Поняв что помощи мне ждать судя по всему не придется, я решил бросить велик и идти дальше налегке. Написал мэйл в турфирму, описал примерно где я его бросил и попросил чтобы джип, который они якобы посылают нам в помощь подобрал его.
В полной темноте поплелся дальше. Мысли типа "ну вот ты хотел экстрима на свою пятую точку - получай его сполна" не оставляли меня ни на секунду.
По бетону можно было идти без дополнительного освещения - полная луна романтично его подсвечивала нежным серебристым светом. Когда же бетонные полосы заканчивались, я включал лампочку в телефоне (мой налобный фонарик остался в рюкзаке у портеров).
Где-то выше по трэйлу и чуть правее в стороне я с трудом заметил слабые огоньки, и заключил что это скорее всего есть кемп. Направление огоньков вполне соответствовало нарисованному на моей OSM-воской топокарте (которую я с повышенной регулярностью разглядывал в телефоне), и потому в некоторой степени придавало мне сил и мотивации.
Через час короткими перебежками поднялся на оставшуюся пару сотен метров, где меня встретили носильщики, которые вышли нам навстречу. Один продолжил вниз на поиски Джумы, второй сопроводил меня остаток пути до кемпа.
Через полчаса дошли. В кемпе мне выдали комнату, накормили ужином, и я пошел спать.
Через пару часов ко мне в номера завалился Джума с моим велосипедом. На него было страшно смотреть, он еле держался на ногах, у него заплетался язык. Оказывается, никто никакой помощи нам не послал, и он со своим рюкзаком доковылял до кемпа самостоятельно (хотя, думаю, ему помогли носильщики). И после всего этого, он пошел обратно вниз за моим велосипедом !
Мне стало в некоторой степени неудобно - если бы я знал что помощи не будет, я бы разумеется не бросил бы там вел и потащил бы его до кемпа сам.
Насыщенный впечатлениями и неожиданными поворотами судьбы день подошел к концу, завтра по плану - халява !
Day 2, 03.10.2020, Rest day/Acclimatization (10km/500m)
Проснулся довольно рано, вышел на разведку.
29. Моя избушка
30. Horombo Huts
31. Вокруг в большом количестве присутствуют какие-то местные то ли вороны, то ли стервятники.
32. Низ затянут облаками
33. Все очень информативно !
34. Photosphere (click to open)
35. Кусочек Горы
36. Гиды с носильщиками поют своему клиенту Jumbo Bwana !!
Click to view
37. Завтрак туриста
По плану сегодня акклиматизационная радиалка на несколько часов. Мы должны были пройти примерно полпути по дороге к следующему кемпу (Kibo Huts) и вернуться обратно в Horombo.
Джума с утра ходил хмурый. Подошел ко мне, сказал что фирма осталась недовольна его перформансом, и что они выслали другого гида. Я успокоил его как мог, сказал что потом поговорю сам с фирмой, и что будет ему полная акуна матата.
38. Перед выходом. Заставили одеть куртку с эмблемой фирмы.
Последующие 5 километров оказались весьма слабо предназначенными для велосипеда. Это было беспорядочное нагромождение булыжников переменного размера и формы, через которые нужно было пробираться самому и протаскивать велик.
39. Начало трейла
40. Трейл
41. Чуть повыше. Гора призывно маячит вдали
42. Отважные путешественники на фоне могучей неприступной горы !
43. Поднялись метров на 100, остановились передохнуть у Большого Камня.
44. Еще селфи
45. Местная растительность
46. Забрался на камень, Джума документирует
47. А это - задокументированное Джумой
Продолжили.
После Большого Камня тропинка стала ощутимо лучше, где-то можно было даже катить !
48. Ручеек
49. Еще ручеек.
50. Тут уже вполне можно ехать !
51. Немного видео c GoPro
Click to view
52. Джума попросил его тоже задокументировать
Click to view
53. Докатили до вертолетной площадки, оборудованной уютными сортирами
После сортиров - крутой подъем по каменюкам до небольшого перевала (вроде Mawenzi Ridge).
Перевал - это граница между зонами moorlands и apline desert, и разница видна невооруженным глазом !
54. Mawenzi Peak вдали
55. А с другой стороны - Кили !
Высота примерно 4200м. Отсюда еще километров 5 до Kibo Hut, но это завтра, а сейчас - домой.
56. Mawenzi Ridge Pass (click to open)
Покатили обратно. Половину спуска до вертолетной площадки я таки прокатил в седле, хотя несколько раз только чудом не навернулся.
57. Downhill. Осторожно, нецензурная речь ! :)
Click to view
58. За Большим Камнем повстречали улыбчивого парнишу с велосипедом за плечами
Парень оказался гидом, которого послали в помощь Джуме.
Он приехал сегодня на джипе, и шел нам навстречу чтобы размяться и акклиматизироваться.
Звали парня Goodluck, что вселило в меня некую уверенность в успехе предприятия.
59. Horombo показался вдали
В конце дня я лучше приспособился к велосипеду и уже довольно хорошо с ним справлялся. У меня появилась определенная уверенность, и я вполне мог спускаться на приличной скорости, даже по камням и невысоким ступенькам.
И вот эта уверенность таки обошлась мне довольно дорого ! Уже в самом конце спуска, перед домиками - со мной произошла довольно большая и неприятная МАТАТА.
Перед самим кемпом дорого круто идет вниз, и там проложены уже известные нам бетонные полосы для джипов. Будучи вполне уверенным в себе, я разогнался по бетону с тем, чтобы придать импульс для небольшого подъема к своей избушке. Когда я на большой скорости выскочил с бетона на гравийку и повернул левее вверх, колеса повело и я со всей дури грохнулся на левый бок.
Из-за шока я сильной боли поначалу не чувствовал. Я вскочил на ноги и начал бегать вокруг велосипеда, матерясь в полный голос на всю округу - в основном от обиды на самого себя, за совершенную откровенную глупость. Потом успокоился, остановился и оценил ущерб - левый бок в районе задницы оказался разодранным до крови. Примерно то же самое произошло и с левым локтем, на который я удачно приземлился.
Я побежал в домик за своей аптечкой. Продезинфицировал раны, намазал их антисептической мазью, положил пластырь. Это на минуточку первый раз за все мои многочисленные велопоходы, когда я воспользовался аптечкой :(
Примерно через час все это начало довольно сильно болеть. Сломано вроде ничего не было, но очень сильный ушиб, разумеется, место быть имел. Я с большим трудом поднимался с кровати, на которой мог лежать только в одной позе. Хотя потом когда расхаживался, боль уже казалась более терпимой.
60. Местные вороны возле домика. Вдали виднеются те самые бетонные полосы, на которых я так удачно разогнался.
61. Закат
Поужинал, и несолоно хлебавши отошел ко сну, в полной уверенности, что мой поход бесславно закончился, толком не успев даже начаться.