Классическая логика повествования - начать с центра, с главных достопримечательностей, и потом постепенно перейти к окраинам и деталям. Однако в рассказе про Суботицу хочется пойти с конца. Несмотря на то, что город очень красивый, один из самых красивых в Сербии, и наполнен потрясающей модерновой архитектурой, его детали и общая атмосфера всё равно запоминаются сильнее. У наполовину венгерской Суботицы - свой, очень специфический и своеобразный дух, сотканный из тихой провинциальности и столичного масштаба застройки. Я не удержусь от соблазна знакомство с городом начать с частностей. И так...
1. В Суботице - шикарная архитектура. По концентрации и может даже количеству красивых зданий она уверенно обходит
Белград. Но, как я уже говорил, в этом посте мы гуляем по периферии, так что и дома тут будут среднестатистического южного облика. Основные красоты посмотрим в следующих двух частях.
2. В памяти остался довольно специфический образ Суботицы. Великолепная, столичного размаха старая застройка, и при том ощутимая провинциальность. На иных улицах даже дорожек пешеходных нет. Атмосфера очень лёгкая, словно сельская. Народ неторопливо ходит по делам, каждый второй друг друга знает. Похоже скорее на небольшой населённый пункт в
Краснодарском крае. И тут - бац, дворец какой-нибудь стоит. Вот этот скромный домик духу города куда сильнее соответствует:
3. Ну и глубокая золотая осень с ярким солнцем, какая у нас бывает раз в три года от силы, наложила отпечаток. Получился свой, ни на что не похожий микроклимат.
4. Суботица хоть и является региональным центром и по меркам Сербии достаточно крупна, в нашем понимании совсем миниатюрна. Население тут и до 110 тысяч не дотягивает. Что-то на уровне подмосковного
Ногинска. У нас, правда, тоже подобное есть - Элиста и Ханты-Мансийск даже меньше Суботицы. На территории это тоже сказывается. Город настолько маленький, что окраины тут, кажется, меньше центра, а сам центр - очень компактный.
5. Но так, на глаз, и определённое запустение, знакомое по нашей провинции, присутствует. Нет драйва и энергии, присущих живым динамичным городам. Такое ощущение, что молодёжь отсюда активно уезжает, куда-нибудь в Белград или в ЕС. Вкупе с осенними пейзажами это сделало в моих глазах Суботицу и вовсе меланхоличным городом-элегией.
6. Как и в
Земуне, православные храмы визуально тут очень похожи на католические. На фото - Вознесенская церковь (1726):
7. Это - даже не отголоски, а вполне ощутимое влияние Венгрии, от которой Суботицу отделяет меньше десяти километров. И в этом - вторая большая её особенность. Город двуязычный и двухкультурный. Венгров по статистике тут около трети, но по визуальным ощущениям - не меньше половины.
8. Для них это не Суботица, а Szabadka. Их историческая память весьма цепкая, и то, что меньше века назад весь север нынешней Сербии по левому берегу Дуная был под ними, они отлично помнят. А уж тем более приграничная Суботица.
9. Внешне и по настроению она ощущается как младшая сестра Сегеда, который расположен от неё зеркально через границу. То же буйство арт-нуво, те же образы, тот же архитектор, создавший львиную долю наиболее заметных зданий в обоих городах. Основные здешние шедевры увидим в следующих двух частях, но и по окраинам встречаются узнаваемые домики:
10. По номерам машин в Суботице и в Сегеде складывается ощущение, что жители двух городов массово ездят друг к другу в гости. Полноценная граница между ними, думаю, многим не нравится. И если сербов из Сегеда венгры выперли давно и насовсем, о чём свидетельствует пустующая православная церковь в его центре, то тут никакой демадьяризации не проводится. Более того, автономный край Воеводина, являющийся, по сути, той самой бывшей частью Венгрии в составе нынешней Сербии, действительно имеет довольно широкую автономию.
11. На улицах, как и в Венгрии, огромное количество памятников на квадратный метр. И очень многие из них посвящены венгерским личностям. Лента в цвета венгерского флага как бы должна развеять все сомнения:
12. Названия на уличных указателях дублируются трижды: на сербской кириллице, на сербской латинице и на венгерском. Показательно, что случайным образом сфотографированная табличка именует улицу, названную, опять же, в честь мадьярского политика:
13. Здесь на полном серьёзе забываешь, в какой стране находишься. Понимание, что ты ещё в Сербии, порой сваливается очень резко, настолько ты уже почувствовал себя в Венгрии. Напоминают такие вот детали, которых по ту сторону границы не было бы:
14. Даже фирменная сербская выпечка, за исключением разве что буреков, здесь больше похожа на венгерскую. Да и в целом кухня от глубинных районов Сербии тут отличается.
15. Разгар буднего дня. На верандах и в уличных кафе степенно потягивают кофе десятки людей. В том числе - вполне работоспособного возраста, в том числе - множество взрослых здоровых мужчин. Это, напротив, проявление балкано-турецкого менталитета во всей красе. В России, даже на юге, такое представить сложно.
16. Несколько неожиданно на одной из улиц тихой благородной Суботицы встретился наипопсовейший памятник сантехнику-водопроводчику. Подобных расплодилось очень много, в том числе и
в российских городах:
17. На родство с соседним Сегедом намекает и роскошная характерного вида синагога. Обычно иудейские храмы не столь яркие на вид, да и вообще все разные, а тут с сегедской прямые параллели. И венгерский модерн сложно с чем-то перепутать, и разница в годах постройки всего пять лет. Та, правда, больше и наряднее, но и сам Сегед покрупнее Суботицы.
18. Ну очень странная скульптура на питьевом фонтанчике. Скажите мне кто-нибудь, что тут нет ничего неприличного:
19. Что-то типа памятника старомодной водоразборной колонке. У нас подобное
было в Тамбове.
20. Сейчас мы гуляем по, как я уже говорил, периферии, но даже тут проскакивают здания прямо-таки столичного масштаба. Вот, в частности, гимназия 1895-го года.
21. Любопытно, что большинство суботицких шедевров архитектуры построено в венгерский период. Даже интересно, зачем Венгрия так вкладывалась в этот городок.
22. Ещё один памятник венгерскому деятелю (на самом деле тому же самому). Писатель, поэт, журналист и переводчик Дежё Костола́ньи родился в Суботице, когда та ещё входила в Венгрию, и отучился в этой самой гимназии. После Первой Мировой вернуться на родину, оказавшуюся по ту сторону границы, уже не смог:
23. Очередная странная скульптура:
24.
25. Химико-технологическая школа "Lazar Nešić":
26. Администрация:
27. Встречается в центре Суботицы и социалистическое жильё. На вид весьма неприглядное:
28. Подъезд:
29. Но вообще тут есть и чуть-чуть спальных районов, в стороне от центра. Там дома выглядят поприличнее, даже по-своему оригинально:
30. Есть даже что-то типа площади-сквера в центре спального района:
31. Со спорткомплексом:
32. И памятником Народно-Освободительной Борьбе Югославии (так тут называют местные события Второй Мировой, как Великая Отечественная у нас):
33. В Суботице есть свой ФК «Спартак»:
34. Есть и на этих окраинах свои шедевры. Католический храм св. Георгия (1896):
35. И православная Дмитриевская церковь (1818):
36. Около неё - памятник павшим борцам с фашизмом:
37. Ещё одна католическая церковь, св. Роха, 1896-го года:
38. И ещё одна, современная:
39. Из окна машины сфотографировал какую-то скульптуру. Спортсмен, судя по виду:
40. Из Суботицы мы уезжали сразу в Венгрию, пересекая границу едва ли не на окраине города. По дороге к КПП заснял ещё и новенькую мечеть:
Мечетей в Сербии вообще видели не слишком много: большинство существовавших в период османского владычества давно снесены, а в наше время ислам тут поднимает голову скорее посредством албанцев и бошняков. Но Суботица в этом плане стала городом особенным, благодаря нескольким пограничным переходам близ неё. Здесь частенько молятся турки, по дороге из Евросоюза на родину. Но об этой ещё одной интересной характерной черте Суботицы - в следующих частях. Хоть я и остановился тут на нашем отъезде из города, как я уже говорил, я начал повествование с конца, и впереди ждёт два рассказа о центре Суботицы.