Остров Сааремаа примечателен большим количеством церквей, которые принято считать укрепленными. Как я дальше отмечу, вопрос считать церковь укрепленной или нет весьма относительный, поэтому и число оборонительных церквей на Сааремаа в разных источниках варьируется от 5 до 7. Из них мне удалось посетить 4: Каарма, Карья, Пюха и Пёйде. Из значимых церквей, пожалуй, я не добрался до наиболее старой из всех - церкви Вальяла.
Карта-схема Эзель-Викского епископства из музея в Хаапсалу
Как я уже писал в
статье об Орденском замке Зонебург после прихода крестоносцев на остров в 1277 году он был разделен между Эзель-Викским епископством и Ливонским орденом. При этом большая честь церквей которые считались укрепленными находилась именно на землях епископства и только Пёйде на землях Ордена. Это будет видно и по архитектуре церквей. Епископские церкви имеют множество принципиально схожих элементов, а Орденская церковь отличается от них.
Прежде всего надо определиться с тем, что собственно считать укрепленной церковью. Укрепленная церковь - это церковь, которая построена, чтобы играть оборонительную роль во время военной угрозы. Как следствие, она должны иметь какие-то аспекты оборонительного сооружения: толстые стены, бойницы, боевые ходы. В общем что-либо, чтобы вести активную оборону. Теперь, если мы обратимся к датам, то из рассматриваемых мною церквей все относятся к XIII-XIV веку:
Вальяла - первая половина XIII века (около 1230 года);
Каарма - вторая половина XIII века (около 1270 года);
Карья - конец XIII - начало XIV века;
Пюха - середина XIV века (1345 год).
В это время Орден и католическая церковь только начинали закрепляться на землях острова и постоянно подвергалась угрозе со стороны местного языческого населения. Поэтому, идея использовать большое каменное строение не только для религиозных целей, но и для хозяйственных и оборонительных весьма понятна.
Известный Эстонский историк и исследователь крепостной архитектуры Армин Туулзе относил епископские церкви к укрепленным на основе, по сути, двух фактов.
- Следов от деревянных балок, расположенных под высоко поднятыми окнами нефа, что может говорить о наличии боевой площадки для обстрела атакующих из окон.
- Наличие комнаты над сводом ризницы, которая могла служить последним убежищем и укрытием. Дверь в этом помещение была расположена на уровне 3 метров от пола, чтобы нападающим было сложнее в него попасть.
План церквей в Каарма и Пюха (хор и ризница). Из книги Армина Туулзе Försvarskyrkorna i Estland
Существует и противоположное мнение (можно ознакомиться
тут, часть называется красноречиво The fortified churches in Estonia as a refuge: myth or reality ? Kaur Alttoa), которое отводит этим церквям роль не более чем убежища для местных жителей.
После всех этих рассуждений перейдем непосредственно к церквям. И начну я с наиболее характерной церкви Карья, которая не успела обзавестись башней, в отличии от остальных своих собратьев, да и в целом сохранилась в почти первозданном виде. Считается, что строили ее мастера с острова Готланд, где так же встречаются церкви с подобной архитектурой.
Церковь Карья с западной стороны
В архитектурном плане церковь Карья - однонефный храм без колокольни. Церковь построена в романском и готическом стилях, в качестве строительного материала использовался сааремааский доломит. Отметим так же отличительную особенность всех епископских церквей на Сааремаа - большого размера ризницу. Именно в ней, предположительно могли укрываться люди в случае нападения.
Церковь Карья с северной стороны
В ризнице прячется своеобразная комната с камином, а второй камин находится на хоровой мансарде. Таким образом созданы нормальные даже по сегодняшним меркам условия для ночлега паломников, которые путешествовали в сторону материковой Эстонии через Скандинавию и остров Готланд. Есть легенда о том, что местные прихожане, собравшиеся в стенах храма с запасами еды и воды, пережили эпидемию чумы, которая свирепствовала в этих местах в XVII веке. Отопление было важным фактором и если рассматривать церковь как укрытие и небольшую крепость, поскольку, учитывая климат, люди, находившиеся в ней круглосуточно должны были обогреваться.
Ризница церкви Карья
Так же, рассматривая церковь как оборонительное сооружение, стоит обратить внимание на высокие и узкие окна, которые вполне могли быть переоборудованы под бойницы. Если рассмотреть церковь с внутренней стороны, в том месте, где сейчас расположен орган (в XIV веке никакого органа еще не было), можно легко представить деревянную боевую площадку вдоль условных окон-бойниц.
Карья, вид на западный вход и органную галерею. Ниши окон видны с правой и левой стороны.
И еще пару фото не про укрепления. Церковь Карья известна своей уникальной резьбой по камню. Считается, что это самая богатая скульптурами деревенская церковь во всей Северной Европе.
Доломитовая скульптура Святого Николая - покровителя мореплавателей и невинно осужденных. Справа от него человек с лодкой в руках, а с левой стороны - три сестры из бедной семьи. Каждой из них Св. Николай тайно подкинул мешок с деньгами, благодаря чему девушки смогли выйти замуж.
Второй примечательный момент - языческие рисунки и символы, украшающие потолочный свод, изображенные предположительно, чтобы отвести дьявольские силы от храма (пентаграмма, восьмиугольная звезда, переплетение креста с квадратом, черт с торчащей между ног головой, символ в виде трёх бегущих ног).
Языческие символы, расположенные на потолочном своде в церкви Карья
Церковь Каарма относится ко второй половине XIII века. Основная часть церкви построена в 1270-е годы, причём уже к тому времени относятся первые на Сааремаа контрфорсы. Но они не помогли: на рубеже XIV-XV веков церковь обрушилась и была достроена, видимо, рижским мастерами к 1407 году, следом выстроили башню.
Церковь Каарма
Внешний вид этой церкви менее напоминает мне укрепление, хотя это может быть следствие более поздних перестроек. Окна слишком большие и широкие, дающие много света, но мало приспособленные для обороны, расположены достаточно низко.
Каарма, южный фасад
Каарма, южный фасад
Однако ризница здесь еще более массивная. При этом ее второй этаж так же, как и в Карья имеет камин.
Каарма, восточный фасад, пристройка с правой стороны - двухэтажная ризница
При этом, окна ризницы значительно более подходят для обороны, а наличие отопление говорит о том, что люди могли находится там долгое время. Можно предположить, что точкой обороны в данном случае служила не вся церковь, которую в силу большого размера сложно защищать при малом числе защитников, а только ризница.
Церкви Сааремаа. Каарма, ризница с северной стороны
Внутри Каарма представляет собой двухнефную церковь . По центру расположены восьмигранные столбы.
Каарма, внутренний интерьер
Столбы украшены рельефами: базы - аллегорическими сценами дикой охоты и рая, стволы - фигурами Петра и Павла и гербами дарителей.
Каарма, герб одного из дарителей на столбе
Башня церкви, как я уже отмечал, построена несколько позже самой церкви. Ее внешний вид так же говорит о том, что она могла служить в оборонительных целях. Кроме того, учитывая достаточно ровный окружающий ландшафт, с ее вершины доступна для обозрения большая площадь.
Башня церкви Каарма
Церковь Пюха - наиболее поздняя из всех и относится к середине XIV века. Более того, во время Ливонской войны (в 1576 году) церковь была уничтожена войском Ивана Грозного и восстановлена только в 1603 году. В это время церковь обрела свой современный облик: в основном был сохранен средневековый, в качестве дополнения была пристроена массивная западная башня.
Пюха, общий вид
Церковь была выстроена однонефной, с двумя сводами и тремя порталами; над сводом ризницы был построен отдельный этаж с камином и стрельчатыми окнами, которые могли использоваться в качестве бойниц.
Пюха, ризница с северной стороны
Можно сравнить фотографию выше с
подобным ракурсом церкви Карья. Церкви в этой части практически совпадают. Единственное значимое отличие - окна в Пюха значительно больше и ниже, что не очень соответствует идее укрепленной церкви. Однако скорее всего такие окна так же являются следствием более поздних перестроек, особенно учитываю общую схожесть этих двух церквей.
Пюха, вид на южную сторону
Уровень окон, по аналогии с церковью в Карья, можно определить исходя из текущего положения существующей галереи, которая здесь весьма массивна.
Пюха, вид на деревянную галерею
Что касается идеи с убежищем на втором этаже ризницы, то именно в этой церкви у меня на фото остался тот самый вход в это убежище на высоте порядка 3 метров. В других церквях они были то ли заложены, то ли я не обратил на них внимание.
Пюха, вход в ризницу, на первый и второй этаж соответственно
Обобщая увиденные церкви Сааремаа, которые относились к Эзель-Викскому епископству, можно сказать, что у них есть ряд атрибутов укрепленного сооружения и они вполне могли служить не только убежищем, но и активным оборонительным сооружением против небольших групп нападающих. Таким образом, можно предположить, что на момент создания они являлись не только местом, связанным с религией, но и выполняли хозяйственные и оборонительные функции.
Вид церкви Пёйде с юга
Особняком стоит церковь Пёйде на землях Ливонского ордена. В Пёйде был расположен первый замок Ордена на территории острова, где так же была и часовня. Эти постройки была разрушены 1343 году в ходе восстания Юрьевой ночи. От этого периода от часовни сохранилась лишь часть боковых стен нижней части и портал на южной стене.
Пёйде, руины старой замковой часовни в основании церкви
От замка и того меньше, какие-то остатки на уровне земли с северной стороны.
Руины крепости Пёйде с северной стороны церкви
Современная церковь была построена в середине XIV века на развалинах разрушенного сааремцами орденского городища Пёйде. Башня церкви была построена в XV веке.
Наверное, укрепленной ее считают как бы по наследству от Орденского замка, ну и в силу огромных размеров конечно. Церковь Пёйде является самой большой по размерам однопролётной церковью в западной и островной частях Эстонии. Никаких других элементов активной обороны мне усмотреть не удалось. Разве, что башня, которую вполне можно было использовать как донжон, но вряд ли в XV веке это было еще актуально.
Башня церкви Пёйде
Вся внутренняя обстановка церкви, а так же шпиль башни были разрушены во время пожара 1940 года, когда церковь служила складом советской армии.
Внутреннее убранство церкви Пёйде
Однако несколько интересных околосредневековых деталей там сохранилось. Например, прекраснейший герб.
Герб в церкви Пёйде
Еще об Эстонии:
Укрепления Таллина. Нижний город.
Укрепления Таллина. Верхний город Тоомпеа.
Пярну. Красная башня, городские укрепления и Орденский замок. Тевтонский замок Зонебург на острове Эзель.
Замок и крепость Аренсбург (Курессааре).
Укрепленные городища эстов на Саареема.
Источники:
http://histrodamus.ee/?event=Show_main_layers&layer_id=169&lang=eng https://www.diva-portal.org/smash/get/diva2:1224318/FULLTEXT01.pdf http://offtop.ru/castles/view.php?only=&t=257322 http://castle.lv/est/