Алма-Ата, часть 1 (8 января 2020 г.)

Aug 17, 2020 22:43

Ну а теперь после некоторого перерыва вернёмся к рассказу о новогоднем путешествии в Среднюю Азию. О Ташкенте, Самарканде и Шымкенте я уже написал, осталась Алма-Ата, к которой я и перехожу. Рассказ будет в трёх частях. Напомню, что в южной столице Казахстана я уже был во время поездки 2017 года, когда осмотрел основные её достопримечательности. Но и теперь увидел кое-что новое и интересное, тем более в другое время года. Южный Казахстан как раз в эти дни завалило снегом.

В прошлый раз я приезжал на центральный вокзал (Алматы-2), теперь же - на вокзал Алматы-1 в северной части города, где раньше не бывал. Как понятно из названия, этот вокзал возник раньше центрального - в 1929 году, когда сюда пришла железная дорога. По ней и прилегающий район города назван Турксибским. Здание построено в 70-х годах, но не так давно капитально перестроено и приобрело нынешний облик.

Перед вокзалом - памятник революционеру А. Жангельдину (Джангильдину), 1975 г.

На привокзальную площадь выходят такие вот полукруглые пятиэтажки, но вообще в окрестностях преобладает частный сектор и двухэтажки. К сожалению, по этому району побродить не удалось.

Только уже из автобуса сфотографировал какой-то ДК, а по соседству с ним есть памятник Ленину, но его в кадр поймать не получилось.

Долго едем на юг по проспекту Сейфулина и наконец выходим из автобуса на проспекте Райымбека. В прошлом это улица Ташкентская, затем проспект 50-летия Октября. Райымбек был казахским батыром 18 века, его мавзолей находится на этой же улице, к западу от центра, но до него также дойти не удалось.

Гостиница, куда мы заселились, стоит на улице Желтоксан (в прошлом улица Мира).

В холле гостиницы стоит половина коня. Как пояснил молодой человек на ресепшене, «вторую половину казахи съели»: видимо, здесь это дежурная шутка. В ресторане в меню действительно были блюда из конины, но я не пробовал.

Заселившись, идём обедать в чайхану на проспекте Абылай-хана (улица Вокзальная, проспект Сталина, Коммунистический).

Чуть южнее - памятник писателю Г. Мусрепову перед ТЮЗом его имени.

В ткань советского города вклинивается современная архитектура.

Пересекаем местный «арбат» - улицу Жибек Жолы (Горького).

Здесь попадаются уже дореволюционные архитектурные памятники.

Улица Панфилова, которую искусственно сузили и сделали пешеходную зону, как бы продолжающую «арбат». К счастью, хотя бы эта улица пока не переименована.

Садимся на метро на станции «Жибек Жолы» («Шёлковый путь»).

Оформление станции связано, соответственно, с Шёлковым путём.

В алматинском метро одна линия, и не сказать что очень удобная: сначала она идёт с севера на юг, потом под прямым углом поворачивает на запад. Метро было открыто недавно - в 2011 году, хотя было предусмотрено по генплану уже в 1978-м. Поезда ходят, кажется, раз в 10 минут.

Проехав немного, выходим на станции «Абая» на одноимённом проспекте. Когда-то он назывался улицей Арычной: собственно, на фото мостик именно через арык, занесённый снегом.

Какая-то фигура наподобие гельмановских «красных человечков», которых я когда-то видел в Перми.

До революции будущий проспект был южной границей города, теперь же это практически самый центр, вокруг множество учебных заведений и, соответственно, молодёжи.

Кафе «Пушкин».

Завершает проспект дом с башенкой - университет КИМЭП (какая-то американско-южнокорейская контора) в здании бывшей партийной школы (1959).

На востоке проспект упирается в памятник Абаю Кунанбаеву (1960).

У памятника кто-то проводил одиночный пикет, видимо, против иностранного вмешательства в экономику страны.

Вокруг - знаменитые здания: гостиница «Казахстан» (1977) и Дворец Республики (1970, изначально дворец культуры им. Ленина).

И подъёмник на гору Кок-Тобе. Я там уже был в прошлый приезд, но это как бы обязательный пункт в посещении Алма-Аты. Хотя, если приеду в третий раз, конечно, уже сюда не пойду.

Поехали.

Пролетаем над частным сектором.

Восточная объездная дорога.

И вот мы наверху.

Стенд с почётными гостями. В прошлый раз, помнится, Александра Ширвиндта подписали как Михаила, а Михаила - как Александра. Видимо, кто-то сделал замечание, и ошибку исправили.

Колесо обозрения и уже традиционный перевёрнутый дом.

Памятник «битлам».

Над горой возвышается телебашня.

Был план спуститься с горы в город пешком, но дорогу не нашли.

Ещё тут есть мини-зоопарк.

Летим обратно.

С юга площадь у памятника Абаю окаймляет здание кинотеатра «Арман» (1968). Название переводится как «мечта».

Идём на юг (то есть вверх) по проспекту Достык.

Памятник Гани Муратбаеву, о котором я уже упоминал в рассказе о Шымкенте (напомню, это основатель комсомола в Казахстане).

Дальше - причудливой формы Дворец пионеров (1979-1983), ныне, понятно, не пионеров, а просто школьников.

Застройка вокруг преобладает современная, высотная - просто потому, что город дошёл сюда только к концу советской эпохи. Вообще, в Алма-Ате чем южнее и выше по рельефу, тем престижней.

ТРЦ «Достык Плаза».

Улица Жолдасбекова.

Центральный государственный музей Республики Казахстан, так и не посещённый ни в первый, ни во второй приезд, хотя оба раза проходил мимо. В третий раз уж обязательно зайду, только когда он будет?

Бредём по ночной Алма-Ате на север, в сторону гостиницы. Одно из известнейших дореволюционных зданий - дом купца Головизина на углу улицы Курмангазы и проспекта Назарбаева. Последний в мой прошлый приезд был ещё улицей Фурманова, но уже тогда ходили слухи, что её не переименовывают, потому что специально берегут для «Елбасы». Так всё и произошло. А в доме этом жили руководители Казахской ССР, в том числе, предположительно, и Л.И. Брежнев.

Ну а это я с памятником Виктору Цою, которого в 2017 году ещё не было. Памятник установлен на улице Тулебаева, где снималась финальная сцена фильма «Игла». Так закончился этот день. В следующей части продолжим знакомство с зимней Алма-Атой.