На окраине Белграда есть особенный район Земун, который нередко называют самой интересной его частью. Это бывший отдельный австро-венгерский город, вошедший в состав столицы Сербии лишь в середине XX-го века. Большую часть своей истории он был не просто независимым городом, но и вовсе находился по другую сторону государственной границы, в лучшем случае являясь таможенным приграничным пунктом, а в худшем - плацдармом для нападения на Белград. Многие жители Земуна и сегодня любят подчеркнуть свою обособленность и не очень желают называться белградцами. Он похож на классический европейский городок с узкими мощёными улицами, черепичными крышами и площадью с ратушей. Вот так уезжаешь куда-то на периферию сквозь спальные районы, а там, внезапно, - кусочек Чехии. Но запущен он, при том, как-то очень сильно, не по-европейски. Давайте посмотрим.
1. Чтобы из центра добраться в Земун, потребуется пересечь реку Саву, проехать сквозь кварталы Нового Белграда, которые сами по себе вызывают желание остановиться и погулять по ним с фотоаппаратом, и лишь после этого, где-то на неочевидных задворках спальных районов, найти натуральный габсбургский малый город. Если к путешествию не готовиться и заранее не знать, попасть сюда случайно будет очень сложно.
2. В иных источниках Земун до сих пор называют отдельным городом, в составе Белграда. Учитывая запутанность сербского административно-территориального устройства, это утверждение даже может быть корректным, как, например, в случае с
Сестрорецком в составе Петербурга.
3. Антагонизм Белграда и Земуна - не просто байка или фраза ради красного словца. Поселение на месте Земуна существовало ещё во времена Древнего Рима, и уже тогда населённые пункты на противоположных берегах Савы имели разные названия. Потом же длительное время граница то Венгерского государства, то Австро-Венгрии с одной стороны и то Сербии, то Османской империи с другой проходила по Саве.
4. И хоть в череде завоеваний Белград и Земун иногда и оказывались в одной стране, единым целым они не были. Это сейчас это кажется просто забавным фактом, а большую часть их истории у многих жителей Земуна от перспективы проснуться в составе Белграда неплохо подорвало бы национальные чувства. Ну, например, можно ли сегодня представить, что когда-нибудь объединяться Ивангород и Нарва (снова), или Благовещенск и Хэйхэ? А главное, в составе какого государства.
5. Высадились мы на транзитной улице, которая в черте Земуна называется незатейливо - Главная. По ней осуществляется проезд в центр Белграда, а в другую сторону она уведёт за город, в Батайницу, где расположен военный аэродром, частенько упоминаемый в наших новостях в последнее время. Главная улица отвечает своему названию - довольно чистенькая, с большим количеством красивых и относительно высоких домов. Если не учитывать тот факт, что из спальных окраин мы резко попали в такое место, сильного диссонанса пока не возникает.
6. На Главную улицу выходит здание школы, построенное в 1914-м, практически накануне распада Австро-Венгрии. Можно сказать, это один из самых молодых следов прошлой жизни Земуна. Памятник перед ним - уже югославской эпохи. Он посвящён павшим во Второй Мировой:
7. Картинка начинает меняться, когда мы сворачиваем с Главной. Этажность застройки резко падает, вид зданий становится более центральноевропейским.
8. На небольшом числе парадных улиц относительно чисто и фасады более-менее приведены в порядок. Похоже на
Сегед, что не удивительно. Даже в составе Австро-Венгрии Земун, как и вся сегодняшняя Сербия севернее Белграда, входила в венгерскую зону ответственности с сильным национально-культурным превалированием мадьяр. Как минимум, одну явную и заметную отсылку к Венгрии мы вскоре ещё встретим.
9. Выходим на Магистратскую площадь. Здесь расположены правительственные здания, оставшиеся с венгерского периода. Размером и формами они явно претендуют на статус повыше, нежели муниципальная администрация. Напоминает наш
Энгельс, где руководство города и района сидит во Дворце Советов, предназначавшемся для АССР Немцев Поволжья. Районную скупщину по старой памяти иногда называют ратушей:
10. А это - бывший магистрат, в котором сейчас совсем какая-то мелочь заседает:
11. Инсталляция с гербом Земуна напротив скупщины:
12. От администрации к площади "Велики Трг" тянется коротенькая пешеходная улица. Тут вообще от Венгрии / Чехии / Словакии не отличишь.
13. И религиозный аспект тут несколько размыт. Сербия - страна православная, но Земун-то длительное время был католическим! Каково тут, интересно, соотношение их сейчас? Окружение из классических европейских домиков тоже влияет на восприятие, но и сами христианские образы тут визуально часто отсылают к римской церкви. Православные храмы тут выглядят больше как костёлы.
14. Вот и на главной площади "Велики Трг" стоит католический храм Вознесения Девы Марии с высокой башней. Достаточно старый, кстати, конца XVIII-го века.
15. Площадь эта - точь-в-точь как в городах Центральной Европы:
16. Там, правда, в наше время не увидишь барахолки. Но здесь торговля идёт вовсю. И можно даже сказать, что это - сохранение исторической функции главной площади Земуна.
17. По мере удаления от Большой площади и углубления в кварталы Земуна, вид улиц становится другим. Сначала обращают на себя внимание автомобили. Ими заставлено всё свободное пространство. Зачастую по бордюрам передвигаться не получается, особенно с коляской. Такого в европейских городах не припоминаю.
18. Потом довольно резко сменяется застройка. Она окончательно становится малоэтажной. Всякое имперское барокко с вензелями и фигурами как корова слизала - всё очень просто, на грани примитивности. Но черепичные крыши и шпили храмов всё равно напоминают Габсбургскую империю.
19. Наконец, состояние зданий резко ухудшается. Каждый третий дом облезлый и обветшалый, каждый десятый - заброшенный. Здесь мы справа и вовсе наблюдаем в частично руинированном состоянии здание таможни 1781-го года, имеющее статус памятника архитектуры:
20. Состояние улиц и количество мусора ужасают. Похоже скорее на
бедные регионы Румынии.
21. Но Европу всё равно напоминает. Только немного из другой эпохи. Убрать с улиц машины и провода, и можно подумать, что оказался в старом добром Средневековье. Того и гляди, чуму подхватишь, ведром помоев сверху обольют или ведьму какую сожгут...
22. Не знаю, чем так Земун провинился перед муниципалитетом Белграда. Уж на что столица Сербии - не самый чистый и ухоженный город Европы, но даже по его меркам этот район больно запущен. На этом фоне поверишь уже, что у жителей Земуна высок уровень мадьярского реваншизма и непризнания сербской власти, а последние таким образом отвечают им взаимностью.
23. Чуть лучше дело обстоит вблизи набережной Дуная. Вдоль легендарной реки гуляет множество людей, так что прилегающие территории плотно утыканы кафе и ресторанами. Соответственно, тут и сама улица почище, и здания отштукатурены. Пару кадров самой набережной покажу в следующей части.
24. Ещё один благоустроенный кусочек - подъём на холм Гардош, где расположена главная достопримечательность Земуна, одноимённая башня. Тут какое-то время назад провели масштабную реконструкцию. Что неудивительно - тут такие толпы туристов выгуливаются (из которых по трети, как мне показалось, - наши и азиаты), что я, глядя на это фото, удивляюсь, как мне удалось тут на машине проехать:
25. А вот и она. Известна также как "Башня Тысячелетия" и "Башня Янко Сибинянина". Построена в 1896-м в честь тысячелетия венгерских поселений в Дунайских степях. Подобных башен было возведено всего четыре, по сторонам света. Земун на тот момент был самым южным городом Венгрии. Это то самое напоминание о Венгрии, о котором я говорил выше. Все три названия главной достопримечательности бывшего города отсылают к ней, равно как и её история с внешним видом.
26. На сегодня основная функция башни, помимо архитектурной составляющей, - смотровая площадка. Вся соль в том, что мы на неё не полезли. Прекрасные виды открываются и от её подножья, с холма. Сверху Земун точно так же выглядит типичным центральноевропейским городком:
27. И лишь в дымке на горизонте прослеживается основной Белград:
28. Около башни - церковь св. Дмитрия, построенная с ней примерно в одно время. Хоть время то было ещё австро-венгерским, храм православный. Он единственный в Земуне не похож на костёл.
29. А вот в этом храме узнать православный очень сложно. А это, между прочим, старейший сохранившийся храм Земуна и всего Белграда - св. Николая, и православным он был с самого начала. В масштабах всего города, правда, самой старой как правило называют
церковь Ружица в Калемегдане. Но она хоть идеологически, может, и древняя, но физически перестраивалась полностью не так давно. Так что тут статус вполне оправдан.
30.
31.
32.
33.
34. Выделяется на общем фоне здание центра сербской православной общины в Земуне 1909-го года постройки:
35. Рядом с ней - церковь Богородицы (1780). Вблизи из-за узости улицы её заснять тяжело, зато на видах со смотровой площадки Гардоша её башня хорошо просматривается и добавляет Земуну европейского облика:
36.
37. В центре Земуна - какая-то страшноватая казарма:
38. А эта церковь, обликом откровенно отсылающая к Западной Европе, и правда католическая. Более того, перед нами целый францисканский монастырь св. Иоанна Крестителя и Антония:
39. Так мы дошли до Земунского парка. Как и во многих других центральных городских парках, в нём очень высокая плотность всевозможных объектов, и не слишком густая растительность. Но главное в нём - его история, внезапно, злободневная донельзя. Его разбили в конце XIX-го века на месте Земунского Контумаца - этакой смеси санитарного кордона, обсерватора и таможни. Поскольку Земун находился прямо на границе, он был первым городом Австро-Венгрии, куда попадали все путешественники и купцы, следующие из Османской империи. А поскольку в мире тогда бушевали эпидемии, в числе которых чума, здесь, на месте будущего парка, всех прибывших отправляли на самоизоляцию в карантин. Провести в этом невесёлом месте, которое, уверен, было ненамного лучше тюрьмы, нужно было от трёх недель до полутора месяцев. Попутно обеззараживались и ввозимые товары. Две церкви, православную и католическую, которые сегодня украшают парк, построили как раз для нужд находящихся на карантине.
40. Просуществовал Контумац более ста лет и постепенно потерял своё значение, когда такие острые карантинные меры перестали быть актуальны. Как бы он снова не понадобился. Среди пациентов побывал и французский писатель Альфонс де Ламартин, путешествовавший по Сербии и Османской империи. Памятник ему мы уже видели
в центральной части Белграда. Здесь в его честь возвели такую вот колонну:
41. У храмов, внезапно, нашёлся армянский хачкар, чего тут, вроде бы, совсем не ожидаешь. Он установлен в честь сербских лётчиков, разбившихся в Армении в 1988-м, при попытке доставить гуманитарную помощь после землетрясения. Венки у креста именные, от президентов Сербии и Армении соответственно. Их возложили за пару недель до нашего путешествия, во время визита армянского президента в Белград.
42. Помимо вышепоказанного, есть тут ещё бюст поэта Бранко Радичевича:
43. Памятник бомбашу - особому роду солдат Народно-освободительной армии Югославии времён Второй Мировой. Их задачей было вручную, с помощью гранат, выводить из строя вражеские укрепления, а также совершать различные диверсии:
44. Югославский памятник пленному:
45. В Земунском парке расположено два титулованных, по сербским меркам, образовательных учреждения, в зданиях конца XIX-го века. Начальная школа „Мајка Југовића”:
46. И Земунская гимназия:
47. Прилегающие к парку улицы:
48. Среди которых затерялась Земунская синагога 1863-го года постройки. Вернули верующим её только в 2016-м, но до сих пор часть здания занимает ресторан, работающий в нём с 1997-го:
49. Вернулись к школе с кадра №6. С обратной стороны она не менее красива:
50. Дальше двигались на машине. Проехались по Главной:
51. И заехали в совсем уж дебри Земуна. Тут вполне атмосферный европейский частный сектор:
52. А искали мы тут кафану "Белый Медведь" (1658), которую считают старейшим зданием Земуна и всего Белграда (без крепости). Тут ещё и улица с каменной кладкой. Ну скажите, что тут не атмосферно:
Благодаря Земуну, у Белграда есть целых два исторических центра, причём принадлежащих к разным культурам. Это глубокое и интересное впечатление, словно символизирующее многострадальную сущность Балкан, которые веками режут по живому, как крупные державы, так и местные родственные народы. В рамках путешествия в Белград Земун нужно осматривать обязательно. Не менее обязательно, чем крепость и Калемегдан. Но не сказать, что это такая уж секретная достопримечательность. Про него написано практически во всех путеводителях, причём его зачастую ставят даже выше основного центра. Чтобы не попасть сюда, надо быть совсем уже неподготовленным и рассчитывать исключительно на экспромт. Гораздо реже путешественники останавливают своё внимание на Новом Белграде и следах такой страны как Югославия, столицей которой полвека пробыл этот город. А поскольку Земун местами практически сливается с Новым Белградом, его мы в следующей, заключительной, части и изучим.