Я, похоже, знаю еще пример такой несообразности, как два географических понятия «Израиль» и «Палестина».
Конечно, когда мы ехали в Израиль, я знал, что мы поедем в Вифлеем, являющийся палестинской провинцией, и предварительно почитал всю эту палестинскую историю. Осознал весь этот нонсенс, что географическая территория Палестина в разные времена имела разные границы, находилась под управлением разных, в том числе и по религии, стран. А вот из государств на этой территории были только Израиль и Иудея. А с государством именно «Палестина» - тут почему-то не получается.
Вот такой же нонсенс у меня от стран «Россия» и «Украина». Когда Россия берет свое начало от Киевской Руси, но на территории Киевской Руси сейчас - Украина, обидевшаяся на Россию. Но в последнем случае хотя бы население «охвачено» православием. А в конкретном Вифлееме - и мусульмане, и иудеи, и христиане (со всеми своими идеологическими уклонами от католицизма до православия)…
При этом в этой палестинской провинции и иудеев знаковые историко-религиозные места в лице царя Давида, и у христиан Иисус Христос здесь родился.
А гробница Рахили - неоспоримая святыня и иудаизма, и христианства, и ислама.
Конечно исторический экскурс присутствия в Палестинских землях различных цивилизаций еще со времен, превосходящий наш век новой эры, восхищает: хананеи - филистимляне - древнееврейские племена - Византия - Персия - опять Византия - мусульмане - крестоносцы - монголы - мамлюки (опять мусульмане, но египетские) - османы - Наполеон (ненадолго) - Великобритания со всем последующим беспорядком. И, конечно, всегда - евреи; ну, и с определенной, известной всем поры - христиане.
Сам по себе весь этот перечень, как ступени мировой цивилизации, представители практически всех религий - и у всех здесь корни их религий и их цивилизаций.
У нас же экскурсия, можно сказать, была христианской, практически православной.
Тут надо сказать, что мы в этом городе и в этом храме были лет пять назад, поэтому кое-что успело поменяться. Я для интереса буду перемежать фотографии современности с фотографиями ушедших дней - на Вашу внимательность (это не конкурс).
Вы посмотрите, а я стихи, приуроченные к тому же мероприятию, к которому и храм построен, Вам предлагаю. И какие-то свои мысли от посещения исторического места и к тому же памятника архитектуры...
Встаньте и пойдите
В город Вифлеем;
Души усладите
И скажите всем:
«Спас пришел к народу,
Спас явился в мир!
Слава в вышних Богу,
И на земли мир!
Там, где отдыхает
Бессловесна тварь,
В яслях почивает
Всего мира Царь!»
А. Фет
Вы знаете, по-моему, здесь никогда не закончится ремонт. Эти беспрерывные палестинские войны, так или иначе приводящие к разрушениям и повреждениям, уже привели к потомственной традиции - ремонтировать. Закончат тут, перейдут туда, а там уже сначала можно начинать, а потом уже более древний пласт культуры найдется - можно реставрировать.
То были времена чудес,
Сбывалися слова пророка,
Сходили ангелы с небес,
Звезда катилась от востока,
Мир искупленья ожидал -
И в бедных яслях Вифлеема,
Под песнь хвалебную Эдема,
Младенец дивный воссиял…
Л. Мей
Отметил еще для себя, что все христианские религии в основных палестинских и израильских храмах представлены своим участием и пределами - католическими и православными, а вот русское (российское) православие - никак. Причем подарки от России принимаются, но участие не допускается. Реально такое вот изолирующее отношение к России - с древних и исторических времен, не только сейчас.
Того, Кто вечно был и есть,
Рождает миру Дева днесь.
И Неприступному Ему -
Непостижимому уму
Земля нашла уже приют.
И в небе ангелы поют,
И пастухи спешат с холма,
И пред Звездой теснится тьма,
А за Звездой идут волхвы.
И в эту ночь познали мы,
Как ради нас родиться мог
Младенец - Он же вечный Бог.
В. Шидловский
И потом эта ещё известная анекдотичная история из времен советской России, когда собственность России в Иерусалиме продали за апельсины (может быть, и наговаривают всё - я не удивлюсь). Но факт, что из-за характерной ромбической этикетки и надписи апельсины считались из Марокко, и при этом роман Василия Аксёнова имел соответствующее название.
Кругом рождественская мгла.
Во мгле гудят колокола,
И с ними в лад Слова звучат:
«Мир на земле и счастья всем!».
Я чувствовал, как в этот день,
Жизнь городов и деревень
Объединив, звучит призыв:
«Мир на земле и счастья всем!»
Г. Лонгфелло
Надо сказать, наш российский интерес в Вифлееме до сих пор прослеживается. Относительно недавно Палестинская администрация подарила землю, а наше Императорское (?) Православное Палестинское общество с какой-то нефтяной компанией построили Российский культурный центр
Есть страны, где люди от века не знают
Ни вьюг, ни сыпучих снегов;
Там только нетающим снегом сверкают
Вершины гранитных хребтов…
Цветы там душистее, звезды крупнее,
Светлей и нарядней весна,
И ярче там перья у птиц, и теплее
Там дышит морская волна…
В такой-то стране ароматною ночью,
При шепоте лавров и роз
Свершилось желанное чудо воочью:
Родился Младенец Христос.
С. Надсон
И это действительно наш московский символ - Георгий Победоносец, причем на столичном гербе он не соответствует ни правилам иконографии, ни геральдики по мнению знатоков.
В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен Его волос…
Бык дохнул в лицо Младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть Дитя бочком…
Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
«Посмотреть бы на Ребенка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине…
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!»
Саша Черный