В 2019-2020 году я совершил две поездки по Океании - далекой и редко посещаемой части света.
Австралия и
Новая Зеландия удостоились отдельных обзоров, а сейчас я постараюсь систематизировать информацию про все остальные страны региона. Как и в случае с
Карибами ранее, только личный визит сюда помог мне наконец запомнить все эти страны, их взаимное расположение, языковые группы и прочую тривию.
На этой карте помечены страны, где я был: Новая Каледония, Вануату, Фиджи, Тонга, Самоа, Острова Кука, Французская Полинезия, Северные Марианские острова и Гуам.
Океанию можно разделить на три части: Микронезия, Меланезия и Полинезия.
Микронезия
Здесь говорят на микронезийских языках, а также на английском - почти все страны были или есть владениями США.
Гуам - владение США, в которое, однако, гражданам России можно было въехать без визы до октября 2019. Сейчас только с визой США. Есть дешевые рейсы из Южной Кореи, Японии и Гонконга (от $100).
Северные Марианские острова - тоже владение США, и тоже нужна их виза. На основной остров, Сайпан, можно прилететь с Гуама или из той же Южной Кореи за $100-150.
Палау - одно из топовых направлений для дайвинга. Находится ближе к Филиппинам и Индонезии, но рейсы сюда есть только с Гуама, из Сеула и Тайбэя.
Федеративные Штаты Микронезии - большая по размаху страна. Там есть острова Яп, где люди собирают гигантские каменные монеты, и руины древнего города на острове Понпей.
Маршалловы острова - здесь американцы испытывали атомные бомбы.
Все вышеперечисленные страны соединены рейсами американской авиакомпании United airlines. У нее есть знаменитый рейс Гонолулу - Маджуро (столица Маршалловых) - Квальямейн (военная база США) - Понпей - Чуук (Микронезия) - Гуам. На Палау они же летают с Гуама. Все эти рейсы стоят конски дорого (от $400), но если раздобыть где-то мили United, то их можно получить с практически нулевыми сборами. Осталось понять, где собственно взять мили.
Науру - главные друзья России в Океании, они признали независимость Южной Осетии и отменили визы для россиян. В 90-е эта страна была в топ-10 по ВВП на душу населения из-за добычи на острове фосфатов, но потом они закончились, и теперь Науру в боттом-10. Австралийцы построили на острове тюрьму, куда ссылают нелегальных мигрантов, и науруанцы зарабатывают тем, что виза для журналистов, желающих посмотреть эту тюрьму, стоит 10000 долларов. Добраться можно из Австралии (от $500), Маршалловых островов ($300), Фиджи ($700+)
Кирибати - эта страна такая вытянутая, что западная часть ее считается частью Микронезии, а восточная как бы Полинезия, но заселяли ее выходцы с западной части, так что культурно она как бы более-менее едина, а линию перемены дат сместили на восток аж на два часовых пояса, чтобы везде в Кирибати был один и тот же день. Нужна виза, и она довольно замороченная, но не такая, как на Соломоновы острова. Ее можно получить либо муторно онлайн через какую-то турфирму, либо лично в Гонолулу, если вас туда занесет. В Кирибати по сути два обитаемых острова - Тарава на западе и Киритимати на востоке, между которыми тысячи километров ничего. Между двумя частями страны нет прямых авиарейсов, только через Фиджи. С Таравы есть рейсы в Микронезию - Науру и Маршалловы острова, долларов за 200-300. На Киритимати залетает рейс Фиджи-Гонолулу.
Меланезия
Жители Меланезии больше похожи на жителей Новой Гвинеи, чем на полинезийцев и микронезийцев. Их языки из австронезийской группы, но мало похожи друг на друга (в отличие от полинезийских, которые даже на далеких островах местами взаимопонимаемы). Также в ходу пиджины (смеси местных языков с английским).
Папуа-Новая Гвинея - одна из самых закрытых и трудных для путешествий стран, туда очень сложно получить визу, там довольно опасно и нецивилизованно. Есть перелеты в столицу долларов за 200 из Австралии, либо можно въехать по земле из Индонезии. Из столицы все равно нужно лететь, потому что она не связана дорогами с остальной частью страны. Буквально на днях вышла новость, что гражданам России сделали то ли визу по прилету, то ли электронную визу, но только при прибытии в аэропорт.
Соломоновы острова - страна к востоку от ПНГ, от острова Бугенвиль до ближайшего Соломонова можно добраться чуть ли не вплавь. Нужна виза, и это самая геморройная виза в Океании среди независимых стран. Отвечают на письма очень неохотно, и при этом способов получить быстро лично в соседних странах не обнаружено. Есть перелеты в районе $200 из Австралии, Фиджи.
Фиджи - самая доступная страна Меланезии и главный транспортный хаб региона. Многие рейсы в соседние страны Меланезии и Полинезии завязаны на аэропорт Нанди, кроме того, сюда есть прямые рейсы не только из Австралии (от $100), но и из Сингапура, Гонконга, Токио и Лос-Анджелеса, что позволяет попасть в Океанию без австралийской визы.
Новая Каледония - владение Франции, довольно большой остров, заметный на любой карте. Можно относительно недорого прилететь из Австралии (около $200) и из Вануату. Также есть прямой рейс в Токио ($400) что является не таким уж плохим вариантом заброски в Океанию из Европы по сравнению с крюком через Австралию, и не требует австралийской визы.
Вануату - довольно доступная страна, билет из Австралии стоит долларов 150, есть еще более дешевые рейсы в Новую Каледонию и Фиджи.
Полинезия
Самая обширная часть Океании. Жители говорят на полинезийских языках, родственных друг другу.
Новая Зеландия - этнографически Полинезия, если говорить о коренном населении Маори. Они приплыли сюда с островов Кука.
Тонга - одна из самых доступных стран Океании (вместе с Фиджи и Самоа). Билет из Новой Зеландии от $120. Единственная монархия в Океании. Помимо главного острова, есть еще райские и дикие острова, но перелеты туда стоят довольно дорого.
Самоа - еще одна доступная страна Океании (вместе с Тонга и Фиджи). Перелет на Фиджи и в НЗ в районе $150, в Австралию подороже. Состоит из двух больших островов, между которыми маленькое расстояние, и есть паромы.
Тувалу - самая маленькая страна Океании после Науру. Знатная жопа мира и единственная страна, которую точно нельзя посетить на один день, который она заслуживает, так как рейсы реже. Билет на Фиджи (три раза в неделю) больше $200, на Кирибати в районе $300 (один раз в неделю).
Американское Самоа - владение США. Рейсы только из Самоа ($160 туда-обратно), Гонолулу ($500+) и Тонга ($400). Визовая ситуация мутная - визу США они не котируют, нужно получать разрешение непосредственно от них. Если вы не из страны категории А, то обычная 30-дневная виза вам не светит - там список документов такой, что обычно требуют при получении ВНЖ где-нибудь в Америке, включая справку о несудимости и кучу медицинских анализов. Есть транзитная виза на 24 часа, для которой нужен по идее только билет. В 2019 году они даже сделали сайт для подачи заявок, и кто-то в интернете писал, что легко получил разрешение. Я подал заявку в ноябре, от меня потребовали помимо билета справку от вакцинации от кори (на Самоа была в это время вспышка), я ее сделал (та же форма, что и для желтой лихорадки), они написали, что получили, и все. Месяц не отвечали, потом попросили прислать справку еще раз и замолчали навеки. Сайт для подачи заявок тоже работать перестал. В итоге я так и не смог попасть в эту страну.
Французская Полинезия - большая страна, объединяющая несколько групп островов на восточном краю Полинезии. Самые известные острова это Таити (столица) и Бора-Бора (VIP курорт). Добраться можно из США всего от $200 на United из Сан-Франциско. Есть рейсы из Парижа за 600 евро в один конец, что тоже можно рассматривать как вариант. Внутри Французской Полинезии есть рейсы на множество островов, но они все стоят от $200.
Уоллис и Футуна - владение Франции. Связь есть только с Фиджи ($200) и Новой Каледонией ($300).
Токелау - три мелких острова, одна из самых труднодоступных стран мира. Владение Новой Зеландии. Аэропорта нет, можно добраться только на не очень регулярных грузовых кораблях с Самоа. Как ни странно, билет на Токелау стоит не так уж дорого - несколько сотен долларов за весь "круиз" (на Питкэрн стоит несколько тысяч), но нужно заложить время на Самоа, на случай изменения расписания. Также нужно разрешение на посещение каждого из трех атоллов, которые можно получить, отдельно списываясь с людьми оттуда, а отвечать и работать они ой как не любят.
Ниуэ - один маленький остров, владение Новой Зеландии. Торгует доменом .nu. Рейсы только из Окленда, очень дорого ($500 в один конец). Виза не нужна, но поскольку рейсы только из Окленда, де-факто нужна многократная виза НЗ.
Острова Кука - владение Новой Зеландии, безвизовое. Рейсы из Окленда от $130 в один конец, из других стран дороже - прямые из Австралии и Таити от $300.
Питкэрн - один маленький остров дальше всего от берегов Азии, место с удивительной историей. Добраться можно только на грузовом корабле из Французской Полинезии за несколько тысяч долларов.
Гавайские острова - неотъемлемая часть США, очень много всего интересного и развитая инфраструктура. Перелет с западного побережья стоит $200 в один конец, примерно за такие же деньги можно долететь на Jetstar из Австралии или на Air Asia из Японии или Малайзии.
Остров Пасхи - владение Чили, с точки зрения этнографии - дальний край Полинезии. Знаменит своими характерными скульптурами. Добраться можно регулярными рейсами из Чили, довольно дорого ($400 туда-обратно). Есть также регулярные рейсы на Таити, намного дороже.
Визы
Резюмируя по визовой ситуации.
Безвизовые: все независимые страны Микронезии, Фиджи, Вануату, Тонга, Самоа, Тувалу, острова Кука
Нужна виза Франции: Уоллис и Футуна, Новая Каледония, Французская Полинезия, Питкэрн (де-факто)
Нужна виза Новой Зеландии: Ниуэ (де-факто)
Нужна виза США: Гуам, Северные Марианские острова
Нужны отдельные визы/разрешения: Соломоновы острова, Кирибати, Американское Самоа, Токелау
Валюта
Доллар США используется во всех странах Микронезии и в Американском Самоа.
Австралийский доллар используется в Кирибати, Науру и Тувалу.
Новозеландский доллар используется в их владениях (Ниуэ, острова Кука).
Тихоокеанский франк используется во владениях Франции.
Тонга, Самоа, Фиджи, Вануату, Соломоновы острова и Папуа-Новая Гвинея имеют свои валюты.
Жилье
С жильем на островах Океании все не очень хорошо, но далеко не так плохо, как можно было бы ожидать, и не так плохо, как было 10 лет назад. 10 лет назад на удаленных островах типа Науру и Тувалу была одна гостиница с ценами долларов по 150 и с качеством на 10. Сейчас же даже в таких местах имеются варианты на Airbnb за куда более низкую цену (на Науру правда всего 1, а на Тувалу штук 5!).
Местным отели не очень нужны, так как остров можно проехать за пару часов. В странах, где много островов, на главном могут быть дешевые гостиницы - местные из отдаленных провинций могут приезжать по делам (как на Мальдивах на главном острове куча дешевых гостиниц). На независимых островах (где я был) жилье в целом ощутимо дешевле, чем в колониях. По ценам я бы поставил в таком порядке: Острова Кука > Гуам > Новая Каледония > Таити > Сайпан > Тонга > Самоа > Фиджи > Вануату. На Вануату я платил 20 долларов за хороший номер в отеле с кондиционером. На Островах Кука было только одно место за 55 долларов в день на airbnb, все остальное намного дороже. На Самоа и Тонга стоит долларов 30-35 в день, на Таити я платил 50 (без кондиционера, зато в самом центре города).
Транспорт
Водный транспорт кое-где встречается, если расстояния позволяют. Например, на Фиджи есть паромы на Левуку и Вануа-Леву; есть паром с Тонгатапу на соседний остров Эуа. Между разными странами водного сообщения нет (кроме грузовых кораблей на Токелау и Питкэрн, где нет аэропортов), не считая круизов, кои в этой части света тоже не особо многочисленны.
На более-менее крупных островах есть общественный транспорт, как правило по божеским ценам.
На Новой Каледонии самая цивильная сеть автобусов, у них есть расписание, которое соблюдается! В городе Нумеа автобусы ходят более-менее часто, с интервалами 20-40 минут. Можно доехать до аэропорта, но редко и только днем, вечером мне пришлось взять коллективный трансфер за $20 (что все же намного лучше такси за $100+). Однократный проезд стоит 300 франков ($3), в том числе до аэропорта. Если купить накопительную карту, то в пределах горда проезд будет дешевле, в районе 200 франков, но я в этом не видел смысла для себя.
На Фиджи (Вити-Леву) огромное количество автобусов, в том числе в маленькие деревни. По основным трассам ходят междугородние автобусы. Оплата по предоплаченным картам, которые можно купить на остановках, либо мелкие номиналы есть у водителяТарифы по зонам, которые покрывают весь остров, одна зона стоит $0.5. Проезд через пол-острова от Сувы до Нанди в сумме стоил мне около $12.
На Вануату странная система без направлений. Просто по городу ездит много микроавтобусов, если он едет примерно в том же направлении, что тебе надо, то тебя подберут и довезут до точки, даже если для этого нужно будет сделать небольшой крюк, свернув в какой-нибудь жилой квартал. Проезд по Порт-Виле стоит 150 вату ($1.5), дальше дороже, и что важнее, сложнее найти маршрутку, которая туда едет.
На Самоа все автобусы стартуют из столицы. Есть автобусы во все дальние деревни. Судя по тому, как часто мне встречались автобусы, в самые дальние места на западе интервал в районе часа, на востоке, где аэропорт и паром - максимум полчаса или даже меньше. Проезд стоит мало, до самого дальнего конца не больше 6 тала ($2.5), до аэропорта - 3 тала.
На Тонга все автобусы стартуют с набережной Нукуалофы. Есть автобусы как минимум в следующие населенные пукты: Niutoua, Kolonga, Lapaha/Mu'a (это одно и то же), Fatumu, Folaha, Houma, Hihifo. Частота варьируется, в Lapaha часто, по остальным направлениям курсируют 1-2 машины, соответственно можно оценить частоту. Стоимость проезда не больше 2 паанга ($1)
На Таити система в процессе совершенствования до уровня Новой Каледонии. Автобусы уже приличные, везде кондицинеры а кое-где даже USB зарядки. Уже поставили столбики с боксами для расписания, но вместо расписания там висят таблички "Скоро здесь будет расписание". По факту автобусы ходят с утра часов до 6, в пригороды часто, через весь остров - раз в час примерно. В субботу заканчивают ходить раньше, в воскресенье автобусов нет вообще. Проезд в пригороде стоит 200 франков (в.т.ч. до аэропорта), через весь остров - 400 франков.
На Островах Кука (Раротонга) есть два маршрута автобуса: вокруг острова по часовой стрелке и против часовой стрелки. Они ходят каждый час, один в :00 минут, другой в :30. Проезд стоит $5 (NZD), проездной на день - $16
На Сайпане общественного транспорта фактически нет.
На Гуаме есть государственные автобусы по всему острову, но редко, раз в 2-3 часа, за $0.5-$1.5. И автобусы по туристической зоне каждые 15-30 минут за $4.
Автомобили
На всех островах можно взять в аренду автомобиль. Это довольно дорого, тут не Канары, где авто стоит 10 евро в день. Рассчитывайте долларов на 50 в день минимум. Бензин стоит 1-1.5 доллара за литр. Движение в части стран левостороннее (Фиджи, Тонга, Самоа), во французских и американских островах - правостороннее.
Качество дорог на Тонга, Самоа, Вануату оставляет желать лучшего. На Самоа я ездил со средней скоростью 30 километров в час, ну если совсем жиганить, можно было бы выжать 40.
Международные сети типа Avis, Hertz и.т.п. на островах присутствуют, также есть много локальных контор, в которых цены ниже раза в полтора.
В Новой Каледонии я хотел арендовать машину, но не смог это сделать, так как там везде требуется минимум 2 года стаж с момента получения прав. Также там требуется международное водительское удостоверение. Самое дешевое, что я нашел - около 40 евро в день (в международных конторах в районе 60), при этом везде ограничение пробега 150 километров в день.
На Самоа я арендовал автомобиль в местной конторе, которую нашел в Апиа (Dap Car rental). Цена была 80 тала в день (30 долларов), в Avis цена была ровно в полтора раза выше. Отдал в залог паспорт, зато не было никакого залога на кредитке, собственно она и не была нужна, потому что я платил наличными. Еще около 20 тала нужно заплатить разово за оформление временных самоанских водительских прав (это делает сама прокатная контора на месте).
Где-то на дороге в Самоа (я сижу в машине, ждущей своей очереди переехать этот брод):
Еда
Океания - не то место, куда стоит ехать за разнообразной едой. Хотя пару сотен лет назад тут была своя атмосфера - только здесь можно было попробовать мясо человека, которое во многих странах не гнушались употреблять. Вероятно, это связано с маленькой территорией и быстрым перенаселением, которое также заставляло полинезийцев плыть все дальше на восток в поисках новых земель.
Сейчас в Океании в плане кулинарии ловить особо нечего, на месте тут выращивают маниок, ямс и таро, есть куриное мясо и немного рыбы. В независимых странах еда стоит недорого, в американских владениях - как в США или дороже.
Независимые страны Океании все прочно занимают первые 10-15 мест в рейтинге стран по количеству людей, страдающих ожирением. Причина, видимо, в плохой еде - калорийные таро и прочие картофелеподобные овощи, много жареной еды, и низкокачественное мясо - туда в основном свозят всякие обрезки, образующиеся от производства австралийской и новозеландской марморной говядины.
По ценам в магазинах мне показалось, что самый дорогой остров - Новая Каледония, даже дороже Таити. Курица там стоила 20 долларов за килограмм с костями. Выбор в магазинах французских колоний европейский - можно купить багеты, 50 видов сыра и 150 видов вина, которому посвящен целый отдел.
Итоги
Я в сумме провел на всех островах около месяца. Финансовые итоги можно кратко описать, сказав, что затраты на попадание гораздо больше, чем на все остальное. Минимальные траты на месте зависят в основном от стоимости жилья.
В целом Океания это уникальный своей удаленностью и изолированностью уголок планеты. Острова красивые, хотя чего-то уникального в плане природы тут нет. Развлечения типа дайвинга или даже просто какие-то экскурсии тут стоят абсурдно дорого, так как рассчитаны исключительно на крайне немногочисленных очень богатых туристов, которые сюда приезжают. Например, на Фиджи поездка на пляжный остров совсем рядом с Нанди покупаться и посноркать у берега стоит 150 долларов, в Малайзии намного более интересная поездка с несколькими спотами стоит не больше 10.
За две поездки, мне кажется, я выжал почти все из этого региона, больше пока не хочется туда ехать. Остались в основном страны, которые стоит посмотреть только ради того, чтобы увидеть, как живут в жопе мира, но для этого у меня еще вся Африка впереди. Ну и Папуа-Новая Гвинея это must see когда-нибудь, но тут нужно выбрать момент, когда будет возможность уйти на месяц в почти полную изоляцию от работы и интернета.
Острова, на которых я был:
Тонгатапу, Тонга
Вити-Леву, Фиджи
Сайпан, Северные Марианские острова
Гуам
Новая Каледония
Шефа, Вануату
Уполу, Самоа
Раротонга, Острова Кука
Таити, Французская Полинезия