Горные лыжи. Германия-Австрия, Оберстдорф - Ифен

Feb 07, 2020 23:16

"Хочешь солнце вместо лампы,
Хочешь за окошком Альпы?"

Во второй половине января было решено две недели провести в Альпах, катаясь на горных лыжах. Был выбран любимый отель-апартаменты, где можно было самим готовить. Как оказалось, мы были редкие ранние пташки, которые вставали в 6-6:30 утра, готовили завтрак, чтобы к 8 утра сесть в машину и поехать на склоны. 90% жителей нашего маленького отеля на 45 комнат предпочитали к 8 утра прийти на готовый поданный завтрак, а день провести, прогуливаясь пешком по окрестностям - почти все машины постоянно стояли на своих местах на парковке. Люди приезжают в горы просто встретиться с зимой, погулять, подышать воздухом, повозить детей на санках.





Погода не всегда радовала снегом. В этом году его было совсем мало. Например, в Гейдельберге он лег всего 1 раз, а в прошлом году - 4 раза. В Шварцвальде горнолыжный сезон на высоте 700-900 м не задался совсем. Владельцы склонов пытались насыпать снег пушками, но вскоре остатки снега растаяли.

По этой фотографии видно, что елки стоят черные, а снег на ветвях держится только в тени. Температура на высоте 1500-2200 была +4+7, иногда +11. Снег таял, как мороженое на тарелке.



За сараем рядом с нашим отелем был найден снеговичок-грязевичок. Он неказистый и небольшого роста. Что поделать, снега в немецких Альпах в этом году толком не было.





Справедливо решив, что в Оберстдорфе (Oberstdorf), на Небельхорне (Nebelhorn), есть только по одной синей, красной и черной трассе, и все катающиеся устроят там кашу и толпу, мы уехали за 12 км в соседнюю Австрию, на Ифен (Ifen). Эти два горнолыжных комплекса, Оберстдорф и Ифен, объединены одним ски-пассом, что очень удобно.

Оберстдорф всемирно известен тем, что там устроены трамплины для лыжников, а также проходят международные соревнования по беговым лыжам. На Ифене еще в 1930-е немецкие лыжники тренировались перед зимней олимпиадой в Гармише, проходя слалом на черной трассе. Она до сих пор очень популярна в качестве тренировочной.

Так издалека выглядит Ифен - словно золотисто-белый косой склон. Там много синих, красных и черных трасс, все могут найти себе разнообразие по душе.



Очень приятно, въезжая на территорию Австрии, видеть огромный плакат с лыжниками и с надписью "Мы тебя так ждали!"

В Оберстдорфе немцы не торопятся менять старую инфраструктуру горнолыжных подъемников. Только в этом году стали обновлять кабинки, заменяя старые открытые кресельные на более безопасные и теплые закрытые. Ну наконец-то. Ведь пока поднимаешься на ветру в кресельном подъемнике, замерзаешь ужасно. Еще эти холодные сиденья и ноги толком не отдыхают...

Немного удивила ситуация с парковкой возле Ифена - там сотрудники вручную ходят и собирают оплату. Потому что никто не догадался рядом с автоматом по оплате парковки поставить второй автомат - по размену купюр на монеты, ведь парковка стоит 3 евро и не у всех есть с собой такая мелочь.

Дорога на Ифен достаточно узкая и витиеватая. Часто приходится разъезжаться с автобусами-шаттлами, которые каждые 5 минут подвозят лыжников. Самостоятельных лыжников, без машин, довольно много. На каждой деревенской остановке ждут около 2-3 десятков человек. Потом они все, с лыжами-палками-досками набиваются стоя в холодный автобус. И всё это в горнолыжных ботинках. Обратный путь с гор до отеля тоже непростой - дождаться автобуса с холодными сиденьями, забраться туда в горнолыжных ботинках, старясь не получить от соседа палкой в глаз, стоять всю дорогу, держась за поручень, находясь при этом в состоянии мокрой мыши и полном изнеможении.



На своей машине гораздо удобнее - не надо ждать автобус, стоя на утреннем холоде, можно сесть на теплое сиденье с подогревом, включить теплый воздух вокруг, снаряжение положить в салон, налить себе теплого чаю из термоса... При этом на ногах обычные городские ботинки, а в горнолыжные можно переобуться по приезду. Подозреваю, что многие в машине также возят бутерброды, чтобы обедать не на склонах, а в машине. Мы так с сырниками раньше ездили на склоны Шварцвальда, где после 3 часов катания совершенно не хотелось есть местных сосисок с картофелем-фри в кафе, а хотелось полезной и вкусной еды.

Немцы - очень доверчивые люди. Тут группа просто побросала рюкзаки возле кафе и ушла кататься. Слева выстроилась очередь на подъемник. В обед сюда все сбегутся на отдых. В основном будут сидеть на улице и пить пиво/лимонад. Полноценно едят относительно немногие. В этом же здании этажами выше находится отель. Наверное, тут хорошо жить тем, кто ценит тишину, спокойствие гор и любит с утра быть первым на трассе.



На Ифен ведет новая система подъемников, отстроенная в 2017 г. Это закрытые кабинки, где каждое стекло можно заменить в отдельности. Прекрасный обзор, тепло, есть wi-fi, лыжи ставятся во внешние карманы, с досками заходят внутрь, только накидывают на верх маленькие чехлы.

Частая ошибка при посадке в кабинку - люди торопятся или стоят относительно далеко от места, где открываются двери. От торопливости роняют оборудование между кабинкой и шахтой или падают сами (в горнолыжной обуви люди становятся весьма неловки). Иногда во внешний карман успевают, не глядя, поставить одну лыжу, а вторая при этом отваливается и остается на платформе. Когда люди стоят далеко от места открытия дверей кабинки, они и сами торопятся, и другим мешают вовремя поставить оборудование и занять свои места. Вобщем, хорошая организованность, отсутствие спешки и продуманность действий - большое дело. Спасибо тем специалистам, которые следят за посадкой и вовремя останавливают систему кабинок.



Самые скучные кабинки - с немцами. Они напряженно молчат и сверлят иностранцев взглядом. С голландцами и англичанами весело - они поют, балагурят, обмениваются шутками или фотографируются всю дорогу. Причем если среди немцев преобладают пенсионеры 60-70 лет, то среди других национальностей много молодежи 30-40 лет. Англичане часто приезжают своими тренерскими группами, одетые все одинаково. Голландцы приезжают семьями или группами с друзьями.

Как говориться, на склоне важно быть первым! Наверное, все любят красивый отратраченный с вечера снег, такой плотно утрамбованный, красивый, нетронутый. Хотя у него есть свои минусы, например, он очень скользкий, жесткий и под эти качества нужно привыкнуть, особенно учитывая, что первый съезд с горы - разминочный.



Обратила внимание, что мало кто разминается, может быть 10-15%. В основном люди сходят на вершине с подъемника и сразу в бой. Разминаться нужно обязательно, чтобы организм подготовился к интенсивным нагрузкам, ничего себе не потянул и мог обеспечивать ловкие заходы в повороты.

Первые дни была прекрасная солнечная погода. Правда, было тепло. Но до обеда снег был хороший, а после обеда приходилось скорее не ехать по удобной траектории, а объезжать насыпанные снежные бугры.



Обычно расписание было такое: 3 часа катаемся, 1 час - обед и отдых, затем еще 2 часа катаемся. Подъемники начинали работать в 8:30 и заканчивали в 16 ч., хотя после 15 ч. склоны так разбивали (и они таяли), что там нечего было делать.

Для сравнения: это утренний склон, на котором пока что 1,5 человека. Слева широкая красная трасса, правее - кусочек более низкой и пологой синей. Маркировка такая: синие трассы - для начинающих и удобная площадка для разучивания движений, красная - для опытных лыжников и площадка для проявления ранее полученных навыков (там можно развить требуемую для этого скорость), черная - для профессионалов.



Это - разбитый послеобеденный синий склон. Он весь разбит лыжами, снег стал рыхлый, ехать по такому склону - одно мучение. Тут уже невозможно чему-то учиться.



Как катаются горнолыжники? Очень по-разному. 10-15 % катаются прекрасно. Видно, что люди знают что делают и почему. Они внимательны к другим участникам движения и продуманно выстраивают свою траекторию. Еще 15-20% учатся, с друзьями или с тренерами. Конечно, с тренером лучше (а еще лучше - с хорошим, опытным тренером, а не просто с человеком, который лучше вас катается на лыжах). Приятно, что ученики находятся под присмотром и им стараются помочь не доводить дело до ошибок.

Остальные катаются "как получается", не владея ни техникой, ни скоростью, ни своим телом. На это больно смотреть, потому что очень скоро всё заканчивается травмой и хорошо, если человек просто получит синяки и сможет сам встать. Часто встать не получается. Тогда приезжает горноспасательная служба с носилками и на этом отпуск заканчивается.

Больше всего травм - в первые два дня катания, когда люди только приехали и встали на лыжи, открывая свой сезон. Страшные вещи происходят, если это компания англичан, несерьезно настроенная перед работой, или это 20 человек учеников с неопытным, но официальным тренером. Кто-то отстает и не понимает как надо делать, кто-то полон бахвальства, нарочитой смелости и вырывается вперед. Далее - неумелый разворот, кульбит, падение, или ученик, не удержав набранную скорость и не умея с ней обращаться, врезается в другого лыжника. Это происходит в первый час на синей трассе.

На красной трассе травмы наступают на 2-3 часу катания, перед обедом. Новички обычно начинают день с проезда по синей трассе, потом, окрыленные чувством "Я всё могу!", переходят на красную. А техники-то нет. Они набирают скорость, сталкиваются с другими или на повороте их выносит за границы трассы и там они ломают ноги. Все случаи, которые я описываю, мы видели сами.

Последний отрезок, где происходят жуткие травмы - окончание синего склона, время 14-15 ч., когда все накатались и окончательно спускаются вниз, к машинам. Люди устали, ноги уже не так слушаются, голова шальна то ли от пива, то ли от того, что "У меня всё получилось!" Итог - много крови на снегу и два столкновения сноубордистов с лыжниками. Трасса-то после обеда внизу растаявшая, разбитая, с буграми. Ее очень трудно проходить неопытным да к тому же еще и уставшим новичкам. И сюда накладывается спешка подростков-сноубордистов, которые влетают в спину лыжников. И опять возле жертв стоят спасатели... Очень обидно. Всего 200 м до окончания склона.

Поэтому очень важно на склоне не торопиться, не разгоняться сверх своих пределов, когда затормозить вовремя и в нужном месте не получается. Важно то и дело делать остановки на местах, заметных другим участникам движения, на возвышенностях, не в низинах, которые не просматриваются издалека. Нет цели проехать склон за максимально короткое время и на максимальной скорости. Важно проехать его технически правильно, ничего себе не повредить и никого не задеть по дороге. Нужно отдыхать после каждого отрезка трассы, чтобы мышцы были подвижные, а не забитые, не зажатые. Прежде чем начать движение по склону, нужно посмотреть вверх, чтобы сначала пропустить всех, потом, убедившись, что в спину никто не прилетит, поехать самому. Этим простым мерам безопасности учит тренер, но, к сожалению, люди экономят на своем здоровье и удовольствии от катания.

Если бы вы видели как часто люди катаются неправильно, перенапрягая группы мышцы, мешая себе неправильными движениями. Это же адский труд, а не удовольствие от поездки! А как часто новички идут на красную трассу и едут по ней враскоряк, зажатые, деревянные. Потом их несет и они не могут остановиться, потому что они не умеют, не научились. Испуганные, коряво поворачивают плечами, зажимая себе от страха все мышцы. Хорошо, если они ни в кого не врежутся. Зато потом всем гордо будут рассказывать, что съезжали по красным трассам. Тут же важно не где съехать, а как. Важна правильная, безопасная техника.

Жутко было смотреть на немецких школьников, которых обычно зимой вывозят на неделю в Альпы. Их ничему не учат. Видно, что дети катаются очень по-разному. Есть те, кого в детстве на лыжи поставили родители и они в 12-14 лет очень ловкие. За ними пытаются угнаться те, кому никогда не брали тренера. У них не получается, им страшно, они устают и день превращается в мучение. Школьники с синей трассы довольно быстро переходят на красную и те, кто мало чего умел на синей, на красной уже ничего не умеют и их тело зажато ужасом. Зато учитель галочку поставил, что у детей были горные лыжи.

Большинство родителей почему-то отправляют своих детей в горы, не дав им подшлемники. Оборудование-то им дадут на месте, даже арендованные горнолыжные ботинки, а вот без подшлемника голову и шею продувает очень быстро. К сожалению, для школьников ради экономии выбирают самые дешевые хостелы, где нет сушилок для одежды, поэтому горнолыжные костюмы на ночь вешают на балконе, где ночь сырая и промозглая. Там ничего не высыхает. Равно как и горнолыжные ботинки оставляют просто висеть на палках в полуподвальном помещении. Обувь высыхает за ночь только если использовать электро-сушилки. Вобщем, жалко детей, на которых наплевать и родителям, и учителям.

Мне было не по себе, когда в полуметре от мужа пронесся пожилой немец, на прямых ногах, не умеющий кататься. Он просто не умел построить нужный маршрут. В прошлом году такой же скоростной умелец проехал к нему еще ближе и сломал палку. И я была в ярости, когда сзади по моим лыжам чиркнул доской подросток на сноуборде. После этого я стала рассуждать, что я вообще делаю на склоне? Ведь вы можете кататься как угодно правильно и осторожно, но это не убережет вас от других людей, которые не могут вовремя остановиться и то и дело влетают в спину других.

Вспомнился мужчина лет 50, начинающий, но думающий, что если все быстро катаются, то и он так сможет. Проехал за мной узкий участок между двумя скалами, не справился со скоростью на послеобеденном снегу, упал. После чего через 5 минут выехал на красную трассу и упал там точно таким же манером. Какой настырный! Он очень спешил, разгонялся и не умел правильно поворачивать. А еще не чувствовал свои возможности в сочетании с тающим снегом и разбитой трассой.

Удивительно, как много людей после 50 лет не пользуются шлемом и при этом едут в очках. Не в защитной горнолыжной маске, а в обычных оптических или солнцезащитных очках. И при этом они падают и переворачиваются... Уж лучше было бы на время катания воспользоваться линзами, чтобы не травмировать глаза.

На трассе из-за малого количества снега в этом году нередко появлялись камни. Одним таким я царапнула лыжу, но это неважно. Два других, размером с кулак, мы выбросили за пределы трассы. Третий муж уже выносил с середины трассы на руках, он весил 5 кг. Было видно, что обо все эти камни уже кто-то споткнулся (и не один раз), но никто не догадался их убрать в сторону. Потому что так можно запросто сломать лыжу, а то и что похуже. Это еще один повод не развивать высокую скорость, чтобы заметить лишнее на склоне.

Удобная синяя трасса, где можно оттачивать свое мастерство новичкам.



Отдельно жалко было падающих гномов-детей лет 4-6. С ними обычно едет тренер или родители. При этом таких маленьких детей настырно выводят на красную трассу. Едут они неуверенно, тормозят "плугом", палок у них нет. Мне доводилось наблюдать, как такие дети в тренерской группе что-то недопонимали, лыжи не ехали, дети отставали, а потом они просто прямо ехали вперед, разгонялись (тормозить-то еще не умеют) и дальше летели кубарем.  Один 35-летний папа вывел своего 4-летнего гнома на красную трассу. Это был довольно крутой склон, который я преодолевала, набираясь духа и тщательно выстраивая траекторию, при том, что я проходила этот склон с тренером 2 сезона подряд. Папа просто отправил ребенка вперед себя, ребенок поехал на параллельных лыжах ровно в бездну, набрал сумасшедшую скорость и дальше летел кубарем. Мне было жутко. Детские лыжи разлетелись в разные стороны. Вроде бы обошлось без переломов, но есть ведь еще синяки, растяжения и накапливающиеся страхи. Думаю, маме ребенка очень повезло, что она не видела этой картины.

Самый лучший вариант научиться качественно и безопасно кататься на горных лыжах - взять тренера. Но с ним - как повезет. Часто немецкие школы берут на работу каждый раз новых студентов, которые просто сами хорошо катаются, но они не тренеры, т.е. не умеют учить, объяснять, находить подход к каждому человеку. Ведь во время катания важно не просто устать и делать некий набор упражнений, а делать то, что пригодиться для выполнения разворотов, для контроля скорости и остановки. Лучше, если ваш тренер будет иметь спортивные сертификаты и ему будет ближе к 50 годам. Конечно, это не гарантия, но хоть какая-то надежда, что вы не просто так потратите время и деньги. Еще лучше, если на сайте лыжной школы вывешены фотографии тренеров и есть описание их подготовки, опыта. Это хоть какая-то надежда на то, что это не разовые сотрудники на сезон, которым платят неофициальную зарплату в конверте.



Теперь о приятном - об обеде. Пообедать на склоне обычно можно в 3-4 разных местах. Кухня будет немного отличаться, но она будет одинаково калорийная и с блюдами, свойственными данному региону. Эдакое кулинарное путешествие для спортсменов.

На верхней площадке подъемника Ифена в 2017 г. открыли новый панорамный ресторан Tafel & Zunder, а рядом с ним поставлены шезлонги для созерцания гор.



Ближе к 12 ч. сюда сбегаются все голодные лыжники и пешеходы (обычно это пенсионеры с собаками, которые гуляют по окрестностям). Когда на улице +10+12, многие предпочитают сидеть на солнечной веранде. Правда, при этом нужно дополнительно использовать солнцезащитный крем, причем не для лета, на водной основе, а для зимы, на жирной. Солнце в горах очень активное, поэтому подойдет высокая степень защиты, например, с индексом 50.



Обычно те, кто сидит на улице, пьют пиво и лимонад. Тех, кто питается плотно, относительно немного. Меня очень смущает количество людей, употребляющих алкоголь во время катания. Особенно когда их разморит на послеобеденном солнце.



Внутри помещения можно снять и развесить сушиться куртку, флис, подшлемник, перчатки. Обычно за час это всё успевает просохнуть, особенно есть сесть на солнечном месте или возле батареи/печи. Ноги в это время тоже отдыхают в расстегнутых ботинках, хотя кто-то предпочитает их снять вовсе и обедать в носках.

Чем кормили? Например, были разноцветные кнедлики. На вид они интереснее, чем на вкус. Тот, что зеленый, со шпинатом. Другой - с сухариками и шкварками. Было ощущение, что не хватает мяса.



Поэтому в следующий раз в кафе, что в самом низу (рядом с позаброшенными рюкзаками), взяла сковородку с поджаренной картошечкой, с беконом и яичницей. Оказалось, что это много.

И непременно чай, две кружки чая. Потому что лимонад холодный, а кофе только быстрее выводит жидкость из организма.



Продолжили эксперименты. Взяли венский шницель и салат на двоих.



А на десерт - Кайзершмарн (сладкий омлет с изюмом, яблочным пюре и брусничным вареньем), десерт, характерный для Австрии и горной Баварии. Правда, иногда он был похож по тесту скорее на бисквит, чем на омлет. Видимо, личный взгляд повара.



Вариант - взять на десерт Гермкнёдль (Germknödel) - нежную пухлую булочку со сливовой начинкой внутри. Ее запекли в горячем молоке, посыпали маком и полили ванильным соусом (правда, его сильно разбавили, он должен быть более густым и ванильным). Это тоже австрийский десерт.



Чем кормят маленьких детей, которые занимаются в лыжных группах? Тренеры их приводят в отдельные детские комнаты при кафе, где низкие столы и стульчики, спрашивают кто что будет есть. Но выбор небольшой и неполезный - картофель-фри с сосиской и кетчупом или макароны болоньезе. Никаких омлетов, тушеных овощей, каш, салатов и супов. Не будет ни рыбы, ни птицы, ни творожных блюд.

Мы следили за прогнозом и знали, что на три дня придет похолодание и пойдет снег. После выпавшего снега было очень красиво (если не считать вечного сумрака от снежных туч). Это уже австрийская часть дороги.



Кто-то к отелю приделал сауну с панорамным стеклом. Интересная идея!



Заснеженный лес рядом со склонами. Дороги техника почистила очень оперативно.



Учитывая, что снег пошел ночью, а ратраки закончили свою работу еще накануне вечером, весь склон был покрыт пушистым толстым снегом, что, конечно, не способствовало удовольствию от катания.

Те, кто катались неважно, по рыхлому снегу стали кататься еще хуже. Бугры стали образовываться на трассе еще быстрее. Мнение мужа, что кататься нужно уметь в любых условиях. Я же думаю, что не нужно портить себе технику и ломать ноги.

Вот девочка справа мучается и пытается ехать "плугом". Таких людей очень много. Их как научили в детсадовском возрасте ехать "плугом", они будут продолжать так ездить и в 50, и в 70 лет. Из этого шаблона выходят с трудом. И даже пытаются таким манером съезжать с красных трасс.



После обеда небо очистилось, показалось солнце и ездить стало намного приятнее.



Это был единственный снегопад за две недели. Потом снова потеплело до +5+8 и если в 8 утра над долиной стояла плотная белая дымка густого тумана, то после 16 ч. по долинам струился легкий пар испарений, который в солнечных лучах был словно золотой.



9 утра в Оберстдорфе. Начинается медленный рассвет.



Материалы по теме:

- Горнолыжные склоны Швейцарии. Позволь своему сердцу биться быстрее. Arosa и Lenzerheide.

- Зимние лыжные каникулы. Германия, Оберстдорф. Про безопасность катания, кафе, отель и обзорную площадку на вершине Небельхорн.

- Оберстдорф, размышления о катании. Советы по безопасности на склонах и несколько жизненных историй.

- Оберстдорф, фотографии. Снег, горы, буря и роскошный кот.

- Горнолыжный склон Hundseck, Шварцвальд.

- Маленькая победа над собой. Про начало обучения горным лыжам.

горнолыжные курорты, Австрия, Германия

Previous post Next post
Up