Happy New Year или Добро Пожаловать в музей ABBA (ABBA The Museum, Stockholm, Sweden)

Jan 02, 2020 22:56

No more champagne
And the fireworks are through...
Happy New Year
Happy New Year...

Знакомые слова из хорошо известной в России песни, на протяжение почти 40 лет несущей почетный титул музыкального символа Нового года. Боюсь попасть под огонь критики, но песня была задумана совсем не о новогодних чудесах преображения всех и вся, а как «Папочка, не напивайся на Рождество!» - «Daddy Don’t Get Drunk on Christmas Day».



И текст этого красивого музыкального произведения на самом деле наполнен отнюдь не праздничными словами:


... May we all have our hopes, our will to try
If we don't we might as well lay down and die
You and I
(Пусть наша жизнь будет полна надежд и стремлений,
Ведь без этого лучше просто взять и умереть,
Тебе и мне...)

Несмотря на всероссийскую любовь и популярность, песня «Happy New Year» долгое время нигде кроме скандинавских стран и Германии, не издавалась отдельным синглом. Больно уж она не праздничная. Да и Новый год в тех странах не в особом почете. В Европе больше почитают Рождество!



На одном из островов Стокгольма, Юргордене (Djurgården), который из-за концентрации выставочных и развлекательных пространств часто называют «музейным», расположился пантеон славы самой знаменитой шведской поп-группы. В точности как и известная далеко за пределами Скандинавии шведская компания, занимающаяся переработкой морепродуктов, данный коллектив носит короткое и звучное название АВВА.



Прервавшая деятельность в 1982 году, группа навсегда вписана в историю популярной музыки. Победа на конкурсе «Евровидение» в 1974 году, 9 хитов на 1 строчке британского хит-парада, 350 миллионов проданных записей в мире… Что еще нужно для увековечивания коллектива в истории?



Правильно, музей! И он появился в мае 2013 года, за короткое время став одним из самых посещаемых в шведской столице. Несмотря на высокую цену за входной билет (в 2019 году она была 250 шв.крон ~ 24 евро) он не испытывает недостатка в посетителях и сегодня. Тем более, что интерес к творчеству группы постоянно подогревается. В 2018 году на экраны кинотеатров вышел фильм «Mamma Mia-2», продолжение весьма успешной ленты 2008 года, в свою очередь, основанный на не менее популярном мюзикле. И в основу всех легли песни АВВА.



Сегодня посетителей музея АВВА встречает экспозиция, посвященная съемкам «Mamma Mia-2», включающая выставку оригинальных костюмов, предметов со съемочной площадки и прочих интересных артефактов.





Строго говоря, первым делом гости попадают в сувенирный магазинчик, а сами экспозиции разместились на двух подземных этажах. Но о магазинчике будет несколько слов в конце рассказа.



Создатели музея, прекрасно понимая психологию посетителей, обустроили множество фотозон, где гости могут сделать памятные фото рядом с бесценными предметами, ко многим из которых прикасались руки участников легендарного квартета, либо их доверенные лица.







Первой фотозоной, расположенной до входа в официальную экспозицию, является автомобиль, который можно видеть в «Mamma Mia-2».



Я спускаюсь по лестнице с (минус)1 этажа, где разместились экспозиция фильма и гардероб, в музей, на (минус)2 этаж. Это же можно сделать на лифте. Кстати, верхние этажи здания - гостиница.



Музей доступен для всех категорий посетителей. Лестница, не слишком широкая, выводит к узнаваемой надписи, которая дублируется на всех поверхностях музея.



Освещение помещения продумано таким образом, что входная площадка музея является прекрасным местом для индивидуальных и групповых фото.



Чтобы погрузить гостей в музыкальный антураж места, в следующем зале нон-стоп демонстрируется 5-минутный фильм-нарезка из ярких моментов истории группы, сделанный специально для музея прославленным шведским режиссером-клипмейкером Джонасом Оклендом (Jonas Åkerlund). Строго говоря, все промо-ролики и фильмы во время творческой активности АВВА снимал другой шведский режиссер - Лассе Халльстрём (Lasse Hallström), впоследствии сделавший успешную карьеру в Голливуде. А Джонас очень плотно работал с другими шведскими поп-звездами - Roxette. Впрочем, я немного отвлекся.



Забегая вперед, должен сказать что культовый фильм Халльстрёма о первых гастролях группы ABBA в Австралии в режиме нон-стоп идет в небольшом уютном кинозале, перемежаясь с небольшой анимационной лентой, посвященной истории группы. Если вы решите их посмотреть, добавьте ко времени запланированного посещения музея еще часа полтора для еще более полного погружения в историю группы.



Cтилистика мистера Окленда, безусловно, куда больше отвечает ритму сегодняшних дней. И это иллюстрирует со всей очевидностью непреложную истину: музыка АВВА - это не пыльная история, она (музыка) актуальна на все времена. Сегодня это утверждение не подлежит сомнению, а если заглянуть в историю, то можно выяснить, что целое десятилетие с момента прекращения совместной деятельности, музыкальное наследие группы было никому не нужно. Лишь сборник их хитов «Gold» и массированная рекламная кампания нового владельца фонограмм АВВА, компании PolyGram (сегодня - часть Universal Music Group), в 1992 году вернули интерес публики к творчеству уже 10 лет как несуществующего коллектива.



Но вернемся в музей. Следующая за полукруглым музыкальном залом экспозиция повествует о карьерах участников АВВА до того, как судьба свела их в одну группу. Что меня умилило, так это не множество архивных фото (у кого их только нет?!), а очень приличного качества видеозаписи выступлений будущих участников АВВА.



Как будто кто-то знал, что им на роду суждено стать звездами, и бережно эти пленки хранил. Попробуйте, найдите видео того же периода, например, будущих участников группы Queen. Найдёте, в лучшем случае, считанные секунды и в отвратительном качестве...



Каждому из четырех участников посвящен отдельный стенд. Особую трепетность этому уютному залу добавляют домотканные коврики, лежащие у стендов.



Причем, у персональных экспозиций Агнеты и Бьорна их не было. Видимо, поклонники растащили на сувениры.





В этом же зале стоит знаменитый красный телефон, который может зазвонить в любой момент. По инструкции нужно быть всегда к этому готовым, и в случае звонка снять трубку и говорить с Бьорном или Бенни. При мне, правда, телефон так и не зазвонил.



Следующий важный этап в истории группы - победа на конкурсе «Евровидение» 6 апреля 1974 года. Организаторы этого музыкального действа в ответ на критику бездарности и коньюктурности шоу, которая не прекращается более полувека (ровно столько, сколько существует Евровидение) , всегда достают из рукава один и тот же козырной туз - «А зато на нашем конкурсе в Брайтоне зажглась звезда АВВА!». И ведь с этим не поспоришь...



Хотя я считаю, что со своими композиторскими и вокальными талантами, эти шведы и без «конкурса для домохозяек» добились бы оглушительного успеха. С другой стороны, для своей страны АВВА, по сути были музыкальными первопроходцами. Это сейчас Стокгольм такая же столица поп-музыки, как Лондон и Нью-Йорк. А до АВВА лишь одна шведская группа, Blue Swede добилась в 1974 году международного успеха с песней «Hooked on a feeling». По иронии судьбы, именно «Евровидение» с приклеившемся к нему ярлыком «фабрики звезд одного хита», чуть не сгубило карьеру АВВА. Следующие синглы коллектива после победоносного «Waterloo» были никому не интересны, и лишь песня «SOS», но уже осенью 1975 года переломила ситуацию, попав в ТОП-10 британского хит-парада.



Далее в экспозиции музея начинается крайне интересная зона, посвященная студийной работе группы. Подлинные микшерские пульты, микрофоны, музыкальные инструменты... Мы попадаем в детально воссозданную звукозаписывающую студию.





Не покидает ощущение, что музыканты вышли попить кофе, и через пару минут вернутся для продолжения записи...
Студия отделена от посетителей музея прозрачным стеклом, но в нескольких местах любезно предусмотрена возможность просунуть руку с камерой внутрь, и сфотографировать интерьеры без бликов.



На этом этапе погружение в историю АВВА становится по-настоящему реалистичным, а вовлечение - полным.



Именно здесь посетителей жду самые интересные интерактивные инсталляции.



Помимо народно любимого развлечения - пения песен «прямо как» в караоке, но под оригинальные «минусовки» группы, там имеется фотобудка. Гостя сначала сфотографируют, а затем компьютерным способом оденут в костюм кого-то из участников АВВА.



Из предложенных студийных развлечений мне больше всего понравилась забава с микшером - возможность самому «смикшировать» фонограмму из уже записанных звуковых дорожек с оригинальными музыкальными инструментами и голосами участников группы. В королевстве АВВА за эту работу отвечал звукоинженер Michael B. Tretow.



В этой зоне музея время летит совершенно незаметно (как и любая работа в студии), а вот следующая локация вытекает из студии и называется вполне логично - Stage (Сцена).



Всем посетителям музея предоставляется возможность на несколько минут стать пятым (а кому-то и шестым) участником группы и выступить на сцене вместе с голографическими двойниками АВВА. Выглядит это действо удивительно реалистично, а посему абсолютно неправдоподобно.





Следующая зона музейного интерактива - это угадайки для знатоков творчества АВВА. В зависимости от выбранного уровня (всего их три) вопросы могут оказаться реально сложными. Лично я не справился с выбором из 4 возможных ответов с именам музыкантов, которые принимали участие в тех или иных записях или выступлениях группы.



Остальные вопросы вполне по плечу среднестатистическому поклоннику группы. Например, в каком городе проходило «Евровидение», которое принесло победу АВВА, или какая песня была на второй стороне 45-пятки с композицией «Fernando»). Благо, варианты ответов предоставляются. Но, несмотря на высокие баллы, которые можно получить за прохождение угадайки, никаких бонусов, кроме морального удовлетворения, не предусмотрено.



Здесь же, после погружения в нюансы истории группы, поклонникам предлагают сделать фото с обезьянкой участниками АВВА.



Это, пожалуй, самая выигрышная из многочисленных музейных фотозон.



Восковые двойники группы выглядят как живые.



Что хотелось бы отменить особо, - это внимание создателей музея к деталям. Причем это касается не только любовно сохраненных концертных костюмов, студийного оборудования или золотых и серебряных дисков.



Если это воссозданная обстановка комнаты в звукозаписывающей студии, расположенной на одном из стокгольмских островов, то вид залива из окна, - это не фотообои, а большой жк-монитор с высоким разрешением, делающий пейзаж "живым" и реалистичным.



Кроме этого, в экспозиции музея множество любовно сохраненных артефактов , которые можно рассматривать бесконечно.





Начиная от афиш, билетов и прочих бумажных свидетельств истории, до специально сделанных для музея экспонатов.



Например, этот «большой табурет», расположенный аккурат напротив восковых фигур участников группы имеет верхнюю поверхность в точности, как у винилового диска «Visitors» 1981 года рождения. Кстати, последнего студийного альбома группы.



Или вот, перед вами вертолет с обложки альбома 1976 года «Arrival». Утверждают, что самый что ни есть оригинальный. И я этому верю. Лопасти, правда, с учетом размеров помещения, пришлось купировать.

По залу, в котором во множестве выставлены сценические костюмы,





а стеллажи вдоль стен как в пещере Аладдина заполнены золотыми, серебряными и просто виниловыми дисками, бродить ходить бесконечно.









К тому же из-за множества зеркал это небольшое помещение смотрится в разы больше.



Когда меня спрашивают, какое время нужно заложить для осмотра музея АВВА, я отвечаю, что это зависит от степени вашего фанатизма. Но даже при минимальном интересе к фото, афишам и костюмам, час-другой совершенно незаметно пролетят в интерактивных зонах.

Кроме этого, много времени для осмотра займёт большой зал, который фактически завершает экспозицию, и посвящен «жизни после АВВА».



Там, как и в начале осмотра, каждому участнику посвящен отдельный стенд, который рассказывает о сольных работах, но на сей раз после 1982 года.





Там представлены фотографии, журнальные рецензии, обложки дисков, фрагменты клипов, концертов и интервью. Видео, правда, просят не снимать, но я не видел, чтобы работники музея кому-то мешали это делать.





Отдельные экспозиции этого зала посвящены историческому мюзиклу Бьорна и Бенни «Кристина из Дювемолы» (Kristina från Duvemåla, 1996), основанному на четырех новеллах шведского писателя Вильгельма Моберга, восторженно встреченного в Швеции,



и имевшему куда более шумный мировой успех мюзиклу «Шахматы» (Chess), в котором в 1983 году прозвучало много музыкального материала, который предназначался для АВВА, но в итоге был исполнен другими исполнителями.





В интерактивной зоне можно наблюдать за исполнением оркестровой партитуры, и даже по привычке, уже ранее приобретенной в звукозаписывающей студии, вносить свою лепту в музыкальное произведение.



В этом весьма шумном зале можно провести более получаса, нисколько не заскучав.



На выходе из официальной экспозиции гостя настигает «дежа вю» - небольшой флешбэк фильма «Mamma Mia-2», уже виденный в начале осмотра, но на сей раз с забавным интерактивом «покрась кисточкой с голубой краской виртуальную стену».



Посетителям, особенно женщинам, очень нравится.

Думаю, этой небольшой экспозицией создатели музея очень деликатно ещё раз напомнили о возможности приобрести в сувенирном магазине DVD или Blue-Ray с фильмом или CD, или что-нибудь с символикой «Mamma Mia».



Продукция сувенирного магазина весьма разнообразна, и носит в первую очередь, музыкальный характер.



Тут, конечно, все альбомы и сборники АВВА на CD и виниле.



Есть DVD и Blue-Ray с уже знакомыми посетителям фильмами и просто множество очаровательных мелочей, которые рука так и тянется купить.



В частности, футболки на все случаи жизни.



Для любителей сладкого есть даже АВВА-мёд (на верхней полочке, несколько сортов).



Хотя до феерии английских сувенирных лавок, должен сказать, шведам нужно работать и работать!



Музей АВВА оставляет приятное послевкусие. Мои опасения, что я не увижу в нем ничего такого, чего бы не знал и не видел-слышал, к счастью, не оправдались! Создатели сумели меня и вовлечь, и увлечь, и погрузить, в результате чего я реально потерял счет времени, проведя там гораздо больше запланированных двух часов.



Если окажетесь на острове Юргорден, не связывайте себя временным рамками. Вдруг вам там понравится.


Стокгольм, музеи, Швеция

Previous post Next post
Up