No more champagne
And the fireworks are through...
Happy New Year
Happy New Year...
Знакомые слова из хорошо известной в России песни, на протяжение почти 40 лет несущей почетный титул музыкального символа Нового года. Боюсь попасть под огонь критики, но песня была задумана совсем не о новогодних чудесах преображения всех и вся, а как «Папочка, не напивайся на Рождество!» - «Daddy Don’t Get Drunk on Christmas Day».
И текст этого красивого музыкального произведения на самом деле наполнен отнюдь не праздничными словами:
... May we all have our hopes, our will to try
If we don't we might as well lay down and die
You and I
(Пусть наша жизнь будет полна надежд и стремлений,
Ведь без этого лучше просто взять и умереть,
Тебе и мне...)
Несмотря на всероссийскую любовь и популярность, песня «Happy New Year» долгое время нигде кроме скандинавских стран и Германии, не издавалась отдельным синглом. Больно уж она не праздничная. Да и Новый год в тех странах не в особом почете. В Европе больше почитают Рождество!
На одном из островов Стокгольма, Юргордене (Djurgården), который из-за концентрации выставочных и развлекательных пространств часто называют «музейным», расположился пантеон славы самой знаменитой шведской поп-группы. В точности как и известная далеко за пределами Скандинавии шведская компания, занимающаяся переработкой морепродуктов, данный коллектив носит короткое и звучное название АВВА.
Прервавшая деятельность в 1982 году, группа навсегда вписана в историю популярной музыки. Победа на конкурсе «Евровидение» в 1974 году, 9 хитов на 1 строчке британского хит-парада, 350 миллионов проданных записей в мире… Что еще нужно для увековечивания коллектива в истории?
Правильно, музей! И он появился в мае 2013 года, за короткое время став одним из самых посещаемых в шведской столице. Несмотря на высокую цену за входной билет (в 2019 году она была 250 шв.крон ~ 24 евро) он не испытывает недостатка в посетителях и сегодня. Тем более, что интерес к творчеству группы постоянно подогревается. В 2018 году на экраны кинотеатров вышел фильм «Mamma Mia-2», продолжение весьма успешной ленты 2008 года, в свою очередь, основанный на не менее популярном мюзикле. И в основу всех легли песни АВВА.
Сегодня посетителей музея АВВА встречает экспозиция, посвященная съемкам «Mamma Mia-2», включающая выставку оригинальных костюмов, предметов со съемочной площадки и прочих интересных артефактов.
Строго говоря, первым делом гости попадают в сувенирный магазинчик, а сами экспозиции разместились на двух подземных этажах. Но о магазинчике будет несколько слов в конце рассказа.
Создатели музея, прекрасно понимая психологию посетителей, обустроили множество фотозон, где гости могут сделать памятные фото рядом с бесценными предметами, ко многим из которых прикасались руки участников легендарного квартета, либо их доверенные лица.
Первой фотозоной, расположенной до входа в официальную экспозицию, является автомобиль, который можно видеть в «Mamma Mia-2».
Я спускаюсь по лестнице с (минус)1 этажа, где разместились экспозиция фильма и гардероб, в музей, на (минус)2 этаж. Это же можно сделать на лифте. Кстати, верхние этажи здания - гостиница.
Музей доступен для всех категорий посетителей. Лестница, не слишком широкая, выводит к узнаваемой надписи, которая дублируется на всех поверхностях музея.
Освещение помещения продумано таким образом, что входная площадка музея является прекрасным местом для индивидуальных и групповых фото.
Чтобы погрузить гостей в музыкальный антураж места, в следующем зале нон-стоп демонстрируется 5-минутный фильм-нарезка из ярких моментов истории группы, сделанный специально для музея прославленным шведским режиссером-клипмейкером Джонасом Оклендом (Jonas Åkerlund). Строго говоря, все промо-ролики и фильмы во время творческой активности АВВА снимал другой шведский режиссер - Лассе Халльстрём (Lasse Hallström), впоследствии сделавший успешную карьеру в Голливуде. А Джонас очень плотно работал с другими шведскими поп-звездами - Roxette. Впрочем, я немного отвлекся.
Забегая вперед, должен сказать что культовый фильм Халльстрёма о первых гастролях группы ABBA в Австралии в режиме нон-стоп идет в небольшом уютном кинозале, перемежаясь с небольшой анимационной лентой, посвященной истории группы. Если вы решите их посмотреть, добавьте ко времени запланированного посещения музея еще часа полтора для еще более полного погружения в историю группы.
Cтилистика мистера Окленда, безусловно, куда больше отвечает ритму сегодняшних дней. И это иллюстрирует со всей очевидностью непреложную истину: музыка АВВА - это не пыльная история, она (музыка) актуальна на все времена. Сегодня это утверждение не подлежит сомнению, а если заглянуть в историю, то можно выяснить, что целое десятилетие с момента прекращения совместной деятельности, музыкальное наследие группы было никому не нужно. Лишь сборник их хитов «Gold» и массированная рекламная кампания нового владельца фонограмм АВВА, компании PolyGram (сегодня - часть Universal Music Group), в 1992 году вернули интерес публики к творчеству уже 10 лет как несуществующего коллектива.
Но вернемся в музей. Следующая за полукруглым музыкальном залом экспозиция повествует о карьерах участников АВВА до того, как судьба свела их в одну группу. Что меня умилило, так это не множество архивных фото (у кого их только нет?!), а очень приличного качества видеозаписи выступлений будущих участников АВВА.
Как будто кто-то знал, что им на роду суждено стать звездами, и бережно эти пленки хранил. Попробуйте, найдите видео того же периода, например, будущих участников группы Queen. Найдёте, в лучшем случае, считанные секунды и в отвратительном качестве...
Каждому из четырех участников посвящен отдельный стенд. Особую трепетность этому уютному залу добавляют домотканные коврики, лежащие у стендов.
Причем, у персональных экспозиций Агнеты и Бьорна их не было. Видимо, поклонники растащили на сувениры.
В этом же зале стоит знаменитый красный телефон, который может зазвонить в любой момент. По инструкции нужно быть всегда к этому готовым, и в случае звонка снять трубку и говорить с Бьорном или Бенни. При мне, правда, телефон так и не зазвонил.
Следующий важный этап в истории группы - победа на конкурсе «Евровидение» 6 апреля 1974 года. Организаторы этого музыкального действа в ответ на критику бездарности и коньюктурности шоу, которая не прекращается более полувека (ровно столько, сколько существует Евровидение) , всегда достают из рукава один и тот же козырной туз - «А зато на нашем конкурсе в Брайтоне зажглась звезда АВВА!». И ведь с этим не поспоришь...
Хотя я считаю, что со своими композиторскими и вокальными талантами, эти шведы и без «конкурса для домохозяек» добились бы оглушительного успеха. С другой стороны, для своей страны АВВА, по сути были музыкальными первопроходцами. Это сейчас Стокгольм такая же столица поп-музыки, как Лондон и Нью-Йорк. А до АВВА лишь одна шведская группа, Blue Swede добилась в 1974 году международного успеха с песней «Hooked on a feeling». По иронии судьбы, именно «Евровидение» с приклеившемся к нему ярлыком «фабрики звезд одного хита», чуть не сгубило карьеру АВВА. Следующие синглы коллектива после победоносного «Waterloo» были никому не интересны, и лишь песня «SOS», но уже осенью 1975 года переломила ситуацию, попав в ТОП-10 британского хит-парада.
Далее в экспозиции музея начинается крайне интересная зона, посвященная студийной работе группы. Подлинные микшерские пульты, микрофоны, музыкальные инструменты... Мы попадаем в детально воссозданную звукозаписывающую студию.
Не покидает ощущение, что музыканты вышли попить кофе, и через пару минут вернутся для продолжения записи...
Студия отделена от посетителей музея прозрачным стеклом, но в нескольких местах любезно предусмотрена возможность просунуть руку с камерой внутрь, и сфотографировать интерьеры без бликов.
На этом этапе погружение в историю АВВА становится по-настоящему реалистичным, а вовлечение - полным.
Именно здесь посетителей жду самые интересные интерактивные инсталляции.
Помимо народно любимого развлечения - пения песен «прямо как» в караоке, но под оригинальные «минусовки» группы, там имеется фотобудка. Гостя сначала сфотографируют, а затем компьютерным способом оденут в костюм кого-то из участников АВВА.
Из предложенных студийных развлечений мне больше всего понравилась забава с микшером - возможность самому «смикшировать» фонограмму из уже записанных звуковых дорожек с оригинальными музыкальными инструментами и голосами участников группы. В королевстве АВВА за эту работу отвечал звукоинженер Michael B. Tretow.
В этой зоне музея время летит совершенно незаметно (как и любая работа в студии), а вот следующая локация вытекает из студии и называется вполне логично - Stage (Сцена).
Всем посетителям музея предоставляется возможность на несколько минут стать пятым (а кому-то и шестым) участником группы и выступить на сцене вместе с голографическими двойниками АВВА. Выглядит это действо удивительно реалистично, а посему абсолютно неправдоподобно.
Следующая зона музейного интерактива - это угадайки для знатоков творчества АВВА. В зависимости от выбранного уровня (всего их три) вопросы могут оказаться реально сложными. Лично я не справился с выбором из 4 возможных ответов с именам музыкантов, которые принимали участие в тех или иных записях или выступлениях группы.
Остальные вопросы вполне по плечу среднестатистическому поклоннику группы. Например, в каком городе проходило «Евровидение», которое принесло победу АВВА, или какая песня была на второй стороне 45-пятки с композицией «Fernando»). Благо, варианты ответов предоставляются. Но, несмотря на высокие баллы, которые можно получить за прохождение угадайки, никаких бонусов, кроме морального удовлетворения, не предусмотрено.
Здесь же, после погружения в нюансы истории группы, поклонникам предлагают сделать фото с обезьянкой участниками АВВА.
Это, пожалуй, самая выигрышная из многочисленных музейных фотозон.
Восковые двойники группы выглядят как живые.
Что хотелось бы отменить особо, - это внимание создателей музея к деталям. Причем это касается не только любовно сохраненных концертных костюмов, студийного оборудования или золотых и серебряных дисков.
Если это воссозданная обстановка комнаты в звукозаписывающей студии, расположенной на одном из стокгольмских островов, то вид залива из окна, - это не фотообои, а большой жк-монитор с высоким разрешением, делающий пейзаж "живым" и реалистичным.
Кроме этого, в экспозиции музея множество любовно сохраненных артефактов , которые можно рассматривать бесконечно.
Начиная от афиш, билетов и прочих бумажных свидетельств истории, до специально сделанных для музея экспонатов.
Например, этот «большой табурет», расположенный аккурат напротив восковых фигур участников группы имеет верхнюю поверхность в точности, как у винилового диска «Visitors» 1981 года рождения. Кстати, последнего студийного альбома группы.
Или вот, перед вами вертолет с обложки альбома 1976 года «Arrival». Утверждают, что самый что ни есть оригинальный. И я этому верю. Лопасти, правда, с учетом размеров помещения, пришлось купировать.
По залу, в котором во множестве выставлены сценические костюмы,
а стеллажи вдоль стен как в пещере Аладдина заполнены золотыми, серебряными и просто виниловыми дисками, бродить ходить бесконечно.
К тому же из-за множества зеркал это небольшое помещение смотрится в разы больше.
Когда меня спрашивают, какое время нужно заложить для осмотра музея АВВА, я отвечаю, что это зависит от степени вашего фанатизма. Но даже при минимальном интересе к фото, афишам и костюмам, час-другой совершенно незаметно пролетят в интерактивных зонах.
Кроме этого, много времени для осмотра займёт большой зал, который фактически завершает экспозицию, и посвящен «жизни после АВВА».
Там, как и в начале осмотра, каждому участнику посвящен отдельный стенд, который рассказывает о сольных работах, но на сей раз после 1982 года.
Там представлены фотографии, журнальные рецензии, обложки дисков, фрагменты клипов, концертов и интервью. Видео, правда, просят не снимать, но я не видел, чтобы работники музея кому-то мешали это делать.
Отдельные экспозиции этого зала посвящены историческому мюзиклу Бьорна и Бенни «Кристина из Дювемолы» (Kristina från Duvemåla, 1996), основанному на четырех новеллах шведского писателя Вильгельма Моберга, восторженно встреченного в Швеции,
и имевшему куда более шумный мировой успех мюзиклу «Шахматы» (Chess), в котором в 1983 году прозвучало много музыкального материала, который предназначался для АВВА, но в итоге был исполнен другими исполнителями.
В интерактивной зоне можно наблюдать за исполнением оркестровой партитуры, и даже по привычке, уже ранее приобретенной в звукозаписывающей студии, вносить свою лепту в музыкальное произведение.
В этом весьма шумном зале можно провести более получаса, нисколько не заскучав.
На выходе из официальной экспозиции гостя настигает «дежа вю» - небольшой флешбэк фильма «Mamma Mia-2», уже виденный в начале осмотра, но на сей раз с забавным интерактивом «покрась кисточкой с голубой краской виртуальную стену».
Посетителям, особенно женщинам, очень нравится.
Думаю, этой небольшой экспозицией создатели музея очень деликатно ещё раз напомнили о возможности приобрести в сувенирном магазине DVD или Blue-Ray с фильмом или CD, или что-нибудь с символикой «Mamma Mia».
Продукция сувенирного магазина весьма разнообразна, и носит в первую очередь, музыкальный характер.
Тут, конечно, все альбомы и сборники АВВА на CD и виниле.
Есть DVD и Blue-Ray с уже знакомыми посетителям фильмами и просто множество очаровательных мелочей, которые рука так и тянется купить.
В частности, футболки на все случаи жизни.
Для любителей сладкого есть даже АВВА-мёд (на верхней полочке, несколько сортов).
Хотя до
феерии английских сувенирных лавок, должен сказать, шведам нужно работать и работать!
Музей АВВА оставляет приятное послевкусие. Мои опасения, что я не увижу в нем ничего такого, чего бы не знал и не видел-слышал, к счастью, не оправдались! Создатели сумели меня и вовлечь, и увлечь, и погрузить, в результате чего я реально потерял счет времени, проведя там гораздо больше запланированных двух часов.
Если окажетесь на острове Юргорден, не связывайте себя временным рамками. Вдруг вам там понравится.