В Сербию на автомобиле - дороги и впечатления

Dec 11, 2019 13:12



Дальность поездки на автомобиле - вещь очень относительная. Кому-то и до Нижнего Новгорода доехать «ой как далеко», а для кого-то четыре тысячи километров до Красноярска станут лишь небольшим составным участком маршрута. Пока не начал серьёзно прорабатывать вопрос путешествия в Сербию на машине, казалось, что это очень сложно и утомительно. Но на деле всё вышло вполне реально, познавательно и интересно. По пути мы осмотрели по одному городу в Польше, Венгрии и Словакии, а уж набор мелких бытовых впечатлений от поездки и вовсе оказался неисчерпаемым. Сама же Сербия, частенько ставшая мелькать в новостях, стала для нас настоящим открытием и оставила глубокий след в душе. Тут и захватывающая дух природа, и невероятные благожелательность и гостеприимство, и запоминающаяся кухня, и красивые города. Первый вводный пост об этом путешествии - в целом про дорогу, машины и всякие любопытные мелочи.

* - в силу вовлечённости Сербии в важные события новейшей истории, пост затрагивает околополитические темы. При непереносимости подобного, к прочтению не рекомендуется.


1. Из Москвы мы выехали в обед промозглого буднего осеннего дня. Уже почти в зимней одежде, с двухлетним ребёнком, категорически недовольным происходящей сменой погоды, мы вообще плохо понимали, куда и зачем собрались. В такие дни только чай дома пить под пледом. Прямо от "Москвы-Сити" по наипараднейшему Кутузовскому проспекту мы покинули родной город и, постояв в небольшой обязательной пробке, помчались на запад. России в этом путешествии можно сказать не было. На одном дыхании добрались до Смоленска, после ужина в котором пересекли границу и оказались в Белоруссии. В обратном направлении российский участок пути и вовсе пересекали в кромешной тьме. Трасса М-1, как и раньше, вполне хороша, но теперь на ней жесточайший контроль. На всём протяжении в Смоленской области расставили камеры на среднюю скорость. Удивительная картина: весь поток едет одинаково, где-то 109. В населёнке, само собой, 80 или ниже. Штрафов в итоге мне не пришло. На фото - место у ТЦ в Смоленске, где мы частенько останавливаемся на привал. Сам город я подробно осмотрел ещё в 2014-м, но упустил несколько важнейших объектов, без которых рассказ был бы не полным. Так что фото пылятся на полке, а найти время съездить туда досмотреть всё до конца никак не выходит.


2. В Белоруссии тоже не задержались. Ещё до периода активной писанины в ЖЖ мы весь этот маршрут до польской границы проделывали неоднократно и всегда думали: "Надо бы остановиться, посмотреть саму Беларусь!". В неё мы в итоге чуть-чуть таки съездили, и я об этом даже писал в своё время, а вот из тех европейских поездок у меня - только рассказ про Брюгге. И в этот раз хотелось на обратном пути Кобрин осмотреть, но, ожидаемо, после двух с лишним недель в Европе сил уже не оставалось. Дорога в Белоруссии по-прежнему отличная; контроль, как и в России, стал жёстче. Нештрафуемый порог - плюс 10 км/ч. Есть на трассе откровенные засады, с ниоткуда берущимися населёнными пунктами и камерами прямо при въезде. Камеры на магистрали "Москва - Минск - Брест", как я понимаю, заточены именно на россиян, которые любят тут погонять с ветерком. На обоих концах трассы, вблизи границ Белоруссии, появились специальные пункты, где дежурит милиция. В автоматическом режиме им приходит вся информация о нарушениях, зафиксированных камерами, и при приближении соответствующей российской (ну или другой иностранной машины, которых тут немного) они получают сигнал. После этого останавливают и штрафуют, пока не успел покинуть РБ. Судя по тому, что меня не остановили, ничего критичного я не нарушил. На фото - знакомая всем, кто ездил этой дорогой, фигура зубра на границе Брестской области:


3. А вот после пересечения польской границы темп снизили. И не только потому что начали впитывать впечатления, но и из-за резко ухудшившихся дорог. Ну то есть асфальт то в Польше хороший, но почти везде узкие двухполоски, бесконечные населённые пункты, ограничения и плотный трафик.


4. Поблизости от границы - асфальтированная велосипедная дорожка, идущая чуть в стороне параллельно шоссе, соединяет небольшие посёлки. Ну вот, подумали мы. В Европу приехали. Цивилизация, культура, о людях думают. Погода как-то сразу резко стала лучше. Но, что удивительно, больше нигде таких чудесных велодорожек во всей Польше не видели, только три десятка километров вдоль границы. Неужто на белорусов таким образом впечатление пытаются произвести?


5. Начитавшись про страшные штрафы за ПДД в ЕС, сначала пытался все знаки соблюдать. Все предыдущие поездки эти благие начинания ничем хорошим не заканчивались - километров через сто начинаешь нарушать. В 2013-м западнее Варшавы стрелка на спидометре у меня ниже 150 по несколько часов не опускалась. Там, правда, дорога позволяла, но не правила.


6. Я тогда, наверное, на довольно приличные суммы напревышал, но никто претензий не предъявил. В этот раз опять начал осторожничать, мало ли - требования ужесточились. Но похоже, что всё-таки нет. Опять поляки стали толпами меня обгонять и смотреть как на идиота. В этот раз терпения ехать медленно хватило на большее, но всё равно в итоге прицепившись на хвост местным стал держать их скорость.


7. За всю поездку я ни разу не был оштрафован и в европейских странах. И тут ко мне пришла неожиданная мысль: контроль за ПДД в Белоруссии и европейской части РФ стал более жёстким, нежели в Европе. И водить у нас стали местами даже более дисциплинированно. В Польше за все 400 километров пути было всего несколько камер, которые в явной форме заранее обозначены, да две полицейские засады "в кустах", о которых старательно предупреждала встречка. Как итог, водят тут довольно свободно. Формальные ограничения по скорости и разметку соблюдают единицы.


8. Слегка неожиданным было встретить вот такой плакат в польском Макдональдсе в маленьком городке Свидник, что близ Люблина. Три местных музыканта исполняют песни Окуджавы. Вот уж не подумал бы... Макдональдс польский, кстати, у российского выигрывает как по выбору, так и по сервису. От количества блюд глаза разбегаются. Но отравили меня, к сожалению, за все многолетние поездки именно здесь.


9. Южная Польша от северной заметно отличается, и не только рельефом. Как и положено югу, он тут более расслабленный и разгильдяйский, а север - аккуратный и строгий. Переночевали в адм. центре Подкарпатского воеводства - Жешуве. Из окна гостиницы был виден подвесной мост. Больше тут ничего не посмотрели - двинулись дальше.


10. Воеводство не зря зовётся Подкарпатским - к югу от Жешува появляется холмистый рельеф и горы на горизонте. Дорога становится всё более извилистой, постепенно приобретая черты серпантина. В этом регионе мы и осмотрели один польский город - Дуклю. В честь неё назван Дукельский перевал, за который советская армия пролила немало крови в 1944-м в ходе не самой известной в массах Восточно-Карпатской операции. В городе в хорошем ухоженном состоянии сохранилось кладбище воинов-красноармейцев, а у местного краеведческого музея - выставка советской военной техники. О Дукле будет отдельный пост.


11. Сам перевал находится на границе Польши и Словакии, в десятке километров от Дукли. Ровно на границе двух государств, в стороне от трассы, в лесу, стоит мемориальная башня-музей. Подъезд к ней осуществляется со стороны Словакии и формально музей принадлежит ей. Вот так едва попав в страну в первый раз в жизни, я сразу оказался в музее.


12. Хоть к трассе он и близко, заезжают сюда, кажется, немногие. Уж больно место глухое. Стоит он тут посреди леса как памятник социалистической эпохе, как таинственная башня на холме из фантастических книг.


13. Здесь всё сохранилось ещё с тех лет, когда в восточноевропейских странах было принято чтить память советских солдат. Тяжёлые стеклянные двери, каменный пол, узнаваемая архитектура и интерьеры. Даже чешский скоростной лифт с отделкой под дерево и телефоном, который не ремонтировался ни разу за полвека:


14. Со словацкой стороны мемориалов и памятников советской армии и Второй Мировой в целом вообще великое множество. Видно, что их тут не то что не сносили, а тщательно берегут и ухаживают. Стилистика соцлагеря, при том, отлично сохранена.



15. На фотографиях, в том числе, - советские солдаты:


16. Словак-кассир в башне, услышав, как мы между собой говорим по-русски, сразу же сообщил, что он владеет нашим языком, лично провёл нас наверх и устроил небольшую экскурсию. Именно он рассказал нам про лифт, про чехословацкий штурмовик (лицензионная копия Ил-10), сохранившийся в единственном экземпляре со всей начинкой, а также вывел на открытую смотровую площадку, откуда я сделал дальнейшие кадры. Надо сказать, что по-русски он для европейца говорил вообще на отлично, хотя лет ему дай бог если сорок.


17. Языковой вопрос в этой поездке вообще как-то удивительно не вставал. С нами с завидной регулярностью общались на нашем языке, местами совсем непонятном, ломаном, в смеси с другими местными языками (то польским, то словацким, то сербским), но с английского уходили сразу, как только узнавали, откуда мы. Чаще подобное встречалось в Сербии и Словакии, реже, естественно, в Венгрии. Местами их речь была совсем непонятной. Например, когда словаки, плохо зная русский, говорили даже больше на своём, пытаясь как-то русифицировать свою речь. Но было видно, что люди стараются, и если я перескочу на английский, могу их обидеть.


18. Сложнее было с чтением, причём по причине частой смены границ. Привыкнуть читать на каком-то из славянских языков нетрудно за пару дней. Но когда ты через эти пару дней переезжаешь в другую страну, восприятие буксует. На первый взгляд, между Польшей, Словакией и Сербией языковых различий немного, но настроившись на один из этих языков, другой воспринимаешь уже с трудом.


19. В конец меня удивила реклама аудиокурса русского языка в книжном магазине в крупном ТЦ словацкого Прешова, про который я напишу отдельную серию рассказов. И не где-то в глубине, а на центральной витрине. И зачем им нужен русский? Вроде везде скорее обратные тенденции наблюдаются. А тут, похоже, действительно учат. Люди, которые говорили с нами по-русски, соц. лагерь застали разве что на самом его закате, в школьном возрасте.


20. Возможно, причины кроются в том, что в Прешовском крае, по которому мы ехали, почти половину населения составляют русины. Нам они знакомы в основном по сводкам новостей из Закарпатской области Украины. Но большинство из них проживают именно в восточной Словакии. Среди них половина - православные, а отношение их к России считается более тёплым, чем у тех же украинцев. На фото - православная церковь в городе Свиднике, одном из центров словацких русин. В этом городе даже надписи на русском на улице видели. Возможно, часть словаков, говоривших со мной по-русски, были на самом деле русинами. Выше, кстати, я упоминал польский город Свидник. Это два разных города. Забавно, как по пути они нам оба попались.


21. Дороги в Словакии оказались не менее тягомотными, чем в Польше. Полотно вроде бы пошире, но серпантинов тут даже больше, а траффик плотный. Всё же эта трасса соединяет несколько стран, и вообще является древним торговым путём. Но никаких автобанов тут нет - упрёшься за фурой и тащишься за ней очень долго из-за бесконечных поворотов и сплошных. Ничуть не лучше М-5 в Челябинской области. Кусок новой платной магистрали начинается от Прешова до венгерской границы, но это уже равнинная часть, там и по обычным дорогам можно нормально ехать. Единственный пробочный участок, который она могла бы помочь объехать, - большой город Кошице. Но вот именно на него магистраль прерывается, вливаясь в общегородские улицы, так что смысла в ней мало. Отдавать деньги при этом надо сразу за все платные дороги Словакии, покупая виньетку на какой-то определённый период. В данном случае совершенно оправдано этого не делать и объехать её по бесплатным дорогам.


22. Словакия при том показалась самой евроориентированной страной из всех посещённых. Флагов ЕС там, пожалуй, побольше даже, чем флагов страны. Ну и новости по ТВ соответствующие. Словакия ощущается скорее как регион большой империи с центром в Брюсселе или Берлине, нежели как суверенное государство. Вот в Польше и Венгрии по-другому - там национальная гордость и самостийность прёт изо всех щелей. Венгрию по отличным скоростным трассам туда и обратно пересекали в темноте, так что с дороги у меня осталось только утреннее фото полей со странными белыми полосами:


23. Да фото окраин города Мишкольца, где у нас была транзитная остановка. Но вот в Сегеде, изумительном на архитектуру городе на самой границе с Сербией, мы провели пару дней и подробно его осмотрели. Про него тоже будет серия постов.


24. Несколько ужасающий указатель в Венгрии, предлагающий поехать направо в ад, либо налево на некую «станцию ангелов». Своеобразный юмор у местных промышленников: “Hell” - это бренд энергетического напитка, и направо дорога ведёт к заводу, где его делают. Налево - огромный дорожный комплекс, включающий АЗС, парковку, полноценные кафе и магазин и даже детскую площадку. То есть не как у нас бывает придорожное кафе-мотель «Удача» или «777», а действительно единый современный комплекс, работающий на высоком уровне. У нас терминалы аэропортов в иных региональных центрах встречались попроще. На этой “Angel station” мы умудрились поесть аж три раза, хотя ехали вроде бы мимо только туда и обратно) Радует и подсветка - в темноте «Ад» светится ярко-красным, а «Станция ангелов» - бело-зелёным.


25. И вот наконец мы в Сербии, финальной стране нашего назначения. Страна, пережившая распад и последнюю большую войну Европы. Одна из немногих стран Европы, сохранивших с Россией действительно хорошие отношения после 2014-го. Пересекая границу Венгрии и Сербии, мы попадаем в автономный край Воеводина - степной многонациональный регион, который, почти уверен, мадьяры считают своим, ведь именно в составе Венгрии он провёл большую часть времени в прошлом тысячелетии.


26. Но пытаться искать какие-то суверенные права в истории этих мест - дело неблагодарное. Сербия в силу своего положения всегда была проходным двором для десятка различных народов и культур, регулярно воевавших друг с другом. Границы перекраивались по несколько раз за век. И в сегодняшнее мирное время Сербия - страна транзитная. На основном погранпереходе между Венгрией и Сербией "Реске - Хоргош" можно собирать коллекцию фото автомобильных номеров со всего континента, даже арабские какие-то видели. Ведь эта дорога - главный сухопутный коридор между Европой и Ближним Востоком. Именно здесь проходил знаменитый поток беженцев в Германию несколько лет назад. Здесь каждое лето случается автомобильный "Турецкий поток" - огромное количество турок устремляются на машинах из Европы на родину. Добавить к нему направляющихся на греческие и черногорские курорты европейцев, получится гремучий коктейль, многочасовые пробки и конфликты. Даже у нас на глазах на этой злосчастной границе произошла заварушка с участием горячих восточных парней, хотя вообще-то был не сезон и очередь относительно небольшая.


27. Дорога от венгерской границы через Белград и далее на Ниш, к болгарской и македонской границам, платная. На прошлом кадре - именно пункт оплаты, а не пограничный КПП. Их я фотографировать пока не рискую. Само собой, эта трасса используется не только туристами, но и грузовым транспортом. Значимость этой дороги подтверждается тем, что во время бомбардировок Сербии НАТО мост в Бешке (на фото), по которому трасса пересекает Дунай, был разрушен, но восстановили его через пару месяцев, сразу же после окончания боевых действий. Думается, без помощи тех же членов НАТО не обошлось - вряд ли лежащая в руинах Сербия смогла бы себе это позволить. Тут война войной, а торговля - это святое. В конце 2000-х австрийским концерном мост ещё и расширили в два раза. К слову, это крупнейший мост через Дунай. За Дунаем заканчивается Воеводина и равнина, начинается центральная Сербия, Балканский полуостров и, постепенно, горы. Не хочется думать об этом, но в наихудшем для Сербии раскладе её граница могла проходить и здесь:


28. В четырёх десятках километров от моста нас встречает Белград. Въезды в город бледные и совершенно не парадные. Обочины старые, пыльные и замусоренные. Повеяло нашими 90-ми. Если проезжать сербскую столицу транзитом и не заглядывать внутрь, то складывается впечатление, что город предельно серый и унылый, каким его часто ошибочно представляют. Но мне Белград запомнился очень тёплым, душевным, энергичным, драйвовым городом с довольно неплохой визуальной составляющей. Про него, конечно, будет большая серия рассказов.


29. Транзит через Белград устроен интересно. Есть у трассы полноценная объездная, минующая город, примерно как у Минска. Но есть и сквозной автобан прямо через центр города. Он на всём протяжении проходит по эстакадам, не имеет одноуровневых пересечений с городскими улицами, ограничение скорости тут едва ниже, чем на самой трассе - 100 км/ч. Из-за ремонта на объездной для нас оказалось даже предпочтительнее проехать по нему. Тут можно увидеть из окна пару не самых значимых достопримечательностей Белграда. Но формировать мнение о городе на основе этого транзитного проезда всё равно нельзя.


30. Нам очень повезло, что в августе, за пару месяцев до нашего путешествия, в Сербии открыли свежепостроенный участок новой трассы "Милош Великий". Мы ехали в национальный парк "Тара", что на границе с Боснией и Герцеговиной, и после столицы с главной сербской дороги должны были свернуть. Но теперь от Белграда уже и до Чачака можно продолжать двигаться по магистрали - это лишние 110 км. хорошей скоростной трассы. Она проходит уже по гористой местности, и чем дальше, тем сложнее становится рельеф. Полноценная автомагистраль с ограничением в 130 довольно извилиста, и рулить по ней с максимальной скоростью местами уже некомфортно.


31. "Милош Великий" - строящаяся магистраль, и открытые 110 километров это лишь её начало. Она дублирует существующее шоссе, на сегодняшний день представляющее собой узкую двухполоску, петляющую между гор, проходящую через огромное количество населённых пунктов и полностью исчерпавшую пропускную способность.


32. Направление это - на Черногорию, восточную часть Македонии, Косово и через последнее - на Албанию. Каждое из направлений по-своему важное. Черногория - наиболее лояльное к Сербии из всей бывшей Югославии государство, куда как сами сербы, так и многие иностранцы едут на море. Сегодняшнее состояние дорог в обеих странах делает поездку туда на авто близкой к мучительной. Македония, наоборот, во время косовского конфликта оказывала НАТО весомую поддержку.


33. Наконец, про Косово. Возможно, это главная причина поспешного строительства в небогатой Сербии новой дорогущей магистрали. В силу рельефа, здесь приходится долбить огромные тоннели и возводить эстакады. Помогал в этом, внезапно, не Евросоюз, а Китай. У последнего в постройке подобных сложных трасс громадный опыт, а вот для ЕС, вероятно, это не самая приятная  по политическим соображениям стройка, ведь она позволит Сербии куда оперативнее перебрасывать войска к косовским рубежам. Вполне возможно, в тех конфликтах сыграло значимую роль состояние дорожной инфраструктуры в стране - как известно, на большинстве узких и извилистых югославских трасс военная колонна, если что, даже развернуться не сможет. К слову, значительную часть своих бомбардировок НАТО сосредоточило на городах Ужице и Чачак. Именно их с Белградом и связывает эта трасса, ведь они, в том числе, удобны как плацдарм на косовском направлении.


34. Но однозначно не только военный фактор играет тут роль. Современная Сербия, видимо, в полной мере осознала как минусы, так и плюсы своего транзитного положения. Весь огромный поток сухопутного транспорта между Европой и ближним Востоком идёт через Сербию по удобной, широкой, а главное платной трассе "Суботица - Белград - Ниш", которую я показывал выше. Теоретически, Евросоюзу было бы удобнее пустить фуры через Румынию. Тогда весь путь до турецкой границы полностью пройдёт через ЕС, минуя не входящую в него Сербию. Но в Румынии на этом направлении нет таких хороших дорог, а стройка выйдет чересчур затратной в силу гористого рельефа. А вот Сербия, наоборот, вовсю строит новые платные автобаны. Поток грузов тут внушительный, что должно приносить неплохую прибыль ей и, как это ни парадоксально, России. Ведь львиная доля АЗС тут принадлежит Газпрому: помимо собственного бренда, его "дочкой" является также главная сербская нефтяная компания NIS petrol. Встречается также Лукойл, но в меньших масштабах.


35. Гораздо проще для ЕС, нежели строить трассы в Румынии, просто поглотить Сербию. Последняя уже подала заявку, для реализации которой должна выйти из зоны свободной торговли с Белоруссией и Россией, а также ввести санкции против нас. Но сложилось впечатление, что ЕС хочет Сербию гораздо больше, чем Сербия хочет в него. По всей стране - что-то типа рекламы Евросоюза. Очень часто это - плакат с примерным содержанием "эта дорога / город / село реконструированы / восстановлены на деньги ЕС". Но отношение сербов местами, мягко говоря, отрицательное, и они не стесняются его высказывать. Тут, видимо, помнят, что НАТО состоит не только из одних США.


* - автор данного рассказа осуждает нацизм и нацистскую идеологию. Данное фото размещено для наглядного ознакомления с современной социальной ситуацией в республике Сербия.

36. Но не стоит думать, что в Сербии - сплошные хайвэи. Да, для её относительно небольшой площади даже три скоростные трассы (третья - от Белграда в Хорватию) уже очень много. Но дорожная сеть в Сербии вообще очень плотная, а значительная часть территории - гористая, так что большая часть дорог выглядит примерно вот так:


37. В том числе, по подобным дорогам приходится ехать в большинство городов самой Сербии, а также в страны бывшей Югославии. Дороги извилистые, узкие и подчас откровенно опасные. Драконовские ограничения на обычных сербских трассах абсолютно оправданы - ехать быстро тут просто невозможно.


38. И если на всяких глухих дорогах в заповедниках, где почти нет машин и можно просто наслаждаться пейзажами, это в кайф, то на крупных трассах, ведущих в города или другие страны, от медленного ползания в бесконечной веренице машин может крыша поехать. Спасает только то, что в силу размеров страны расстояния тут большими не бывают. За день можно доехать, в принципе, куда угодно.


39. Для тех, кто вдруг соберётся из Белграда ехать в направлении нац. парка Тара и Златибора (про них, включая легендарную узкоколейку "Шарганская осьмица", тоже отдельно будет). Мы решили проехать подольше по скоростной трассе до Чачака и уже оттуда уйти на Ужице и в Златибор. На октябрь 2019-го этот вариант оказался проигрышным. Дорога от Чачака на Ужице и дальше вплоть до заповедника перегружена и почти вся ремонтируется. Обгонять почти невозможно. Лучше со скоростной съезжать на полпути и ехать через Валево (на фото) в Баина-Башту. Там гораздо свободнее.


40. Единственным, но очень острым негативом от поездки стали цены на бензин. У нас они поднялись до уровня европейских времён 2012-го года, и народ негодует. Но и в Европе, внезапно, бензин подорожал в два раза. Чем дальше от России, тем дороже. Имеет смысл заправлять полный бак перед белорусской границей, а потом перед польской. В Сербии литр 95-го, в пересчёте, стоит почти 100 рублей. В Турции, где мы были весной, ещё больше. Там вообще в основном на дизеле ездят.


41. Почти все дороги, кроме магистральных, постоянно проходят через населённые пункты. Плотность населения тут высокая, глухих мест, как у нас, почти нет. Хоть для движения по трассе это и не очень здорово, полюбоваться на очаровательные сербские деревушки - обязательная часть программы путешествия:


42. У Сербии вообще сельской получается быть лучше, чем городской. В городах, при всей прелести архитектуры, бывает грязно и злачно. В посёлках же - черепичные крыши, скотина с птицей, малолитражки 80-х годов. Где-то в памяти всплывает образ благополучной Югославии, впитанный в детстве из рассказов побывавших в командировке родственников.


43. Познакомиться с культурой, бытом и особенностями страны, конечно, один из важнейших аспектов путешествия. Но нашей основной целью была местная природа. Сербия считается не слишком популярной у туристов, хотя наш опыт говорил об обратном - по крайней мере, наших соотечественников мы тут встречали в каких-то ошеломительных количествах и повсеместно. Но если и считается, то очень зря. Моря нет, но горы, леса и заповедники тут великолепные. А главное, всё близко и легкодоступно.


44. Из нац. парка Тара, где мы помимо его самого и железной дороги осмотрели ещё и маленький городок Баина-Башта, известный своим домиком на Дрине, четыре часа неспешной езды до Белграда. А от него - ещё пара часов до противоположной границы страны, с Румынией. Она проходит по Дунаю, и сто километров его пограничных ущелий - это непрерывный визуальный экстаз. Называется он нац. парк Джердап. Ветряки на другом берегу - уже Румыния:


45. Виды тут порой откровенно экзотические. Что-то подобное ожидаешь увидеть где-нибудь в Новой Зеландии или Южной Америке. Единственный минус - остановиться пофотографировать довольно сложно, почти негде. Но даже в этих условиях на сто километров тратишь полдня. Об этом заповеднике, включающем ещё и внушительную Голубацкую крепость, также напишу.


46. Сербия часто заставляет вспоминать о родине. Помимо знакомых АЗС, это и Сбербанк (в Венгрии он тоже есть, но очень мало, а тут один из основных банков), это и РЖД (пассажирские поезда сюда не ходят, за точечными исключениями, с 2014-го года, но компания всё равно присутствует), это и автопром (хотя Вест и Грант было больше всего в Венгрии, более старых и дешёвых машин, особенно Нив, тут полно), и отдельные продукты (из принципа разок купили "Коровку из Кореновки", хотя местное мороженое тоже отменное, и ели в основном его). Не меньше и культурных связей. Помимо памятников нашим царям и поэтам, а также массовой любви к нашему президенту, это регулярно встречающиеся произведения русского искусства - в книгах, кино и театре. По отдельности наша культура много где встречается, и интерес к ней, такое чувство что с 2014-го года за рубежом только вырос. В Китае показывают наше кино едва ли не больше, чем голливудское, в Венгрии ставят Булгакова, даже в Польше уважают Окуджаву. Но такой концентрации нет нигде. Ну кроме стран б.СССР, наверное.


47. И ещё одно важнейшее отличие Сербии - тут Россия в почёте. Бизнеса нашего, допустим, в иных странах СНГ несравнимо больше. Но российских флагов, всевозможных дружественных лозунгов и демонстративной, на уровне как официоза, так и в народе, любви к России там сейчас представить сложно. В центре какой ещё зарубежной столицы можно встретить местных студентов в одежде с национальной символикой России? Здесь - пожалуйста. Не единожды, будучи идентифицированными по нац. признаку, приходилось слышать хвалебные лозунги в адрес нашей страны и её руководителя. А один раз, от безногого инвалида, просившего подаяния на улице, - проклятия в адрес американских и НАТОвских деятелей начала 2000-х. Американские флаги, к слову, в Сербии почти невозможно увидеть. Только на паре официальных зданий с охраной и колючей проволокой.
Наткнулись вечером на "Машу и Медведя" на местном ТВ. Это, к слову, не такая уж экзотика. Наоборот, один из самых просматриваемых мультфильмов в мире. Но уж больно забавно смотрелась озадаченность на лице сына, когда он увидел любимый мультик на чужом языке.


48. Есть определённая вероятность, что многое из увиденного позитива в адрес России было специально организовано к приезду в Белград второго лица нашего государства на празднование освобождения города. Например, на всех видеоэкранах в Белграде транслировалась картинка того, как сербский флаг, изгибаясь, превращается в российский. Но не думаю, что эмоции сербов в глубинке при встрече с нами как-то связаны с визитом премьер-министра. Оказавшись в полицейском участке в Баина-Баште (хотел регистрацию оформить), от сурового полицейского, увидевшего мой паспорт, услышал только: "О, брат рус!", сказанное с приветственной улыбкой. К слову, хоть по закону иностранец в Сербии и должен в течение суток оформить регистрацию по месту пребывания (т.н. "Бели картон"), туристам его отсутствие прощают. Особенно, если меняешь несколько мест ночёвок внутри страны.


49. Сербский язык сначала показался совсем непонятным, но потом привыкаешь. Много слов, которые у нас считаются устаревшими, используются по прямому назначению. Местами забавно, не менее чем в Чехии. К постоянному бессистемному чередованию латиницы и кириллицы привыкаешь быстро. Здесь же, как известно, на одном и том же языке пишут двумя способами, и по какому принципу это происходит, я так и не понял. Показалось, что среди молодёжи, в современных крупных магазинах и вообще в столице более популярна латиница. В глубинке же и в официальных текстах - кириллица. У меня остался только один вопрос - как они учатся?


50. Нельзя не упомянуть сербскую кухню. Она проста и грубовата, словно готовят тут исключительно мужики. Порции и куски огромны, мельчить и заморачиваться тонкими деталями не принято. Если суп - то везде один и тот же, своей густотой похожий скорее на мясную подливу. Ингредиенты сплошь - свежие овощи и свежее же мясо. Но всё вместе это выходит вполне органично - даже спустя две недели не надоедает. Отдельной строкой выпечка: она тут настолько вкусна и дешева, что несколько дней подряд мы завтракали исключительно ею. Это, кстати, не наша туристическая придурь - начать день с огромного сочного бурека тут в норме вещей. А вот запивают его жидким йогуртом без начинок. Каймак и сербский пршут, который оказался даже вкуснее санкционного хамона, теперь в Москве покупаем. Благо, что его продают без ограничений. Уровень цен, к слову, в Сербии на всё, кроме бензина, либо ниже, либо сильно ниже, чем в России.


51. А вот национальную югославскую газировку Cockta у нас не купишь. А на неё я там подсел очень сильно. Это что-то среднее между колой и Байкалом, отдалённо похоже на Пепси-Лимон (не знаю, продают её сейчас у нас?). Оригинальнее унылой колы с подсластителями, которая продаётся у нас последние лет десять, но не настолько травяная, как Байкал. По ней очень скучаю.


На пограничном КПП близ Суботицы, где мы покидали Сербию, висел слегка потрёпанный плакат в духе "Сербия будет скучать по тебе". Мы, однозначно, по Сербии тоже. Настолько душевной и тёплой страны я пока ещё не встречал. Если после поездок в Китай, Румынию и западную Европу я готов был землю целовать по прибытию в Россию, из Белоруссии, Чехии и Турции возвращался с лёгкой тоской по закончившемуся отпуску, но во вполне бодром расположении, то прощание с Сербией откликнулось уже откровенной депрессией. Почему? Наверное, потому что там чувствуешь себя как дома. Только теплее и с долей экзотики ровно в той концентрации, когда она вызывает интерес, но ничуть не докучает.
Далее начну подробно рассказывать об отдельных точках этого путешествия. Первое из них, в хронологическом порядке, - маленькая польская Дукля.

Сербия, Словакия, фото, Польша, Венгрия, авто, автопутешествие, достопримечательности

Previous post Next post
Up