Продолжение
вчерашнего поста про майское путешествие в Словению и Италию.
День четвертый, 2 мая. Всё ночь проболел, температура под 39, но утром был почти как огурец. Лекарственная терапия возымела действие. Попили чаю с остатками позавчерашнего сыра, вчерашними круассанами и какими-то печеньками, уж бог знает где купленными. Мдя, с едой определенно надо что-то делать.
В 9 утра выезжаем в сторону Венеции по автостраде. Скорость весьма приличная, хоть шоссе в основном двухполосное, а по правому ряду ползёт бесконечная череда фур. Вот только одна беда: проезд от нашей деревни до Венеции стоит 10 евро, но, если вдуматься, то не так и дорого за расстояние чуть не в 150 км. За полтора часа доезжаем до Местре (Mestre) . Теперь немного о том почему надо оставлять машину в Местре, а не ехать до Венеции. Платные парковки в Венеции есть (понятно дело, что бесплатно там машину не оставить нигде), но стоимость мероприятия - 30 евро за световой день. Т.е., мягко говоря, до фига. В Местре же многоэтажных парковок много и цены гораздо ниже. А до Венеции можно доехать за 1.35 евро и 15 минут на электричке, которая ходит несколько раз в час. Чем ближе к вокзалу Местре, тем парковки дороже, хотя разница не очень велика. Мы выбрали по отзывам Garage Europa Mestre (45.4893, 12.244) , минут 20 пёхом до вокзала. Можно было найти и гораздо поближе. Ценообразование на сайте парковки весьма сложное, но могу сказать, что, оставив машину в 10:30 и забрав её в 17:30, мы отдали 11 евро. Дорого, но что ж поделать. На улицах Местре можно запарковаться и бесплатно, но, увы, всё забито, бегло проехавшись ничего не нашли.
На вокзале в Местре билеты покупаются в автомате, тут ничего сложного нет. Но вот за расписанием смотрите внимательно. На “пригородные” электрички экран висит отдельно от “междугородних”. В Венецию поезд прибывает на вокзал Санта-Лючия, тут же при выходе пристань и можно купить в ларьке билет на водный “трамвайчик”. Покупать дневной билет за конские двадцать евро ни малейшего желания не было, купили разовый за семь с половиной евро (билет на один проезд на общественный транспорт больше 500 рублей! Это Венеция, детка ...), дождались катера по маршруту номер один и поехали.
Несколько слов о “водном трамвае”:
• Никакого входного контроля нет, на катере билеты тоже никто не спрашивает, контролеров не видели. Я ни на что не намекаю и сложно делать выводы на основании одной поездки.
• Маршрут номер один стартует от причала D, но нужно уточнить у “кондуктора” туда ли идёт катер - вам надо на Сан-Марко.
• Так как причалы общественного транспорта понатыканы через каждые сто метров, то дорога от Санта-Лючии до Сан-Марко занимает минут сорок и это хорошо! У вас будет вполне достаточно времени, чтобы насладиться видами Венеции с Гранд Канала и на этом закончить знакомство с городом с воды.
• На “трамвайчике” важно занять правильное место: у борта, лучше с правой стороны: будет прекрасно всё видно. Так что, если катер пришел полный, то лучше дождаться следующего. Нам повезло и мы сразу заняли хорошее место. Еще нам очень повезло с погодой, она была единственный этот день солнечной и теплой. И до, и после город заливали дожди.
Доехали до Сан-Марко. Тут находится основная достопримечательность - собственно собор апостола Марка. Обязательно идите внутрь, пускают бесплатно в первую часть собора, очередь большая, но идёт достаточно быстро.
С рюкзаками не пускают (зато пускаю с дамскими сумками любого размера - где логика?), его можно бесплатно же сдать на час в камеру хранения, найти которую тот еще квест, так как никаких указателей нет. Она находится в узком переулке слева от собора, если стоять к нему лицом, примерно тут 45.434827, 12.339073.
Что прекрасного в соборе? Невероятные мозаики на потолке! Как сказала одна дама, выходя из собора: “Там весь потолок уложен!”. Фотографирование запрещено, кстати.
Как можно передать с помощью мозаичной техники мельчайшую мимику лица?!
На площади мы провели два часа, даже не заходя ни в какие музеи. Как-то само пролетело время. Затем на три часа пеший поход по Венеции с возвращением на Санта-Лючию. Тут уж сами выбирайте что смотреть, информации в интернете полно. На самом деле интереснее всего смотреть просто Венецию: мостики, каналы, здания.
Как ни крути, а есть в Венеции своё очарование, даже не взирая на толпы туристов, которых, кстати, не сказать чтоб было уж сильно много. Потратиться или нет на гондольера - вам решать. Мне лично было жалко 80 евро за 20 минут катания в лодочке. Антураж там так себе.
По пути поели в местной уличной пиццерии, где за десятку евро какой-то индус сварганил нам “маргариту”. Обратная дорога прошла по накатанной и в 17:30 мы выезжаем из Местре в сторону Триеста. И тут мне приходит в голову “светлая” мысль: а давай-ка сэкономим 10 евро на платную дорогу и поедем по бесплатной, расстояние то же, качество дороги хорошее. Да, на самом деле всё прекрасно и дорога отличная, просто узкая однополосная и идёт через населенные пункты, в результате все едут “колбаской” со скоростью максимум 60 км в час. Можно по сторонам смотреть, рассматривать жизнь итальянцев. В результате ехали три часа вместо полутора. Но да, десятку сэкономили.
В Триесте в центре даже нечего мечтать найти парковку бесплатно. А не в центре жить не хотелось. Достаточно бюджетное жильё нашел:
гостевой дом Marta (51.6 евро без завтрака). Старый дом, похожий на наши коммунальные квартиры, радушная хозяйка, но есть нюанс, который выяснился только при заселении: собственная душевая в номере есть, а вот унитаза нет. Тут хочется развести руками. Как так-то? Конечно, на букинге в описании номера этот нюанс не указан. На весь десяток номеров (если не больше) два туалета в коридоре. Хорошо, что кроме нас постояльцев не было и неудобств мы не ощущали Дом старый, отсюда проблемы с канализацией (может и не отсюда): вода в душевой уходит с большим трудом. Помылся - полное корытце. Следующий ждет минут пятнадцать. В общем, спорное такое место проживания. Зато самый центр.
Что касается стоянки, то пришлось отдать сэкономленные только что десять евро: Molo 4 Parkin (45.654052, 13.769469) - самый бюджетный паркинг в центре Триеста. Он большой, фактически кусок пирса у моря, но с утра в него была очередь из желающих. Выгодно продавать кусок асфальта под почасовую ренту. Теоретически можно запарковаться и бесплатно на улице после восьми вечера. Но это только в теории, на практике мест нет.
Почему нас понесло ночевать в Триест, а не в пригород, куда подешевле? Ну, во-первых, решили посмотреть город, про который пишут, что он красив и необычен, во-вторых, надеялись на хороший ужин в нормальном ресторане. Облом случился по обоим пунктам. Да, центр Триеста неплох, но это всего одна локация: Площадь единства Италии (Piazza Unita d'Italia), которая выходит к морю и на осмотр её вам хватит десяти минут даже вечером, что мы и сделали. А во-вторых, все не-фастфудные рестораны с приличными отзывами оказались банально переполнены до отказа и работали всего лишь до десяти вечера (пятничного, блин, вечера!). Мы сунулись в один, второй, третий, везде нам сказали “досвидос”. И вот на часах десять. Понятное дело, что вечер голодных туристов закончился где? Правильно, в пиццерии Al Barattolo (45.652, 13.774), пошли в первое что было еще открыто. Ну что сказать? На пиццу глазоньки уже не смотрят. Взяли лазанью и карбонару. Лазанья невкусная, такое впечатление, что разогретая после заморозки, спагетти карбонара - смесь дешевых макарон и сала, тирамису делать не умеют - в нем нет ни кофе, ни савоярди (алло, это правда Италия?!). Зато по два евро налога на человека в счет включить не забыли и понтов в заведении выше крыши. По результату почти тридцать евро и подступающая к горлу тошнота от бесконечного фастфуда уже четвертый день. Мдя … Давненько я не был в ЕС и забыл как это бывает: в пятницу вечером в центре крупного туристического города туристу негде нормально поесть.
День пятый, 3 мая. Помимо проживания, мы взяли в отеле и завтрак (по три евро с человека). Круассаны из супермаркета, йогурт оттуда же, кофе-чай. Могли и сами сходить купить. Деньги потратили бы те же, так что расстройства нет.
С утра опять льёт дождь, поэтому никуда не торопимся. Один день продержалась хорошая погода. Хорошо, что он выпал на Венецию. Поехали смотреть замок Мирамар (Miramare Castle) (45.698906, 13.726957 - точка съезда с шоссе). У самого замка паркинг, конечно, платный, но с момента съезда на шоссе до шлагбаума замковой парковки можно встать бесплатно. Несмотря на дождливую холодную погоду, туристов много и бесплатно мы припарковались только чудом.
Что сказать о замке? Пары фотографий он стоит, но не более.
Парк вокруг не плох, наверное, но не в ливень же по нему гулять. Имея дома в получасе езды на машине Пушкин, Павловск и Петергоф, говорить о каких-то парках просто смешно.
Едем к достопримечательности, которую посоветовала мне моя знакомая, постоянно проживающая в Триесте. Это дорога Наполеона (Strada Napoleonica). Вот тут туристов ровно ноль. А виды отсюда прекрасные. На Триест
На Мирамар
История дороги весьма интересна: её начали строить, прорубили сквозь скалы метров двести, да так и забросили - дорого оказалось.
В современности её зачем-то заасфальтировали. Так что мы имеем пару сотен метров хорошей дороги, закрытой от автомобилей и уходящей в никуда, дальше идёт просто тропа для любителей хайкинга. На местных скалах тренируются альпинисты, судя по количеству вбитых крючьев. Точка парковки - 45.69744, 13.74234, дальше гуляем пешком. Слава небесной канцелярии, на этот момент дождь утих.
Прощаемся с Италией и едем в Пиран (Piran). Расстояние совсем не большое, переход между двумя странами незаметен. Внезапно надписи стали обратно на словенском. И всё. В Пиране первоначально планировали встать на платной парковке на въезде в город 45.5261, 13.5746 (1.2 евро в час), так как внутрь типа на машинах нельзя. Но сегодня парковочный бог на нашей стороне, не доезжая совсем чутка внезапно видим расширение обочины вот тут 45.52242, 13.57352, где уже стоят с пяток наших собратьев-туристов и еще один как раз уезжает. Бодро занимаем его место, идём к крепостной стене, пешком минут пятнадцать.
Дождь утих, но погода мрачная и холодновато, максимум +15. Вход на стену (45.52745, 13.57156) стоит 2 евро с человека. Отсюда неплохой вид на собственно малюсенький город Пиран.
После чего спустились вниз к центру и церкви, побродили часик. Вид от церкви на стену
Обычный приморский симпатичный город. Почему он “вторая Венеция” как пишут везде в интернет? Никакого сходства. Туристов много, особенно группами.
А мы едем к месту нашего ночлега. Время еще совсем детское, нет и пяти вечера, да и ехать недалече.
Apartments Bertok (50 евро ночь) - пригород Копера (Koper), если можно так выразиться. Большой частный дом, первый этаж которого отдан под несколько номеров. Хозяин - очень бодрый дедок, который общался с нами на хорошем английском. В целом к месту ночлега претензий нет, разве только что излишняя педантичность хозяина часто присущая пожилым людям, но она нас нисколько не напрягла, мы сами по жизни перфекционисты и педанты.
Наступила, однако, пора и набить животы. Организм исстрадался уже за пять дней без нормальной пищи. Едем в лучший, наверное, по отзывам в Копере ресторан CAPRA 45.5472, 13.7258. Запарковались в торговом центре тут 45.54563, 13.72532, два часа бесплатно, но мы не уложились и заплатили за лишний час два евро. Ресторан выше всяких похвал: вкусная кухня с оригинальной достаточно быстрой подачей, вежливые веселые официанты. Оторвались мы на славу: первое, второе (баранья нога … ммм ...), десерт. По итогу 61 евро, но денег не жалко. Первый раз нормально поели классной кухни в нормальном месте. Очень рекомендую.
День шестой. 4 мая. Встали в восемь, завтрак соком, йогуртом и круассанами, купленными вчера в супермаркете торгового центра. Чайника у деда в номерах нет, хорошо есть холодильник.
Едем к последней запланированной достопримечательности на нашем пути в Словении. Пещера Шкочанска Яма (Skocjan caves) (45.663, 13.9891) . Ехать всего полчаса (меньше тридцати км), парковка бесплатна (ура!). Обратите внимание
на время экскурсий, они отличаются по месяцам, в мае это всего лишь в 10:00, 12:00, 13:00 и 15:30. Мы как раз успеваем на первую. Стоимость билета 18 евро на самый популярный маршрут из двух: по каньону. Второй маршрут (подземная река) можно пройти только в 11:00 и в 14:00, комби билет на два маршрута стоит 24 евро. На второй маршрут на 11 мы явно не успеваем (экскурсия идёт два часа), а до двух часов ждать желания точно нет. Так что идём по первому маршруту. Туристов также запускают большими группами (человек по сто, не меньше) с четырьмя гидами, разбив их по языковому признаку: словенский, итальянский, немецкий, и, на удивление самый многочисленный, английский.
В интернет идёт много споров о том какая пещера лучше: Шкочанская или Предъямская. Вот точно скажу, что споры безосновательны. Это абсолютно разные объекты. Если Предъямская - это огромная красивая карстовая пещера с многочисленными сталактитами, сталагмитами и сталагнатами (надеюсь, все знают разницу?), то фишка Шкочанской совсем в другом - это горное ущелье с бешеной рекой … под землей. Производит неизгладимое впечатление, когда ты входишь в громадный каньон и по краешку его обходишь по узкой дорожке, а под тобой где-то там внизу бурлит река. Идешь по мосту, вспоминая известные кадры битвы из эпопеи про хоббитов, так и кажется, что вот на той стороне каньона появится Гэндальф весь в белых одеждах и навстречу ему помчится лютая орда орков. Фотографировать в пещере, кстати, нельзя от слова “совсем”, но, собственно, особо и нечего. Освещения мало и все равно фото не передаст всей эпичности каньона. По протяженности вроде пещера и не велика, но пока шли от касс к месту входа (минут 15 пёхом), пока гиды нам рассказывал правила, пока после выхода все пошли фоткаться к видовой площадке - время на часах половина первого. Куда делись два с половиной часа?
Выезжаем в сторону Загреба. Едем хорошо, дороги прекрасные, скорость приличная, дождь местами. Перед границей встаём в приличную пробку минут на сорок. Учитывайте, что такое бывает. И вот часам к четырем въехали в Загреб. Собственно, от столицы Хорватии я лично ничего не ждал. Хотели заселится в отель, найти место поесть и возможно прогуляться по центру.
Место проживания
My Way Hostel. За 39 евро отдельная комната с санузлом и бесплатной стоянкой для авто практически в центре Загреба! Тот случай, когда цена скрывает все недостатки! Из минусов хочу отметить, что окна всех номеров выходят во двор, где вечером шумно, молодежь пьёт пиво в кабачке внизу. Ну и хостел - это хостел, даже если у вас отдельная комната с собственным санузлом: обстановка скудная, нет нужных мелочей типа мыльницы в душе, лишнего крючка для полотенца и т.д. Мебель в номере очень спартанская: стула нет, к примеру. В общем, все базовое, но, повторюсь, за эту цену, да еще со своей парковкой!
Поужинать хотели в ресторанчике у хостела, но оказалось, что там кухни нет аж до восьми вечера, только пиво. Странные люди. Ну ладно. Поменяли евро на куны в казино в соседнем здании (курс оказался очень удобным: одна куна = десять российских рублей) и пошли до центра, благо тут пешком минут пятнадцать-двадцать. Загреб неожиданно оказался очень милым симпатичным туристическим городом.
Поесть, правда, нашли только на туристической улице, тут много кабачков, интернета “с собой” не было, отзывы не посмотреть. Наугад выбрали ресторан Nokturno (45.81481, 15.9771). Неожиданно оказался очень неплохой вариант поесть в центре Загреба. Очень широкий выбор в меню, вот прям листаешь как "Войну и мир". И всё есть! Заказал плескавицу, она оказалась прекрасна. Обслуживание по скорости нормальное, всё принесли быстро. Качество еды хорошее (со скидкой на туристичность места). Цены более чем адекватные. Вдвоем хорошо поели на 140 кун. Под конец поездки начали наконец-то питаться нормально. Может потому, что выехали таки из ЕС?
Погуляли с удовольствием по центру Загреба пару часов. Погода мрачноватая, изредка капает дождь. Что понравилось? Конечно, церковь Святого Марка (45.8164, 15.9736), шикарная крыша, а вот внутрь попасть не удалось, была свадьба, не хотелось мешать людям.
Кафедральный собор Kaptol (45.8146, 15.9798) достаточно обычен для европейских городов.
Есть такой интересный объект как Туннель (Tunel Gric) (один из входов - 45.8149, 15.971) я так понимаю, что бывшее бомбоубежище, а теперь просто большой переход между районами города, разделенными горой.
Да и вообще, город интересный, много граффити
и небольших памятников.
День седьмой и последний. 5 мая. С утра вскипятили на кухне хостела чайку, позавтракали тем, что купили вчера вечером в супермаркете и тронулись в сторону аэропорта. По пути заскочили опять в супермаркет и купили на все оставшиеся деньги сыра, который в Хорватии очень даже не плох (привет рукозадым российским сыроделам). Сдали машину в аэропорту и улетели домой.
Краткое итого. Поездка прошла кривовато, но тут мы сами себе “злобные буратины”. Оделись не по погоде. Ну и не свезло с дождями, конечно. Что понравилось? Пещеры. Обе. Однозначно. Венеция хороша! Загреб - неожиданный небольшой сюрприз. Всё, наверное. С едой в ЕС беда, да. Не ожидали, что рестораны в небольших городах в будние дни не готовят еды. Европейский сервис во всей красе.
Бюджет. Округленно 1600 евро на двоих от порога до порога. Из них
• 450 евро перелет;
• 465 евро машина и всё, что с ней связано (дороги, парковки, бензин);
• 330 евро отели;
• 160 евро достопримечательности (включая передвижения в Венеции);
• всё остальное (чуть меньше 200 евро) - еда и всякие мелочи типа сим-карты.