Новая Зеландия - путешествие на край света

Apr 17, 2019 21:27

Новая Зеландия - страна, куда я давно мечтал попасть (а еще раньше и не мечтал даже). Это самая далекая от западной части России страна, если не считать стран, которые по размеру меньше, чем Москва.
Пора рассказать все как есть о стране киви и хоббитов!



Виза
Виза в Новую Зеландию электронная, в паспорт не вклеивается. Подача документов через интернет, однако после подачи нужно поехать в визовый центр (в Москве - на Сущевском валу у метро Марьина Роща) и сдать... ксерокопию страниц паспорта. Еще несколько месяцев назад они забирали оригинал паспорта, а через пару дней возвращали, но теперь не забирают, просто нужно отдать ксерокопию и заплатить за это сервисный сбор больше 1000 рублей. Хорошо, что сама виза бесплатная, как виза в Японию.
Документы стандартные - анкета, справка с работы, платежки, план поездки в свободной форме. Единственное странное место в анкете - когда спрашивают, обязательна ли служба в армии в вашей стране. Если ответить "да", он потребует загрузить документ о прохождении этой самой службы, так что нужно просто отвечать "нет".
Мне дали однократную визу со сроком пребывания 30 дней и коридором, заканчивавшимся через месяц после указанной мной даты окончания поездки. Многократная виза мне не была нужна. Получение визы заняло почти месяц, что соответствовало средним срокам ожидания, указанным на сайте.

Деньги
Новозеландские доллары (NZD) почти равны австралийским и составляют 0.7 от американских. Линейка такая же, как в Австралии: купюры 5, 10, 20, 50, и монеты 2, 1, 0.50, 0.20, 0.10. В банкомате я снял сразу 1000 долларов, потратил меньше половины, так как жилье и транспорт были оплачены заранее. Комиссия в банкомате была 3 NZD.

Жилье
Airbnb, airbnb и еще раз airbnb. Соотношение цены и качества тут на голову лучше альтернатив - уровень жизни в Новой Зеландии высокий, в чем я и убедился собственными глазами, останавливаясь в домах местных жителей. В среднем расходы на жилье составили $25 в день, диапазон - от $15 до $40. Только в одном городе я жил в хостеле - в Куинстауне, потому что это очень туристическое место, где всего 10 тысяч жителей и в два раза больше туристов, почти все здания - отели. Место в хостеле стоит около $15-20, отдельный номер в дешевой гостинице или мотеле - $35-50, но в airbnb комнаты в разы комфортнее, и есть кухня.




Транспорт
Несколько лет назад общественный транспорт в Новой Зеландии был фактически монополизирован компанией Intercity. До этого было несколько автобусных компаний, в том числе, как ни удивительно, клон польского PolskiBus и финского OnniBus с точно таким же дизайном сайта и ценами от $1. Сейчас все билеты покупаются через сайт InterCity, хотя на некоторых туристических маршрутах де-факто автобусы ходят под другими брендами (Great Sights или Awesome.nz).
Между основными городами как на Северном, так и на Южном острове есть регулярные рейсы, примерно 1-3 раза в день. Цена зависит от времени покупки: если покупать билет на завтра, то он будет стоить примерно $7 за час поездки, а если купить за месяц, то будет вдвое дешевле, но не ниже определенного уровня. То есть билет, который стоит $50, сильно заранее продается за $25 (а несколько билетов вроде и по $1 должны быть, но я не попадал на такое), а билет за $15 заранее будет стоить примерно $12. Поэтому для коротких поездок полезен проездной, о которых сейчас и пойдет речь.
Есть два типа проездных - с фиксированным маршрутом и фиксированным временем. Проездной с фиксированным временем дает вам некоторое количество часов - от 15 и до 80 с шагом 5. На эти "часы" можно покупать билеты на автобус по простой формуле: время автобуса в пути по расписанию и есть "стоимость". То есть на 15-часовой проездной можно купить пять билетов на поездки длиной три часа или 15 билетов на поездки по одному часу. Эти проездные стоят примерно 8 NZD/час, чем больше, тем дешевле, но цена падает довольно медленно и не ниже 7 NZD/час. А это значит, что купить билет за месяц до поездки за полцены выгоднее, чем использовать пасс, особенно для длинных переездов. Но это все касается обычных рейсов, на туристических направлениях халявных цен нет, и вот тут уже пассы весьма полезны. Туристические линии это: поездка к фьорду Милфорд-Саунд их Куинстауна вместе с круизом, поездка в Бей-оф-Айлендс из Окленда с круизом, поездка к ледникам Фокса и Франца-Иосифа, поездка в пещеры Вайтомо и/или в декорации Хоббитона, поездка в национальный парк Аораки-гора Кука. Все этим маршруты стоят недешево, порядка 100-150 NZD каждый.
Проездные с фиксированным маршрутом включают посещение некоторых известных достопримечательностей. Там довольно много вариантов на обоих островах, и даже супер пасс по всей стране. Выгоднее, чем брать по отдельности, если в маршруте есть туристические линии.
Я в итоге сделал такой маршрут:
- Пасс с фиксированным маршрутом Крайстчерч - поезд в Греймут - ледник Франца-Иосифа - Куинстаун - Милфорд-Саунд
- Пасс на 15 часов, на который я купил поездку в Бей-оф-Айлендс и три коротких переезда по 1.5 часа (Данидин-Оамару-Данидин, Таупо-Роторуа)
- Отдельно купил билеты Куинстаун-Данидин, Веллингтон-Таупо, Роторуа-Окленд за полцены.
- Отдельно у другой компании я покупал трансфер туда-обратно из Таупо в национальный парк Тонгариро - 70 NZD.



На Южном острове мне помешала погода - из-за сильных дождей была закрыта дорога по западному берегу и поезд в Греймут. Сначала я перенес все поездки по пассу на один день позже, но когда ситуация на следующий день не рассосалась, мне пришлось отменить все и купить новый пасс по маршруту Крайстчерч - гора Кука - Куинстаун - Милфорд-Саунд, который стоил где-то на 100 долларов дешевле. Все пассы, к счастью, возвратные за вычетом комиссии за бронирование в пару долларов. Билеты, купленные отдельно, невозвратные (если не купить их по полному дорогому тарифу), но их если что все же можно перенести на другую дату, доплатив разницу в цене.
Внутри Новой Зеландии дешевые перелеты, билет Данидин-Веллингтон стоил всего $30. Между Оклендом, Веллингтоном, Крайстчерчем, Куинстауном и Данидином летает куча лоукостов.
В целом в Новой Зеландии без машины я не чувствовал себя ущемленным, до всех интересных мест можно доехать, цены на проезд приемлемые, ниже многих стран Европы.


Городской транспорт в Новой Зеландии развит довольно хорошо, во всех крупных городах автобусы ходят хотя бы раз в 30 минут, в Окленде и Веллингтоне - раз в 10-15 минут. В Окленде и Веллингтоне есть системы пригородных электричек, в которых тарифная сетка общая с автобусами.
В Крайстчерче в тот день, когда я приехал, был день памяти жертв теракта, и транспорт работал бесплатно для всех.
В Данидине поездка на автобусе стоила мне 3.40 NZD (две зоны). Аэропорт далеко от города, автобусы туда не ходят (кроме Intercity один раз в день по пути в Куинстаун). Можно заказать групповой трансфер за 20 NZD, прямо по адресу за мной приехал микроавтобус.
В Веллингтоне я купил проездной на сутки за 10 NZD (на три зоны, но аэропорт как раз в третьей зоне). Проездной продается у водителя. Одна поездка через две зоны за наличные стоит 4 NZD.
В Таупо автобусы ходят всего 2-3 раза в день - маленький город. Я все же успел на один из рейсов после трека на Тонгариро. Цена 2 NZD.
В Окленде я купил местный проездной AT HOP. Это, кажется, первое известное мне место, где залог за карту нельзя вернуть, а залог там аж 10 NZD. Но я посчитал, что это все равно выгоднее, чем платить наличными. По карте поездка стоит почти 2 NZD за одну зону, 3.50 за две, 5 за три (зон вообще больше, но вряд ли вы поедете дальше третьей зоны, где аэропорт). Я жил во второй зоне, но если пройти 10 минут пешком, можно было попасть в первую и немного сэкономить, заодно поездка в аэропорт была для меня дешевле, так как из второй зоны в третью к аэропорту тариф 3.50. За наличные одна зона стоит 3.50, две зоны - 5.50, три зоны - 7.50, и пересадки не бесплатные, так что из центра в аэропорт вам придется заплатить сначала 7.50 за поезд, а потом еще 3.50 за автобус.

Еда
Еда в Новой Зеландии стоит недешево (даже по сравнению с Австралией). Я не особо экономил, поэтому даже с учетом готовки еды дома вышло $12/день. Я закупался в основном в супермаркетах сети Countdown (чаще всего встречается) или Park'n'save (самая дешевая сеть, с магазинами похожими на склады). Разница в ценах довольно маленькая, так что я обычно не парился тем, чтобы идти до более удаленного Park'n'save.
В Новой Зеландии оооочень вкусное мясо ягненка (lamb), в любом магазине можно купить уже замаринованные куски со сладковатым соусом. Цена порядка 13-25 NZD за килограмм (смотря какая часть ягненка). Курица при этом стоит незначительно дешевле, так что я чаще всего брал более "элитное" мясо.


Комбо с Биг-маком в Макдональдсе стоит 10 NZD, комбо с четверным Биг-маком - 12.60 NZD. Комбо с тремя крыльями в KFC стоит 6.20 NZD.
В целом цены в общепите примерно такие же, как в Западной Европе, если не забывать, что 10 NZD - это всего 6 евро. Так, шаурма в ларьке стоит около 10 NZD, поесть в китайской столовке 10-12 NZD. Бизнес-ланч стоит 15-20 NZD, столько же обычно стоят мясные блюда по меню.



Интернет
Я пользовался ДримСим, цена 10 евро/гигабайт, как в Европе. У местных операторов пакет на 1 Гб стоит 15-20 NZD, так что при экономном использовании ДримСим явно выгоднее.

Достопримечательности
В отличие от соседней Австралии, где в 5 км за чертой города скачут кенгуру, а где-то даже плавают крокодилы, Новая Зеландия практически полностью освоена человеком. На момент появления первых людей примерно в 1300 году (Новая Зеландия - последнее место на Земле, заселенное людьми) почти весь архипелаг был покрыт лесами, а уже к прибытию европейцев в конце 18 века лесов осталось меньше половины, также маори истребили единственное крупное животное - птицу моа. Сейчас 80% территории это поля и пастбища. Когда едешь по дороге, вдоль нее чередуются овцы и коровы. Так что, чтобы встретить птицу киви в дикой природе, придется попотеть и забраться в дебри.


Самая большая нетронутая территория - национальный парк Фьордленд на юго-западе Южного острова, вот это место реально выглядит, как парк Юрского периода, только без динозавров, но с папоротниками. Насчет Юрского периода, кстати, даже почти не шутка, потому что это был последний период перед тем, как Новая Зеландия откололась от Австралии 85 миллионов лет назад, и с тех пор была изолирована от остальных земель.


В целом западное побережье Южного острова довольно дикое и малонаселенное, оно зажато между горами и морем. Еще большая заповедная зона вокруг вулканов в центре Северного острова.


Северная часть Южного острова, в районе национального парка Абель Тасман тоже должна быть хороша - это единственный регион, куда я не доехал.



В Новой Зеландии созданы очень хорошие условия для длительного треккинга. По всей стране почти 1000 домиков для ночевки на треках, переночевать в них стоит обычно всего 5 NZD (либо можно купить безлимит на полгода за 92 NZD).



С точки зрения архитектуры более интересен Южный остров - колонизация начиналась именно с него, так как там было меньше конфликтов с коренным населением. Города Крайстчерч, Оамару и Данидин выглядят, как старая добрая Англия, даже в спальных районах там можно встретить викторианские особняки и готические соборы.



Итоги
Всего за 17 дней/16 ночей я потратил 1157 долларов - чуть меньше $70 в день. 450 долларов стоили все переезды, из них около 300 это три экскурсии (гора Кука, Милфорд-Саунд и Бей-оф-Айлендс). Проживание стоило около 400 долларов (25 в день), еда - около 200 ($12 в день). Еще 50 долларов ушло на проезд по городам и 40 долларов стоил единственный входной билет - в долину гейзеров в Роторуа.


По итогу выходит, что не так уж дорого съездить в Новую Зеландию. Путешествуя по Франции или Германии с маршрутом аналогичной протяженности я бы потратил ощутимо больше денег и на проезд, и на жилье, только на еду вышло бы чуть меньше. Поездка в США была бы дороже даже с поправкой на более дорогой перелет до Новой Зеландии. Так что не бойтесь, двухнедельную поездку вполне можно уложить в $2000 с перелетом из Европы.
Вернусь ли я в Новую Зеландию? Когда нибудь наверное да, еще же остался западный берег, можно и в длинный поход сходить. Но наверное это не в высоком приоритете на данный момент.

Новая Зеландия, деньги

Previous post Next post
Up