Дорога в Сванетию. ГЭС и штольни на Ингури

Feb 14, 2019 00:14

Чтобы попасть в Сванетию с побережья Черного моря, нужно преодолеть порядка 250 км, 100 из которых - по извилистым горным трассам вдоль реки Ингури. К счастью, по дороге есть на что посмотреть. В первую очередь, это знаменитая и величественная Ингурская ГЭС, расположенная рядом с шоссе. Кроме того, выше по течению находятся штольни, вероятно связанные со строительством другой гидроэлектростанции.




Первое знакомство со Сванетией происходит по сути еще до проезда Ингурской ГЭС. На окраине села Джвари, прямо у дороги стоит сванская башня. По некоторым данным, это новодел. Даже если так, вполне аутентичный.



Как и полагается, попасть в башню можно только сразу на второй этаж, по шаткой приставленной лестнице.



Дальше можно подняться на крышу; точнее - на последний этаж, крыша над которым еще не построена. Отсюда открывается вид на долину Ингури.



Еще несколько километров - и мы на смотровой площадке Ингурской ГЭС, крупнейшей на Кавказе. Ее плотина является второй по высоте (после Нурекской ГЭС) на территории бывшего СССР и шестой в мире.



Впрочем, более известным фактом является то, что станция совместно эксплуатируется Грузией и Абхазией. Это вначале кажется странным, поскольку до границы Абхазии еще целых десять километров. Всё объясняется тем, что непосредственно на Ингури расположена только плотина, а подземный машинный зал ГЭС находится в Абхазии, аж в 20 километрах отсюда. Вода с Ингури попадает туда по подземным туннелям в горах, после чего сбрасывается в Гальское водохранилище.



Еще несколько фото крупным планом:









Если верить инфостендам, когда-то тут планировался рай для туристов - и обзорные площадки со стеклянным полом, и канатная дорога, и даже бейсджампинг с плотины. Увы, ничего этого нет.









За плотиной начинается Джварское водохранилище, вытянутое более чем на 20 километров на север:



Из-за нахождения в горном ущелье оно имеет зигзагообразную форму:



В северной части водохранилища есть ограждение, которое на дает попасть в него мусору, плывущему по реке. В результате тут образовалось целое поле плавающих деревьев:



Несколько фоток дороги. Качество асфальта тут неплохое, регулярно встречаются тоннели, как правило не особо длинные:



Есть как с бетонными сводами:



Так и просто вырубленные в скале:



Иногда попадаются водопады:



Но настоящим приятным сюрпризом стали заброшенные входы в штольни в скале:



При наличии времени и сил тут есть где погулять.



Спустя несколько дней, на обратном пути из Сванетии, мы увидели штольни и на другом берегу реки:



Точных сведений об их предназначении я в сети не нашел, но вероятнее всего эти штольни были созданы в рамках строительства второй ГЭС на Ингури - Худонской. Ее стройплощадку мы не заметили, хотя она было всего в километре выше по течению.



Попасть на другой берег оказалось возможным вот по такому вантовому мосту:



Правда, переправа по нему осложнялась тем, что настил из досок большей частью отсутствовал и в проемах между балками была хорошо видна мутная вода бурлящей реки.



Ближе к противоположному берегу досок не было совсем, к тому же закончились и перила… В общем, неплохой аттракцион для нелюбителей высоты.



Один из входов в штольни:



Сооружение исполинское, можно кататься на машине:



Подземный зал:



Квадратный резервуар, огороженный проржавевшими перилами. Внизу - вода:



Увы, время опять поджимало и вскоре пришлось возвращаться назад:



Еще одно знаковое место - слияние рек Ингури и Ненскра:



Слева течет мутная Ингури, справа в нее впадает светлая Ненскра:



Но вот уже и Ушба, впереди - Сванетия!



Грузия

Previous post Next post
Up