Чтобы попасть в Сванетию с побережья Черного моря, нужно преодолеть порядка 250 км, 100 из которых - по извилистым горным трассам вдоль реки Ингури. К счастью, по дороге есть на что посмотреть. В первую очередь, это знаменитая и величественная Ингурская ГЭС, расположенная рядом с шоссе. Кроме того, выше по течению находятся штольни, вероятно связанные со строительством другой гидроэлектростанции.
Первое знакомство со Сванетией происходит по сути еще до проезда Ингурской ГЭС. На окраине села Джвари, прямо у дороги стоит сванская башня. По некоторым данным, это новодел. Даже если так, вполне аутентичный.
Как и полагается, попасть в башню можно только сразу на второй этаж, по шаткой приставленной лестнице.
Дальше можно подняться на крышу; точнее - на последний этаж, крыша над которым еще не построена. Отсюда открывается вид на долину Ингури.
Еще несколько километров - и мы на смотровой площадке Ингурской ГЭС, крупнейшей на Кавказе. Ее плотина является второй по высоте (после Нурекской ГЭС) на территории бывшего СССР и шестой в мире.
Впрочем, более известным фактом является то, что станция совместно эксплуатируется Грузией и Абхазией. Это вначале кажется странным, поскольку до границы Абхазии еще целых десять километров. Всё объясняется тем, что непосредственно на Ингури расположена только плотина, а подземный машинный зал ГЭС находится в Абхазии, аж в 20 километрах отсюда. Вода с Ингури попадает туда по подземным туннелям в горах, после чего сбрасывается в Гальское водохранилище.
Еще несколько фото крупным планом:
Если верить инфостендам, когда-то тут планировался рай для туристов - и обзорные площадки со стеклянным полом, и канатная дорога, и даже бейсджампинг с плотины. Увы, ничего этого нет.
За плотиной начинается Джварское водохранилище, вытянутое более чем на 20 километров на север:
Из-за нахождения в горном ущелье оно имеет зигзагообразную форму:
В северной части водохранилища есть ограждение, которое на дает попасть в него мусору, плывущему по реке. В результате тут образовалось целое поле плавающих деревьев:
Несколько фоток дороги. Качество асфальта тут неплохое, регулярно встречаются тоннели, как правило не особо длинные:
Есть как с бетонными сводами:
Так и просто вырубленные в скале:
Иногда попадаются водопады:
Но настоящим приятным сюрпризом стали заброшенные входы в штольни в скале:
При наличии времени и сил тут есть где погулять.
Спустя несколько дней, на обратном пути из Сванетии, мы увидели штольни и на другом берегу реки:
Точных сведений об их предназначении я в сети не нашел, но вероятнее всего эти штольни были созданы в рамках строительства второй ГЭС на Ингури - Худонской. Ее стройплощадку мы не заметили, хотя она было всего в километре выше по течению.
Попасть на другой берег оказалось возможным вот по такому вантовому мосту:
Правда, переправа по нему осложнялась тем, что настил из досок большей частью отсутствовал и в проемах между балками была хорошо видна мутная вода бурлящей реки.
Ближе к противоположному берегу досок не было совсем, к тому же закончились и перила… В общем, неплохой аттракцион для нелюбителей высоты.
Один из входов в штольни:
Сооружение исполинское, можно кататься на машине:
Подземный зал:
Квадратный резервуар, огороженный проржавевшими перилами. Внизу - вода:
Увы, время опять поджимало и вскоре пришлось возвращаться назад:
Еще одно знаковое место - слияние рек Ингури и Ненскра:
Слева течет мутная Ингури, справа в нее впадает светлая Ненскра:
Но вот уже и Ушба, впереди - Сванетия!