Дворец дожей

Jan 21, 2019 19:06

Во второй половине дня в Венеции я пошла на экскурсию по Дворцу дожей. Он находится на площади Святого Марка рядом с одноимённым собором. Хотя первое сооружение на этом месте стояло ещё в IX веке, строительство сегодняшнего здания было осуществлено между 1309 и 1424 годами. Предположительно архитектором был Филиппо Календарио. В 1577 году часть дворца была уничтожена пожаром, и восстановлением здания занялся Антонио де Понти, творец моста Риальто.



Это главное здание Венеции было прежде всего резиденцией дожей республики. Во дворце заседали Большой совет и сенат, работал Верховный суд и вершила свои дела тайная полиция. На первом этаже размещались также конторы юристов, канцелярия, службы цензоров и морское ведомство. Надстроенный сверху балкон служил своего рода праздничной трибуной, с которой дож являл себя народу.





Двор Дворца дожей окружён двухъярусными мраморными аркадами и украшен восемью древнегреческими скульптурами. Особое внимание привлекает к себе статуя генерала М. делла Ровере, герцога Урбинского (работа скульптора Д.Бандини). Посередине двора до сих пор стоят два пышных бронзовых колодца-водоёма, которые поставляли лучшую во всей Венеции воду. Множество торговок водой каждый день заполняли внутренний двор дворца и разносили оттуда своё холодное и вкусное питьё даже в самые отдалённые кварталы Венеции.





С внутреннего двора к дворцу ведут громадная Лестница Гигантов, вырубленная из каррарского мрамора. В 1554 году на верхней площадке лестницы были установлены огромные мраморные статуи Марса и Нептуна - военного и морского покровителей Венеции (работа Якопо Сансовино); так лестница и получила своё нынешнее название. Тут же проводились все торжественные церемонии Венецианской республики, и самой пышной из них было венчание дожа. Тогда лестница превращалась как будто в гигантский трон, а самый старший член Совета возлагал на голову нового правителя драгоценный головной убор - символ власти дожа. Лестница ведёт в крытую галерею второго этажа. Вдоль галереи и внутри дворца часто встречаются «львиные пасти» - выгравированные головы львов, в которых опускались послания и тайные доносы, бывшие компетенцией разных управлений.



В парадные залы дворца можно подняться по «Золотой лестнице», спроектированной Сансовино в 1538 году для дожа Андреа Гритти и законченной Скарпаньино в 1559 году. Лестница, покрытая позолоченной лепниной, в старые времена предназначалась для важных гостей и высокопоставленных особ, чьи имена значились в «Золотой книге». Эту книгу жители Венеции составили в 1315 году и вписали туда 200 семей, члены которых могли занимать важные государственные должности с тех пор и до конца существования республики. «Золотая книга» хранилась в особенной комнате, устроенной под «Золотой лестницей» в 1180 году дожем Себастьяно Дзианни.





Зал четырех дверей - потолок украшен лепниной и фресками Тинторетто:





Всю стену занимает картина Андреа Вичентино «Прибытие Энрико III в Венецию» (Andrea Vicentino «Ambasceria a Enrico III»):





Во дворце осталась единственная сохранившаяся после пожара картина Тициана, которая находилась при пожаре в мастерской. Во время выборов дожа претендент на его место должен был заказать свой портрет художнику, заплатив за него из своего кармана. На картине он должен был быть изображен стоя на коленях. На упомянутой картине слуга республики - дож Антонио Гримани стоит на коленях перед символом веры - девушки с большим крестом, в руке которой чаша со Святым Причастием, а слева Святой Марк с крылатым львом. Антонио Гримани воевал с турками и командовал флотом. Он был разбит и чудом не погиб весь флот. Из-за угрозы быть повешенным он сбежал в Рим к сыну кардинала. Затем пришло помилование. Через 20 лет, в возрасте 87 лет, ему объявили полную амнистию и выбрали в дожи. Отсюда пошло поверье - «Да воздастся вам» (он верил и получил).



Зал Антиколлегии также щедро украшен лепниной и фресками Тинторетто, но главное здесь - шедевр Веронезе «Похищение Европы».







В Зале Коллегии собиралась Коллегия, состоявшая из дожа, шести советников, старшин, главы Совета десяти и Верховного Канцлера. Тут принимались важнейшие решения правительства республики. Этот зал был создан Антонио де Понти в 1574 году. Прекрасный позолоченный потолок с резьбой создан Франческо Белло и является обрамлением аллегоричных полотен Веронезе, среди которых над трибуной выделяется «Венеция на троне, увенчанная Справедливостью и Миром».







Зал Сената был также реконструирован Антонио де Понти. Рисунок прекрасного потолка был сделан Кристофоро Сорте. Установленные в него панно созданы разными художниками, в частности Тинторетто.
"Дож Николо да Понте, призывающий защиту Богородицы", Тинторетто:







На стенах зала Сената - оригинальные часы с одной стрелкой и календарь со знаками зодиака.





Потолок зала Сената украшает "Триумф Венеции" Тинторетто:



Картина Тинторетто «Мёртвый Христос в окружении двух дожей»:









В Зале Совета десяти заседал трибунал, ведший следствия, которые касались политических преступлений против государства. Трибунал возглавлял дож, в его состав входило десять членов Большого Совета и шесть советников. Над этим залом находились тюремные камеры, так называемые Пьомби, со свинцовым потолком, в которых когда-то были заключены Джакомо Казанова и Джордано Бруно. В центре расположен шедевр Веронезе «Зевс поражает молнией пороки», увезённый в 1797 году французами в Париж и до сих пор находящийся в Лувре. Сейчас на месте полотна находится его копия, выполненная Якопо ди Андреа.





В этом зале осуждённые через особую секретную лестницу следовали в верхнюю часть дворца, которая называлась «Свинцовой кровлей», а также «Свинцами» или просто «Пьомби». В анфиладах пышных залов теснились чудеса искусства и красоты, а над плафонами, что блестят фантазией художников, в свинцовых чердаках стонали узники. В стенах тесных коридоров до сих пор чернеют отверстия, в которые и десятилетний ребёнок, если сможет войти, то только нагнувшись. Затворы и железные решётки давно исчезли, но на стенах и по сей день видны обгорелые остатки деревянной обшивки, которая хоть как-то охраняла заключённых от влажности…





Зал Компаса - здесь дожидались своего приговора осужденные. В углу - деревянный шкаф со скульптурой богини Правосудия наверху. Потайная дверь, замаскированная под дверцу шкафа, вела в кабинет, где сидела инквизиция.



Зал Большого Совета - самый большой зал не только в Венеции, но и во всей Италии. Его длина 54 метра, ширина - 25 метров, а высота - 15 метров.



На потолке выделяется огромная овальная картина Паоло Веронезе «Триумф Венеции». Окна зала выходят на лагуну. Громадный плоский потолок затянут роскошными живописными полотнами, оправленными тяжёлыми вызолоченными узорами.





Зал Большого Совета занимает всё южное крыло Дворца дожей. Его украшали шедевры Тициана, Веронезе, Тинторетто и других известных художников, однако все они были уничтожены во время пожара 1577 года.



Зал был реконструирован по проекту Антонио де Понти. Перед восточной стеной в Зале Большого Совета на пьедестале установлены трон дожа и кресла шести членов Малого Совета. А над ними всю стену занимает одна из самых больших картин в мире - «Рай», написанный Якопо Тинторетто и его сыном Доменико в 1590 году.



В Зале Большого Совета сейчас расположены прекрасно написанные портреты всех дожей, правивших Венецией. Однако на месте, где должен был быть портрет дожа Марино Фальеро, размещён чёрный свиток, с надписью на нём: «Здесь место Марино Фальеро, казнённого за измену».







Оружейные залы. Моё внимание в первую очередь конечно привлекли доспехи для всадника:



Здесь выставлены алебарды, мечи, пики, арбалеты, доспехи разных времён - словом, есть на что посмотреть.







Щиты - настоящие произведения искусства!







Формально оружие принадлежало Совету Десяти и, говорят, всегда хранилось в боевой готовности - мало ли что… Возникает ощущение, что венецианцы всё время жили, как на вулкане. А ведь за более чем тысячелетнюю историю республики здесь не случилось ни одного серьёзного бунта или народного восстания - удивительное достижение.





В общем я, даже будучи женщиной, сильно впечатлилась красотой и совершенством оружия. Будь я мужчиной - вообще бы наверно зависла там надолго.







Во дворике дворца находится оригинал скульптуры, изображающая воина Феодора Тирона (копия - на западной колонне Пьяцетты). Он составлен из торса скульптуры неизвестного римского полководца II века и головы статуи Митридата Понтийского, привезённой также из Константинополя; у ног святого находится такой же составной крокодил - по легенде, это символизирует морское могущество Венеции.





Выходим из Дворца дожей:



Балкон, с которого дож показывался народу:



На этом, к сожалению, заканчивалось моё посещение Венеции. Мы с моей туристической группой сели на катер и поплыли назад.



Прощальный взгляд на Венецию:





Огромный лайнер в порту:



К сожалению, на этом закончилось не только посещение Венеции. На следующий день с утра я улетела из Италии домой. Так что это последний пост об этом моём недельном путешествии.
Напоследок - фото венецианской чайки. Они там какие-то огромные, размером чуть не с орла:


Венеция, Италия, музеи

Previous post Next post
Up