В ходе описанной ранее поездки на «Кукушках» (
часть 1,
часть 2) я побывал в Кимрах уже в четвёртый раз. В 2005-м Кимрами пугали детей. Проезжая город насквозь, в шутку советовали не смотреть в окна. В 2009-м это была уже обычная Тверская область с присущей ей разрухой, но не хуже какого-нибудь Осташкова или Калязина. В 2018-м же я был приятно удивлён: город явно шагнул вперёд. И хоть до Московской области он конечно не дотягивает, гулять тут вполне комфортно и интересно.
1. Хоть все мои осмотры Кимр всегда начинались с правобережного Савёлово, от электрички, рассказ начну всё же с центра. Туда с правого берега Волги ведёт мост 70-х годов постройки. После усиления его вантами в 2000-е стал полноценной достопримечательностью города:
2. Кимры - поселение достаточно старое. Первое упоминание относится ещё к 1546-му году. Однако статус города Кимры получили лишь в 1917-м - до тех пор они были селом, но селом крупным и известным. Есть мнение, что причины этого кроются в нежелании местных купцов и промышленников платить повышенные налоги, налагавшиеся на города.
3. С 90-х за Кимрами прочно закрепилась дурная слава. Официально нигде это как-то не афишируется, но на уровне «сарафанного радио» все знали, что город стал базой некой цыганской общины, распространяющей опиум, и, как следствие, наркоманов. В своё время считалось, что в Кимрах едва ли не самый высокий по Центральной России уровень наркомании. Сейчас как-то все сходятся во мнении, что с тех пор что-то конечно осталось, но в целом всю эту вакханалию зачистили.
4. Отсюда и страшная разруха в 90-е. Я помню как минимум в край убитые дороги и кучи мусора посреди центральных улиц. В 2018-м я в принципе знал, что ничего такого уже не застану, но увиденное не только оправдало ожидания, но и смогло даже немножко приятно удивить.
5. Кимрам вообще сложно быть на каком-то среднестатистическом уровне ввиду своего положения. Уже не
Московская область, берег Волги, но при этом чуть больше сотни километров от Москвы и прямая регулярная электричка в столицу, которая идёт едва дольше двух часов. Тут либо будет гетто из совсем бедных покорителей Москвы всех мастей, либо популярное дачное место. И кажется город плавно кочует от первого состояния ко второму.
6. Модерновый дом Рыбкиных почти не видно из-за забора и густой зелени. Причём ограду установили недавно. Вероятно, хозяевам не нравится активность туристов с фотоаппаратами вокруг их жилища:
7. Среди всех городов Тверской области, обладающих какой-то старой застройкой, на сегодняшний день Кимры выглядят лучше всех. За вычетом областного центра, естественно.
Зубцов, пожалуй, ещё можно сравнить, но он заметно скромнее в размерах. В Кимрах на порядок больше всякой старой красивой рухляди, которая требует ухода.
8. Приходилось слышать, что в годы былой кимрской разрухи существовал сильный антагонизм между жителями города с двух разных берегов Волги. Такое было и в
Ржеве, но там обе части города примерно равнозначные, и взаимная нелюбовь была обусловлена религией: река делила старообрядцев и современных православных.
9. Здесь же различия проявились уже в современности, на почве уровня жизни. Левобережные Кимры - бóльшая по площади часть города, где расположен центр, основные организации и ветхие старые улицы. Зато на правом берегу находятся наиболее современные жилые районы и станция Савёлово, откуда уходят вожделенные электрички в Москву. Савёловым называется и район, где находится станция, давший в конечном счёте имя вокзалу в Москве. Часто в быту все правобережные Кимры называют Савёлово.
10. Так вот, именно жители Савёлово смотрели на остальных кимряков свысока. Здесь и дома лучше, и порядка больше, и Москва ближе. А у вас там, на левом берегу, ветхие лачуги, грязь и беспредел. Хотя, справедливости ради, упомянутый цыганский табор располагался именно в Савёлово, рядом со станцией. Возможно, поводом для гордости был внешний вид более современного района. Особо горячие головы утверждали, что, дескать, скоро Савёлово присоединят к Московской области, и мы тут заживем (Савёлово - це Эуропа, а Кимры жить мешают). И вчерашним землякам будем дулю из-за границы показывать. Но сейчас в центре Кимр уже не так плохо как раньше, и панельное Савёлово так выигрышно уже не смотрится.
11. Если судить по набережным, то сегодня центральная часть города всё же более благополучна, нежели Савёлово. В последнем масштабно реконструированный в позднесоветские годы променад вдоль Волги сегодня зарастает и разрушается (покажу во второй части). Уютная же набережная старого города на этом фоне смотрится куда как выигрышнее:
12. Историческое здание гостиницы 1858-го года работает по назначению. В этом плане ему повезло - реконструировали. В 2009-м выглядело как "дом колхозника", теперь вполне ничего:
13. Гостиница с прошлого кадра находится на берегу Волги. Перпендикулярно реке от неё тянется мемориальный сквер с обелиском, плавно перетекающий в главную площадь города:
14. Сама же площадь, носящая название Театральной, украшена памятником Ильичу. Стоит отметить, что до революции она именовалась Соборной, а на месте Ленина стоял Александр II:
15. Сердцем площади является Кимрский государственный театр драмы и комедии, созданный в годы войны. Радует, что в Кимрах действует театр, да и здание его красивое. Но, вероятно, не все будут довольны тем, что стоит он на месте снесённого собора:
16. Иные ракурсы в Кимрах столь хороши, что можно подумать, будто мы находимся на какой-нибудь не самой большой улице Петербурга:
17. Но стоя на том же месте, можно сделать совершенно другое фото. Справедливости ради, в Петербурге нечто подобное тоже легко могу себе представить:
18. На Театральную площадь сквозь забор и сетку смотрят руины некогда шикарного гостиного двора в псевдорусском стиле. Построили его за четыре года до революции, сгорел он вроде бы в 90-е. Думается, что если в Кимрах всерьёз замахиваются на роль туристического центра, как написано на Википедии, то гостиный двор нужно восстанавливать в первую очередь, пока от него хоть что-то осталось. Это была бы достопримечательность областного масштаба:
19. Торговые ряды, разваливающиеся по соседству, бесспорно, - туда же:
20. О том, что всё реально, говорит восстановленный буквально из руин и вполне действующий кинотеатр. Стоит он, к слову, через дорогу от торговых рядов с прошлого кадра:
21. Памятник легендарному авиаконструктору Андрею Туполеву, родившемуся на территории нынешнего Кимрского района. Есть мнение, что с местными коммунистическими властями у бывшего дворянина Туполева была взаимная неприязнь, из-за чего бюст этот создавался аж 20 лет:
22. По понятным причинам, дачников из Москвы кругом полно. Просто раньше они Кимры старались избегать. А сейчас тут вполне реально устроить красивую прогулку, поесть в кафе и закупиться продуктами. Не просто так в Кимрах обнаружилось несколько хороших едален, в том числе - весьма недешёвых, и два гипермаркета.
23. Более того, в центре Кимр помимо меня гуляло сразу несколько компаний с фотоаппаратами. Кто-то из них даже вступил со мной в диалог об истории одного из местных зданий. В конец меня добила организованная туристическая группа с гидом, разгуливающая по городу (на фото, через дорогу). Думал, поеду в глухомань как настоящий путешественник, а оказался во вполне цивильном городе в толпе таких же как и я.
24. В подтверждение моих слов о том, что в Кимрах всё в целом лучше, чем в других малых городах
Тверской области, - очередной отреставрированный особняк, известный как "дом крестьянина". Ещё несколько лет назад он тоже был близок к понятиям "руины" и "аварийное":
25. Количество исторических зданий в хорошем состоянии здесь вообще радует. А ещё больше радует динамика на фоне 2009-го года. С такими темпами лет через десять в Кимры действительно не стыдно будет массово возить туристов.
26. Известность и богатство Кимрам принесла обувная промышленность. Сапоги тут делали ещё в петровские времена, нередко выполняя заказы армии. В XIX-м веке Кимры и вовсе стали обувной столицей Империи, по объёмам выпуска ботинок превосходя все остальные веси страны. Размеры села уже тогда соответствовали скорее городу. Недавно около администрации даже памятник сапожнику поставили:
27. С советских лет уже не сапоги приносят Кимрам доход, хотя на удивление обувная промышленность тут до сих пор слегка теплится. При недавней депрессивности Кимр даже сложно поверить, что перед нами достаточно бодрый промышленный центр. Помимо Савёловского машиностроительного завода, имеющего оборонное значение и славную историю, здесь, например, производят львиную долю российских СИЗов, и ещё много чего.
28. Из ряда симпатичных, но похожих друг на друга малых городов Центральной России, Кимры выделяет большое количество застройки в стиле модерн, причём деревянной, хотя и каменная тоже присутствует. Где-то в начале XX-го века (а кое-где говорится, что непосредственно в эпоху НЭПа), на волне экономического подъёма города и моды на модерн, местные жители стали массово украшать и отстраивать свои избы и особняки в этом стиле. Не всё дожило до наших дней, но даже в нынешнем состоянии кимрский модерн впечатляет. Из того, что я видел, сравнить можно только с некоторыми дачными пригородами Петербурга (см.
Зеленогорск,
Сестрорецк).
29. Настоящей визитной карточкой Кимр является дом Лужина - деревянный теремок с башенкой в самом сердце города. В 2009-м представлял собой жалкое зрелище: окна кое-как заколочены, стены гниют, башенка накренилась. Отрадно, что его восстановили:
30. Отделка домов подобной керамической плиткой (т.н. "Кабанчик") также характерна именно для эпохи расцвета модерна:
31. Дом Потапенко, одного из производителей обуви, к сожалению пребывает в плачевном состоянии. Такой я увидел большую часть Кимр в 2009-м. Будем надеяться, что и до этого здания доберутся:
32. Жизнь в выходной день тут бьёт ключом. Народ массово пошёл за покупками:
33. У одного из магазинов в качестве наружки установили карету, которая быстро попала в разного рода путеводители. Забавно, что в Кимрах редкие современные скульптуры и арт-объекты воспринимаются как благо, в то время как в вылизанной
Елабуге из-за чрезмерного количества их ценность теряется.
34. Очередная отреставрированная дореволюционка:
35. И тут, на тебе - такой контраст. Повторюсь, контраст стал заметен в последние годы. Раньше всё было более-менее равномерно плохо, как на этом фото:
36. Дом очередного обувного магната Столярова, в котором тот в своё время организовал и производство. Находится на второстепенной улице, видок уже потрёпанный. Но в целом сохранился, что не может не радовать:
37. Главный храм Кимр на центральной площади был разрушен при СССР. Но две старинные церкви на периферии всё же уцелели. В частности, Преображенский собор 1911-го находится слегка поодаль от центра на дороге, ведущей в Тверь:
38. Река Кимрка разделяет левобережную часть ещё на два района - центр, где мы гуляли до этого момента, и Заречье. Сразу после Кимрки в Заречье стоит Вознесенский храм начала XIX-го века:
39. Рядом с храмом - ещё и современная часовня:
40. Перед мостом через Кимрку - особняки Теплова и Жардецкого. Деревянный модерн соседствует с каменным:
41. Около пристани нашлась советская скульптура. Вероятно, когда-то тут был речной вокзал:
Каждый шаг по Кимрам образца 2018-го года укреплял меня в мысли, что город из какой-то чёрной дыры выбрался во вполне вменяемое по меркам нашей провинции состояние. Возможно, это как в анекдоте - пока не пнёшь, не полетит. Те города, которые не опускались до такого дна, часто просто медленно стагнируют. А тут от дна оттолкнулись...
Во второй части - остатки центра, Савёлово и Заречье, где в наиболее высокой концентрации сохранилась рядовая модерновая застройка.