В прошлые выходные выдалась прекрасная солнечная погода, и я решила съездить в усадьбу Кусково. Добираться до неё мне далековато, поэтому не была там наверное лет десять, не меньше.
Усадьба Кусково - бывшее имение графов Шереметевых, где сохранился архитектурно-художественный ансамбль XVIII века. Усадьба была построена в 1750-1770-х годах по заказу Петра Шереметева.
Изначально в данном районе Шереметевым принадлежал всего один небольшой участок, «кусок», как называл его граф Борис Петрович Шереметев. В то же время все остальные земли в округе принадлежали будущему государственному канцлеру Алексею Михайловичу Черкасскому. После брака сына Бориса Петровича, графа Петра Борисовича, с единственной дочерью князя Алексея Михайловича - Варенькой, Шереметевы стали единственными собственниками этих земель.
В 1774 году был сооружён дворец, доминирующий в архитектурной композиции. Его планировка отвечает модному анфиладному расположению интерьеров, двери всех помещений находятся на одной оси, комнаты раскрываются одна за другой. Все помещения господского дома последовательно объединены в три композиционные группы.
Во Дворец я и отправилась в первую очередь. Входя в парадный вход, попадаешь в шикарный вестибюль:
Повернув из вестибюля направо, попадаешь в карточную комнату:
Здесь сохранилась изразцовая печь XVIII века:
Пройдя карточную, оказываешься в шикарной бильярдной:
Особенно поражает расписной потолок:
Далее гости дворца оказываются в парадной столовой:
Здесь тоже роспись охватывает весь огромный потолок:
На стене столовой портреты основателей рода - Б. П. Шереметева и его супруги, А.П.Шереметевой (урожденная Нарышкина):
А налево от парадного вестибюля гости попадают в прихожую гостиную:
Далее расположена Шпалерная гостиная. Здесь сохранилось первоначальное убранство стен фламандскими шпалерами конца XVII - начала XVIII века.
Малиновая или Наугольная гостиная соединяет южную и западную анфилады Дворца. В традициях того времени Малиновую гостиную украшают портеры императрицы Екатерины II и парные портреты великого княля Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны:
По сторонам завершающего анфиладу зеркала установлены мраморные бюсты фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева и его супруги, графини Анны Петровны:
В простенках - портрет императрицы Елизаветы петровны и парадный портрет графа Петра Борисовича Шереметева:
Парадная спальня:
Портрет П.Б. Шереметева:
Портрет его супруги, В.А. Шереметевой:
Плафон на потолке:
С Кабинета-конторки начинаются камерные интерьеры Дворца. Здесь дубовая обшивка стен оживляется множеством картин:
Личная уборная хозяев была плохо освещена, поэтому фото получились темноваты:
Далее расположена Диванная:
Плафон Диванной:
Вседневная опочивальня завершает камерные интерьеры Дворца:
Далее расположена Картинная:
Танцевальный зал или Зеркальная галерея - самый большой и торжественный зал Дворца, предназначавшийся для парадных обедов, танцев и концертов.
С противоположной стороны от парадного входа во Дворец разбит великолепный парк:
В парке расположено множество увеселительных павильонов. Например, Итальянский домик:
Итальянский домик был выстроен в 1754-1755 годах под руководством Ю. И. Кологривова, получившего архитектурное образование в Риме. В структуре усадебных праздников Итальянский домик выполнял функцию дворца для «малых приемов». И, одновременно, в убранстве павильона находил отражение характерный для XVIII века интерес к собиранию «раритетов», редких произведений искусства, что придавало маленькому дворцу своеобразие музея.
Рядом с Итальянским домиком расположены Менажереи для содержания водоплавающих птиц:
В середине парка расположен вольер с павлинами. К сожалению, сетка там такая частая, что я не смогла сфотографировать птиц.
Американская оранжерея, сейчас там расположена выставка старинного фарфора:
И Большая каменная оранжерея (1761-1763):
В Большой каменной оранжерее сейчас расположена Портретная галерея.
Кусковская Портретная галерея единственная сохранившаяся практически полностью (123 портрета) из подобных усадебных собраний. Основанная во второй половине XVIII века П.Б.Шереметевым и продолженная его сыном Н.П.Шереметевым, она является уникальной коллекцией портретного искусства XVIII - нач. XIX вв. Установленный П.Б.Шереметевым принцип составления галереи из портретов «славных особ» разных времен и стран впоследствии стал основным при формировании портретных галерей в русских усадьбах.
При входе в галерею видим портрет ее основателя, П.Б.Шереметева:
Галерея начиналась изображениями русских правителей допетровского времени: от Ивана Грозного до царя Ивана Алексеевича:
За ними следовали представители дома Романовых вплоть до конца XVIII века.
Значительная часть галереи отводилась портретам видных российских государственных деятелей и военачальников XVIII века. И завершали «парад портретов» представители правящих династий западных стран.
В торце галереи висят портреты основателей рода Шереметевых - Бориса Петровича и его супруги, Анны Петровны:
Павильон Эрмитаж в годы расцвета усадьбы был предназначен только для избранных - друзей хозяина поместья, желавших уединиться во время балов, которые устраивал граф Шереметев. На второй этаж можно было попасть только с помощью механического лифта. Первый этаж предназначался для прислуги - подача напитков, закусок и прочего осуществлялась изящным подъёмным механизмом - столом. В начале 1980-х при реконструкции исторического облика была восстановлена оградка по периметру крыши и статуя на куполе. Но до реконструкции павильон выглядел более изящно.
В Эрмитаже сейчас выставка фарфора, фотографировать там нельзя, поэтому только фото снаружи:
Гуляя по парку, неоднократно встречала катающихся в старинном экипаже:
Голландский домик - находящийся на берегу пруда двухэтажный садовый павильон с кухней на первом этаже и гостиной на втором. Согласно указанной на фасаде дате, строительство домика началось в 1749 году.
Строение возведено в лаконичном стиле голландских построек XVII века, в том же стиле выполнена отделка внутренних помещений керамической плиткой. Несмотря на то, что домик представляет собой имитацию голландского жилища, он использовался хозяевами по прямому назначению. Беседки и сад с огородом, расположенные вокруг павильона, были призваны создавать иллюзию улицы, находящейся на берегу канала.
И, наконец, Швейцарский домик (1870-е, архитектор Леонтий Бенуа):
На территории парка расположена также Церковь Спаса Всемилостивого (1737-1739) и колокольня (1792):
Вот такая получилась прогулка. На осмотр Кусково у меня ушел целый день. Я даже порадовалась, что на выставках фарфора запрещено фотографировать. Иначе я бы совсем пропала, пришлось бы наверно там заночевать!