Афины - это город, а Спарта - это спартанцы. Греки знали государство Лакедемон, в котором правили спартиаты, поэтому Спарту нужно искать не на географических картах, а в учебниках истории, или, в крайнем случае, в моем журнале. Как и Афины, Спарта давно стала символом Древней Греции, соединившим все, что мы в этой Греции любим: милую смесь демократии и рабовладения, стоицизм и снисходительное отношение к супружеским изменам, военную доблесть и неприятие однополых союзов (да-да, спартанцы посмеивались над афинянами за пристрастие к мальчикам), любовь к спорту и почитание старших...
Я даже думаю, Россия исподволь хотела бы стать Спартой. Недаром всенародно любимую команду называют у нас "Спартак": кто вспомнит, что это в честь проигравшего все битвы римского гладиатора?
фото из интернета
Поэтому если вы из России и случайно оказались в центре Пелопоннеса, не примините заехать в Спарту и лично посмотреть на оставшиеся от древнего полиса камни - ну это если повезет, конечно.
Дело в том, что сначала вы приедете в тихий южный городок, утонувший в вечной сиесте и гордый своим музеем оливкового масла, и с недоумением будете двигаться по навигатору к местному весьма скромному стадиону. Городок с громким именем Спарта был был основан по приказу первого короля независимой Греции Оттона I, ставленника европейских монархов, и стал административным центром Лаконии. Камни древней Спарты в строительстве использовали мало: их задолго до того растащили на строительство монастырей средневековой Мистры, каких-то укреплений, дорог и прочих построек. Впрочем, камней-то было немного: по мнению легендарного законодателя Спарты Ликурга, город творят не стены, а люди. Поэтому даже в эпоху расцвета в Спарте не было стен и монументальных строений, город представлял собой кучку вилл полноправных граждан, окруженных постройками периэков (неграждан) и илотов (государственных рабов).
Но вот за городским стадионом, у которого играя мускулами стоит скульптура легендарного царя Леонида, предводителя 300 спартанцев, находится условно огороженный, хотя и бесплатный, археологический сайт (площадка), на котором можно прогуляться среди древних фундаментов.
Фундаментов, кстати, не так много, и лучше всего сохранившиеся принадлежат уже к Новому времени - это остатки римских и византийских построек.
В некоторых руинах археологи углядели остатки святилищ Артемиды и Афины.
Но сейчас разобраться уже не просто: когда в 396 году визиготы в очередной раз и окончательно разрушили Спарту, это была заурядная римская провинция.
В ее постройках, особенно в монументальном театре, еще можно обнаружить камни легендарной спарты, основанной то ли в XI, то ли в Х веке до новой эры: эти камни и сегодня продолжают славить героев прошлого высеченными на них письменами.
Здесь, с высоты древнего амфитеатра, проще всего представить себе величие легендарной Спарты:
Плодородная долина реки Эврота засажена нетребовательными к труду оливками, горы Тайгет прикрывают город надежнее самых высоких стен, под ними расположились виллы периэков... точнее, современных спартанцев. Как хорошо, наверно, было геронтам, сидя под балдахинами, глядеть на тренирующуюся внизу молодежь и подходящие к городу торговые караваны...
Сегодня уже не то, конечно. Хотя молодежь кое-где появляется.
По всему периметру сайта в траве лежат остатки колонн и барельефов, напоминающие о мастерстве спартанских зодчих: до законодательства Ликурга, превратившего Спарту в военный лагерь, город по художественному уровню своих изделий ничем не уступал Афинам или Фивам, а спартанские вазы с черными фигурами высоко ценились и на древних средиземноморских рынках, и на современных аукционах.
На этих колоннах можно даже отдохнуть, не опасаясь трели свистка смотрителей - здесь не гоняют посетителей так, как в Афинах или Олимпии.
Эх Спарта, Спарта... После победы в Пелопонесской войне и до столкновения с македонцами спартиаты считались гегемонами всей Греции, решали глобальные вопросы войны и мира. По выражению одного историка, сегодня трудно поверить, что когда-то мощь Спарты равнялась ее славе. Но полису, в армии которого могли служить только граждане, получавшие свой статус по рождению, пришлось дорого заплатить за громкие победы: когда в середине 3 века до р.х. царь Агис IV пытался провести реформы и увеличить число граждан, полноправных спартиатов оставалось всего 700... Прошла еще пара сотен лет, и спартиаты остались только в легендах: ну, хоть так прикоснуться!