В Тунисе есть что на посмотреть.
Это государство, расположенное на северной части африканского континента между Алжиром и Ливией, в последние годы активно развивает туризм.
Дополнительным толчком для развития туристической отрасли стало закрытие в 2015 году египетских курортов для российский туристов.
Тунис быстро смекнул, что обладая схожим с Египтом местоположением и дальностью перелета, он вполне может оттянуть на себя часть российского турпотока.
Местные отели в массовом порядке стали менять концепцию на «all inclusive», а пляжные полотенца стали выдавать только под денежный залог.
Все эти признаки свидетельствуют, что на тунисские курорты гуртом пошел российский турист, который как известно, то таланту съедать и выпивать все на своем пути уступает лишь туристу китайскому.
По официальным данным, в 2017 году Тунис посетили порядка полумиллиона российских туристов.
Но кроме пляжного отдыха на южном побережье Средиземного моря Тунису есть что показать гостям. В первую очередь, это крупнейшая африканская пустыня Сахара, которую Тунис территориально делит с Алжиром,
и руины древнего Карфагена, который как мы помним из истории должен must die (быть разрушен - лат.).
От древнего города-государства, основанного в 814 году до н. э. финикийскими колонистами, и разрушенного римлянами в 146 г. до н. э., сегодня остались буквально считанные камешки.
На них в обязательном порядке везут посмотреть всех туристов, а любителей истории вовлекают в красочное театрализованное селфи-шоу.
Гораздо больше повезло пустыне Сахаре, которой, учитывая ее солидную площадь, ничто подобное не угрожает.
Все пустыни, несмотря на общую фамилию Desert, сильно отличаются друг от друга. Сравнивая Сахару с иорданской
Вади-Рам, в которой мне довелось побывать, могу сказать, что между этими пустынями пролегает пропасть.
Причем, не географическая, а стилистическая. В них разное всё, начиная от цвета, и заканчивая размером песчинок. В Сахаре песок особенной мелкости. Его очень любят использовать художники песочных картин. Говорят, сахарский песок обладает особой эмоциональностью и песчаной выразительностью.
Путешествие в Сахару напоминает триллер "истреби вокруг всё живое".
По мере приближения к ее границам невооруженным глазом видно, как буйная растительность Туниса, в значительной мере состоящая из оливковых рощ и зарослей кактусов-опунций между ними, сменяется бескрайними пустынными пространствами.
Их однообразие нарушается лишь живописными травяными кочками, кокетливо торчащими из-под песка.
Самыми живыми пятнами на этом празднике жизни являются верблюды, в гордом одиночестве разгуливающие по бескрайним тунисским равнинам. По заверениям гида, "диких" верблюдов в природе не бывает. Все они принадлежат тому или иному хозяину, в приусадебное хозяйство которого они рано или поздно исправно возвращаются, вдоволь натусовавшись и нагулявшись по пустынным пастбищам.
Другой вопрос: зачем хозяину эти странного вида животные, которые могут на неделю- другую покидать отчий двор ради долгой прогулки по пескам с неясными целями?
Впрочем, я уже давно понял, что загадочную верблюжью душу мне не уразуметь, а посему следующая фотография - это восход солнца в Сахаре.
В мае на рассвете в пустыне веcьма прохладно и дует пронизывающий ветер. Может быть, в другие месяцы утром Сахара производит более дружелюбное впечатление, но не в этот раз.
Ощущение вселенского антигостеприимства добавляет скульптурная инсталляция на дне высохшего соляного "озера смерти" - Эль Джерид, включающая вездесущего верблюда и его погонщика в резиновых сапогах. Человек по сюжету уже мертв.
А верблюд, хоть и стоит на ногах, но очевидно, тоже превратился в соляную статую.
Затем туристов пересаживают в джипы Toyota и везут катать по пустыне.
Первая (и ключевая остановка) - место съемки Джорджем Лукасом его знаменитых "Звездных войн".
За прошедшие годы декорации планеты Татуин сильно обветшали.
Первоначальную свежесть сохранили лишь песчаные барханы вокруг.
По уверению гида (к ним в Тунисе нужно относиться с особым недоверием), каждый год Министерство по туризму тратит большие деньги, чтобы отодвинуть от Звездного городка подступающие со всех сторон барханы - место излюбленных катаний с горок водителей всех национальностей.
Итак, несколько мгновений страха после съезда с практически отвесной песчаной горы, и мы на съемочной площадке "Звездных войн".
Как же был гениален Мел Брукс, в 1987 году снявший фильм-пародию "Космические яйца"! Задолго до продажи франшизы "Звездных войн" Уолту Диснею, и превращению культового киносериала в бесконечный просто-киносериал, Мел Брукс предсказал будущее обитателей планеты Татуин. "Торгуем!" - отвечал Йогурт на вопрос, чем они тут занимаются.
Сегодня торгуют на каждом квадратном метре Звездного городка.
И финиками нового урожая, и финиками прошлого урожая со скидкой, и космическими мантиями, и костьми погибших в пустыне животных, и вообще, всем чем только можно торговать.
За вполне разумные деньги (1 динар) можно взять напрокат костюм звездного персонажа и сделать фото на фоне деревянных космических ракет.
Или просто побродить среди построек и помедитировать, глядя на верблюдов.
После того как путники вволю нагуляются среди руин былого величия Джорджа Лукаса, их вновь грузят на джипы и везут кататься по бескрайним пустынным просторам.
Пустыня Сахара образовалась около 6 тыс. лет до н. э., в конце ледникового периода.
За прошедшие годы она мало изменилась.
Как я понял, комфортабельной дороге до оазиса Шебика (не отсюда ли корни имени Чубаки?) жители пустыни и ее окрестностей должны быть благодарны все тому же Джорджу Лукасу, снимавшую в здешних краях множество сцен "Звездных войн".
Ну а кому же еще? Не верблюдам же!
После безводной (и несколько утомившей однообразными пейзажами) Сахары, оазис Шебика радует зеленью и водой.
Усталые измученные нарзаном путники разбредаются по окрестностям, а самые смелые и хитрые (взявшие купальные принадлежности) нежатся под прохладными струями водопада.
Обязательная программа сахарного дня завершена!
Да пребудет с вами шворц! (с)
особая благодарность Славе Тимошенко за доведение фото до кондиции