В южной части Перу, в 18 км к северо-западу от города Пуно (что на
озере Титикака), находится место под названием Сильюстани (Sillustani).
Известно оно в первую очередь тем, что здесь стоят чульпы - древние каменные сооружения в виде башен.
Считается что это могилы, сооруженные в 13-14 вв., в эпоху
царства Колья - древнейшего и крупнейшего из созданных индейцами аймара (в 15-м веке они были покорены инками).
То, что в чульпах аймара хоронили своих знатных особ - факт. Но строились ли эти башни изначально в качестве гробниц - в этом есть сомнения.
Ну поехали, посмотрим :
(под катом 30 фото)
От Пуно ехать по дороге около 32 км (сначала в сторону Juliaca, потом на 12 км в сторону). Сильюстани - это небольшой полуостров, вдающийся в озеро Умайо.
Внизу небольшой поселок с сувенирными лавками и всем таким прочим.
Поднимаемся в горку. Справа видна группа из 5 чульп:
Ближе:
По аккуратному виду этих чульп похоже, что они подверглись основательной реставрации.
Вот другая группа в процессе реставрации:
Далее на нашем пути круг из камней, называемый интиватаной. Место это почиталось инками как священное. Впрочем, и в наши дни многие приезжают сюда медитировать, считая, что в этом круге присутствует какая-то особая энергия.
Я тоже сел в центр круга, посидел, но никакой энергии не почувствовал. Может мало сидел ?
На первый взгляд интиватана не представляет из себя ничего особенного - просто обломки камней в круг поставлены.
Но посмотрите внимательно на камни основания: они выполнены "со ступенькой" и плотно пригнаны руг к другу:
Более того, этот "бордюр" изогнут по дуге. Это явно было сделано не каменным топором:
Оглядываемся назад. Справа - самая высокая из местных чульп:
Высота её - 12 метров:
Качество кладки несравненно выше, чем у тех, что мы видели внизу:
Увы, от этой башни уцелело чуть больше половины:
Аймара хоронили своих покойников (видимо, только знать) внутри этих построек в позе эмбриона. Считалось, что внутренность чульпы символизирует внутренность женской матки, и т.о. покойник возрождается в загробном мире.
Увы, впоследствии многие башни были разрушены "искателями сокровищ" в поисках золота.
Если приглядеться, то можно увидеть барельеф в виде ящерицы (на блоке в центре, двумя ярусами ниже "бордюра"):
Еще интересный элемент - точно подогнанная каменная "затычка" в щели между камнями:
,
Точно такую же я сфотографировал в Куско, в комплексе Кориканча (а ведь между ними сотни километров и сотни лет, по официальной версии).
Внутрь каждой чульпы есть "лаз". Он очень узкий, даже ребенку туда не пролезть:
Считается, что он имел религиозно-символический смысл.
Идем дальше. По окрестностям разбросано множество камней, в т.ч. весьма точно обработанных:
Очевидно, они составляли подобные башни:
У правой чульпы виден раствор между камнями - судя по всему, она восстановлена из руин уже в наше время. А вот левая сложена без раствора - видимо сохранившаяся оригинальная конструкция.
Обратите внимание на круглые выступы на поверхности некоторых блоков - это характерная деталь мегалитических построек в Перу (и не только).
И тут же рядом постройки совсем другого качества:
Еще:
Видно, что камни даже не пытались обрабатывать - просто складывали в кучи то, что было под рукой:
Как говорится, почувствуйте разницу:
Все камни разные, но прилегают друг к другу с точностью пазла:
Замечательный образец полигональной кладки. Щели не должны смущать - конструкция слегка разошлась от времени, но все камни были притерты друг к другу с изумительной точностью.
Змейка:
А теперь лирическое отступление - что я обо всем этом думаю. Как и в других местах Перу, четко видны два типа построек: одни более древние, но созданные с помощью высокоразвитых технологий обработки камня и более поздние имитации, созданные крайне примитивно.
Некоторые исследователи полагают, что башни-чульпы это на самом деле древние металлургические печи (т.н. "сыродутный горн", только большой). Подобные конструкции есть по всему миру. Внутренность заполнялась шихтой и углем и поджигалась. А отверстие в основании служило поддувалом.
Печи эти, возможно, были заброшены еще в глубокой древности. А пришедшие сюда индейцы аймара уже не знали, что это за штуки такие и для чего они нужны. И использовали в качестве гробниц. А также, подражая "богам" прошлого, возводили, как умели, свои чульпы из необработанных камней.
С плато Сильюстани открывается прекрасный вид на озеро Умайо:
Посреди озера - остров:
В заключение - пара фото города Хульяка (Juliaca), сделанные при вылете из аэропорта оного:
Если ваш город кажется вам унылым и невзрачным, знайте - вы не одиноки ;)
Но футбольные стадионы в порядке, да:
Предыдущие эпизоды из моей поездки по Перу:
На автобусе из Куско в Пуно Титикака - плавучие острова Урос Где еще можно прочитать о Сильюстани и чульпах:
На
arrivo.ru Статья в Википедии На
забытой реальности