В память о трагическом событии того времени в Михайловском равелине города Севастополь, развернута экспозиция «История и судьба линкора «Новороссийск». В экспозиции представлены, фотографии, личные вещи моряков и фрагменты корабля.
На момент гибели линейному кораблю "Новороссийск" исполнилось 44 года - срок для корабля почтенный. Большую часть своей жизни линкор носил другое имя - "Джулио Чезаре" ("Юлий Цезарь"), плавая под флагом итальянских ВМС. Он был заложен в Генуе летом 1910 года и спущен на воду в 1915 году. В Первой мировой войне линкор участия не принимал, в 1920-х годах использовался как учебный корабль для подготовки морских артиллеристов.
ТТХ ЛК «НОВОРОССИЙСК»
Водоизмещение - 25000 т; длина - 179 м; ширина - 28 м; осадка - 9,4 м; силовая установка - 30700 л.с.; скорость хода - 27 уз. (до 50км/час); бронирование - от 110 мм до 280 мм; экипаж - 1000 чел.; вооружение - 50 артиллерийских орудий калибром от 320 мм до 76 мм и три торпедных аппарата калибром 450 мм.
В середине 1930-х "Джулио Чезаре" прошел капитальный ремонт. Водоизмещение корабля достигло 24000 тонн, он мог развивать достаточно высокую скорость в 22 узла. Линкор был хорошо вооружен. В ходе Второй мировой войны линкор занимался в основном сопровождением конвоев, но в 1942 году командование ВМС признало его устаревшим и перевело в разряд учебных кораблей.
В 1943 году Италия капитулировала. До 1948 года "Джулио Чезаре" находился на стоянке, не будучи законсервированным, с минимальным количеством команды и без надлежащего технического обслуживания.
9 декабря 1948 года "Джулио Чезаре" покинул порт Таранто и 15 декабря прибыл в албанский порт Влера. 3 февраля 1949 года в этом порту состоялась передача линкора советской комиссии, возглавляемой контр-адмиралом Левченко. 6 февраля над кораблем подняли военно-морской флаг СССР, а еще через две недели он вышел в Севастополь, прибыв на свою новую базу 26 февраля. Приказом по Черноморскому флоту от 5 марта 1949 года линкору присвоили название "Новороссийск"
Находясь на вооружении, линкор неоднократно ремонтировали и улучшали его боевые качества.
Экспонат, рассказывающий о последних часах жизни корабля.
Выдвигались различные версии гибели линкора, среди которых и диверсионная. По одной из них, взрывчатка якобы была спрятана в корпусе корабля уже в момент его передачи Советскому Союзу. Существует пять версий его гибели.
Долгие годы дочь погибшего командира электротехнического дивизиона линкора Ефима Матусевича - Ирина Ефимовна вместе с матерью собирала документы, письма, личные вещи членов экипажа корабля. Сейчас они и стали основой экспозиции музея.
Макет линейного корабля «Новороссийск».
Модель буксира «Карабах». Этот буксир прибыл первым на место трагедии.
Памятное панно участников тех событий. На сегодняшний день оно состоит из 300 портретов черноморцев с «Новороссийска» и продолжает пополняться. В частности, председатель совета ветеранов линкора Николай Бретанчук передал новые экспонаты старшему научному сотруднику музея «Михайловская батарея» Юлии Храмцовой.
Поименный список погибших моряков и лиц принявших участие в спасении корабля.
Источник:
http://www.yaplakal.com/forum2/topic1641296.html