Этот февраль был щедр на поездки. Казалось бы, "зима, что делать нам в деревне"? Но, как сказал один интересный человек, жизнь - это то, что происходит между двумя хорошо продуманными планами. Вот и выписали нам неожиданно в Небесной Канцелярии несколько путевых листов. И рассказывать об этих поездках почему-то хочется совершенно не в хронологическом порядке. Поэтому, друзья мои, разрешите начать не с начала.
Наш Нишский маршрут в этот раз был до краёв наполнен эхом давно прошедших битв. Сербский юг - это вообще говорящая языком пушек история, где через грохот и пальбу явно прорываются чудесные ноты монашеских песнопений. Вот и монастырь Святого Романа, который стоит недалеко от городка Алексинац, - не просто обитель, а ещё и место, которое в XIX веке не раз становилось лазаретом, больницей, убежищем для беженцев и даже штабом сербской освободительной армии. А ещё здесь смешались сербская и русская речь...
... Монастырь Святого Романа намного старше Студеницы, Жичи, Милешева и самого Хиландара. Он появился в сербских горах ещё в IX веке, когда здесь решил обосноваться ученик Кирилла и Мефодия Святой Роман Синаит. По предположению историков, произошло это событие около 888 года. Его гробница в монастырской порте стала местом поклонения многочисленных паломников, и именно благодаря ему обитель называют чудотворной.
Сам монастырь не отличается большими размерами, равно как и его церковь, посвящённая Благовещению. В годы османского владычества храм неоднократно грабили и полностью разрушали. Но монахи всякий раз возводили новые стены на старом фундаменте. Вот только двери стали делать очень низкими, чтобы турки, имеющие привычку въезжать в церковь на лошадях, больше не могли этого делать.
Кстати, в одной из церковных стен до сих пор видно отверстие - место, куда в 1876 году попала турецкая граната.
Весь монастырский двор украшен мозаикой. Её автор, монах Симеон Светогорац, скончавшийся в 1889 году, за свои художественные заслуги перед монастырём был похоронен у стены Благовещенской церкви. А рядом с ним упокоился полководец Вуча Жикич, погибший в 1808 году под Делиградом во время Первого сербского восстания.
Первые монастырские росписи не сохранились. До нас дошли только работы мастеров XVIII и первой половины XIX века. Но в гробнице Святого Романа можно увидеть проступающие изображения значительно более раннего периода. А вот иконостас обновили в 1925 году, причём расписывал его русский мастер Андрей Беченок. К сожалению, мне пришлось позаимствовать эту фотографию из Wikimedia - в церкви царствует полумрак, с которым моя техника не справляется.
Первый ктитор монастыря историкам не известен. Знаем только, что в XIV веке обитель была обновлена благодаря управляющему конюшней князя Лазаря. Как гласит легенда, Святой Роман за несколько лет до Косовской битвы явился ему во сне, что в средневековье считалось божьим знаком. А четыре века спустя уже у турецких властей получил разрешение на благоустройство монастыря Джордже Пиле - в знак благодарности Святому Роману за исцеление.
Чудотворный источник, который находится недалеко от монастырских стен, упоминается ещё в 1020 году! Народная тропа к нему не заросла до сих пор. Напротив, люди приезжают постоянно. Согласно обычаю, сначала они молятся на гробнице святого, а затем спускаются сюда. Интересно, что никто и никогда точно не знает, какое именно желание исполнит Роман Синаит, и какую именно болезнь излечит его святая вода. Монахи говорят, что мы порой сами не понимаем, что именно нам нужно в данный момент, а мелкие неприятности скрывают от нас главную проблему. А вот Святой Роман её видит всегда и справиться помогает именно с ней. Поэтому рядом с местом его упокоения лежит текст молитвы - любому страждущему нужно просто её прочесть, а потом отправиться к чудотворному источнику.
И должна вам сказать, друзья мои, вода из этого "извора" необычайно вкусна.
Монахи утверждают, что в монастыре исцеляет не только вода, но и колокольный звон. "Столп" или Монастырская трёхуровневая колокольня полностью построена из камня и является единственным подобным сооружением во всём Поморавле. Несколько веков подряд в монастырь привозили людей, страдающих различными психическими заболеваниями. Полутора месяцев жизни в молитве под колокольный звон хватало для того, чтобы болезнь ушла, или страдальцы почувствовали себя гораздо лучше.
Я смею думать, что в монастыре Святого Романа лечебно всё, включая воздух. Это какое-то особенное место, где даже зимой можно услышать птичьи трели. Оно дышит покоем и умиротворением. Даже монастырские стены на вас не давят, а кажутся необычайно лёгкими. Особенно, когда за ними видишь ряды пчелиных ульев. А мёд и ракия - настоящий местный бренд, продающийся в монастырской лавочке.
Живущие здесь монахи - люди очень гостеприимные. Пожалуй, серьёзным и сосредоточенным выглядел во время нашего визита только тот, кто читал в церкви Псалтырь. Пока мы были гостями обители, сюда принесли для таинства Крещения двух младенцев. И, поверьте, огромной радостью светились не только лица родителей и кумовьёв, но и встречавших их людей в чёрных облачениях.
Мы немного пообщались с отцом Влайко Грабежем. Он, кстати, обратился к нам на языке родных осин: "Мы любим Россию, любим русских!"
И кто бы сомневался, ведь именно здесь, в монастыре Святого Романа, похоронено сердце Николая Николаевича Раевского, погибшего в бою недалеко от села Горний Адровац в далёком 1876 году. Каждый день над скромной могилой, где совсем недавно появилась памятная плита, монахи служат литургию. Подробнее об этом человеке я расскажу в следующий раз и покажу вам церковь, построенную на месте его гибели.
Гостей из России, специально приезжающих в монастырь, чтобы поклониться сердцу отважного добровольца, совсем немного. Мало кто добирается и до Русской церкви. Но несмотря на это, со времени белой эмиграции существует традиция: соотечественники Николая Раевского здороваются и прощаются с ним по-русски, обязательно передавая привет с далёкой родины.
Ну, а мы оставили рядом с надгробным крестом фигурку ангела, прилетевшего к сердцу полковника из прекрасного Санкт-Петербурга...