Новый год в Голландии. От Роттердама к морю

Jan 23, 2018 15:34

В качестве поездки 31 декабря был выбран регион Зеландия, потому что там много воды, островов и моря. Ехать нужно было до Роттердама и далее на юг по кромке воды до курортного городка Domburg, перескакивая с острова на остров.

Это не карта нашей поездки, зато на ней отмечен Domburg.





Здесь можно рассмотреть крупную туристическую карту Зеландии с достопримечательностями - http://ontheworldmap.com/netherlands/province/zeeland/zeeland-tourist-map.jpg.



Барышня у дверей отеля спросила нас о планах на день. Она ожидала, что мы поедем в Амстердам.
- Мы поедем к морю, в Зеландию.
- К морю? .... ооооо.....Отличный выбор!

Вышли на улицу: +12, тепло! На улицах было пусто, видимо все отсыпались в длинные выходные перед бессонной ночью.

По дороге встречалось полтора автомобиля. Дул сильный ветер, приходилось подруливать. В полях видны цапли, спящие лебеди и утки. Мы ехали в сторону Роттердама.



Хозяйства между собой разделяются каналами. На этих островках пасутся овцы, коровы, лошади.
По сравнению с Голландией Германия - совсем не аграрная страна. Германия у многих стран закупает сельхозпродукты - овощи, фрукты, ягоды, яйца. Каждая страна зарабатывает на том, что продавать выгоднее всего. Германия сделала ставку на технику, автомобилестроение, химическое производство и фармацевтику.



Вдоль дорог то и дело встречаются огромные высаженные деревья. Мне они кажутся гигантами, словно вода в этой местности волшебная. В Голландии давно действует программа по высаживанию искусственных лесов. Например, на территории самой молодой земли Флеволанд, на польдерах, отобранных у моря, постоянно высаживают деревья. Масштаб работ впечатляет.



Рассматривая по дороге облака, кажется, что время остановилось и те самые облака можно увидеть на картинах старых художников. Правда, они еще рисовали лед, снег и конькобежцев, сейчас это уже неактуально.



Вдалеке видные белые точки - там пасутся овцы. Это идеальная машинка для стрижки газонов - всегда на одинаковую высоту, с одновременным разбрасыванием удобрений. Можно сдавать соседям в аренду.

Зимой овцы на выгуле наполовину грязные. Они совершенно безответственно спят в грязи, не задумываясь над тем, как человек потом будет стричь и мыть их шубейку.



Объехали Ротенбург, издалека посмотрев на огромные современные башни. После Москвы-Сити не впечатляет, но если вы приехали из деревни и впервые видите небоскребы - ощущения сногсшибательные. К этому добавляется сильный ветер. Еще больше усиливается впечатление, что ты маленький, а мир вокруг - огромный.

От Роттердама вдоль реки километров на 20 тянутся огромные нефтехранилища. Масштаб впечатляет. Дело в том, что Амстердам, Роттердам и Антверпен образуют регион массовой торговли, хранения и перевалки нефти и нефтепродуктов. Нидерландский Роттердам и бельгийский Антверпен считаются самыми крупными торговыми портами Европы. Через них проходят основные всемирные грузопотоки. До 2004 года Роттердам был самым крупным портом в мире, потом его обогнал Шанхай.

Частью порта Роттердама является Европорт, связанный с портом Атверпена. Между двумя портами проложена двухколейная железная дорога. По ней нет пассажирских перевозок, она обслуживает исключительно нефтяные танкеры. Европорт - это порт, построенный в 1960-1970-х гг. для обслуживания крупнотоннажных танкеров. Европорт в основном обслуживает нефтеперерабатывающие заводы, а также предприятия угольной и металлургической промышленности.



Хаб Амстердам-Роттердам-Антверпен (ARA) - самая дорогая точка для хранения нефти в Европе. Нефть сюда поступает из хранилищ и далее направляется в НПЗ.

Голландия продолжает свой многовековой проект по отбиранию земли у моря и создает на берегу моря, в 30 км от Роттердама, гигантский европейский порт. Для всех любопытных, детей и взрослых открыт музейно-исследовательский комплекс FutureLand, где можно посмотреть как насыпается земля, как работают краны, как будет выглядеть порт в 2033 г. Желающие могут также купить билет на автобус, который отвезет на место строительство нового порта.

Этот порт строится для обслуживания перевозок из Азии и США. На март 2016 г. один из четырех контейнеров прибыл в порт Роттердама из Китая. Когда в 2014 г. в США произошла сланцевая революция и газ стал дешевле угля, в порт Роттердама выстроились корабли с дешевым американским углем.

Дорога проходит между рекой Маас, ветряками и нефтехранилищами. Ночью этот технический город подсвечивается ярче, чем новогодние елки.



Пересекаем реку и спускаемся на юг. Теперь впереди будут бескрайние поля, иногда - небольшие деревушки и по правую руку - огромное море.



Редчайшая находка - разрушенный сарай в Голландии. Наверное, третий на моей памяти за всё время путешествий.



Переезжаем с одного острова на другой по местной дороге. Для безопасности на ней установлен физический разделитель. Также часто вдоль дорог (особенно возле дюн) установлены сетки от животных. Там обитают кролики.



Пересекаем Харингвлит (Haringvliet), длинный узкий залив Северного моря. Отсюда начинаются Харингвлитские шлюзы, которые являются частью проекта "Дельта". Этот проект был реализован с 1950 по 1997 г. для защиты земель в дельте Рейна от наводнений. Были построены системы дамб, шлюзов и шлюзовых барьеров. На его постройку было потрачено более чем 5 биллионов долларов.



Проект «Дельта» совместно с проектом «Зёйдерзее» внесены Американским обществом гражданских инженеров в список Семи чудес света современного мира. В 2013 г. проект "Дельта" был назван самым впечатляющим гитротехническим сооружением в мире.

Карта проекта "Дельта" в земле Зеландия. Синими штрихами отмечены построенные дамбы.



Голландия следит за тем, чтобы границы страны оставались на уровне 1990 г. Но климат становится теплее, воды - больше, поэтому для поддержания уровня береговой линии ежегодно насыпается 12 млн. м³ песка на пляжах и под водой.

Залив Харингвлит отмечен на карте Голландии голубым цветом. В заливе, где смешивалась соленая морская и пресная речная вода, раньше было много живности.



После сильного наводнения 1953 г. было решено этот залив перекрыть дамбой. В 1971 г. шлюзы дамбы закрылись. Это привело к тому, что из залива исчезли тюлени и мигрирующая рыба (лосось и осетр).

В 2016 г. голландское общество по сохранению памятников природы и Всемирный фонд дикой природы подписали соглашение о покупке 70 га сельскохозяйственных земель в Haringvliet. Этот проект призван сохранить уникальную экосистему приливных земель, которые образовались от смешения соленых и пресных вод. Приобретенная земля граничит с двумя заповедниками природы и вместе они создают огромную территорию для мигрирующих и прибрежных птиц, чтобы они могли отдыхать и выводить потомство. Также эти территории будут способствовать возвращению миграции рыбы.

В 2018 г. планируется открыть часть шлюзов, чтобы восстановить экосистему. Сейчас создан комплекс по восстановлению осетра. Исторически осетр заплывал в дельту Рейна из Северного моря, проплывал 800 км чтобы размножаться, а затем снова возвращался в море. Из-за загрязнения реки и чрезмерного промысла осетр исчез. Проект реализуется совместно с океанариумом Роттердама.

Рисунок с сайта, посвященного восстановлению природной жизни в регионе - https://haringvliet.nu/projectgebied. Слева можно увидеть дамбу Haringvliet.



Превращение этого региона в природный парк будет полезно и для местной экономики. Для будущих путешественников прокладываются водные маршруты, велодорожки, тропинки вдоль дельты и через нее.

Со стороны моря установлено много невысоких ветряков.



Переехали на очередной остров, где вокруг сплошные поля. Например, здесь выращивают брокколи.
"Не любишь брокколи? Возможно, ты ей тоже не очень-то нравишься".
Если брокколи поварить 3 минуты, а потом залить соусом (4 ст.л. сливочного масла, 1 ст.л. лимонного сока, соль, перец, 1/4 ч.л. орегано), то будет очень вкусно.



На островах встречается мало домов, но тем не менее здесь живут - между небом, морем и дамбами. Вода часто льется с небес, стоит в подтопленных полях, но местным жителям нравится. Смотрите какие у них огромные окна для наблюдения за жизнью:



Голландская зима благодаря теплому течению Гольфстрима очень мягкая. В декабре-январе +10+12 градусов. Это позволяет делать большие окна и стеклянные входные двери без дополнительного теплого тамбура.



После деревень снова следуют большие пустоши с низким кустарником. Двухполосная дорога для верности разделена не только двойной сплошной, но и выступающими бетонными дисками. Возможно, это способ, который стоит перенять для местных дорог Франции и Германии.



На одном из островов был устроен музей Museum R.T.M. ouddorp, музей Роттердамской Трамвайной Компании, самого крупного перевозчика в этой местности. Здесь собраны паровые и дизельные локомотивы, заботливо отреставрированные вагоны. Интересно будет и детям, и взрослым. Можно сесть в вагон, машинист даст свисток и вы на 1 час отправитесь в путешествие во времени под рассказы кондуктора.

Поездку можно совместить с прогулкой на катере, который 1,5 часа будет катать по местному внутреннему озеру Grevelingen, отобранному у моря. Потом на трамвае вы снова вернетесь в музей.

Музей работает с 1 июля по первую неделю сентября, по средам, четвергам и субботам.

Маршрут ж/д и морского путешествия:



Всё началось с того, что в 1878 г. здесь появилась конка, но уже спустя 3 года лошадей заменили паровозы. А в 1898 г. первый паровой трамвай связал острова. Появление этого вида транспорта помогло многим жителям островов найти работу: кто-то обслуживал дорогу, кто-то работал машинистом, кондуктором, подвозил товары на лошадях. Зарплата была небольшая, но многие сотрудники оставались верными компании многие годы, иногда - на протяжении всей жизни.

В конце 19 в. Роттердам вырос словно капуста, особенно его южная, портовая часть. Это было связано с разрастанием фабрик и заводов Германской империи в районе Рура, где добывали много угля и железной руды. Население Роттердама росло, в основном это были жители Брабанта и Южной Голландии. Конечно, они сохранили общение с родственниками, часто ездили домой, а это требовало развития транспортной системы. Однако в конце 19 в. строительство дорог было слишком медленным. Земляные и гравийные дороги выходили из строя из-за дождей. Роттердаму были нужны новые работники, а жителям окрестных земель - деньги. Так появилась необходимость в сети надежных дорог и транспорта, не зависящих от погоды. На рубеже веков таким транспортом стал паровой трамвай. Изолированные острова трамваи связывали между собой с помощью сети паромов и буксировочных судов.

Компания Rotterdam Tramway в самом Роттердаме отказалась от конок, заменив их электрическими трамваями, зато на островах она сохранила приоритет за паровыми трамваями. Со временем на многих маршрутах скорость трамваев была увеличена с 20 км / ч (1889 г.) до 45 км / ч (1934 г.). После открытия последней линии в Бург в 1915 году общая длина трамвайной сети составляла 235 километров.

После сильного февральского наводнения 1953 г. было решено, что трамвай должен исчезнуть с затопленных островов. Хотя ж/д пути и вагоны не пострадали, было решено, что автобусный транспорт между островами будет в приоритете. Вскоре был разработан инженерный проект "Дельта", который устранял паромные перевозки между островами. В 1960-70-х гг. жизнь между островами связывали только лодки. Трамвай пытались возродить, но всё было бесполезно. После 68 лет работы время узкоколейной трамвайной линии подошло к концу, и RTM стала автобусной компанией. Только несколько железнодорожных насыпей, мостов, зданий и бывших паромных портов до сих пор напоминают о существовании островного трамвая.

Через 30 лет после окончания движения поездов было решено начать восстанавливать рельсы и трамвайные составы. На реконструкцию всей длинны маршрута понадобилось 17 лет.  Сейчас железная дорога и вагоны обслуживаются и управляются добровольцами, которые считают своим долгом рассказать о историческом островном трамвае. В апреле 2014 г. было устроено здание музея, кафе и небольшая детская железная дорога, где дети могут играть под наблюдением взрослых.

Можно прокатиться в старинных деревянных вагонах:



Или в послевоенных красно-белых:



Источник фото - https://www.youtube.com/watch?v=orAqG-m95sc (здесь можно посмотреть прибытие деревянного трамвая), http://picssr.com/tags/m1602.

Со стороны моря начались длинные и высокие песчаные дюны. По самим дюнам ходить нельзя, это может привести к их осыпанию, движению. Зато для путешественников устроены парковки, лестницы и обзорные площадки.



С внутренней стороны дамбы кто-то 31 декабря занимался виндсерфингом. А что дома делать? В бухтах то и дело встречались устричные фермы.

На островах довольно много кемпингов и отелей, здесь удобно устроится любой желающий.

Впереди показалась крупнейшая из 13 дамб проекта "Дельта" - Oosterscheldekering, Остерсхельдекеринг. Изначально по проекту дельту реки Шельда хотели полностью перекрыть. Но тогда внутренняя часть реки стала бы полностью перекрыта от моря, пресной и непригодной для выращивания устриц и лова привычных разнообразных сортов рыбы. Было решено, что из 9 км дамбы 4 км останутся с открытыми шлюзами, для свободного прохождения морской воды. Таким образом рыбаки могут продолжать свой промысел внутри реки, а местные жители - не бояться затопления.



Информация из Википедии:

"Для того, чтобы оставить Восточную Шельду открытой нужно было или возвести 150 км укрепляющих берега дамб или, как и было решено в 1975 году, возвести штормовой барьер длиной 4 км с боковыми дамбами длиной 5 км. Работы начались в апреле 1976 года и были завершены в июне 1986 года, хотя дорога по дамбе была проложена лишь в ноябре 1987 года. Для упрощения процесса строительства посередине реки был насыпан остров Нелтье-Янс, позже использованный как образовательный центр для посетителей и база технического обслуживания плотины. Конечная стоимость штормового барьера составила 2,5 млрд евро (в пересчёте на современные деньги), официальное открытие состоялось 4 октября 1986 года в присутствии королевы Нидерландов Беатрикс.

Четырёхкилометровая секция плотины имеет огромные шлюзовые механизмы, обычно открытые, но закрываемые при неблагоприятных погодных условиях. Барьер состоит из 65 бетонных колонн высотой 35-38,75 м и весом 18 тыс. тонн каждая. На колонны крепятся стальные ворота (62 створки) шириной по 42 м".

Сверху искусственный остров с дамбой выглядит так:



На острове установлена табличка:"Здесь прилив управляется ветром, луной и нами (голландцами)". Эта дамба с искусственным островом была самой трудной и самой дорогой частью проекта "Дельта". Плотина рассчитана на более чем 200 лет.

Для реализации проекта были спроектированы и построены четыре судна, названия которым дали в честь морских моллюсков. Они помогали подготавливать плотное и стабильное дно, тащить многотонные колонны и тщательно устанавливать их в конечном состоянии.

Плотина управляется вручную, но в случае необходимости подключается электронная система безопасности. Необходимость закрытия дамбы регулируется законодательством страны. Створки дамбы полностью закрываются, если уровень воды поднимается более чем на 3 метра относительно привычного уровня. Раз в месяц каждый шлюз закрывается для тестирования на короткое время, чтобы минимально влиять на приливные движения и местную морскую экосистему. На закрытие шлюза требуется около часа. Стоимость операции составляет 17 млн. евро в год.

С 1986 г. плотина полностью закрывалась 27 раз из-за увеличения высоты волн на 3 метра. Последний раз это было 3 января 2018 г., через четыре дня после нашей поездки. Тогда порывы ветра составили 100-130 км/ч.



Здесь можно посмотреть коротенький мультфильм на английском языке об устройстве дамб в Голландии и принципах их работы - https://www.rijkswaterstaat.nl/english/water-systems/protection-against-water.



На острове Нелтье-Янс был устроен образовательный центр для посетителей Delta Park Neeltje Jans и база технического обслуживания плотины. Более половины Нидерланд находится ниже уровня моря. Delta Park был устроен для того, чтобы помочь каждому пережить историю катастрофы, начиная с 1953 г. Выставки, фильмы и посещение самого штормового барьера произведут впечатление от колоссальной силы воды.

Проект Delta Experience  позволяет узнать историю борьбы голландцев с морем инновационным, доступным и ярким способом. Вас ждет впечатляющая панорамная 3D-анимация, которая позволит ощутить разрушительную силу воды. Вы словно будете присутствовать в Зеландии в ночь на 31 января 1953 г., увидите и почувствуете как волны Северного моря уничтожили часть Нидерландов.

Как только шторм утихнет, вы увидите водопад из архивных фотографий, увидите повреждения, вызванные катастрофой, восстановление Зеландии и строительство Дельты. Образовательный фильм призван предупредить посетителей об угрозе воды и задуматься - сможет ли Дельта в будущем защитить от наводнений.

Delta Expo показывает историю строительства штормового барьера в Восточной Шельде. Фотографии, модели и аудиовизуальные презентации иллюстрируют 2000 лет борьбы с морем.

Выставка, посвященная наводнению 1953 г., расскажет о 20 часах шторма, когда море поднялось на высоту 4,30 м. Почти 200 000 гектаров были затоплены морской водой. Это выставка, посвященная человеческому опыту катастрофы.

В конце выставочных залов будет показан фильм о строительстве штормового барьера, о создании новых судов, о лабораторных разработках, о новых исследованиях, показывающих изменение воды.

Здесь можно виртуально прогуляться по дамбам с помощью видеокамер на 360 градусов - http://www.deltawerken.com/English/10.html?setlanguage=en.

Также в Дельта Парк можно посетить аквариум, посмотреть на шоу морских котиков, посетить парк водных аттракционов, совершить часовую прогулку на морском катере.

Возле одной из деревушек мы свернули на заправку, при которой был симпатичный магазинчик, где продавали всё, вплоть до туалетной воды. За кассой стоял студент лет 18. Вокруг в холодильниках стояли смузи, разнообразные зеленые салаты, йогурты и минеральная вода с добавлением соков - всё то, чего так не хватает в Германии, где представлена только тяжелая сухомятка и не увидеть ни смузи, ни зеленых салатов.

Начался дождь, по дороге всё чаще стали встречаться велосипедисты - значит мы приехали в курортный городок Domburg. Т.к. это место было найдено по немецкому путеводителю, то, естественно, проезжая через городок мы встретили толпы толстых немецких туристов, которые пытались укрыться от горизонтального дождя под зонтами.

На парковке многие машины были из Кельна, что неудивительно из-за близости расстояния.



Оставив машину на парковке и надев плащ-палатки мы отправились навстречу морю...

Используемые материалы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82,

https://ru.reuters.com/article/businessNews/idRUKCN18F20A-ORUBS,

http://quibbll.com/29173-port-rotterdama-barometr-mirovoj-ekonomiki/,

http://www.cdu.ru/catalog/mintop/infograf/122015/,

https://www.rtm-ouddorp.nl/files/Geschiedenis-door-Mark-Grootendorst.pdf,

https://www.rijkswaterstaat.nl/english/water-systems/protection-against-water/delta-works/index.aspx,

https://www.rijkswaterstaat.nl/english/water-systems/index.aspx.

Нидерланды, ж/д, музеи, автопутешествие, достопримечательности, море

Previous post Next post
Up