Выезд был назначен на раннее утро. В полдень мне предстояло сдать машину в прокатной конторе в Акабе, а она находилась на расстоянии 340 километров от нас. В самый последний момент я выбросил из головы мысль захватить по дороге Кусайр-Амра и Ум Аль-Расас, археологические комплексы, включенные в список Всемирного наследия - чтобы увидеть их пришлось бы сделать крюк, который отнял бы и без того драгоценное время. В 6:30 мы поднялись в ресторан, где в ожидании завтрака уже сидели несколько постояльцев. Ближе к 7 (то есть опоздав на полчаса) появился кто-то из работников, включил на полную громкость телевизор и принялся неторопливо накрывать столы... Покинув отель, мы влились в струю едущих машин. Несмотря на раннее утро, их было много - восток начинает жить еще до восхода. Вскоре хлынул дождь, короткий, но сильный. Почти сразу образовалась пробка, выбраться из которой мы смогли только через два часа.
1. Мечеть в Акабе.
Оказалось, что вода затопила низшие уровни развязок. Воды было столько, что машины не могли проехать, и в итоге полицейские перекрыли развязки, предоставив водителям самим решать, что им делать дальше. Весь поток устремился во дворы. Когда удалось выехать на трассу, ведущую в Акабу, я нажал на газ так, что бедная Пежо затряслась. Через два часа заканчивался срок возврата машины, через 4 выплывал наш паром в Египет, а нам еще предстояло проехать больше трехсот километров по незнакомой трассе. Средняя скорость, с которой я мчался в Акабу, была плюс/минус 150 километров в час. И мне повезло не встретить патрулей с радарами, которые, судя по рассказам бывалых путешественников, обычное явление на иорданских дорогах.
2. Попытка выехать из Аммана.
3. Стоим в пробке.
4. Вырвались из плена.
5. Хибары кочевников где-то по дороге в Акабу.
6. Гигантская пыльная туча, накрывшая Иорданию, стала рассеиваться где-то в середине пути. Вскоре выглянуло солнце.
7. Подъезжаем к Акабе. Военно-транспортный самолет Boeing C-17 Globemaster III взлетает с аэропорта в Акабе.
Я, конечно, не смотря на всю спешку, опоздал и пригнал машину к офису в районе часа дня. Но подобно тому, как арабы-постояльцы не отреагировали на задержку завтрака, так и работники проката не обратили внимания на мой поздний приезд. В этом несомненный плюс восточных стран - здесь всё происходит иншалла, то есть по воле Всевышнего, а эта воля не знает человеческого времени... Закончив с бумагами и произведя окончательный расчет, я попросил менеджера Thrifty позвонить в офис паромной компании AB Maritime, уточнить время выхода судна и место, где я могу купить билеты. На том конце провода сообщили, что расписание изменилось, и судно выйдет в полночь, а билет необходимо купить заранее по такому-то адресу. Менеджер набросал путь до офиса и пожелал счастливого пути.
Пообедав в одном из рыбных ресторанчиков неподалеку и тут же сторговавшись с хозяином небольшого отеля о комнате до 22:00, я оставил семью отдыхать и отправился на поиски офиса AB Maritime. Чтобы обслужить меня сотрудник даже отложил молитву, что надо признать довольно неожиданный и располагающий жест. Более того, увидев мой российский паспорт, мне выразили сожаление о катастрофе пассажирского самолета, произошедшей несколькими днями раньше над Синаем... Паромы AB Maritime курсируют по маршруту Акаба-Нувейба ежедневно. Летом-осенью 2016 года согласно сайту компании они отправляются дважды в сутки, в прошлом году ходили чуть реже, но все равно довольно часто. В этот день как назло отменили дневной (быстрый) рейс и оставался только ночной (медленный). Билеты стоили дорого: 80 долларов на взрослого и 70 на ребенка. Но в любом случае вариант переезда паромом оказывался дешевле и удобнее сухопутной поездки из-за сборов: пограничные сборы за выезд из Иордании 15$, 31$ за выезд из Израиля, 14$ за въезд в Египет. Итого 60$ только всяких бессмысленных сборов, не считая транспортных расходов. Но, если честно, знай я наперед о том, что нам предстоит пережить, я бы выбрал вариант попадания на Синай по земле.
Купив билеты, я отправился изучать Акабу -
город в Иордании, являющийся её единственным морским портом, а также единственным морским курортом. Порт специализируется на вывозе фосфатов, а также иракской нефти. Население составляет 140 тысяч человек (2014) - около 2 % населения Иордании. Длина побережья Акабы - 27 км. В ней расположено множество гостиниц и ресторанов. В городской черте есть бесплатные пляжи. Температура тут не опускается ниже 22 °C (зимой). Ввиду богатства подводного мира Красного моря город популярен у любителей подводного плавания. Для дайвинга в Акабе очень развитая инфраструктура. Курорт является более свободным от религиозного исламского влияния, нежели другие города Иордании - женщины позволяют себе одеваться проще. Кроме того, Акаба, как и Эйлат, объявлена зоной беспошлинной торговли, что способствует развитию шоппинга: за это Акаба прозвана «экономическими лёгкими Иордании». В 1980-х город и порт пережили бурное развитие, благодаря строительству нефтепровода из Ирака. В общем шоппинг и дайвинг... Обычному пешеходу с фотоаппаратом здесь будет скучно: есть парочка локальных достопримечательностей и приевшаяся восточная архитектура. Но, как говорится, раз уж мы здесь, то почему бы и не прогуляться.
8. На улицах центральной части города.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15. Вместо памятника.
Не раз читал отзывы туристов, приехавших в Акабу в поисках пляжного отдыха. Ожидая получить "Эйлат за меньшие деньги", они вынуждены были терпеть жадное внимание на городском пляже, особенно когда речь шла о барышнях. Здесь, конечно, есть отдыхающие, но как водится в арабских странах, их, во-первых, очень мало, а, во-вторых, в море купаются только дети и мужчины, а женщины, упакованные в лучшем случае в буркини, сидят на берегу и принимают солнечные ванны под несколькими слоями ткани. Но даже это по меркам соседней Саудовской Аравии - верх свободы и распутства. Саудиты приезжают в Акабу гульнуть, но и то делают незаметно, потому как показаться на людях в состоянии опьянения значит покрыть себя позором. Впрочем, пляжные отели в Акабе тоже есть, но находятся они южнее города - там, где начинаются знаменитые коралловые рифы.
16. Пляж в Акабе.
17. Люди так и купаются - среди лодок и бензиновых разводов.
Первое поселение возникло на месте города около 6 тысяч лет назад. В древности город носил название Элат (Elath), был крупным коммерческим центром. Затем под именем Аэлана (Aelana) или Аила (Aila) входил в Римскую империю. Позже принадлежал византийцам, крестоносцам, входил в арабский халифат, Османскую империю. Был важным центром на пути паломников, совершающих хадж в Мекку. Во время Первой мировой войны был взят восставшими арабами. После войны входил в арабское королевство Хиджаз, затем в Саудовскую Аравию. В 1925 году был уступлен британскому протекторату Трансиордания (предшественнику современной Иордании). Единственная древность, сохранившася в Акабе, - форт, примыкающий к пляжу.
Стены этой окруженной пальмами крепости меняли хозяев много раз. В XII-XIII веках здесь построили замок крестоносцы. Позже форт прибрали к рукам пришедшие сюда мамлюки, а в начале XVI века состоялась новая реконструкция - уже под руководством султана Кансухом Аль-Гаури. Крепость служила караван-сараем для паломников в Мекку, а также военным объектом. В начале прошлого века в ходе Арабского восстания войска Ауды абу Тайи не без помощи британского офицера Лоуренса Аравийского взяли форт и изгнали турок из города. Сооружение имеет форму квадрата, укрепленного по углам полукруглыми башнями. На стенах сохранились многочисленные надписи, относящиеся к средневековому периоду правления мусульманской династии. 18. В крепости над воротами был помещен герб династии Хашимит, до сих пор находящейся у власти.
19. Перед фортом разбит сад с пальмами.
20. Внутри развалины стен и ничего более.
21. Один из древних барельефов.
22. Неожиданно. Вот за этим и приезжают сюда саудиты...
Другая достопримечательность Акабы - огромный флагшток с флагом Иордании.
Высота флагштока составляет 136 метров, а размеры полотнища - 60 на 30 метров. Флаг хорошо виден из соседних стран (Эйлата в Израиле и Табы в Египте) и вошёл в книгу рекордов Гиннесса как самый большой флаг в мире. Когда я дошел до площади с флагштоком, флаг был уже спущен. Жаль, но я имел неоднократную возможность его наблюдать будучи в Эйлате.
23. Флагшток.
24. Закат в Акабе.
5 ноября 2015 г.
Все рассказы из этой поездки.