Так далеко я еще никогда не забирался. Филиппины, до которых больше десяти часов полета, всегда казались мне словно другой планетой. Несколько лет назад в аэропорту катарской Дохи, направляясь в Мьянму, мы с моим коллегой Антоном встретили человека, который напился и пропустил свой рейс до Манилы. До Манилы! Это ж пес его знает где, думалось мне тогда.
Но теперь все решают авиакомпании, и расстояние измеряется ценой на билет. Иной раз добраться на другой конец земли оказывается дешевле, чем на Алтай слетать. Так и вышло - весь 2017 год щедрые подарки путешественникам из Москвы делала китайская авиакомпания China Southern, предлагавшая рейсы в Азию с пересадкой в Гуанчжоу. А меня же хлебом не корми - дай где-нибудь попересаживаться. Многие люди рейсы с пересадками не любят, а мне нравится, особенно когда пересадка долгая, в новой стране и в занимательном городе. Про пересадку в Гуанчжоу и про China Southern я расскажу как-нибудь позже, а сейчас про Филиппины.
ОСТРОВА В ОКЕАНЕ
Филиппины - государство островное и направлений имеет множество. Самые популярные - это остров Борокай и остров Себу, да заповедный Бохоль еще на слуху. Все это пляжный отдых с массой «конвеерных» развлечений и развитым пакетным туризмом. Помимо этих трех мест есть еще изрядное количество менее раскрученных островов, на которые едут за дайвингом, за серфингом, за дикой природой и за приключениями на одно место. Климат от острова к острову очень разнится, и перед выбором надо обязательно изучить погоду в конкретный период. Про приключения я упомянул неспроста - почитайте новостные сводки и поймете, что на юг Филиппин надо ездить аккуратно. Хотя экстремалы встречаются.
Маршрут по Филиппинам
При планировании поездки мы сразу решили забраковать массовые направления и отправиться на самый удаленный и дикий остров - Палаван, узкой полоской протянувшийся от филиппинского Лусона до малайзийского Калимантана, будто мост между двумя странами. Этот нетронутый уголок дикой природы, изобилующий влажными тропическими лесами, манговыми зарослями, прекрасными бухтами и непуганой фауной, начал развиваться совсем недавно. Единственный крупный город с поэтичным названием Пуэрто-Принцеса находится ровно по середине острова. Северная его часть активно осваивается благодаря притягательной природной достопримечательности Эль-Нидо, куда стремятся все приезжающие на Палаван туристы. Южная же часть осталась практически нетронутой - без дорог и мало-мальски крупных поселений. Это царство диких джунглей, пленительное своей первозданной красотой. Было бы больше времени, точно бы отведал этот лакомый уголок. Там тоже можно найти место ночлега близ какой-нибудь очаровательной лагуны, но добраться туда будет стоить больших усилий и много потерянных часов. Прибавьте к этому полное отсутствие хоть какой-нибудь инфраструктуры, и получите идеальное место для любителей поробинзонить. На самом крайнем юге может быть небезопасно - пространства там практически не контролируются, и поговаривают о бандах, которые обитают в лесах. Прецеденты столкновения с ними были, однако я встречал на просторах интернета рассказы отчаянных парней о вполне удачном вояже на юг Палавана.
Другое дело - север острова. Туда едут практически все, кто прилетает в Пуэрто-Принцесу. Главная точка притяжения на севере - городок Эль-Нидо, еще каких-то десять лет назад бывший небольшим поселком, затерянным на дальнем краю острова. В море вокруг поселка архипелагом разбросаны десятки островов, сложенных остроконечными серыми скалами и вместе формирующих известный на весь мир внеземной ландшафт. Помимо Эль-Нидо на севере если еще несколько поселков, представляющих интерес для пляжного отдыха, но в Эль-Нидо все равно в итоге оказываются практически все туристы. Программа минимум для любого палаван-тура - посмотреть Эль-Нидо. Программа максимум - долго плыть на рейсовом суденышке из Эль-Нидо на соседний остров Корон, изучать его пресные озера в окружении все тех же необычных скал и оттуда возвращаться в Манилу. Это стандартные маршруты, описанные везде в интернете.
Прилететь на Палаван не составляет труда. Из Манилы и вышеназванных раскрученных курортных мест в Пуэрто-Принцесу летает AirAsia по вменяемым ценам. Между тем в Эль-Нидо есть собственный аэропорт, точнее взлетно-посадочная полоса, куда можно добраться несколькими местными авиакомпаниями, но в 3-4 раза дороже, чем в Принцесу. Подвох в том, что из столицы острова до царства причудливых скал надо еще добраться, и путь совсем неблизкий. Проблем с транспортом нет - при выходе из аэропорта на вас обрушатся предложения уехать прямо сейчас на минивене. Выбирайте самое дешевое, и вперед. Цены порядка 500 рублей в одну сторону (весна 2017 г.). Комфортным путешествие не назовешь - ехать около пяти часов с одной остановкой на отдых, минивен забивают туристами под завязку, второй водитель даже может ехать на крыше - здесь это обычное дело. Альтернатива - поехать на автобусе от автостанции, будет чуть дешевле и комфортнее, однако время в пути увеличивается на час. Мы предпочти время комфорту, и через полчаса после выхода из аэропорта уже неслись на всех порах в Эль-Нидо.
После монструозной, шумной и безликой Манилы, в которой нам довелось провести ночь между международным и местным перелетом пейзажи Палавана воспринимались мной как чудо. Остров настолько малонаселен, что за пять часов пути нам едва ли встретилось несколько населенных пунктов, больше похожих на деревни. Где-то на середине пути остановились на кордоне. Проверяющие поинтересовались наличием в сумках манго - оказалось, что на острове растительный карантин, свирепствует вредитель: какие-то жуки вот уже много лет жрут здесь плантации манго, и спасения от них нет. Чтобы обезопасить другие филиппинские земли от вредителя, здесь манго под запретом - его нельзя ни ввозить, ни вывозить, ни перевозить.
Дорога до Эль-Нидо есть, и даже местами хорошая. Всего несколько лет назад асфальт до городка не доходил. Не знаю, радоваться ли этому или нет - такие места, до которых нормально не добраться, становятся уже редкостью, а туда, где появляется асфальт, сразу приходят тысячи туристов, и мгновенно куда-то исчезает неуловимое ощущение настоящего, истинного. То ощущение, которым полны описания этого места десятилетней давности.
ВЫБИРАЕМ ГОСТИНИЦУ В ЭЛЬ-НИДО
Могу сразу сказать, что Филиппины - неоднозначное место. Например, после путешествия по Мьянме или по Таиланду у меня были однозначные восторженные эмоции - происходившие и от окружающей природы, и от своеобразия и колорита местной культуры, от вкуса местных блюд, от красоты пагод и дворцов, от созерцания местных жителей (здесь больше про Мьянму) и от непринужденной атмосферы отдыха, приправленной качественным и недорогим сервисом (здесь больше про тайский Ко-Чанг). В Филиппинах все не так. Здесь я однозначно могу выделить природу, природу и еще раз природу, которая здесь действительно уникальная. Но в остальном страна разочаровала. Переходившая от одного властителя к другому, вобравшая за свою историю столько несовместимых культур, состоящая из общности бывших когда-то разрозненными народов и племен, островная, несвязная, потрепанная постоянными стихийными бедствиями, страна не сохранила своего узнаваемого лица, даже если оно и существовало когда-то. Кухни как таковой нет, готовят повсеместно плохо, из архитектуры редкие остатки былого испанского величия, из своеобразия - переделанные со времен американского покровительства военные джипы, которые по всей стране используются, как автобусы и называются джипни. С выбором гостиниц и сервисом все плохо - приличных недорогих гостиниц, коих в том же Таиланде сотни, здесь почти не найти, везде предлагают штампованные бунгала или комнаты в бетонных коробках.
Продолжим разоблачение мифов. Если вы думаете, что приехав на Филиппины, в Эль-Нидо, вы поселитесь в прибрежный отель и будете плавать в океане с утреца, я вас разочарую. Плавать в районе городка почти нигде нельзя. Вы выбираете по сути из двух районов - либо селиться прямо в городе, который спрятался за скалами на краю бухты, либо в 5 км южнее от него в прибрежной деревне Корон-Корон. В городе хорошо селиться, если вы любите вечерние тусовки и не любите рано вставать - все экскурсии к островам как правило начинаются прямо отсюда. Но в городе не бывает закатов, поскольку он окружен высокими горами, открытого моря практически не видно, и солнце садится за скалу, отчего город очень рано погружается в тень. Еще один минус - город от нашествия туристов и желающих на них заработать стал уже весьма грязным, а в бухте, где раньше можно было купаться, теперь едва ли захочется даже ноги мочить - только местная ребятня без опаски плещется в мутной воде.
Мы выбрали Корон-Корон, у которого, на мой взгляд, сплошные плюсы - почти все гостиницы расположены прямо у моря; здесь тихо в вечерние часы; здесь потрясающие виды на острова вдалеке, на утес, загораживающий Эль-Нидо по вечерам, и на закат, типично для Азии поражающий насыщенной палитрой. А в город вечером или утром при желании можно доехать за 10 минут на трицикле - местном аналоге тук-тука. Но, ребята, покупаться вам тут все равно не светит - мелко, да и отливы такие, что сутра хочется бежать подальше от моря, чтобы не видеть. Правда если удалиться еще на пару-тройку километров дальше от городка, можно набрести на место Лас-Кабанас с приличным песчаным пляжем - вот там-то и купаются все приехавшие в Эль-Нидо туристы. Вечером иногда там проводятся вечеринки и всевозможные пати для тусовщиков. Место живописнейшее, хоть и многолюдное, но все испортил новоявленный забор, которым отгородили пляж от пальмовых зарослей - видимо собираются строить очередную гостиницу. Есть, к слову, в районе Лас-Кабанос и ночлег, можете попробовать остановиться там.
Утренний отлив в Корон-Короне
Вид из гостиницы Stunning Beach Resort
В Корон-Короне я все же отыскал гостиницу по душе - Stunning Beach Resort, единственный в своем роде недорогой отель с неплохим сервисом и экстерьером. Номера обветшалые и непримечательные, но находиться приятно. Видимо, недавно отель перекупили, и новый менеджмент серьезно взялся за него - переименовал, ребрендировал. Логотип создал, персонал переодел в фирменную форму, повесил гамаки, организовал лаунж-зону с видом на закат. Все правильно сделали, но соседи работают «в лоб»: бетон залили, кровать поставили и все, продаем - у нас же вон какие скалы есть, все равно приедут! Приедут, это точно… Пролетел я 8 тысяч километров, заехал по пути в китайский Гуанчжоу, сменил три самолета, приехал на самый удаленный остров Филиппин, пять часов трясся через джунгли, доехал наконец до гостиницы, уставший и голодный как волк, взял пива. Подхожу к столикам, живо обсуждая с супругой, что гамаки уже кто-то занял, а было бы неплохо в них поваляться, и тут один из болтающихся на гамаке товарищей поднимает очки и говорит: «О! Слышу русскую речь!». Занавес.
ТУРЫ ПО ОСТРОВАМ
Переходим к тому, зачем все сюда и едут. Красоты Эль-Нидо сосредоточены на небольших островах архипелага, который расположен вокруг городка. На архипелаге неземные скалы, лагуны, пляжи, рифы - все то, что тиражируют турагентства в рекламе Филиппин. Но добраться туда просто так не получится, надо брать лодку с командой и плыть на целый день. Каждое утро десятки, нет, скорее, сотни лодок уходят из бухты Эль-Нидо в тур по островам. Групповые туры стандартны по цене, тариф определяется властями, что-то около 1800 рублей по нынешнему курсу. Есть стандартные маршруты A, B, C, D, которые включают в себя несколько лагун, мест для снорклинга и пляжей, плюс обед на одном из них. Многие бывалые путешественники, кто неоднократно бывал в этих местах и еще помнит тот Эль-Нидо, говорят, что здесь больше делать нечего - ибо такой поток людей портит любое впечатление от природы - здесь уже даже шашлыки начали прямо на лодках жарить и песни распевать.
На самом деле, больно смотреть, как толпы гостей из Поднебесной в оранжевых жилетах ходят ластами прямо по кораллам, отчего последние повсеместно уже лежат мертвые, а рыба уже не так охотно наведывается в эти прибрежные воды. Но все же способ посмотреть эти острова относительно спокойно есть - это индивидуальные туры. Только так и никак иначе. Стоит это удовольствие около 5000-6000 руб за целый день с обедом, но преодолев столько километров, не дайте себе разочароваться, пожалев этих денег, тем более если вы своей большой компанией, то даже и сэкономить можете. Зато вы сами выбираете маршрут, например закрутить его против движения всех организованных групп, чтобы с ними почти не пересекаться; можете попросить отвести туда, где никого нет; сами решаете, где побыть подольше, где поменьше; можете выйти в море на час пораньше и успеть насладиться первыми сайтами в почти полном одиночестве; обед с морепродуктами и мясом только для вас - не надо толкаться в очереди перед столом и пытаться урвать свой кусок. И да, несмотря на неумолимый поток туристов, острова вокруг Эль-Нидо - это одно из самых красивых мест на Земле, где мне приходилось бывать.
А ЧТО, КРОМЕ ТУРОВ?
Многие посетители Эль-Нидо ставят своей целью побывать на всех четырех маршрутах по островам. На самом деле достаточно и одного-двух раз - места по своей сути неизменно повторяются. Оставшиеся дни можно посвятить снорклингу и пляжному отдыху, который тут для начала надо себе организовать. Подскажу вам один отменный пляж, который очень похож на те, что на островах, но совсем близко от Корон-Корона - пляж Папая. Он не входит ни в один маршрут, оттого почти всегда безлюден. До него можно добраться, либо договорившись с лодочником, либо арендовав каяк. Мы пошли по сложному пути и два раза плавали на этот пляж на каяке. Для тех, кто уже знаком с каяком, путь от Корон-Корона займет от силы полчаса. Тем, кто пока не поднаторел в гребле лучше все же договориться о лодке. Пляж с мелким белым песком, кокосовыми пальмами, лазурной водой и цветными обитателями в ней. Небольшая одинокая палаточка в пальмах предлагает пиво и освежающие напитки. Настоящий баунти, до которого надо всего лишь догрести. Можно провести там целый день, а если надоест, сплавать за мыс на соседний пляж Севен Командос, более населенный и популярный.
Пляж Папайя
Хотите еще идеи? Ловите трицикл и езжайте к пляжу Накпан, что в 15 километрах севернее Эль-Нидо. Через какое-то время водитель свернет с дороги и минут пятнадцать будет пылить по грунтовке, пока не повезет вас до бескрайнего, широченного пляжа. Местные тут же уже взимают плату за проезд, но ценник невысок и стоит заплатить. Хорошо поехать сюда на целый день - пляжинг отменный, пейзажи завораживающие и вода чистейшая. Вход в воду тут пологий, и волны, разбиваясь, еще долго облизывают песок, прежде чем угаснуть. Народу за последние годы, судя по давним отчетам, конечно прибавилось, но на таком огромном пляже всем место найдется. Если хотите еще большего уединения, можете проехать дальше по главной дороге, там будет еще пара бухт, куда еще не добралась цивилизация.
Пляж Накпан
Деревня у пляжа Накпан
Пляж Накпан
Вечером вся туристическая тусовка устремляется в город. Делать в городе особо нечего - небольшой рынок с периодически отключаемым освещением, несколько кафе-баров на импровизированной волкинг-стрит в вашем распоряжении. Если думаете вкусно поужинать - чуть ли не единственное место для этого называется Artcafe и находится на той самой волкинг-стрит. Artcafe основала швейцарка Джудит с филиппинским партнером много лет назад. Это не только единственное приличное место в Эль-Нидо, где можно поужинать, но и целое сообщество, помогающее организовать путешествие и решить попутные вопросы. Рано или поздно все бекпекеры оказываются здесь - мне даже показалось, что в город из нашего Корон-Корона стоит выбраться только ради этого кафе. В остальном же никаких положительных эмоций поселение Эль-Нидо не вызывает, а оставляет лишь желание оказаться во временах, когда тут была небольшая затерянная в джунглях деревушка.
Последние несколько лет получается так, что, путешествуя по разным уголкам мира, я едва успеваю застать ускользающую красоту в ее первозданном виде. И вскоре после возвращения уже читаю в сети о том, как все поменялось. В Эль-Нидо я, похоже, уже не успел. Но дальше эффект от массового туризма будет только сильнее - на Палаване открывают большой международный аэропорт. Успейте увидеть Эль-Нидо таким, какой он есть, пока тут есть, на что посмотреть. Уникальные скалы и лагуны никуда не денутся, но атмосфера уже уходит.