Развивая начатый ранее разговор о
Козельске, покажу два известнейших монастыря, расположенных в окрестностях города: Введенскую Оптину пустынь и Казанскую Амвросиевскую пустынь в деревне Шамордино. Первый известен на всю страну и притягивает тысячи паломников. Слава второго чуть меньше, но в списке достопримечательностей Калужской области он неизменно входит в первую десятку. Два монастыря при этом абсолютно друг на друга не похожи. Я бы сказал, атмосфера в них диаметрально противоположная. О сияющей и величавой Оптиной пустыни и тихом и уютном Шамордино я и предлагаю сегодня поговорить.
1. Сразу оговорюсь, что рассказ совершается от лица человека, крайне далёкого от религии. Я люблю изучать храмы и монастыри, равно как и мечети с синагогами, как часть культуры и истории тех или иных мест. В вопросах же богословия и веры не разбираюсь, поэтому постараюсь их касаться по минимуму, просто описывая увиденное. Вполне возможно, что допущу какие-то неточности, но это без злого умысла.
От парковки к Святым Вратам дорога проходит между двумя линиями однотипных гостевых домов для паломников:
2. Если вдруг кто ещё не знает: по легенде обитель здесь в конце XIV-го века основал раскаявшийся разбойник, известный под именем Опта. В дальнейшем она стала пристанищем для старцев, пару раз ещё до советских лет закрывалась и вновь возрождалась. Расцвет монастыря и постройка большей части его сохранившихся до сегодняшнего дня зданий пришлись на начало XIX-го века. При СССР в стенах Оптиной пустыни побывали дом отдыха и два концлагеря. Про постсоветский период в жизни монастыря можно смело сказать, что это период второго его расцвета.
3. За территорией монастыря, ближе к парковке, - бойкая торговля с лотков, даже в морозный февральский денёк. Продают и сувениры, и церковные принадлежности. Но главным открытием для меня стала "Бобровая струя", о продаже которой большими буквами извещал чуть ли не каждый ларёк. Это секреторное вещество, добываемое из желёз бобров. Получить его можно, только убив животное. Используется больше в парфюмерии, но существует и ограниченное применение в медицине, а также изготовление настоек на его основе. Само собой, в "народной" медицине бобровая струя представлена куда шире. Несмотря на приписываемую ей в интернете популярность в России, упоминания о ней, а уж тем более продажу, я видел здесь в первый и в последний раз в жизни.
Ещё не зайдя внутрь видим первую церковь. Храм Всех Святых находится за пределами монастырской ограды. Построен в 2003-м на месте разрушенной кладбищенской церкви XIX-го века:
4. В Оптиной пустыни чувствуешь себя слегка скованно. Монастырь мало похож на тихое удалённое от людей место умиротворения молящихся старцев. Вероятных причин тому множество. Угрюмые охранники на входе в чоповской форме, которых в монастыре ожидаешь увидеть меньше всего. Дорогие машины, в том числе на территории. Деловитые служители, на ходу разговаривающие по мобильникам. Толпы торопливых людей и очереди, словно в каком-нибудь ФМС. Монастырская трапезная с ассортиментом хорошего кафе и мини-маркета. Общая вылощенность и какой-то пафос вокруг, примерно как в
Иверском монастыре. Ощущения от нахождения в Оптиной пустыни были скорее нервозными. Никакого умиротворения в душе и близко не появилось.
5. Тропа паломников в Оптину пустынь, кроме шуток, не зарастает. Людей очень много, притом абсолютно разных. Семьи с детьми, серьёзные богатые дядьки, старухи с клюками, словно сошедшие со страниц Достоевского. Видели, как в монастырь под руку ведут совсем немощных стариков. Как я уже говорил, на территории люди суетятся, что-то организовывают, занимают очереди. Видимо, к каким-то святыням. Столкновение всех этих абсолютно разных людей в монастыре подчас происходит не совсем гладко. Навстречу маме с девочкой лет девяти, уже за пределами монастырских стен, прошла скрюченная старуха, с головы до ног завёрнутая в какие-то чёрные платки. На девочке была модная нынче шапка с кошачьими ушами. "Всю страну в рога одели!" - прошипела старуха. Блин, сколько же кругом людей с абсолютно иным мышлением...
6. Введенский собор, главный в монастыре. Построен в 1771-м:
7. Часть территории монастыря закрыта для мирских. Хотя кого-то, показалось, пропускают. За воротами видна трапезная 1858-го года:
8. Рядом - храм Марии Египетской, построенный в 1824-м как трапезная:
9. В Козельском районе есть ещё как минимум один заметный монастырь - Спаса Нерукотворного пустынь в селе Клыково, но туда я не доехал. Он самый молодой из всех трёх: основан в 2001-м, на месте, куда в 20-е годы переселились монахи закрытой Оптиной пустыни.
Церковь Иллариона Великого в здании монастырской больницы 1874-го года. Сейчас в ней обустроена гостиница для паломниц:
10. Один из келейных корпусов:
11. Владимирский храм-усыпальница, в котором хранятся мощи оптинских старцев. Построен в 1998-м на месте разрушенного предшественника:
12. Казанский храм (1805-1811) - самый большой в Оптиной пустыни:
13. Преображенский храм (2007). Ранее на его месте церквей не было:
14. Воскресенская часовня, построенная в 2008-м на месте захоронения монахов, убитых на пасху в 1993-м году, предположительно сатанистами:
15. За рощей, примерно в пятистах метрах от монастырской стены, расположен скит Иоанна Предтечи. Он был основан в 1821-м году. Здесь проживали отшельники - те самые Оптинские старцы. Во многом именно скит, а не сам монастырь, принёс Оптиной пустыни всероссийскую известность. Для мирских скит открывается только дважды в году - по престольным праздникам. Хоть до монастыря здесь совсем близко, никакой суеты и напряжённости тут уже нет. Место спокойное и располагающее к думам. У стен скита уже легко верится, что здесь течёт какая-то совершенно непривычная нам духовная жизнь. А всего-то нужно посторонних прогнать...
В скиту в обычный день можно увидеть только надвратную колокольню:
16. Да церковь Льва Катанского, вплотную примыкающую к ограде:
17. Шамординский монастырь (официально - Казанская Амвросиевская пустынь) гораздо спокойнее и тише Оптиной пустыни. Расположен он всего в 12-и километрах от Козельска, на высоком берегу реки Серены. Я побывал тут дважды - в феврале в будний день и в апреле в выходной. Конечно, весенней субботой здесь было более людно, но всё равно очень умиротворённо.
18. Шамординский женский монастырь был основан в конце XIX-го века, при поддержке монахов всё той же Оптиной пустыни. Изначально это была просто монашеская община. Статус монастыря она получила в 1901-м году. Примерно в те же годы было создано большинство построек обители. Они выполнены из красного кирпича примерно в одном стиле, благодаря чему ансамбль выглядит стильным, единым и немного непривычным.
Церковь Амвросия Оптинского - первый в России храм во имя старца:
19. В феврале здесь вообще не было ни души. Неспешно бродя вдоль вековых стен, я слышал только шелест деревьев и вороний гвалт. Мысли лезут в голову совершенно другие, нежели в Оптиной пустыни. Здесь и неверующий человек невольно задумается о вечном. Громада главного монастырского собора Казанской иконы Божией Матери не давит, а скорее наоборот создаёт определённый уют.
20. Теперь весенние фотографии. Трапезная и водонапорная башня:
21. Создано всё это было не без помощи богатых и влиятельных покровителей своего времени. Земля была пожертвована монастырю местными помещиками, а деньги на постройку всего этого кирпичного великолепия выделил московский купец С.В. Перлов. На территории монастыря был построен также его персональный дом, где он останавливался с семьёй во время визитов в обитель. Похоронен он здесь же. Его бывший дом - настоящий сказочный терем, украшающий территорию не меньше соборов:
22. Храм иконы Божией Матери "Утоли моя печали" и здание богадельни. Что любопытно, после 91-го года зданию вернули его былое назначение, и сегодня в нём действующая богадельня:
23. Больничный корпус и церковные мастерские:
24. Внизу, близ русла реки, расположено несколько святых источников. Лестница к ним ведёт достаточно крутая и длинная. Весной я два раза подряд спустился и поднялся по ней, но ничего не сфотографировал, кроме этого пейзажа типично калужской природы:
Какими бы разными ни были эти монастыри, внимания они оба заслуживают в равной степени. Козельский район, как видно, притягивает множество паломников и просто верующих. Не удивлюсь, если в числе всех гостей района они составляют большинство. В следующем рассказе, не выезжая за пределы Козельского района, от вопросов веры и религии уйдём в совершенно иную область - горную промышленность и приборостроение. С известнейшими монастырями соседствует малоизвестный позднесоветский город Сосенский, при всей своей короткой истории и скромности умудрившийся впитать в себя атмосферу двух разных ипостасей - наукограда и шахтёрского городка.