Мои визиты в солнечную Армению разделяют несколько десятилетий. Прошлый раз я был в Ереване еще во времена Советского Союза. За это время в жизни небольшого, но гордого закавказского государства произошло много изменений.
В отличие от соседней Грузии, Армения так до сих пор не стала туристической Меккой, и в отличие от соседки развернулась лицом не к Америке, а к России.
Найти человека, не говорящего по-русски, в Ереване (в отличие от Тбилиси) оказалось совершенно невозможно. И хотя жители города уверяют, что такие люди есть, нам они не встретились.
А еще нам встретились родные «Газели». Сегодня практически исчезнувшие с улиц крупных российских города, в Ереване они успешно выполняют работу городских маршрутных такси (проезд стоит 100 арм. драм ~ 12 рублей).
Ереван - 2017, безусловно, красив. В нем, как и в любом большом городе, предостаточно как новостроек, так и долгостроек. Причем, если первые, как правило, сразу приковывают внимание (но о них чуть позже), то долгострои зачастую сразу не различить.
Самый яркий пример - одна из самых красивых и популярных (если судить по количеству дорогих магазинов и ресторанов) улица Таманяна приводит путника к Каскаду. В прошлом комплекс фонтанов, изящно вписанный в крутой склон, сегодня превращен в Центр современного искусства Гафесчяна.
Армяне, разбросанные по разным уголкам земли, не забывают родину, и данный Центр - подарок Еревану американского бизнесмена армянского происхождения Джерарда Левона Гафесчяна.
Для размещения коллекции современного искусства миллионера-мецената Республика Армения предоставила музею-фонду Гафесчяна территорию, а также частично застроенную площадь перед Каскадом. Центр современного искусства начал свою работу осенью 2009 года.
Посещение основной экспозиции при желании может занимать совсем немного времени - посетители осматривают экспозицию либо поднимаясь, либо спускаясь на эскалаторе.
С одной стороны, это упрощает процесс, с другой требует максимальной концентрации внимания.
Эскалаторы весьма шустрые, и хотя позволяют рассмотреть экспонаты с разных точек, требуют делать это быстро.
Некоторые произведения современного искусства расположены на площадках между эскалаторами, и их посетители могут рассмотреть более подробно.
А если экспонат понравится, то сфотографироваться с ним.
Интернет-путеводители по Галерее Гафесчяна кроме работ Fernando Botero, Manuel Marin, Yue Minjun, Crispin Foy, Isamu Noguchi, Zhaohu Liu, Dale Chihuly, Jaume Plensa, Gaetano Pesce, Jenny Pickford и других звезд современного искусства, обещают в экспозиции творения Энди Уорхала, но я, внимательно изучив экспонаты, нашел основоположника поп-арта лишь на сувениром плакате.
Кстати, этот милый постер с портретом Энди во время моего визита продавался со скидкой.
В галерее всегда людно - каскад эскалаторов многие жители Еревана и проницательные гости города используют для того, чтобы сократить путь к смотровой площадке, с которой открывается очень красивый вид на город с горами Большой и Малый Арарат в качестве задника. Благо, проход к эскалаторам бесплатный, а они поднимают путников на 2/3 высоты Каскада - разница высот между основанием и вершиной, на котором расположена смотровая площадка и обелиск, составляет 100 метров.
Но как часто бывает в жизни, покинув коллекцию современного искусства, и поднявшись еще выше по лестницам Каскада, взгляд упирается в масштабное и недостроенное.
В данном случае это заброшенная вместе с подъемным краном строительная площадка гигантского сооружения циклопических размеров непонятного назначения.
Вероятно, тут должен был вырасти музей, а скорее всего, мемориальный комплекс.
Пояснительные таблички отсутствуют, а проходящая мимо женщина-турист уверенно говорила спутнику, что это замороженная станция Ереванского метрополитена.
Правда, что метро может делать на такой высоте, непонятно.
Поскольку наш путь к смотровой площадке циклопических размеров с 50-метровым обелиском наверху лежал не через галерею современного искусства, а со стороны музея-хранилища древних рукописей Матенадаран, у нас была возможность разглядеть «непарадный» Ереван,
и пройти по тропам, по которым не ступала нога китайских туристов (кстати, в Армении в это время года они были замечены в минимальных количествах).
Эта часть Еревана, как впрочем, и другие, активно строится и перестраивается. Столь старых зданий как в Тбилиси, тут практически нет, поэтому вопрос сохранения древностей не стоит ребром. Одни здания с бетонными каркасами легко заменяются на другие.
Новостройки вырастают в самых неожиданных местах. В том числе там, где им точно не стоило расти.
Например, этот дикий дом, будто приехавший в Ереван из Москвы 90-х «украшает» гору Киликию в одноименном районе, и постоянно лезет в глаза, портя вид.
Гораздо более удачным архитектурным решением являются пара зданий, которые в Ереване называют «целующимися домами».
Они хорошо видны со смотровой площадки, которая завершает Каскад, и на которой с 1971 года красуется обелиск «Возрожденная Армения» высотой 50 метров. Со стороны монумент напоминает то ли длинную-предлинную бомбу, то ли стог аллегорической пшеницы.
Путь к «целующимся домам» тернист, и пролегает через живописные ереванские развалины.
Но полностью рассмотреть интересный архитектурный замысел удается только вблизи.
А еще лучше, из двора.
Кстати, квартиры в этом доме очень дорогие - ведь из них открывается изумительный вид на Ереван и Арарат.
А закаты с видом на Арарат выше всяческих похвал...
продолжение:
От Еревана до Севана или прогулки по Армении часть 2 -
https://sp-off.livejournal.com/151317.html Сергей Попов
ноябрь 2017
фото: Сергей Попов и Слава Тимошенко
Click to view