Из исторической столицы поволжских немцев -
Маркса - в Энгельс я ехал с неохотой. Ну что можно увидеть в городе-спутнике пребывающего в разрухе Саратова? Да, думал я, там есть какой-то исторический пласт, но не очень большой, да и он скорее всего сокрыт рядами многоэтажных новостроек. Но Энгельс сильно превзошёл мои ожидания. Небольшой компактный центр здесь уютен и ухожен, а немецкого наследия хранит наверное больше, чем Маркс. Современная же часть города выглядит подчас лучше Саратова. Её оставим на потом: мой рассказ о втором по величине городе региона распадается на две части. По окраинам мы пройдёмся в следующий раз, а сейчас сосредоточимся на историческом центре и следах Республики Немцев Поволжья.
1. Как я уже сказал, старый город в Энгельсе предельно компактен. Практически вся историческая застройка расположена на площади Ленина и в её ближайших окрестностях. Но площадь здесь - широкая и очень длинная, похожая скорее на небольшой проспект. С неё, конечно, и начнём. Посреди площади - трибуна с панно, на котором Ленин представлен в компании двух главных немецких коммунистов. Немецкое же Поволжье!
2. В истории Энгельса присутствует определённая путаница. Сегодня это обычный русский город в обычном русском регионе. Говоря о его прошлом, принято вспоминать в основном о немецком периоде, когда Энгельс был столицей их автономии. При этом, первыми поселенцами здесь стали украинские чумаки, возившие соль с озера Эльтон, а до того на месте города были калмыцкие кочевья и даже ставка ихнего хана.
3. Часто говорят о том, что Саратов с Энгельсом фактически образуют единый город-миллионник, и тот факт, что их до сих пор не объединили, является проблемой скорее бюрократического характера. Однако Энгельс побывал
Саратовом ещё до своего основания. Ведь опорную базу для транспортировки соли с Эльтона, ставшую впоследствии Энгельсом, заложили в 1747-м. Но до 1674-го года на этом месте находился Саратов, который изначально основали на левом берегу Волги и лишь потом перенесли на своё нынешнее место. Такая вот петрушка.
4. Энгельсом город тоже стал не сразу. До 1914-го он назывался Покровской Слободой, а после этого и до 1931-го - Покровском. Последнее название до сих пор используется в быту и общественной жизни, как Кёнигсберг в Калининграде, Симбирск в
Ульяновске, Богородск в
Ногинске и Вятка в
Кирове.
5. Исторически Покровск не был спальным придатком Саратова, а являлся вполне самодостаточным торговым городом. В первую очередь, конечно, кассу делала соль, ради которой его и основали, но выгодное местоположение позволило местной торговле стать успешной и в других товарных областях.
6. Несмотря на нешуточную зажиточность и неплохое развитие, городом Покровск стал только в 1914-м. А уже в 1922-м его назначили столицей Автономной области немцев Поволжья, отобрав этот статус у Маркса. И хоть Маркс исторически имел куда большее отношение к немецкой автономии, наиболее яркие её следы остались здесь, т.к. на раннесоветский период пришлись самые амбициозные и масштабные стройки бывшей республики, а столицей её в этот период являлся именно Энгельс. В частности, нынешнее правительство Энгельсского района заседает в грандиозном Доме Советов АССР Немцев Поволжья (1900). Хотя предназначалось это здание, по сути, для администрации целого региона, а не отдельного района:
7. В сквере перед администрацией - камень на месте, где планируется установить памятник Альфреду Шнитке, известному композитору немецко-еврейского происхождения, родившемуся и первые 9 лет прожившему в Энгельсе:
8. В бывшем хлебном амбаре начала XX-го века разместился государственный исторический архив немцев Поволжья:
9. Стена вокруг этого знакового здания украшена детскими рисунками ко Дню Победы. Двусмысленность какая-то получается. Победили-то Германию, и в свете той войны немецкий народ проявил все свои мягко говоря худшие качества. А тут вроде наоборот - гордятся немецким наследием города и региона. Понятно всё: и то, что поволжские немцы к СС прямого отношения в большинстве своём не имели, и гордость за Победу, и существующее в нашем менталитете преклонение перед сегодняшней Германией из-за её уровня жизни, из-за чего в свою очередь возникает такой интерес к теме немцев Поволжья. Но разнести-то можно было по разным местам немецкий архив и праздничные иллюстрации?
10. Довершает картину памятник российским немцам - жертвам репрессий в СССР, расположенный здесь же. При его открытии в 2011-м году разразился скандал. Судя по всему, наше общество так и не определилось, как относиться к немцам, в том числе и российским.
11. Вдоль площади Ленина сохранился ряд старинных домов. К немцам они не имеют отношения: построены они были ещё до переноса столицы в Энгельс, так что фамилии их первых владельцев чаще русские. Вот дом купца Петрова. В 30-х годах в нём размещался ЦИК и Совнарком Республики Немцев Поволжья, а сейчас здесь - центр немецкой культуры:
12. В усадьбе Ухиных сегодня размещается картинная галерея:
13. От немецкого периода - техникум 30-х годов. Расположен он вплотную к Дому Советов, но уже на Театральной улице, уходящей от площади Ленина перпендикулярно:
14. Театральная является пешеходной. Трудно сказать, зачем и кому это нужно. На ней нет каких-то особых шедевров архитектуры, она никак не благоустроена, чтобы соответствовать современному пониманию "пешеходной улицы". Вроде бы это дань традиции: исторически Театральная действительно была городским променадом. Конечно же существуют проекты по превращению её в "местный Арбат", но пока на бумаге.
15. Открывает её очень интересный дом, состоящий из двух разных частей, будто слепленных воедино. Угловая часть в стиле конструктивизма построена в 30-х, видимо при немцах. В сети он часто упоминается как "Доходный дом", что довольно странно. Конструктивистский доходный дом - явление крайне редкое. Да и возможен ли был такой функционал у здания в СССР?
16. Вторая его часть, уходящая вглубь Театральной, больше похожа на сталинку. Эта догадка отчасти подтверждается тем, что в некоторых источниках дату постройки дома указывают 1942-м годом, а не 1930-ми. Возможно, правильны обе даты, просто относятся к разным частям здания, одну из которых пристроили позднее:
17. Ожидающие увидеть в немецком Поволжье классические домики с черепичными крышами будут несколько разочарованы. В существенно поникшем облике они сохранились лишь точечно, на просторах Саратовской и Волгоградской областей, да и было их тут совсем немного. А вот распознать в этой, как скажут многие, совковой коробке немецкую архитектуру довольно непросто. Тем не менее, это Немецкий театр времён столичного статуса Энгельса. Основные парадные здания того периода строились в начале XX-го века, и облик имели соответствующий своему времени. Сейчас тут - театр оперетты:
18. Более того, основным архитектурным стилем немецкого периода в Энгельсе был конструктивизм, причём весьма недурный:
19. Стоит отойти от парадных проспектов центра, и мы погружаемся в мир дореволюционных особнячков. Они здесь не столь вычурны, как, например, в
Новочеркасске, но всё равно приятны:
20. Впрочем, на них вовсю наступают многоэтажки. Энгельс как, по сути, часть Саратова застраивается и разрастается стремительными темпами.
21. Возвращаемся на Коммунистическую улицу, параллельную площади Ленина. Ещё один особняк донемецкой эпохи. На аттике можно разглядеть что-то наподобие герба с буквами "ФНК". Вероятно, осталось от первых владельцев.
22. И ещё один, тоже с гербом - дом Самойловой 1892-го года:
23. Визуально очень яркое и запоминающееся место - район пересечения Коммунистической с пл. Свободы. Один из старых особняков занят баром, который в силу наличия собственной пивоварни гордо окрестил себя "пивным заводом". Внешний вид его явно отсылает к Германии, хотя на барельефе изображён судя по всему украинский вол с тележкой соли. Непонятным остаётся только его изначальный облик. Готов предположить, что такой крыши с башенками у него не было:
24. К соседнему уже современному многоэтажному дому пристроено кафе "Телега" примерно в той же стилистике. Я в нём даже пообедал. Сочетание "цена-качество" там убойное: дёшево и довольно вкусно.
25. Во дворе кафе - трамвай, используемый как веранда. Сделан он из снегоуборочного (!) вагона, списанного из Саратова, так что винтажный стиль тут - просто декорация. В Энгельсе трамвайной системы никогда не было.
26. Напротив - очередной дореволюционный дом с изуродованными окнами. Ну и без любви к родному Энгельсу никак. Повсеместно в Саратовской области плакаты и архитектурные формы неистово признаются в любви своему городу, словно компенсируя недостаток реальной к ним привязанности. В Энгельсе, правда, в меньшей степени. Он показался самым ухоженным и уютным городом области, даже лучше Саратова, как это ни парадоксально. И многие действительно это признают: город-спутник областного центра смотрится достойнее. Возможно, всему виной былая столичная стать?
27. Хоть изначально Покровск и поднялся на торговле солью, со временем её роль в экономике города снизилась. Зато, как и в Саратове, началась зерновая лихорадка. Роскошное здание энгельсского ЗАГСа - не что иное как хлебная биржа, одна из важнейших в стране на рубеже XIX и XX-х веков:
28. Теперь пересечём площадь Свободы (которая на самом деле является широким и протяжённым проспектом) и попадём в детский парк. Его открывает редкий и стильно оформленный памятник "Крупская и дети пионеры - герои", установленный в 1972-м к 50-летию пионерской организации:
29. Если пройти парк насквозь, то выходишь к главному храму города - Троицкому, 1825-го года постройки. В Энгельсе-Покровске было немало и других старинных храмов, подчас куда более красивых и крупных, но все они не пережили ранних лет советской власти.
30. Одно из самых ярких зданий немецкой эпохи - кинотеатр "Родина". Вроде и привычная сталинка на вид, но барельефы на фасаде необычные. Считается, что слева от центра изображены собирательные образы украинцев, справа - немцев:
31. На площади у кинотеатра стоит вот это круглое нечто. В интернете значится как бар, на красивой позднесоветской вывеске написано загадочное слово "video" (видеосалон?). Впечатляющий привет из 90-х, даром что уже закрыт.
32. Перед зданием школы-интерната сохранилась скульптура пионеров с флагом. Она установлена на месте памятника Сталину, а сама школа построена в 30-х годах немцами. Существуют архивные фотографии тех лет, где на фасаде слово "школа" было написано по-немецки - "Schule". Сегодня здание выглядит не очень интересно.
33. Республиканский Дворец пионеров и школьников открыт в 1940-м, чуть более чем за год до конца существования Республики. Сейчас называется "Центр развития творчества детей и юношества":
34. Далее по площади Свободы мы добираемся до сквера им. Льва Кассиля, в котором ему установлен креативный памятник под названием "Фантазёр". Он тоже родился в Покровске. Более того, в этом городе происходит действие его самого знаменитого произведения - "Кондуит и Швамбрания". В детстве у меня была эта книга, но я по-моему её даже не читал. А вот прилагавшуюся к ней красочную карту выдуманной страны затёр до дыр. Возможно, именно ей я обязан любовью ко всяческим картам и схемам, впоследствии толкнувшей меня к путешествиям.
35. За сквером - мрачноватое здание Покровской мужской гимназии начала XX-го века. В нём учился Лев Кассиль. Сегодня это - т.н. старый корпус Энгельсского технологического института, который в свою очередь является подразделением
СГТУ.
36. В ста метрах от памятника находится дом-музей писателя. В нём он жил в 1918-1923-х годах:
37. Помимо того, что Энгельс выглядит лучше Саратова, существуют наполеоновские планы по его дальнейшему улучшению.
Целый сайт посвятили его стратегии развития, на вид очень даже соблазнительной. С чем связано такое внимание к этому городу? Саратов уже не подлежит восстановлению, или немецкое лобби работает?
38. Дом Горкомхоза, заставший депортацию немецкого населения, в июле хотели расселить и снести. Место очень бойкое: у главной дороги, напротив большого ТЦ, рядом с новыми высотками. Жильцы, естественно, были против. В сентябре ситуация изменилась: его отнесли к объектам культурного наследия. Я уже и в постах про Саратов, и в рассказе про Маркс подмечал, что жизнь в регионе кипит. С моей поездки прошло всего полгода, но при написании постов я постоянно натыкаюсь на информацию о каких-то переменах, значимых событиях, происходящих там.
39. Железная дорога в Энгельсе есть, но без пассажирского движения. Это конечный пункт небольшой тупиковой ветки, ответвляющейся от идущей на Казахстан магистрали. Казалось бы, откуда здесь такой солидный вокзал? А это тоже осколок былого купеческого величия Покровска-Энгельса. До постройки ж/д моста через Волгу станция "Покровск" находилась на "главном" ходу. Гружёные товарняки из Азии доходили до неё, а на противоположный берег, в Саратов, их переправляли паромами, либо зимой по льду. Даже сейчас заметно, что пути от станции Покровск в месте примыкания к сегодняшней магистрали имеют скругление в направлении Казахстана, а не Саратова. До 2000-х сюда ещё ходили пригородные, но не из Саратова, т.к. путь туда выходит огромным крюком, а из Анисовки - станции, где ветка на Покровск и начинается.
Перед вокзалом стоит памятник почему-то Калинину:
40. Станция, кстати, и сегодня называется "Покровск-Приволжский". Уже и Горький со Свердловском переименовали, а тут аж имперское название сохранилось. У поворота к вокзалу можно увидеть паровоз на постаменте. Станция "Покровск" когда-то была составной частью легендарной Рязано-Уральской железной дороги, на которой работали такие локомотивы:
Центр Энгельса мне понравился. Немецкий конструктивизм и русская классика неплохо сочетаются, образуя довольно атмосферное место. Забегая вперёд скажу, что и весь город в целом мне также пришёлся по душе. В нём присутствует сильная мешанина архитектурных стилей, да и вообще он очень пёстрый, но это свойственно всем городам-спутникам. По уюту же и ухоженности он опережает Саратов, если не считать пешеходные зоны последнего. Вот в следующий раз и посмотрим на спальные районы Энгельса и их достопримечательности. Как ни странно, интересных мест в Энгельсе даже без исторического центра наберётся поболе, чем в Химках или Подольске.