Покидая Саратов, глядя на его районы, через которые проезжает поезд, я мучился вопросом: что не так с этим городом? Настроение было безвозвратно испорчено последними двумя днями путешествия, когда наряду с поездками по городам Саратовской области, я изучал окраины областного центра. И ведь я даже не залезал ни в какие сильно глухие места, в частный сектор не совался. А грязи, разрухи и необустроенности насмотрелся столько, что все положительные впечатления от парадного центра, показанного в прошлых четырёх частях, сошли на нет. В этом посте - фрагменты того, что предопределило моё в целом негативное впечатление от Саратова.
1. Начнём с того, что у меня не было даже близко цели найти что-то подобное специально. Догадываюсь, что в Саратове есть трущобы, куда более злачные и жуткие, чем всё, что я здесь покажу. Но я к ним и не приближался. У меня был список интересных мест на окраинах города - церквей, памятников, парков. И я решил, как и в любом другом городе, их объехать. Но как только я оказался за условной границей центра города, все прелести непарадной саратовской жизни почувствовал на себе.
Барельеф на стене бывшего станкостроительного завода. Изображены, очевидно, трудовые будни предприятия:
2. Посмотреть все эти, в общем-то, многочисленные интересности саратовских окраин без отрыва от жутких инфраструктурных условий невозможно. Даже если не глядеть по сторонам, то всё равно посредством тряски и подпрыгивания почувствуешь на себе жуткое состояние дорог Саратова. Если в центре асфальт ещё более-менее, то на окраинах и во дворах ездить можно только с абонементом в автосервис. Особенно умилила Bentley, рассекающая по Заводскому району Саратова. Интересно, где хозяин будет чинить подвеску?
Тематическая инсталляция на фасаде колледжа радиоэлектроники:
3. У его стен - бюст П.Н. Яблочкова, имя которого носит колледж. Изобретатель первой русской лампочки родился и значительное время прожил в Саратовской губернии:
4. Нетривиальная достопримечательность задворок саратовского центра - бывшая шоколадная фабрика братьев Миллер. Посмотреть на неё можно либо из двора, либо с территории автомойки:
5. Двор, из которого я смотрел на фабрику, совершенно неожиданно оказался интересен сам по себе. Безотносительно его общего удручающего состояния, характерного для подавляющего большинства саратовских придомовых территорий (хотя факт уборки радует), он примечателен наличием большого количества необычных скульптур. Вот так случайно я забрёл в рядовой двор - а там гномы какие-то, демоны, Прометей, сказочные персонажи. Оказывается, в 80-х здесь жил скульптор-самоучка, который его и украсил. Сегодня этого человека уже нет в живых, как и многих его творений, разрушенных временем и людьми.
6. Скульптура глобуса во дворе одной из школ:
7. Дом-музей известного саратовского художника Борисова-Мусатова. Был закрыт вместе с территорией, подойти ближе оказалось невозможным:
8. Памятник "Героям фронта и тыла" в виде самолёта Як-3 установлен в центре Заводского района, у бывшей территории Саратовского авиационного завода, уничтоженного в постсоветские годы. Когда-то на нём производили "Яки" и даже пытались создать уникальный аппарат "ЭКИП", один из двух собранных экземпляров которого мы видели
под Черноголовкой. Яркий ТЦ на заднем плане - это один из корпусов бывшего завода. Даллес со своим пресловутым планом был бы доволен...
9. На самом краю Заводского района, близ подшипникового завода, - довольно красивый современный храм Всех Святых:
10. Бюст М.И. Калинина в маленьком сквере у главной артерии Заводского района - проспекта Энтузиастов:
11. Очередной (один из нескольких десятков в Саратове) памятник Ленину, в сквере на стыке Заводского и Октябрьского районов. За ним - ещё один Ашан, точно так же расположившийся в цехе закрытого завода, на сей раз - метизного (опять Даллес торжествует!). Когда-то завод носил, как и многое в стране, имя вождя революции. Ленин был даже удостоен звания почётного рабочего этого завода. По этому случаю и памятник.
12. Через дорогу - монумент "Защитникам саратовского неба". Хоть линия фронта до Саратова и не добралась, немецким бомбардировкам он подвергался, особенно, по понятным причинам, - Заводской район, где, в том числе, в показанном выше Ашане делали истребители Як-1 и Як-3. Данный памятник установлен на месте гибели зенитного расчёта, оборонявшего город:
13. Рядом, как ни удивительно, историческая церковь - Казанская, 1905-го года. Правда с учётом того, что с 1923-го по 1994-й она была детским садом, в её внешнем виде сложно угадать что-то дореволюционное:
14. В центре Заводского района, в Заводском сквере, вопреки его суровой рабочей направленности, появился объект современного искусства, да какой! Скульптура-фонтан "Диалоги о Саратове" в обществе была встречена неоднозначно, даром что не в центре расположена. Большинство разглядели в ней не диалог, а страстный поцелуй двух мужчин. Некоторые видят в этом тенденцию: в дополнение к
памятнику на набережной, это уже вторая заметная скульптура в городе, намекающая на однополую любовь. Самое забавное, что визуально памятник довольно неплохой, и где-нибудь в Брюсселе, которым вдохновлялся скульптор, был бы воспринят, наверное, вполне тепло. Но это не Брюссель, а Спарта Заводской район Саратова. Здесь за два года головы исписали матом, встроенные фонтанчики и часы сломали, а чашу завалили мусором.
15. Железнодорожный узел Саратова впечатляет своими масштабами. По идее, во многих крупных городах есть и более внушительные ж/д комплексы, но, видимо, здесь он так вписан в город, что его можно разглядеть с самых интересных ракурсов. Особенно хорошо поглазеть на всю эту мощь с пешеходного путепровода на станции "Саратов-2". Тут можно увидеть депо, тепловозы, манёвры локомотивов в реальном времени - всё как на ладони (а при этом где-нибудь ретивые охранники запрещают фотографировать вокзалы). Также с моста видны паровоз-памятник, расположенный на территории депо, и шикарная водонапорка, которую зачем-то обложили понизу какими-то сараями. На красном здании справа от башни заметен "серп-и-молот", будто нацарапанный подростками на стене:
16. В центре Саратова сохранились сотни старинных особняков. Я посвятил им
первую часть рассказа. Во многих из них до сих пор живут люди, а состояние домов бывает абсолютно разным. Дворы, фасады и ворота подчас весьма живописны. Для таких домиков, расположенных в центре, подчас очень актуален вопрос блокировки казалось бы неиспользуемых ворот. Почти на каждых есть угрожающая или умоляющая надпись с просьбой не парковаться:
17. Кое-где, впрочем, парковаться уже некому:
18. Хотя теоретически тут тоже могут всё ещё жить:
19. Вот здесь, видимо, точно живут. Глядя на десятки маленьких и больших улочек центра Саратова аж слюной можно подавиться при мысли, как этот город будет выглядеть, если всё это благоустроить хотя бы до уровня большого прогулочного кольца.
20. Иные дворы Саратова так и хочется назвать каким-нибудь нелестным термином. Это только на фото выглядит атмосферно. На деле там неуютно, и идти вглубь хоть и интересно, но совсем не хочется:
21. Крыльцо построили над лестницей. Ни об удобстве, ни тем более об эстетике никто не думает:
22. Основной версией происхождения названия города является тюркская: на языках этой группы "сары тау" означает "жёлтая гора". Т.е. город назвали в честь Соколовой горы, где сегодня находится
парк Победы. Так вот, гуляя по здешним окраинам, город хочется именовать именно Сары Тау: что-то пыльное, азиатское подходит ему гораздо больше, чем европейское "Саратов". Саратов он в центре, а по окраинам - Сары Тау.
23. А когда-то этот дом был оригинальным и наверное даже красивым:
24. Кое-где сохранилась бытовавшая ранее традиция писать фамилии жильцов на почтовых ящиках:
25. То были осколки частных домов и старого города в запущенном виде. Но ведь большинство горожан живут в многоэтажках спальных районов. Как там? Пешеходную дорожку вдоль дома выложили плиткой аж в три широченных ряда, зато их прерывает разбитый и грязный въезд во двор, который видел свой последний асфальт, наверное, ещё в составе другой страны:
26. Почти все спальные районы, что я видел в Саратове, выглядят примерно так. Поребрик здесь - вымирающий вид. Газоны (а вернее просто незаасфальтированные куски земли) плавно перетекают в дороги, и заезжающие на них автомобили и ветер разносят грязь по городу:
27. Судя по найденной информации, так в Саратове было всегда: на центральных улицах богатые купцы строили вычурные особняки и соревновались в украшательстве города, а по окраинам были рассыпаны бесконечные серые избы, лачуги и бараки. Такое ощущение, что принцип устройства спустя века не изменился.
28. Частный сектор не лучше. За забором можно создать свой собственный персональный рай, но до него ещё нужно будет добраться. Это я только с магистральной улицы заглянул. Вглубь, ясное дело, не залазил.
29. Шины эти дурацкие вид портят. Хотя нельзя не признать, что в отсутствие бордюров они хотя бы защищают газон. В Москве я их наверное с 2000-х не видел. Ладно какой-нибудь глухой городок у железной дороги, но Саратов - огромный промышленный центр, без пяти минут миллионник:
30. Коммерсант позаботился о небольшом клочке земли перед своим магазином. Но за цветным заборчиком всё равно начинается типичный Саратов:
31. Вполне действующие трамвайные пути. Не центр, но оживлённая магистральная дорога, по которой, кстати, проходит путь в элитное Октябрьское ущелье:
32. Легально перейти улицу не получится. Зебра мало того что упирается в гармонично вписанный в тротуар люк, так ещё и последний метр дороги, примыкающий к бордюру, покрыт слоем густой скользкой грязи. Если не упадёшь, то обувь измажешь капитально:
33. Лет десять назад Саратову ставили в вину в первую очередь замусоренность. Говорят, из-за спора хозяйствующих субъектов мусор не вывозили месяцами, город в нём тонул. И хотя сейчас на улицах ещё можно встретить обёртки и бутылки, катастрофа всё же миновала. Более того, видно, что с ней начали, как у нас водится, бороться с небывалым рвением. Количество мусорных баков на улицах Саратова огромное, причём большинство - новых. Явно это была одна из попыток решить вопрос с отходами. Наверное, в данном вопросе лучше перебор, чем недобор. Хотя концентрация их всё равно удивляет:
34. Встречаются контейнеры и для раздельного сбора мусора, как на кадре выше, и даже для макулатуры. В России, видимо, чтобы какую-то проблему начали решать, она должна приобрести масштабы стихийного бедствия. Недаром Саратов вошёл в
пилотный проект по благоустройству российских городов. Видимо состояние дворов и улиц, что я показывал выше, дошло до той степени, когда исправить что-то можно только федеральной программой или всесоюзной стройкой.
35. Покраска фасадов по-саратовски. Это даже не "потёмкинская деревня": обе части находятся со стороны улицы и их прекрасно видно. Обе части облезлые, только разных цветов:
36. Зато велопарковки и прокат в городе вполне действующие и полноценные. Не какие-нибудь пара точек для галочки, как это часто бывает в нашей провинции:
37. А ещё Саратов просто переполнен модной инсталляцией в виде галочки "Я люблю Саратов". Непосредственно городу посвящено штук пять только в центре. Есть вот признание в любви местному ВУЗу:
38. Более того, в каждом районе есть по несколько инсталляций, посвящённых непосредственно ему. Какое-то бестолковое расходование ресурсов при том, в каком состоянии находится город.
39. Есть в Саратове, конечно, и богатые кварталы. Как правило они ближе к Волге, если не считать Октябрьского ущелья. Тут сразу и асфальт хороший, и бордюры, и сами дома поприличнее:
40. Есть и неплохие на вид дома в обычных районах, где разбитые дороги и лужи. Хотя возможно их единственное достоинство в том, что они новые.
41. А ещё Саратов - город детских площадок. Тысячи их. Все новые, красивые, затейливые, разные. В Москве столько классных игровых площадок нет. Бывает, в саратовском дворе лужи, грязь, мусор, а по центру - великолепная детская площадка. До неё только добраться нужно, не увязнув в месиве. Плотность площадок тут такая, что, кажется, и детей-то столько в городе нет. Зачем их делали? Если дворы всё-таки будут капитально приводить в порядок, новенькие площадки придётся демонтировать, хотя бы временно.
42. Доходит до абсурда. Одну из новых детских площадок установили в непосредственной близости от памятника погибшим в Великой Отечественной. Теперь дети играют около огромной винтовки. Прекрасный сюжет для СМИ одной соседней страны: дескать, российских детей с детства приучают к оружию.
43. Вот вроде бы провели какое-то благоустройство: дорожки проложили, мусор убрали, поручни сделали какие-то, для инвалидов, видимо. Детскую площадку, опять же. А часть сквера оккупировали автомобилисты из близлежащего дома и колёсами машин превратили газон в грязную кашу. Столбики надо было ставить что ль какие...
44. Саратовский планетарий по счастливой случайности всё ещё жив и функционирует, но часть здания уже занимает автосалон:
45. Мимо проезжает трамвай. Вспышка. Дым. У трамвая оторвало токоприёмник. Минут десять после этого двери не открывались и люди не могли выйти. Само собой, линия встала почти до конца дня:
46. В лучшем саратовском ТЦ по столичным традициям выставлены новые авто. Не то в качестве рекламы, не то - приз в каком-либо конкурсе. Но здесь предлагается не какая-нибудь сопливая иномарка, а УАЗ Патриот. Видимо, для дорог Саратова и области что-то иное предлагать нетактично.
Удивительно, что при огромных размерах унылой жилой части и небольшом (относительно площади всего города) центре, из шести моих рассказов о Саратове четыре были полностью посвящены красивым и аккуратным местам. Тут всё дело в концентрации интересных объектов: в центральной ухоженной части города сосредоточено процентов 90 всего, что может привлечь туриста. На остальной же территории Саратова, пусть она и больше центра в несколько раз, всё довольно однообразно. Для составления общего впечатления достаточно пары десятков фото.
Дабы не заканчивать рассказ на такой минорной ноте, в последней части покажу разрозненный набор саратовских достопримечательностей и видов, не вошедших в предыдущие главы. Разрухи больше не будет.