Есть в России национальные республики - иные декоративно-номинальные, где титульный народ редок и кучкуется по окраинам.
Иные напротив, с буйством национальных нравов - как
национальные вотчины Кавказа или
Тыва.
А вот Калмыкия занимает странный статус - это единственная буддийская территория Европы, а за вычетом
европейского Казахстана - и единственная монголоидная.
Здесь мало древних рукотворных артефактов, но то, что попадаешь в национальную республику - это видно сразу
Характерные крыши-пагоды, хурулы
И, конечно-же, обилие своих лиц - с заметным этническим преобладанием
Всё вкупе - сразу начинает напоминать какую-нибудь из азиатских стран -
Монголию больше всего, или что-то из Китая. Начинаешь ожидать соответственного
Но как только подключаешь слух, получаешь легкий огорашивающий эффект - полная доминанта русской речи.
Калмыкский язык на слух не слышен вообще. Даже вывесок, и тех почти нет.
А калмыки причем на русском говорят удивительно чисто - без частого для монголоидов гортанного призвука. Закрыв глаза - никогда не определишь разрез глаз говорящего.
Странный эффект - оказаться посреди степи, в непонятном монголоидном краю, со своей эстетикой, все обитатели которого, вместе с тем, совершенно понятны и предсказуемы.
Калмыки - не русские, но калмыки махровые россияне.
По бытовому поведению, разговору, укладу жизни калмыки ничем не отличаются от среднетемпературного по больнице жителя какой-нибудь Воронежской области или Волгоградской.
Ну а то, что ходят в хурул, да вместо крестного знамения осеняют себя сложенными ладонями, а не крестом - ну что, мало чтоль на свете чудиков?
Как в любом кочевом краю,
традиции градостроительства корни имеют недлинные - всё новодел
Часть относительно (сугубо относительно) центральных районов, а по краям Элиста пошла прирастать микрорайонами - а зацепок на них так мало, что и называются они по номерам.
9-й микрорайон - один из самых новых.
Но если хочется уловить особое настроение этих мест - вполне подходящий и выразительный
Скорбный памятник репрессированным, товарный вагон, подобный тому, в каких калмыков высылали некогда на чужбину
Первым делом строится буддийская ступа - и лишь потом дома-высотки
В Элисте постоянно пытаешься примерить себя в окружающую действительность, и Калмыкия воспринимается абсолютно двойственно - если это еще один российский регион, почему он столь культурно обособлен?
А если это национальная республика, то как она при всей культурной особенности так просто впаялась в российский быт?
Интересная догадка рождается, но из российских народов, номинально исповедующих буддизм, калмыки единственные, кого поворачивается язык назвать настоящими буддистами. Они очень в своем буддизме органичны - в противовес, скажем, тем же тувинцам - по факту полными
шаманистами.
Калмыки построили свою странную, лишенную броских ориентиров, но очень узнаваемую республику - возможно на буддийском всепримирении.
Впрочем, чем славна степь, и чем отличен кочевник от земледельца - в степи, когда горизонт во все стороны, людей нет, а просторы такие, что хоть день и ночь на коне скачи - собрата не увидишь, в степи совсем по иному относишься к любым вопросам соответствия. Нет границ, и всё быстро растворяется в вечности. Или нирване - тут уж кто во что верит, тому по вере его и воздается.
А в Элисте, даже не самом крупном городе республики, а единственном населенном пункте республики, который можно назвать городом, степь не отпускает и городского жителя - никогда и нигде.
Потому что даже поселившись в новом доме, в каком-нибудь 9-м микрорайоне - бросаешь взгляд в сторону, а недвижная великая степь расстилается прямо за окнами. И пропадают под ногами тропинки.
И тут же забываешь, зачарованный, пред оком степи всё, что хотел сказать.
И я вот тоже забыл.