Первые годы моей жизни прошли в районе рядом с Северным речным вокзалом Москвы, и в детстве мы с родителями или бабушками-дедушками частенько ходили на его причалы смотреть на отплывающие корабли. Любовь к этому месту и привычку иногда бывать там я сохранил и после переезда, и в юношеском возрасте у меня оформилась мечта когда-нибудь отплыть от Речного вокзала в круиз на большом теплоходе. Неделю назад эта мечта частично осуществилась - я совершил прогулку по каналу имени Москвы на настоящем круизном лайнере. В этом посте вас ждут красивые вечерние виды подмосковных водохранилищ, впечатления от прохождения шлюза и рассказ и о том, как меня сняли с корабля с формулировкой «за курение на палубе». :)))
Теплоход, на котором мы отправились в это мини-путешествие - четырехпалубная «Княжна Анастасия» компании «Мостурфлот» - у причала Северного речного вокзала.
«Княжна Анастасия» уже второй сезон работает как лоуостер. Здесь действует тот же принцип, что у авиакомпаний-лоукостеров: базовая цена максимально снижена, но набор включенных в нее услуг ограничен - остальное можно получить за дополнительную плату. Видите этих людей на фото? Они плывут на палубе, потому что сэкономили на месте в каюте. :))) Шутка, конечно. Отказаться от каюты на «Княжне Анастасии» нельзя, а вот от питания (полностью или частично) и экскурсионной программы - можно.
Судно «Княжна Анастасия» так называемого 302-го проекта было построено в 1989 году в ГДР и раньше носило имя Николая Баумана.
В 2009 году его переименовали в память об Анастасии Николаевне Романовой - одной из дочерей Николая II, растрелянной со всей царской семьей в 1918 году. Одну из палуб теплохода украшают ее портрет и фотографии других членов монаршьей семьи.
Основные палубы «Княжны Анастасии» выглядят примерно так.
Наверху находится так называемая солнечная палуба с шезлонгами и столиками на открытом воздухе.
Северный речной вокзал, которым можно было полюбоваться с солнечной палубы до отплытия теплохода, открылся в 1937 году, вместе со всем каналом, связавшим Москву с Волгой. Об этом здании можно было бы сделать отдельный пост - рассказать о звезде, перенесенной на него со Спасской башне кремля, о выдвижном шпиле, о майоликовых «тарелках» на фасаде. Жаль только, что, несмотря на периодически озвучиваемые планы по реставрации вокзала, этот памятник архитектуры приходит во все более запущенное состояние и уже давно огражден не шибко эстетичным забором.
Причалы Северного речного вокзала.
Тушинский берег через стеклянную дверь «Княжны Анастасии».
Теплоход отплыл так плавно, что, занятый фотографированием, я этого даже не заметил. :)
Административное здание Северного речного порта.
И его краны.
С удивлением для себя обнаружил, что с воды можно сделать кадр, в который поместятся и Северный речной вокзал, и башни Москва-сити. Когда я в последний раз катался здесь на кораблике (маленьком прогулочном, а не большом) небоскребы еще, наверное, только начинали строить.
За зданием коньячного завода «Кин» обнаружился симпатичный бизнес-центр River City, архитектура которого, как мне кажется, выдержана вполне себе в портовой стилистике, но только не в московской, а в какой-нибудь английкой и голландской.
А вот здание стоявшего рядом портхладокомбината уже разрушили. Были сообщения, что на его месте собираются построить новое жилье, которого вообще-то и так немало на многострадальной Ленинградке.
Левобережный пляж, на который мы ходили купаться в детстве, гостиница «Союз» и спасательная станция (справа налево).
Мы миновали мосты Ленинградского шоссе и МКАД...
И плывем мимо «Арены Химки». К ней примыкает башня бизнес-центра, который сохранил название старого стадиона, стоявшего на этом месте, - «Новатор». Говорят, на его крыше располагается футбольное поле.
Рядом с футбольным стадионом - баскетбольный центр «Химки».
Вот позади остался и мост Октябрьской железной дороги, соединяющей Москву и Санкт-Петербург.
Теперь слева по курсу у нас Химки...
А справа - Долгопрудный. Оказалось, что здесь вдоль канала устроена очень приятная прогулочная зона.
Примерно отсюда начинается участок канала, который называется Глубокая выемка. Ее глубина составляет 22,5 метра.
Периодически по берегам встречаются сооружения заградительных ворот, которые позволяют перекрыть канал, выключив его часть из общей системы, - это нужно на случай катастроф или проведения каких-то работ. Эти ворота имеют номер 73.
На заднем плане фотографии просматривается малопримечательный мост печально знаменитой своими конскими тарифами трассы М11.
Изгибы делают канал очень живописным.
На канале довольно оживленное движение. Правда, больших теплоходов мы больше не видели, но прогулочные кораблики разных форм и расцветок встречались частенько.
Попадались и интересные маленькие суда, в том числе военизированные. :)
Вдоль канала было много отдыхающих, жаривших шашлыки, решивших использовать редкую нынешним летом хорошу погоду для того, чтобы провести время на свежем воздухе. Кто-то, видимо, рассчитывал пожарить на мангале то, что поймает. :)
За окружающими красотами, кстати, необязательно наблюдать с палубы или из окна каюты. Помещения в носовой и кормовой части судна отданы под общественные пространства: библиотеку, кафе-бар, детский клуб и так далее.
Вот так, например, выглядит библиотека с читальным залом.
За окном тем временем продолжа.т проплывать всякие красоты и интересности. Это, например, часовня Новомучеников российских в водно-спортивном центре «Авангард» в районе Хлебниково.
Хлебниковский мост Савеловского направления МЖД.
Долгопрудный оказался очень долгим городом. :) Мы плыли вдоль него, наверное, около часа.
Не знаю, каково жить здесь обычным людям, а вот тем, кто может позволить себе яхту или катер, должно быть удобно - водные стоянки расположены под боком.
Наконец, после Долгопрудного и моста Дмитровского шоссе перед нами раскинулось во всю свою ширину Клязьминское водохранилище.
Не знаю почему, но пейзажи с баржами нравятся мне даже больше видов с круизными теплоходами. :)
Это местечко называется база отдыха «Троицкое».
Местная достопримечательность - искусственная скала с псевдомаяком.
Свое имя это место получило в честь Троицкого храма, который был построен в камне в начале 18 века (колокольня - на полтора столетия позже).
Кому-то повезло иметь коттедж на берегах водохранилища...
Или хотя бы домик при водной стоянке.
А кто-то путешествует по водным просторам прямо со своим жилищем. :))) Хотя скорее всего, это, конечно, плавучая баня.
Живописный вид с (если я правильно идентифицировал по карте) Жостовским карьером.
Село Витенёво с современным деревянным храмом (старый каменный был разобран при строительстве канала) и причалом. Когда-то сюда ходили с Речного вокзала «Ракеты», но, говорят, последние суда на подводных крыльях в Москве уже списали.
К моменту нашего выхода в Пестовское водохранилище солнце перешло в предзакатный режим.
Настало время подкрепиться. :) Ужин состоял из овощного салата, мяса по-французски с картофелем, чаем с десертом и приятным видом из окна. :) Было вкусно и красиво! То был стандартный ужин туристов, включивших вечернюю трапезу в выбранный турпакет. Как я уже говорил, от питания, включенного в стоимость круиза, можно и отказаться - полностью или частично. Впрочем, в этом случае у вас всегда сохранится возможность подкрепиться на борту, самостоятельно выбрав блюда на линии раздачи. К примеру, стоимость горячих блюд на ней варьируется от 140 до 230 рублей.
После ужина на «Княжне Анастасии» устроили учебную тревогу - все пассажиры должы были надеть спастельные жилеты, проверить работоспособность свистков и расположиться для проверки у своей каюты. На корабле, кстати, плыло 300 туристов - не было ни одного свободного места. Директор Владислав Хасиков - полный килограммов обаяния и харизмы мужчина, который мог бы запросто зарабатывать на жизнь стендапом, - рассказал нам, что даже ему не досталось отдельной каюты и он делит жилище с кем-то из коллег. Еще Владислав пообещал устоить тем, кто халатно отнесся к учебной тревоге - например, вышел из каюты, просто держа жилет в руках, - отдельную проверку, ночью. Мол, не научились с первой попытки - будем делать работу над ошибками. В общем, стендапы стендапами, а с безопасностью директор не шутит.
Тем временем наш теплоход подошел к первому на своем пути шлюзу. Всего, до попадания в Иваньковское водохранилище на Волге, кораблю нужно пройти шесть шлюзов, которые опустят его в общей сложности на 38 метров.
Слева от шлюза расположена электространции «Икша-I» с плотиной.
Сам шлюз носит номер 6 (нумерация ведется от Иваньковского водохранилища) и находится прямо напротив железнодорожной станции Икша. Его сооружения выполнены в стилистике сталинской архитектуры.
Помимо скульптур входные ворота шлюза украшают памятные таблички.
После того, как «Княжна Анастасия» зашла в шлюз, задние ворота закрылись и мы начали незаметное, но быстрое снижение, которое можно было отслеживать по следам уровня воды на боковых стенках.
Примерно за 20 минут корабль опустился на 8 метров.
К сожалению, на этом программа моего маленького путешествия заканчивалась, и сразу после шлюза меня и еще несколько человек, плывших по такому же маршруту, высадили на техническом причале. Ступив на сушу, мы невольно оказались в центре всеобщего внимания, ведь за нашей высадкой с палуб с недоумением - «А что это за город?», «А что, можно было купить билет до Икши?» - наблюдала добрая половина пассажиров. Директор круиза пообещал рассказать им, что снял с теплохода тех, кто курил в неположенном месте. :)))
После этого мы отправились в обратный путь в Москву, а «Княжна Анастасия» с 300 счастливчиками на борту продолжила путешествие по маршруту Москва-Углич-Ярославль-Плёс-Кострома-Коприно-Мышкин-Дубна-Москва.