Асунсьон - Филадельфиа
Парагвай - довольно бессмысленная южноамериканская страна.
Сложно найти причину сюда приехать. Большинство туристов ограничиваются посещением плотины Итайпу, что находится недалеко от водопадов Игуасу и больше про Парагвай вообще не вспоминают.
Страна бедная, усредненно-южноамериканская и не обладает какими-либо интересными достопримечательностями. Одно хорошо - близко до водопадов Игуасу, поэтому глупо было бы сюда не заехать.
Столица Асунсьон унылая, глазу зацепиться не за что:
Барбекю делают прямо на улице
Несмотря на свою бессмысленность, у Парагвая есть одна уникальная фишка - местные очень любят пить охлажденный мате, который здесь называют "терере" (ударение на последний слог). Холодную воду в мате на континенте добавляют только здесь.
На улицах полным-полно людей с матешницами и термосами холодной заварки. В своей любви к этому напитку парагвайцы очень похожи на
уругвайцев:
Обратите внимание на форму калабасы (здесь она называется гуампа). В Парагвае гуампа вытянутая, а не пузатая как в других странах:
Рецепт терере прост: мате заливается холодной водой со льдом, а потом туда добавляются разные целебные травы, истолченные в ступе.
Травы продаются на каждом углу и это тоже исключительно парагвайская фишка:
Я купил себе на память гуампу и бомбийу. Уругвайская калабаса у меня два года назад благополучно сгнила, а парагвайская гуампа изнутри обита металлом и потому более долговечная.
Больше в парагвайской столице делать нечего, поэтому надо ехать вглубь страны.
В 460км к северо-западу от Асунсьона раскинулись поселения меннонитов.
Меннониты переехали в Парагвай из России в 1930-м году, когда стало окончательно ясно, что коммуняки не дадут им нормально жить и практиковать свою религию. При помощи американской меннонитской организации M.C.C. была куплена девственная земля на задворках страны, а парагвайское правительство приняло специальный закон, гарантирующий меннонитам освобождение от военной службы (они убежденные пацифисты) и полную религиозную свободу. Забавно, но в 18-м веке Екатерина Великая гарантировала меннонитам тоже самое, когда приглашала их в Россию...
В результате переселения центром меннонитской колонии стал город со звучным именем Филадельфия (здесь он пишется как Filadelfia).
Город хоть и является столицей своего региона, но по сути представляет из себя большое-пребольшое село, стоящее в чистом поле. Когда сюда приезжаешь, создается полное ощущение изолированности от цивилизации. При этом тут во всем чувствуется немецкая педантичность: дома простые, но красивые и аккуратные, газоны подстрижены, чистенько итд итп. Дороги разве что не везде проложены, но по всем остальным признакам - как будто ты не в раздолбайском Парагвае, а в какой-то другой стране.
Меннониты бережно хранят свою культуру и говорят на особом диалекте немецкого языка под названием plattdeutsch. В городе много церквей, библиотека с немецкими книгами, музей, магазины и даже есть один большой супермаркет.
Книжный магазин:
Почта
Музей, переоборудованный из первого административного здания колонии:
В музее много забавных экспонатов, вроде валенок, в которых приехали поселенцы из Сибири
Или сахарницы, которую купил какой-то переселенец в начале своей службы в русских лесах
Ну и все в таком духе.
Вид на Филадельфию сверху
Девушка-экскурсовод.
В городе очень много церквей. Зачем меннонитам такое их количество не совсем понятно.
Кооператив Fernheim. Его основали в 1944-м году с целью оказания услуг посредника в сфере купли-продажи для местного населения, а также менеджменте скота, строительстве и поддержке небольших предприятий в городе. Десять процентов годового дохода уходило на резервный фонд и еще десять шло на социальное страхование.
Наличие кооператива обсуловлено девизом переселенцев "Общее благо важнее личных интересов" (The common good before private interest). Взаимовыручка у меннонитов очень сильна. Скорее всего, кооператив и по сей день занимается тем же самым.
Оцените выбор немецкого пива в местном магазине (напоминаю, что Филадельфия находится в чистом поле, вдали от цивилизации):
Короче говоря, это интересное место, а учитывая то, что в Парагвае абсолютно нечего делать (в стране всего два более-менее интересных города, а все остальное - это бесконечные поля, уходящие за горизонт), в Филадельфию вполне можно сгонять на денек.
Мне кажется, что если бы меннониты решили переехать не за город, а в столицу, они бы давно построили там второй Франкфурт.