Осмотреть Владивосток совсем уж досконально мне не удалось из-за накрывшей меня там акклиматизации. Центр и основные достопримечательности увидели, а вот всякие интересности на окраинах, которые я так люблю, прошли мимо. Тем не менее, даже там, где мы успели побывать, нашлось много разной любопытной всячины. Удалённость Владивостока от центра, близость азиатских стран, уникальный для РФ климат и стратегическое расположение на берегу Тихого океана не могли не наложить отпечаток на его быт. Многие необычные, странные и забавные детали Владивостока представлены ниже. Также опишу свои не очень радужные впечатления от городской среды и некоторых её элементов.
1. Влияние Китая во Владивостоке очень заметно. Причём если раньше игра шла только в одни ворота - повальный туризм, учёба, лечение в КНР и даже переезд жителей Приморья в Поднебесную на ПМЖ - то после обвала курса рубля уже и китайцы массово потянулись в Россию. Процент населения КНР, путешествующего в РФ, ничтожно мал, но по нашим меркам это уже очень много. Владивосток - одно из редких мест нашей страны, где можно увидеть авто с китайскими номерами. Дело в том, что Китай не подписал какую-то конвенцию о дорожном движении, так что пересечение границы на автотранспорте практически невозможно за малыми исключениями. Вот тут мы как раз такое исключение имеем: в приграничных районах допускаются организованные туристические перевозки. Так что в
Хуньчуне можно встретить автобусы с российскими номерами, а во Владивостоке - с китайскими:
2. Какое-то время назад жителей европейской части России пугали "жёлтой угрозой": мол, китайцы массово переезжают на наш Дальний Восток и скоро без всяких войн его захватят. Не знаю, может где-то в глуши они скупают территорию и растят там овощи на дешёвых химикатах-удобрениях, но в городах их тут до недавних пор особо не было. Больше привычных нам гастарбайтеров из стран СНГ да местных корейцев. Дело в том, что Приморье для теплолюбивых китайцев - суровый север, а остальной наш Дальний Восток вообще непригоден для проживания. Утрирую, конечно, но суть примерно такая. В те годы, когда Приморье формально входило в состав китайской империи Цин, это был ссыльный край, где преступники, высланные из обжитой части страны, жили бок о бок с немногочисленным местным населением. Как у нас какой-нибудь Северный Урал. Сейчас же во Владивостоке китайцев действительно много, но они в основном смотрят сквозь окна туристических автобусов либо гуляют группами с гидом. Инфраструктуру в городе спешно затачивают под них, ибо они деньги платят:
3. Скупают китайцы, например, ювелирку, причём массово. В Китае она хуже и заметно дороже. Иероглифами продублированы названия доброй половины магазинов в центре города:
4. Вообще Китай не даст Владивостоку умереть. Курс рубля высокий? Значит, едем в Китай и скупаем всё что можно по дешёвке. Что в личное пользование, а что и на перепродажу. Курс рубля упал? Не проблема. Теперь на российскую дешевизну потянутся орды китайцев, которых мы уж тут обработаем и разведём на деньги, как они нас в своё время. Главное, чтобы Китай оставался по ту сторону границы.
5. Но и услуги по освоению Китая для наших граждан тоже никуда не делись:
6. Кто может - отправляет сограждан в Китай учиться. А кто по долгу службы должен здесь работать, тоже находит выход из положения. Над входом в один из местных ВУЗов растяжка предлагает "Учить китайский язык с нами". Т.е., учитывая место размещения рекламы, это, очевидно, наиболее востребованная услуга, которую может предложить местное образование:
7. Теперь о владивостокских вывесках и рекламе без китайского акцента. Как вам ювелирный салон "Золотой дождь"? Автор названия то ли не в теме, то ли обладает странным юмором.
8. Вообще PR во Владивостоке странный. Здесь нет того забавного и немного милого рекламного идиотизма, встречающегося почти везде в российской провинции и достигшего своего апогея в
Кирове. От местной рекламы не смешно, она просто какая-то странная, непонятная. Иногда задаёшься вопросом - что хотели сказать? Зачем? Остаётся только предполагать, что это проникновение китайской культуры, где реклама тоже бывает весьма специфическая. Но только там менталитет другой...
9. Тут просто без комментариев. Очень прошу прочитать этот плакат от начала до конца:
10. "Казанский храм. Приглашаем на богослужения. Когда душа просит..." - гласит растяжка на заборе храма. Мне одному кажется, что такой лозунг для церкви как-то не очень подходит?
11. "Я уеду в Приморье. Колбаса там из мяса!" - сообщает Г. Лепс едва ли не с каждого второго плаката в городе. На фото, если не видно, он стоит на фоне
аэропорта Владивостока с сумками, под завязку набитыми колбасой. Интересно, он сам об этом знает? Что удивительно, колбаса действительно отличная.
12. По городу разъезжает автобус с рекламой товаров для взрослых во весь борт. Не уверен, что это правильно. Огромная надпись "18+" только подстегнёт подростков изучить вопрос. Хотя, возможно на это и расчёт? А вообще с общественным транспортом во Владивостоке совсем беда. Я уже распылялся на эту тему в первой части. Далеко на окраинах есть одна ветка трамвая и два троллейбусных маршрута. Но это локальный транспорт. Весь же остальной город охватывают автобусы. Подвижной состав - б/у корейцы, ходят кое-как - прождать можно очень долго. Забиваются под завязку, водители часто - кавказско-азиатские гастарбайтеры, которых никто не контролирует.
13. Из многих жилых массивов до ближайшей остановки нужно проделать ещё и большой и сложный путь: для пешеходов город не обустроен вообще, тротуары встречаются фрагментарно, пешеходных переходов катастрофически мало. Обычная поездка на владивостокском автобусе оставила просто экстремальные ощущения. Я тут как-то на
ростовский транспорт жаловался? Беру свои слова обратно. В Ростове-на-Дону замечательный транспорт!
14. Не сказать, что дороги во Владивостоке совсем уж плохие. В
Кирове, Саратове и
Йошкар-Оле, допустим, даже доехать до центра города по центральной улице не пробив колеса бывает проблематично. Здесь всё же основные магистрали более-менее в порядке. К саммиту в 2012-м в городе подлатали дороги на самых важных направлениях и даже построили новые. Например, трассу из аэропорта в город, что на фото. Идёт она по длинному мосту посреди залива. Слева и справа - море. Красота! Но если свернуть с основных дорог, всё становится печально.
15. А рельеф здесь всё усугубляет. Зачастую, чтобы подъехать к зданию нужно двигаться под уклоном почти в 40 градусов. При этом ещё объезжать ямы и выбоины. Местные привыкли, а мне по первой было не по себе. А вообще говорят, самая жесть творится зимой, когда образуется наледь. Не представляю, как тут люди водят в это время. В качестве иллюстрации владивостокского рельефа: сколько зданий на разных уровнях видно на этом фото?
16. Пример вождения по-владивостокски. На неплохой четырёхполосной дороге в самом центре обе крайние полосы заставлены припаркованными авто. Здоровый гружёный самосвал на пригорке вдруг решил остановиться на ровном месте и сдавать назад. Остальные объезжают его через две сплошные - деваться некуда, встречка прижмётся. Мерседес на фото, кстати, с московскими номерами. Их, а также других среднерусских регионов на номерах авто, тут удивительно много. Даже с армянскими номерами машины встречались.
17. Отдельного внимания заслуживает застройка и планировка города. Последней просто нет. Точечно застраивается всё, до чего руки дотягиваются. Склоны сопок обрастают многоэтажками аки грибами, дороги к ним толком никто не подводит. Главное, чтобы было поближе к центру. Про облик города при этом тоже никто не думает - дома строят совершенно разные, визуальный хаос тот ещё получается. Помимо путей подъезда к этим домам, слышал, что проблемы там и с коммуникациями. Тянуть всё необходимое вдоль склонов сопок сложнее, чем по равнине.
18. В Даляне, бывшем
русском городе Дальнем, что теперь входит в состав Китая, при похожем рельефе склоны сопок не застраивают. Там дома строят либо в ущельях между сопками, либо в равнинной части. Последняя хоть и далеко от центра, но в конечном счёте все остаются довольны. И с жильём всё нормально, и центр не так пробками забит. Во Владивостоке такие положительные примеры тоже есть, как на фото. Наконец, приходилось слышать, что настоящий бич Владивостока - всяческие квартирные насекомые, типа тараканов и клопов. Говорят, они есть почти в любом доме.
19. Что можно увидеть на владивостокских стенах? Неплохой стрит-арт:
20. Этот, возможно, отчасти объясняет странности в местной рекламе:
21. Обилие интересных граффити лишний раз подтверждает мою мысль о каком-то особом, неформальном
менталитете местных жителей:
22. Надписи на стенах тоже до крайности странные. Это тебе не слово из трёх букв или "Маша, я люблю тебя":
23. И не только на стенах, а почти официально:
24. Здесь перу Есенина приписали чужие стихи:
25. А тут когда-то был морской институт. Сейчас здание продали девелоперам, так что этих и без того обезображенных якорей на воротах скоро не останется вовсе:
26. Здесь вообще целый город на стене нарисовали. А какие-то люди не слишком интеллигентной наружности устроили в сквере в самом центре Владивостока импровизированный рынок. Вид портит, ходя фрукты-ягоды у них ничего:
27. Далее - просто набор городских деталей. Красивая крышка с гербом на фонарном столбе:
28. Любопытная клумба нашлась во Владивостоке. Не припомню таких где-либо ещё:
29. Общественный книжный шкаф, предназначенный для свободного и бесплатного обмена литературой, - очередная модная урбанистическая фишка во Владивостоке. Музыканты рядом с ним только подтверждают мои мысли о городе:
30. Кто-то неожиданно решил привнести толику Франции на приморские улицы:
31. А вот это нас не на шутку озадачило. Какие-то декоративные ёлки растут прямо сквозь живую изгородь. Или наоборот, не знаю. Что было сначала, как, а главное зачем это сделано?
32. По соседству с центральной площадью города вовсю строят новый кафедральный собор. Исторически он был
в другом месте и был уничтожен ещё до войны. Здесь же раньше был пустырь, куда зимой свозили грязный снег со всего Владивостока. Надеюсь, церковь красивую построят. На этом месте она будет попадать на все открыточные виды города:
33. На набережной Амурского залива проходит фестиваль им. В. Высоцкого "Парус". Здесь любой желающий может спеть что-нибудь из творчества знаменитого музыканта или просто прочитать его стихи. Получилось не слишком профессионально, но душевно. К Высоцкому во Владивостоке вообще с каким-то трепетом относятся.
34. Любопытный дизайн батута:
35. Береговая линия на юге Приморского края имеет солидную протяжённость. Отдохнуть на море сюда, судя по номерам машин, съезжается весь Дальний Восток и Восточная Сибирь. Конечно, здесь довольно непредсказуемая погода, вода не так хорошо как в Сочи прогревается, акулы бывают, да ещё и Фукусима недалеко. Но проблемы при желании везде можно найти, а отдохнуть хочется. Другое дело, что нормальных обустроенных пляжей очень мало. Чем ближе к городу, тем отдых на море выглядит ужаснее. Вот, например, владивостокцы выбрались отдохнуть на Токаревскую кошку. Здесь нет как таковой дороги - сплошные буераки и камни, но все всё равно заезжают на машинах. Пройти по узкой косе становится проблематично:
36. Что за удовольствие - припарковать машину у кромки берега и лежать почти под ней? А мимо постоянно будут проезжать другие машины, поднимать пыль и окатывать тебя выхлопными газами. Неужели это приятно? А какое замечательное место тут могло бы быть! Вот бы местная администрация перекрыла въезд на косу и сделала бы здесь пешеходную дорожку! А если ещё и большую хорошую платную парковку организовать, будет на что содержать всё это в порядке. Не перестаю удивляться, как быстро Собянин приучил нас, москвичей, к эстетике и порядку, пусть за них и платить приходится.
37. Последняя узкая часть косы здесь, слава Богу, перекрыта. Уверен, не будь бетонных блоков, и сюда заехали бы:
38. Гораздо свободнее чувствуешь себя за городом. Одно из наиболее известных пляжных мест в окрестностях Владивостока - Шамора. Официально - бухта Лазурная, но старое китайское название куда оригинальнее и до сих пор массово используется. Если уж при советах начали бороться с чужеродными топонимами, надо было на замену что-то не менее яркое придумать. Акуловкой можно было назвать, в качестве отсылки к городу в
Новгородской области.
39. Пляж на Шаморе нам очень понравился. Лучше, чем все
китайские пляжи вместе взятые. Немноголюдно, чисто, уютно. Это мы, правда, утром буднего дня приехали, в пасмурную погоду. Но купаться под тёплым дождём оказалось очень даже здорово, и мы были далеко не одни. Сюда даже китайцев привозят, которые балдеют от пустынного по их меркам пляжа. Мужик, выдававший лежаки напрокат, увидев нас, облегчённо вздохнул: "Слава Богу, русские!".
Инфраструктуры здесь всякой очень много, в том числе - не самой приглядной, как где-нибудь под Анапой. Часть береговой линии застроена странного вида кабинками, что справа на фото:
40. Вот так они выглядят изнутри. Что-то типа личной комнатки с видом на море, куда можно заказать шашлыки. Но на деле, по-моему, не очень:
Надо сказать, что на Шаморе не всегда так замечательно. На выходных, когда ярко светило солнце и было жарко, глухие пробки сюда растянулись на десятки километров, не хуже чем от
Краснодара до Джубги. Представляю, что творилось на пляже. Тем, кто доехал и смог-таки найти место для парковки, тоже сильно не позавидуешь.
В общем и в целом Владивосток - важнейший город России в уникальном месте. Ему и с природой повезло, и исторической архитектурой он не обделён. Но чтобы он соответствовал статусу, им надо ещё очень серьёзно заниматься. За яркой обёрткой пока ещё скрывается не самое лучшее содержание. К саммиту здесь что-то сделали, конечно. До того тут было совсем грустно. Но проблем пока всё равно больше чем решений. Над городом работать и работать. Самое обидное, что на Дальнем Востоке Владивосток считается чуть ли не мегаполисом, центром цивилизации. Не очень хочется думать, как живут в каких-нибудь Лесозаводсках и Дальнегорсках. В следующей, завершающей, части моего рассказа о Владивостоке - подборка достопримечательностей, не вошедших в предыдущие серии.