Кронштадт: Петровский док, Петровский парк, Петровская пристань

Jun 11, 2017 20:08

Как вы уже догадались из названия, сегодня мы пройдёмся в Кронштадте по так называемым «петровским местам», связанным в той или иной степени с именем Петра I. И таких мест в городе очень много. А как же может быть иначе, если наш великий русский царь является основателем Кронштадта?!



Итак, Кронштадт петровский…

Вспомнила, что в прошлом отчёте забыла показать якорь возле бывшего Морского кадетского корпуса:



И памятник художнику Айвазовскому. Позади скульптуры, на газоне, установлен камень, на котором указано, что Кронштадт с Феодосией являются городами-побратимами с 2010 года:



Несмотря на то, что у Айвазовского есть картина «Большой рейд в Кронштадте», я так и не поняла, а был ли мальчик художник когда-нибудь в этом городе? Гид рассказал, что Айвазовский не посещал Кронштадт, а видел его только с палубы корабля. И под впечатлением от увиденных морских пейзажей и появилась эта картина. Другие источники утверждают, что он всё-таки приезжал в Кронштадт для посещения летнего корпуса военно-морского флота. И кому верить, непонятно. А у Айвазовского, к сожалению, уже не спросишь)))

Ну ладно, мы же идём осматривать петровские места. Вот первое из них, которое нам показали на экскурсии - Петровский док:



Почему док Петровский? Да потому что построен он был по проекту Петра I. Идея заключалась в том, что док должен был осушаться быстро, путём слива воды из дока в бассейн, вырытый ниже уровня дна дока. Из бассейна вода не спеша откачивалась бы насосом с ветряным двигателем. При поездках в Европу Пётр изучал устройство голландских и английских доков, недостатком которых была длительная откачка воды - более месяца.
Строительство канала с доком начали в 1719 году. Для этого переводили солдат из Выборга, Пярну, Москвы. Чтобы местные мужики не отлынивали от тяжких работ, их распределяли по батальонам. За первый год планировалось прорыть канал в 180 саженей длины, 15 саженей ширины и 2 саженей глубины. На работах было занято около 3000 человек.
Но людей и материалов не хватало, и время строительства затягивалось.



Тогда к Петру обратился комиссар Пётр Никифорович Крекшин с просьбой доверить ему прорыть канал. Он предлагал ещё более расширить канал до 16 саженей и углубить - до 4,5 саженей. Для организации работ Крекшин просил 100 ломов, 2000 лопат, 1000 кирок, 800 тележек, а также порох и подрывных дел мастера для подрыва крупных камней. Срок сдачи канала был май 1721 года. В случае срыва работ Крекшин отвечал не только всеми затраченными деньгами и своим движимым и недвижимым имуществом, но и своей жизнью.
При прокладке канала возникали большие трудности - приходилось переносить многие строения и огороды не без вмешательства самого Петра. Но к 1722 году канал был, в основном, прорыт и велись работы по укреплению его стен. Была построена водокачка с ветряным двигателем.



Пётр I так и не увидел окончания строительства своего детища. В 1724-1725 годах всё ещё велись работы по обустройству канала и доков. После смерти Петра строительные работы в Кронштадте пришли в упадок, но работы на канале и доке продолжались.



В 1732 году, при царевне Анне Иоановне, была сформирована комиссия во главе с генерал-майором Иоганном фон Люберасом для осмотра канала. Фон Люберас предложил расширить и углубить доковый бассейн, чтобы слив воды из доков происходил быстрее. Работы начались. Стены канала выкладывали из тёсаного камня. Но строительство, которое инженер планировал завершить за три года, растянулось ещё на 15 лет.
Канал открыли 30 июля 1752 года в присутствии императрицы Елизаветы Петровны - она сама запустила шлюзовые механизмы. Трижды грянул салют из 1331 орудия стоящей в гаванях эскадры.
33 года строили Петровский док, а мы всё на Зенит Арену ругаемся)))



Генерал-майор фон Люберас был награждён орденом Святого Андрея Первозванного.
Уникальное гидротехническое сооружение протянулось на 2,24 километра. В нём могло ремонтироваться одновременно до 10 больших судов. Для середины 18 века это было грандиозное сооружение!
В 1774 году на берегу бассейна Петровского дока начали устанавливать первую в России паровую машину для откачки воды. Её доставили из Шотландии и устанавливали в Кронштадте около двух лет. Посередине северного берега докового бассейна построили специальное сооружение. После ввода чудо-машины в эксплуатацию доковый бассейн стало возможным осушать за девять дней. Паровая установка прослужила более 75 лет!
Часть Петровского дока служила для ремонта кораблей до 2008 года.
Вот такой он, док Петровский - грандиозное сооружение с интересной историей и длительным строительством:



Но в Кронштадте со времён Петра не только док сохранился, но и некоторые здания. Вот как это, например:



Я забыла спросить у гида насчёт чугунной ограды. Интересно, она тоже с тех времён?:



Мне кажется, что да:



Здание выглядит очень неухоженным, а вот эта часть так и вообще явно необитаема:



Колоритные ворота с якорями. Сразу понятно, что находишься в портовом городе:



А в этом доме в угловой квартире на втором этаже жил Герой Советского Союза Александр Маринеско:



Александр Иванович был командиром Краснознамённой подводной лодки С-13, капитан 3-го ранга. Памятная табличка на стене дома:



И вот уже мы подошли к Петровскому парку. А кто это там стоит такой большой, гордо подбоченившись?



Конечно, это Пётр I! Его фигура легко узнаётся даже со спины:



Царь-основатель Кронштадта! На постаменте именно это и написано:



Скульптура была установлена в Петровском парке в 1841 году. Выполнена она скульптором Петром Клодтом по модели французского скульптора Жако:



От Петровского парка к морю ведут ступени гранитной Петровской пристани, где ранее стояли две пушки, из которых в полдень давался традиционный выстрел:



И вот мы уже на пристани. Как же я люблю такие морские виды!



Пристань украшена якорными цепями и якорями:



Красиво как! Портовые постройки, крики чаек, морской ветерок:






Вид на гавань. Называется она просто Средней гаванью:



Красавцы-корабли:



Обнаружился на пристани и одинокий рыбак. Других я не видела:



А мы постепенно движемся от Петровской пристани к Зимней. Именно оттуда будем отплывать на форты:



Я уже показывала этот монумент в прошлом фотоотчёте, когда рассказывала о памятнике адмиралу Макарову на Якорной площади. Но посмотрим на него ещё раз:



Пока ждём свой паром, осматриваемся по сторонам:



Вид с Зимней пристани на Петровскую:



Прогулочные катера «Жемчужина-2» и «Рапсодия-2». Надеюсь, что судна под номерами 1 просто постиг физический износ, а не поглотила морская пучина)))






Но это не наши паромы. Наш вон, вдали, резво несётся по волнам. Красивый и белый!



Всё ближе и ближе наш музыкальный кораблик «Рипербан»:






Если воспользоваться зуммером, то можно разглядеть капитана за штурвалом и его помощника:



А почему кораблик музыкальный, об этом я вам расскажу в следующий раз. Пока покажу только изображения виниловых пластинок на его борту:



До встречи в Кронштадте!

Кронштадт, Санкт-Петербург, Россия, фото

Previous post Next post
Up