Талабский архипелаг или Псковская Исландия. Остров им. Белов.

Mar 16, 2017 12:17



Ост­ров Белова (старое название Верхний), самый крупный из островов -  с площадью 0,85 квадратного километра и размера­ми 1,5 километра на 800 метров. Менее известен, хоть и  находится от острова Залит в 3-х километрах.



Между этими островами расположился самый маленький, ныне не заселенный, но сохранивший свое древнее название остров Талабенец- обиталище «сокрытого народа», хозяина озёрных богатств… Его площадь - всего 0,07 квадратного километра. До Великой Отечественной войны здесь было около 40 дворов.


Поговаривают, "сокрытый народ" был хранителем независимости и богатства Талабов. Начиная с польского короля Стефана Батория и кончая большевистскими комиссарами - никто не мог фактически завоевать их. Боевое оружие средних веков было в руках могучих воинов, потом же, когда пришли иные времена, оно было «сдано на хранение» - утоплено в определённом месте у Талабéнца, где и находится до сих пор. В 90-е годы какой-то рыбак недотёпа нашёл случайно кладенец, привёз его на остров, думал продать выгодно, да на следующий день не нашёл меча: скорее всего сами местные жители увезли и положили на место, не желая гневить соседей.


Много веков назад остров облюбовали разбойники-речные пираты. Далеко и неприступно все покрыто густым лесом. Рядом  с островом проходил торговый путь из варяг в греки. Грабь не хочу. И в 15 веке отправили из Псковских земель преподобного Досифея Верхнеостровского убедить их изменить жизнь. И стал Досифей жить среди них, все лучше узнавая их обычаи, верования, психологию. Он завоевал доверие талабов, крестил их. В результате талабы переменили род занятий: стали рыбаками, купцами, воинами. Некоторые стали монахами.


Вместе с ними преподобный Досифей основал монастырь в честь апостолов Петра и Павла.А также создал Досифей Уклад(своеобразная конституция острова), который удивительным образом сочетал местные традиции и устои, преображая их в духе православного христианства.

Петропавловский храм и встречает ныне посетителей острова.



Он регулировал социальные отношения: содержание в достатке стариков и младенцев, помощь ближним в беде. Любой на острове мог выбрать профессию, мог уйти с острова, сохраняя право вернуться. Но что интересно, одной из особенностей Уклада были установленные им правила, которые естественным образом сохраняли «природы вольность».


Талабские острова находятся на мелководье, и с Северной стороны остров постоянно заболачивается, по Укладу все жители были обязаны держать корову или лошадь, животные поедали тростник, все возможные водоросли, другую растительность с берегов и таким образом поддерживали их в идеальной чистоте, спасая от заболачивания…
Помогали берегам и специально прирученные, еще с XV века, к постоянным становищам лебеди. Теперь они не долетают до Белова, остаются на Залите. Тростник разросся, а там, где начинается чистая вода, лебеди до дна не достают, нырять они не умеют.


Одно из правил Уклада гласило: «Островного леса ни по чем не отдадут, хотя и для весел…» Этой норме следовали до 80-ых годов прошлого века и лес брали только с материка. Так сохраняли лесной покров. Для того же Уклад запрещал разводить огороды.


Рукописного текста Уклада не сохранилось. Однако в талабских легендах многие фразы повторяются дословно, и это позволяет предполагать, что Уклад был записан и цитировался в легендах с письменного источника. Прямых доказательств авторства преподобного Досифея нет. Но на острове до него и после не было личностей такого масштаба, способных организовать жизнь архипелага.


Преподобный Досифей сумел организовать Верхнеостровскую жизнь так, что уже спустя век в переписных книгах остров значился как серьезное рыбацко-военное поселение, где на одном квадратном километре проживали около 3000 человек. Сейчас постоянного населения около 30 человек.
Самая древняя из сохранившихся и дошедших до нас, изначальная постройка преподобного Досифея и его учеников, находится… под землёй. О её существовании после революции забыли, и подземный храм был фактически открыт заново в начале двухтысячных. Тут нет алтарной преграды, алтарь расположен прямо посреди храма. Там же под алтарем, под спудом лежат святые мощи основателя монастыря - преподобного Досифея.




Магазин на острове не работает,школы нет, фельдшерский пункт закрыт.


Время от времени промышляют рыбалкой


Остров чист,ухожен, всех туристов призывают(и имеются плакаты) весь мусор забирать с собой. В обзорных местах  поставлены скамейки, для любования закатов и  озерных просторов.




В 1994 году здесь были начаты восстановительные работы, которыми занимался десант казаков, высадившийся на остров. Именно эти люди и подняли церковь из руин. Храм освятил старец Николай Гурьянов, прибывший сюда с соседнего острова Белова. Затем сюда потянулись помощники-добровольцы, также помогавшие в восстановлении храма. Но практическая работа по воссозданию православной святыни началась при отце Сергии. Он - настоящий подвижник, в храме и днем, и ночью. И плотник, и столяр, и каменщик, и священник. Как сказал Отец Сергий он всегда рад желающим потрудиться во благо церкви,хоть деньги и важны для восстановления, но без рабочих рук дело не поправить. Жильё и еда имеется.
Есть и еще довольно любопытный факт. Лет с 15 назад православие здесь принял американец - ветеран вьетнамской войны… Атеисты скажут - судьба.


Один из купеческих домов.




Улица узка и зарастает бурьяном в отличии от Залита.




Попался мне на глаза орех грецкий.


Яблонь и вишен много раскидано по острову.


1/3 острова покрыта лесом. есть сосновая роща, есть еловая, березовая поросль. Посреди рощи - небольшие лужайки. Повсюду сухо и очень чисто.


о. Белов является уникальным природным заповедником.Здесь сохранился единственный реликтовый участок настоящей южной тайги - такой вы не отыщите не только в Псковской области, но и по всему Северо-западу.


Местные гордятся еловой рощей.




Последние годы на острове живут серые цапли, и гнездятся они, как ни странно... на елках! Верхушки елей с трудом удерживают этих гигантов, и вся роща наполнена их пронзительными криками, которыми они отпугивают своих врагов - воронов.


Крест установлен на месте скита, где когда то жил преподобный Досифей. Женщина на распев читала молитвенник и крестилась .Вместе с пением птиц, жужжанием мух, и всплесками озера её пение создавало симбиоз спокойствия и блаженства.


Остров имеет достаточ­но крутой берег в своей северной , наиболее возвышенной части. Высота местами достигает 20 метров. С края обрыва открывается великолепная панорама Псковского озера. Берег по периметру  устелен большими валунами.


Даже имеется свои песчаные дюны.


Здесь же на острове нашли остатки угловой башни. В 1703 году, согласно архивам, здесь был построен оборонительный бастион, и единственное место где могли пристать корабли было укреплено большим количеством камня, следы облицовки сохранились до наших дней. Есть уверенное предположение, что именно посещение этого острова А.С. Пушкиным, вдохновило его, на написание «Сказки о царе Салтане», помните, «…пушки с пристани палят, кораблю пристать велят…» . В 17-18-19 веках, действительно пушки там палили и велели приставать к берегу всем проходящим судам, таможня!




Только на пристани я смог узнать, что остров не безлюден. Отец Сергий (в черном) провожает гостей и благословляет.




Преподобный Досифей и его Уклад, воспринятый талабами, давали возможность острову жить и успешно развиваться, используя богатства природы, но не расхищая их. Хочется верить ,что и в наше время, остров останется обителем заблудших душ,живущих по Укладу.

Россия, Псковская область

Previous post Next post
Up