Организационные аспекты поездки в Швейцарию

Mar 05, 2017 20:50



Мое путешествие в Швейцарию состоялось в конце апреля - начале мая 2016 года, посетила несколько городов ее французской и немецкой части (в конце поста приведу план поездки). Несмотря на то, что страна небольшая, в ней столько всего удивительного и интересного, что такой короткий срок, конечно, подходит только для первого знакомства. Хочу поделиться некоторыми наблюдениями и советами при организации поездки.

Время для поездки
Швейцария - это страна, где хорошо в любое время года! Помимо экскурсионных целей, здесь, вне зависимости от сезона, есть масса возможностей для активного отдыха.

Если нет привязки к зимним видам спорта, самое лучшее время для поездки - это период с мая по октябрь (хотя в Церматте, например, катаются и в мае). В это время будет уже не только устойчивая и хорошая погода, но и возможность пользоваться туристической инфраструктурой в полном объёме. Так, часть маршрутов на горные вершины открывается только в конце апреля - начале мая. Например, совершить знаменитый Golden Round Trip на Пилатус возможно только с мая, когда открывается движение поезда по зубчатой железной дороге, а в остальное время доступен подъем только по канатной дороге.

Плюс в тёплое время больше возможностей для того, чтобы часть пути в горы преодолевать пешком (даже абстрагируясь от хайкинга). Например, по пути на Горнерграт как раз есть несколько промежуточных остановок, где летом должно быть просто прекрасно.

Более того, необходимо учитывать, что если какой-нибудь музей вдруг затеет реконструкцию, то это будет как раз в "не сезон". Например, во время моей поездки Музей еды в Веве как раз был закрыт на реконструкцию до начала июня.

В любом случае, вне зависимости от выбранного сезона, если планируется поездка на одну из горных вершин, лучше закладывать запас в день-два на случай возможной непогоды. При этом, как показала практика, даже если утром «ничего не видно» (а на каждой вершине есть веб-камера и можно узнать ситуацию на сайте в режиме реального времени), то во второй половине дня видимость может быть отличной.

Выбор места для проживания
Исходя из опыта своей поездки, могу сказать, что в районе Женевского озера лучше все же жить на противоположном от Женевы берегу. Например, в Лозанне, Монтрё, Веве (причем, я бы выбирала между двумя последними - они более компактные и показались мне очень спокойными и размеренными). Именно с этой части озера удобнее совершать выезды в интересные места (тот же Горнерграт, сыроварня в Грюйере и шоколадная фабрика в Броке).

В немецкой части я бы выбрала Люцерн. Абсолютно волшебный город! Кроме того, из него можно совершить несколько горных вылазок: как в непосредственной близости (Пилатус, Риги, Титлис, Штансерхорн), так и на Юнгфрау.

Если у кого-то есть опыт поездки по итальянской части Швейцарии, буду благодарна советам по размещению в этом регионе :-)

Отели
Бронировала отели в четырёх городах: Женева, Люцерн, Берн, Цюрих. Позднее подготовлю сводный отчёт про гостиницы из этой поездки, а сейчас хочу остановиться на некоторых особенностях.

Швейцария не только удивительная и интересная страна, но и дорогая :-) Если в большинстве стран можно даже в сезон найти приемлемый вариант 3-4* до 100 евро за ночь, то в Швейцарии средняя стоимость одноместного номера получилась 150 франков (самый дорогой отель был в Люцерне, дешёвый - в Женеве) и то, после того, как "поиграла маршрутом", направившись из Женевы не в Берн (что было бы логично), а сначала в Люцерн. Причём все отели были категории 3*.

В отличие от других европейских отелей, во всех швейцарских гостиницах данной категории, в которых я останавливалась, в номере были чайник и принадлежности для приготовления чая и кофе (ещё дополнительно возможна капсульная кофемашина), а также приветственная бутылка воды (ожидаемо для Швейцарии). "Нежданчиком" оказалось отсутствие холодильника почти во всех отелях (уже потом поняла, что его наличие - скорее исключение).

Возможность взять зонт была во всех гостиницах, но, в основном, они были не в номере, а при выходе из отеля и в дождливую погоду зонтов не хватало всем желающим.

Уже упомянутая дороговизна швейцарских отелей несколько нивелируется тем, что в гостиницах некоторых городов выдают бесплатные проездные на городской транспорт на время пребывания (по ним также возможно посещение ряда музеев). Если не планируется перемещение между городами, этих проездных будет вполне достаточно. Из отелей, в которых я останавливалась, бесплатные проездные предоставлялись во всех гостиницах, кроме Цюриха.

Рестораны
Большинство ресторанов (которые закрываются после обеда) на ужин открываются в 18.00 (а некоторые и в 17.30), т. е. относительно рано, если сравнивать, например, с Италией, Испанией или Францией. Но ближе к 19.00 свободный столик в хорошем месте все равно найти проблематично. Поэтому, если нет брони, идеально озадачиваться местом для ужина не позднее 18.30. Искать место для обеда, как обычно, лучше до 13.30.

Цены выше среднего европейского уровня (в основном, обед или ужин в пределах 40-50 франков), но при этом порции довольно большие.

Несмотря на то, что я путешествовала только по франко- и немецкоязычной части, везде было очень много итальянских ресторанов, что не могло не радовать. Кстати, показалось, что местные жители данных кантонов также большие любители итальянской кухни.

Swiss Travel Pass
Это некий микс проездного и музейной карты. Скажу честно, что я не высчитывала до копейки его окупаемость, но прикинув количество своих передвижений (в т. ч. скоростные поезда, а также поездки на Пилатус и Горнерграт, где Swiss Travel Pass даёт 50% скидку) и планируемые к посещению достопримечательности (почти все музеи и прочие посещённые мной места в него включались), сразу отбросила мысли о том, чтобы каждый раз стоять в кассах или у автоматов за билетами. В 2016 году Swiss Travel Pass для 2-го класса на 8 дней стоил 363 евро. Более чем уверена, что он окупился как в финансовом, так и временном плане.

Поэтому если предполагается активная поездка, то мой ответ однозначный - в пользу Swiss Travel Pass. Если в планах только осмотр основных городов, без выездов за их пределы - вполне достаточно бесплатных проездных, которые можно получить в гостиницах (писала о них выше).

В инструкции к Swiss Travel Pass (именной) указано, что его предъявляют одновременно с паспортом. У меня всегда была при себе копия первой страницы, паспорт не требовали (копию в принципе тоже, но лучше ее иметь).

Транспорт
Наверное, нет ни одного человека, который бы не знал, что система общественного транспорта в Швейцарии доведена до совершенства. Безусловно, у меня случались казусы с отменой и задержкой поездов, но это были в буквальном смысле единичные случаи, обусловленные форс-мажором (например, на пересадке в Виспе отменили запланированный поезд в Церматт из-за какой-то аварии, а на обратном пути из Церматта поезд ушёл с задержкой). Во всем остальном система работает отлично! Причём это касается как поездов, так и другого транспорта.

При планировании передвижений пользовалась сайтом www.sbb.ch (в крайних случаях google.maps). Он распространяется не только на поезда, но и дает возможность комбинировать маршруты с другими видами транспорта.



Кстати, зайти на сайт можно на большинстве станций и поездов через wi-fi (естественно, только на этот сайт :-)), за что швейцарцам отдельный респект! Но в любом случае на всех станциях (даже маленьких) обязательно висит расписание поездов.

Очень рекомендую использовать именно sbb.ch и не мудрить самим с пересадками. Главное - правильно указывать название станции. Например, в том же Броке (где расположена шоколадная фабрика) две станции (нужна Broc-Fabrique), при планировании маршрута до Шильонского замка на поезде также важно не запутаться в станциях (необходимая станция - Veytaux-Chillon).

При этом если сайт предлагает пересадку в три минуты, значит, это реально осуществимо. Например, в Монтрё часто именно такая короткая стыковка при пересадке на GoldenPass. Но, как правило, поезда стоят на разных путях одной платформы и нужно просто перейти в другой поезд (например, в Монтрё платформы 3 и 5 как раз тот случай, поскольку платформа 4 и 5 как бы идут друг за другом). Более того, при пересадке, предлагаемой sbb.ch, если один из поездов задержится, то с большой вероятностью следующий будет ждать тех, кто должен на него пересесть (такая ситуация была в обозначенном мной выше случае при пересадке в Виспе на обратном пути из Церматта).

При планировании маршрута на sbb.ch сразу можно увидеть номера платформ. При всех моих поездках они всегда совпадали кроме одного случая (в Базеле их поменяли), поэтому все-таки по пути на платформу не лишним будет это проверить.

Сайт sbb.ch полезен еще и тем, что на нем можно увидеть загруженность того или иного поезда и при возможности выбрать другой. Стоять, даже в загруженном поезде, вряд ли придётся (все же на популярные часы и направления, насколько я поняла, включают двухэтажные вагоны), но выбор места или его смена будут вряд ли возможны.



Ещё советую при перемещениях на поезде заранее продумывать, на какую сторону садиться. Например, по пути из Женевы в сторону Лозанны поезд идёт очень близко к берегу - виды открываются фантастические! Я бы их не пропускала. То же самое касается поезда из Церматта на Горнерграт - если сесть справа, то почти всю дорогу можно будет наслаждаться видами на Маттерхорн. А Рейнский водопад можно увидеть прямо из окна поезда по пути из Шаффхаузена в Цюрих, если сесть на левую сторону (кстати, из поезда водопад произвёл на меня большее впечатление, чем вблизи). Что касается GoldenPass, то по пути из Монтрё виды лучше сначала слева, а потом с правой стороны (к слову, GoldenPass Classic мне понравился гораздо больше и показался более уютным, чем GoldenPass Panoramic).

На небольших станциях (из тех, которые мне попадались, это, например, Грюйер, Монтбовон, Брок-Фабрик) платформы не пронумерованы (их там всего две), но есть указания направления поездов.


Учитывая, что движение через эти станции не настолько интенсивное, этого достаточно, чтобы сориентироваться. В любом случае ждать поезда нужно на платформе, которая прилегает к станции, поскольку везде висят устрашающие знаки о том, что пути можно переходить только после прихода поезда.


И еще несколько слов про продуманность и удобство швейцарских поездов. Определенные детали часто вызывали у меня вопрос: это же так просто, почему это не так распространено? Например, детские вагоны (там и машинки, и горки, и естественно, место для колясок), вагоны для велосипедов и с отдельными отсеками для лыж, стеклянные кабинки на пути и выезжающие платформы, чтобы не поднимать багаж. В общем, предусмотрено, кажется, все.







В завершение темы про транспорт хочу остановиться на транспортном сообщении между городами и аэропортами. Прямые рейсы из Москвы есть в Женеву и Цюрих. В обоих случаях добраться до города будет и быстрее, и дешевле именно на поезде, а не на такси. И в Женеве, и в Цюрихе вокзалы расположены близко к центру города (особенно в Цюрихе), а время в пути - порядка 10 минут. Более того, при прилете в Женеву есть приятный бонус в виде бесплатного билета, действующего в течение 80 минут (получить его можно в зале выдачи багажа - автомат с одной кнопкой). В Цюрихе, к сожалению, такой опции нет.

Мой маршрут
День 1. Прилет из Москвы в Женеву. Прогулка по городу (включая музей Patek Philippe, Кафедральный Собор, Английский сад с цветочными часами и фонтан).
День 2. Шильонский замок, Монтрё ( музей Queen), Веве (буквально прогулялась часик по городку), Лозанна (Кафедральный собор и Олимпийский музей, на другие достопримечательности времени в тот день, к сожалению, не хватило).
День 3. Грюйер (сыроварня), Брок (шоколадная фабрика), Морж (как раз был фестиваль тюльпанов).
День 4. Переезд из Женевы в Люцерн. Прогулка по Люцерну (включая Ледяной сад, Умирающего льва, Крепостную стену, музей Розенгарт).
День 5. Музей стеклодувов, музей транспорта (на него, конечно, можно потратить целый день), поездка на Пилатус.
День 6. Музей естественной истории в Люцерне. Переезд в Берн. Прогулка по Берну (включая Мюнстер, Медвежью яму, Розовый сад, к сожалению, не удалось попасть внутрь Часовой башни).
День 7. Поездка на Горнерграт.
День 8. Поездка в Базель.
День 9. Переезд в Цюрих. Поездка в Шаффхаузен и на Рейнский водопад.
День 10. Прогулка по Цюриху (в Цюрихе уже была до этого несколько раз, поэтому осматривала то, что не успела в предыдущие поездки).
День 11. Вылет в Москву из Цюриха.

Швейцария

Previous post Next post
Up