Мы относимся к той категории путешественников, которые падают в объятия новых мест без оглядки на туристические карты и информационные буклеты. Мы сами себе правильный вектор направления. Изучаем, не заглядывая на форумы, заходим в застенчиво приоткрытые двери, и всегда попадаем туда, куда должны - в самый центр, в саму суть. На четвертый день хождений по Вильнюсу (не по мукам) Егор сказал:
- Кать, а пообещай мне кое-что? Только сразу не отказывайся!
- Не могу пообещать.
- Ну, Кать...
- Говори уже!
- А давай сходим на кладбище?
За меня ответила левая бровь, которая взметнулась вверх словно стайка воробьев на привокзальной площади.
- На кладбище значит?
- Ну да, я тут слышал, что есть одно кладбище заброшенное. Очень красивое. Туристы о нем, чаще всего, не знают. Сходим, а?
И мы пошли. Не могу назвать себя фанатом таких мест, но почему-то на это пикантное предложение я согласилась.
Бернардинское кладбище - старейшее кладбище Вильнюса. Действовало с XV по XVIII века, пока в начале XIX века не приняли решение о вынесении кладбищ за городскую черту. Бернардинское на тот момент объединяло территорию между тремя костёлами: Святого Франциска, Святой Анны и Святого Михаила. В 1810 г. городская дума выделила участок земли для нового места захоронения, а спустя десять лет возвели ворота, которые и встретили нас у входа на кладбище.
Помню, как я стояла у них, пыталась прочесть слова на табличке: «Non omnis moriar» и боялась войти. Как узналось позже, перевод этой фразы прекрасен: "Весь я не умру".
В том же XIX веке там был построен трехэтажный колумбарий. К моему стыду, до посещения этого места я ничего не знала о колумбариях. Оказывается, колумбарий - это хранилище урн с прахом при крематории. Название чересчур изысканное для такого заведения. Так вот, в 1812 г. он был полностью разрушен войсками Наполеона. Всё ему мало было: я уже писала о том, как он сжег изнутри полюбившийся ему костел Святой Анны, теперь выясняется, что еще и колумбарий разгромил. Вполне в его стиле.
В XX веке, наверное, было как-то не до кладбищ. Бернардинское не стало исключением и просуществовало в запустении достаточно длительное время. Вспомнили о нем сравнительно недавно, с 2005 г. на воротах висит мемориальная табличка, что реставрации быть.
Не знаю, случилась ли реставрация или же нет. Мы побывали на этом кладбище в смелые -15 при жуткой влажности, хрустящих сугробах и солнечных лучах. Надгробия навевали страх и какие-то жалкие ассоциации с американскими страшилками. Очень киношная и одновременно слишком правдоподобная аура смерти там витает. У нас не вышло долго смотреть на плиты и гранитные сооружения - взгляд соскальзывал сам по себе. Ты вроде поднимаешь глаза наверх, но через мгновение понимаешь, что уже смотришь в другую сторону. А одна надгробная плита меня до того напугала, что я чуть не закричала. Скорее отвернулась и ускорила шаг.
Склепы конца 19 века и безголовые памятники, живые лица на каменных статуях и надписи на латыни. Всё это - Бернардинское кладбище.
Удивительно, но мы встретили там могилу 2016 г. Написала слово "встретили" и поняла, что не самый удачный выбор, учитывая тему поста. Встретить кого бы то ни было на кладбище, конечно, приключение, но не хотелось бы.
Прямо напротив кладбища, метрах в 10, стоят жилые дома. Оно вообще словно втиснуто в город. С одной стороны - ворота и низкий заборчик, с другой - низкий склон без ограждений, а выходили мы с другой стороны, там и вовсе никаких ограждений не было. Только узкая тропинка, которая выводит тебя с кладбища прямиком к жилому двору с ржавыми качелями.
От посещения двоякие ощущения. И хочется, и колется. И страшно, и завораживающе прекрасно. Жалею только о том, что сделала несправедливо мало кадров. С другой стороны, находясь там, я вообще фотографировать не хотела. Затвор щелкал, я ёжилась и сжималась. Вдруг чего? Вся издергалась. А когда посмотрела фотографии на большом мониторе - поразилась в очередной раз. Как что-то может вызывать одновременно такие противоречивые чувства, что смотрел бы вечно, но скорее украдкой и не в одиночестве.