Луарские истории - VI

Jan 29, 2017 16:09

Окончание. Начало здесь: http://ru-travel.livejournal.com/32865895.html

Последняя часть историй посвящена замкам Брезе, Юссе и Валансе, связанным с судьбами великих людей Франции времен абсолютизма, когда королевская, а потом и императорская власть достигли своих вершин...




17. Брезе, 1600е годы

Замок Брезе (Breze) производит сильное впечатление. Мне кажется, это одно из самых интересных и необычных мест долины Луары, и даже удивительно, что его описание не вошло в штатный путеводитель по луарским замкам. Условно в своем рассказе я привязал Брезе к началу XVII века, но место это таково, что одним временным пластом ограничиться невозможно. Поэтому начну я с глубокого средневековья, а закончу XVII веком.



Замок Брезе, вид со входной аллеи

Казалось бы, что особенного этом небольшом строении? Но особенное есть, надо только пойти поближе. Или подняться повыше...



Замок Брезе с высоты - фото с сайта замка.

Оказывается, сам замок вдвое выше чем кажется на первый взгляд, просто большая часть стен и башен находится ниже уровня земли в огромном сухом рве, окружающем здание. Но это еще не все: холм на котором стоит замок весь изрыт пещерами и галереями, общая площадь которых в несколько раз превышает площадь построек на поверхности. Масштаб подземелий Брезе можно оценить по этому плану, где нижние галереи обозначены белым, а верхнее здание темно-серым.



План подземных этажей замка Брезе (темно-серым показана надземная часть).

История места началась с сооружения подземных обиталищ в утесе Брезе (la roche de Breze). Тут постепенно появились и жилые пещеры, и кладовые, и оборонительные галереи - все это было вырыто в относительно податливом известковом массиве, на котором стоит нынешний замок.



В подземной части Брезе

Надо сказать, что полу-подземные жилища и в этом регионе отнюдь не редкость: местные жители издревле селились и в естественных известняковых кавернах, и в опустевших каменных выработках, и в рукотворных пещерах. Французы называют таких людей троглодитами, но это вовсе не обидное прозвище, а греческое слово, означающее в переводе "пещерные жители". В окрестностях Сомюра есть целые троглодитские деревни, "дома" которых выдолблены во в меру мягкой известняковой породе. Используют пещеры и сейчас - вот пара типичных двориков в деревне, где мы останавливались

1.


2.


В Брезе первые пещеры были вырыты в X веке. Они ветвились, расширялись, и к тому времени, когда на поверхности был построен первый замок, под ним уже существовала полностью оборудованная древняя подземная крепость. Для более надежной обороны от неприятеля вокруг замка вырыли сухой ров, который простреливался из подземных укреплений через выходящие в ров узкие бойницы.



Ров замка Брезе. К стене рва пристроена башня с бойницами, куда можно попасть только из подземной дозорной галереи.



Так выглядит одна из башен Брезе изо рва



Галерея, по которой можно спуститься в ров



Мост, ведущий в замок

С противоположной от замка стороны рва образовалась целая система подземных галерей и пещер откуда брали камень для возведения здания. Их в основном использовали не для обороны, а в утилитарных целях - как склады провианта и вина, жилье для прислуги, кухни, мастерские, другие подсобные помещения.



Подземная пекарня, выходящая окнами в ров



Старинные бочки в одной из боковых пещер

Брезе окружен многочисленными виноградниками, здесь поныне делают прекрасные вина. Винодельня и погреба по прежнему расположены в старых выработках, куда можно попасть либо изо рва, либо через специальные выезды, сделанные на склоне холма в сотне метров от замка.



Винный пресс



В погребах

Брезе, каким мы его видим сейчас, в основном сложился к началу XVII века. Главные работы велись с 1560 по 1580 год, когда хозяином здешних земель был Артюс де Майе-Брезе, губернатор Анже. Он оставил от средневековой постройки круглые башни по углам от входа, а остальную часть замка перестроил в ренессансном стиле.



Вид на одну из старых башен от края рва, окружающего замок

"Новая" ренессансная постройка оказалась немного меньше, чем средневековый фундамент. Замок планировался замкнутым каре, но последнее крыло так и не было возведено, поэтому из окон главной галереи открывается вид на окружающий пейзаж. В эти же годы существенно углубили ров, так что расстояние от его дна до поверхности земли стало равным 18 метрам (и это "европейский рекорд"). До этого глубина рва была около 10 метров, поэтому подземные помещения, отходящие ото рва, имеют разную глубину залегания, причем более новые ходы расположены ниже более старых.



Ренессансная часть замка Брезе



Внутренний двор замка



Архитектурные делали фасада со стороны двора

В начале XVII века сеньором Брезе был Урбен де Майе-Брезе, внук Артюса, строителя нового замка. После Нантского эдикта Генриха IV, разрешившего свободу вероисповедания, религиозные войны наконец прекратились и во Франции воцарился мир. Генрих развелся с бездетной королевой Марго и в 1600 году женился на Марии Медичи, которая ровно через девять месяцев после свадьбы подарила ему наследника, будущего короля Людовика XIII. Увы, долго царствовать Генриху IV не пришлось: в 1610 году он пал от руки католического фанатика. Его жена Мария Медичи стала править страной как регентша при своем несовершеннолетнем сыне. Одним из ее приближенных был молодой и честолюбивый Арман Жан дю Плесси Ришелье, тогда еще не кардинал, а простой епископ, лишь недавно сменивший военный мундир на сутану.

Мария Медичи проводила откровенно про-испанскую и про-итальянскую политику, чем вызвала сильное недовольство знати и мужающего молодого короля. Уже в 14 лет (в 1614 году) Людовика XIII провозгласили совершеннолетним, а в 1617-м он повелел убить фаворита своей матери итальянца Кончино Кончини, а саму ее сослал в Блуа. Туда же отправился и Ришелье, поскольку король не желал видеть рядом с собой никого из лиц, приближенных к Марии Медичи. Попав в долину Луары деятельный Ришелье решил устроить свадьбу своей сестры Николь и маркиза Урбена де Брезе.



Жером-Мартин Ланглуа. Портрет Урбена де Майе-Брезе. 1835. Версаль

Урбен был знатен родом, но весь опутан долгами. Николь была старше жениха на десять лет, ей было уже 30, но Ришелье, который всегда очень трепетно относился к своей родне, давал за сестрой хорошее приданое. Поэтому свадьба сладилась быстро, ее сыграли в том же году. Ришелье неоднократно приезжал в замок Брезе, где сохранилась его комната.



Комната Ришелье в замке Брезе

Меж тем, опальная королева-мать бежала из Блуа и решила поднять мятеж против собственного сына. Франции угрожала новая гражданская война. В этот момент Людовик XIII вспомнил о способностях Ришелье и поручил ему переговоры с Марией Медичи с целью избежать открытого противостояния. Ришелье так блестяще выполнил эту миссию, что обе стороны остались довольны и лично им, и результатами переговоров. В награду Ришелье получил место в государственном совете, а затем и сан кардинала (1622 год). В 1624 он стал первым министром Людовика XIII и оставался на этом посту до конца своих дней.



Филипп де Шампень. Портрет кардинала Ришелье (фрагмент). 1633-1640. Национальная галерея, Лондон

После возвышения Ришелье дела Урбена де Брезе быстро пошли в гору. Кардинал освободил его от долгов на сумму почти 400 000 ливров, затем Урбен получил чин капитана королевских гвардейцев, а позже он стал маршалом Франции и даже наместником Каталонии. Правда брак Урбена с сестрой Ришелье трудно было назвать счастливым. Как и другие представители рода дю Плесси (в том числе и сам кардинал), Николь страдала психическим расстройством, которое открылось уже после свадьбы и прогрессировало с возрастом. Ей казалось, что ее зад сделан из стекла, Николь боялась его разбить и потому ее тяжело было заставить присесть или лечь спать.

"Жалоба Николь дю Плесси де Ришелье"
(стихи отсюда, перевод отсюда)
Моя стеклянная кожа, хрупкое украшение,
Достойное мягкости и осторожности!
Не видите ли вы, как сверкает мой зад
В багровых лучах вечерней звезды?
Я должна заснуть на животе,
С конечностями, связанными для того,
Чтобы избежать малейшего перевёртывания,
И пощадить, таким образом, мой драгоценный тыл.
Ради Бога, слуги, заботьтесь о том,
Чтобы меня не разбить, ибо никогда,
Никогда не оправилось бы от этого
Исконное сокровище Брезе.

Несмотря на болезнь, Николь родила троих детей, двое из которых вошли в историю. Ее сын Жан Арман де Майе-Брезе (крестник кардинала, названный в его честь) отличался безумной храбростью, администраторскими способностями и необычайно рано проявившимся талантом флотоводца. В 25 лет он стал адмиралом, одержал немало побед в морских сражениях, но в расцвете славы был убит вражеским ядром во время одного из боев.



Неизвестный автор. Портрет Армана де Майе-Брезе. XVIII век. Версаль

Дочь Николь и Урбена, Клер-Клеманс, была женой "Великого Конде", принца крови, знаменитого французского полководца и одного из вождей Фронды. Несмотря на нелюбовь мужа, она всегда поддерживала его, боролась за освобождение Конде из заключения, в котором тот оказался после поражения Фронды, затем последовала за ним в эмиграцию.



Жан-Мари Рибу(?). Клер-Клеманс да Майе-Брезе. 1776. Музей Конде, Шантийи

Семейство Брезе продолжает владеть замком и сейчас. Дальнее от входа крыло является жилым, там находятся покои нынешних маркизов Брезе. Остальная часть замка с 2000 года открыта для посещения. Стоит отметить, что интерьеры Брезе очень уютны, в них отсутствует вычурность и чрезмерная роскошь, присущая некоторым другим луарским замкам. Чувствуется, что это жилые помещения, а не просто музейная экспозиция.



Большая галерея замка Брезе

Еще о замке Брезе

18. Юссе, 1660-1700

Юссе (Usse) называют самым сказочным замком в долине Луары. Не только потому, что он красив, но и потому, что здесь была написана одна из самых замечательных сказок.



Замок Юссе, вид из нижнего сада

Архитектура современного Юссе содержит в себе сразу три временных пласта. Самая старая его часть - это левый (восточный) флигель, построенный в готическом стиле по всем правилам оборонительных сооружений XV века.



Готический флигель Юссе

Центральная часть замка была сооружена в XVI веке в ренессансном стиле.

1.


2.


Наконец правый флигель, завершенный в XVII веке, уже имеет черты классицизма.



Юссе с высоты. Фото с сайта замка

В целом, замок Юссе с прилегающим парком, садом, террасами и оранжереями сложился во второй половине XVII века, когда его приобрел Тома Бернен, секретарь короля Людовика XIV. В это время Франция находилась в зените так называемого Великого века, который охватывал время царствования трех первых королей династии Бурбонов - Генриха IV Великого, Людовика XIII Справедливого и Людовика XIV Короля-Солнце. Стараниями кардинала Ришелье, а затем Людовика XIV и его министра Кольбера, централизация Франции была завершена, и абсолютизм королевской власти достиг апогея. В военном и культурном аспектах Франция начала играть роль европейского гегемона, в результате чего во многих странах (в том числе и в России) развилась галломания и появилась мода на все французское.



Шарль Лебрен. Портрет Людовика XIV, короля Франции (1643-1715). 1661. Версаль

Людовик XIV, как впрочем и другие французские короли, никогда не бывал в Юссе. Но, как говорят в театре, короля играет окружение. В Юссе, "игра" окружения Короля-Солнце ощущается практически везде. Как я уже упомянул, владельцем замка был секретарь Людовика XIV. Его сын женился на дочери великого Вобана - королевского маршала, знаменитого военного инженера и архитектора, построившего во Франции более 30 крепостей и усовершенствовавшего еще 300. Вобан часто гостил в Юссе у своего зятя, по его проекту были созданы замковые террасы и бастион. Также имя Вобана носит один из салонов замка.



"Рука Вобана". Вид на Юссе и его террасы с моста через Эндр



Салон Вобана

Сад, парк и оранжерея Юссе были спроектированы непревзойденным Ленотром - придворным садоводом Людовика XIV, создавшем концепцию французского регулярного парка, чьими стараниями был создан сад Тюильри и парк Версаля.



Вид на Юссе из парка



Сад Ленотра на верхней террасе

Но больше всех прославил Юссе Шарль Перро. Увидев этот замок в 1695 году, Перро ощутил такой восторг и вдохновение, что сразу после посещения создал одну из самых известных в мире сказок - "Спящую красавицу". Описания дворца в этом произведении во многом воспроизводят убранство Юссе, и даже внешний фасад сказочного дворца, где заснула принцесса, похож на замок, стоящий в при слиянии Эндра и Луары.



Филипп Лаллеман. Портрет Шарля Перро (фрагмент). 1672. Версаль.

В 1670-е годы Перро был генеральным инспектором сюринтендантства королевских строений и секретарем Академии словесности, что и отражено в атрибутах его портрета. Лишь в 80х Перро начал писать и обрабатывать сказки, сам не придавая этому большого значения. Но оказалось, он стал первым, кто ввёл сказку (и особенно народную сказку), в высокую литературу - это и принесло ему любовь читателей и заслуженную славу.

Почти весь верхний этаж восточного флигеля Юссе посвящен "Спящей красавице" Перро. В нескольких комнатах здесь воспроизведены сцены из сказки

1.


2.


3.


4.


Нынешние хозяева Юссе периодически устраивают в интерьерах замка выставки костюмов различных эпох. Неподвижно застывшие манекены словно продолжают тему спящего замка, не дают развеяться сказочной атмосфере...



Лестница в круглой башне



Столовая



Главная лестница. Спроектирована Франсуа Мансаром, крупнейшим мастером барокко XVII века, основателем традиций классицизма во Франции.



Королевская прихожая



Комната короля. По старинной традиции, в каждом замке должны были существовать специальные апартаменты для короля, на случай его посещения.



Комната стражи.  Одно из самых старых помещений Юссе. Когда-то прямо сюда вел входной подъемный мост. Потолочная роспись времен Людовика XIV.



Чердак замка, который входит в экскурсионный маршрут, оформлен в стиле "столетнего запустения". Тоже своего рода элемент сказочной истории...

Еще о замке Юссе

19. Валансе, 1800е годы

В конце XVIII века по Франции прокатился кровавый каток Великой и ужасной революции. Уничтожение знати, разграбление собственности, революционный террор, разрушение церквей, политические процессы и истребление собственных соратников - все это бушевало целое десятилетие под лозунгом "Свобода, Равенство, Братство". Не удивительно, что в 1800 году измученная страна с радостью приняла "сильную руку" Наполеона Бонапарта, которого в 1804-м провозгласила своим императором.

Наполеону нужна была резиденция для приема иностранных послов и проведения важных переговоров, и он избрал для этого замок Валансе (Valencay) в долине Луары. В 1803 году Наполеон сказал своему министру иностранных дел Талейрану: "Я хотел бы, чтобы вы купили эту прекрасную землю с тем, чтобы вы там принимали представителей Дипломатического корпуса, знатных иностранцев, чтобы они стремились попасть к вам и чтобы приглашение к вам служило вознаграждением для послов тех суверенов, которыми я буду доволен".



Замок Валансе, вид от садовой лестницы



Центральная часть фасада

Башни замка сейчас ремонтируются, поэтому я пользуюсь снимком из интернета, чтобы показать весь фасад:



Замок Валансе, фото - Википедия

Для покупки Валансе Наполеон выделил Талейрану значительную сумму, и в 1803 году тот получил в собственность одно из самых богатых поместий Франции площадью почти 200 кв.км, включающее не только сам замок, но и окружающие его земли с лесами, деревнями, виноградниками и фермами.



Земли поместья Валансе. Вид из замка



Терраса замка

Замок Валансе строился в середине XVI века, во времена Франциска I. Видно, что его облик во многом навеян ренессансной архитектурой Шамбора: по углам расположены массивные круглые башни, соединенные галереями с центральным объемом, похожим на донжон, но по сути им уже не являющимся. Защитные элементы уступили место декоративным, а большие окна словно раскрывают замок к природе.

Изнутри Валансе выглядит необыкновенно воздушным и светлым благодаря опоясывающим галереям выходящим окнами в парк и на окружающие рощи.



Галерея первого этажа



Одна из комнат на галерее второго этажа

Когда Талейран купил замок, он заново его обставил, проявив по словам современников "гениальный вкус" и превратив Валансе в идеальное поле для ведения своих дипломатических сражений.



Франсуа Жерар. Портрет Шарля Мориса де Талейрана (фрагмент). 1808. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Как политик, Талейран был непотопляем и незаменим практически в любых условиях: он занимал пост министра иностранных дел и во время революции, и в империи Наполеона, и при реставрированной монархии Бурбонов. Имя этого мастера политической интриги стало едва ли не нарицательным для обозначения хитрости, ловкости и беспринципности. Вот замечательная характеристика Талейрана, которую я увидел в путеводителе: "Яркая фигура и творец своей судьбы, умело использовавший свой шарм, ум, внешность, манеры, хромоту и аморальную душу, преданный делу нации при всех режимах, преданный людям до тех пор, пока они годятся для его политики, чувствительный, корыстный и алчный, достойный восхищения и презрения".

Есть такая поговорка: "у хорошего хозяина и таракан пашет". Так и у Талейрана, в дело шло всё - от окружающей обстановки и до собственной жены. Например, в переходах и галереях замка много прекрасных прекрасных мраморных статуй, которые определенно были ориентированы на мужскую половину гостей Валансе.



Окно в столовой



Жан Гудон. Диана охотница. Ок. 1790. Галерея второго этажа



Главная лестница



Пьер Жульен. Спящая Ариадна. 1735 (по мотиву греческого оригинала II в. до н.э.). Одна из скульптур на главной лестнице



Жозеф Шинар. Бюст мадам Рекамье. 1806. Голубая гостиная

В течение 5 лет в Валансе жил под домашним арестом испанский король Фердинад VII со своей свитой, и Талейран сумел так обставить их пребывание, что при освобождении пленники рассыпались в благодарностях к своему тюремщику и покинули замок без особой охоты.



Спальня испанского короля в Валансе

Многие годы роль хозяйки Валансе играла жена Талейрана Катрин, которую считали одной из красивейших женщин своего времени. Как бы ни относился к ней Талейран, ее он также использовал в своих политических играх. По подсказке Наполеона Талейран способствовал любовной связи Катрин с испанским герцогом де Сан-Карлосом, одним из пленников Валансе.



Элизабет Виже-Лебрён. Портрет Катрин Ноэль де Талейран. 1783. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Правда, Катрин, как говорят, не была слишком умна. Биограф политика писал, что "она заслужила репутацию набитой дуры, вызывая ехидные усмешки, особенно у женщин... Для нее даже не нашлось места в мемуарах Талейрана". С последним утверждением я, однако, не согласен - один из известных афоризмов Талейрана гласит: "надо полюбить гениальную женщину, чтобы понять, какое счастье любить дуру". Это ли не оценка?



Голубая гостиная - кабинет Талейрана в Валансе. На столе справа был подписан мирный договор 1813 года между Францией и Испанией, после чего Фердинанда VII и его свиту освободили из под многолетнего ареста.

"Оружием" Талейрана была в том числе и кухня. Там творил и создавал гастрономические шедевры искусный повар Антонио Карем, нанятый владельцем замка в 1804-м году. Обеды и светские приемы с потрясающими блюдами в Валансе славились не только во Франции, но и далеко за ее пределами, являясь и одной из притягательных сил замка Талейрана, и дополнительным аргументом на переговорах. В огромном винном погребе за кухней, до сих пор хранятся бутылки со старыми винами.



Кухня Антонио Карема

Карем особенно славился десертами и, похоже, его школа до сих пор жива в Валансе. В кондитерской на близлежащей городской площади мы увидели вот такой макет замка, выполненный из сахарной массы:



Кондитерский макет замка Валансе. Как гласит табличка, на его создание ушло 100 кг сахарной пудры и 3 года работы

После падения Бонапарта Талейран перешел на сторону монархистов. На Венском конгрессе, подводившем итог наполеоновских войн, он встретил 20-летнюю Доротею Саган, ставшую его ученицей, помощницей и политической союзницей, которой можно было доверить самые важные секреты. Доротея принимала многочисленных гостей, покоряя их блеском своей красоты и туалетов, являвшихся образцом изысканного вкуса. Она умело вела переговоры, получая ценную дипломатическую информацию, а также помогала Талейрану вести тайную переписку. Талейран и Доротея стали любовниками, несмотря на почти сорокалетнюю разницу в возрасте, и на то, что Талейран был до этого любовником матери Доротеи, а сама она была замужем за племянником Талейрана. После завершения Венского конгресса они вместе вернулись во Францию и больше уже не расставались. Доротея стала новой хозяйкой Валаснсе.



Жозеф Шабор. Портрет Доротеи, герцогини де Дино (фрагмент). 1830. Замок Валансе



Комната Доротеи в Валансе

Талейран скончался в 1838 году в Париже. Остряки шутили: "Талейран умер? Интересно, зачем это ему понадобилось?" По воле политика его похоронили в Валансэ, в скромной городской часовне. Доротея пережила его на много лет и была близка со различными мужчинами. Несмотря на это, она завещала похоронить ее сердце в одной могиле с Талейраном, однако это ее желание так и не было исполнено...

Еще о Талейране

На этом "Луарские истории" заканчиваются. Спасибо всем кто дочитал до конца )
(с) Nikolai Endegor, 2016

Франция, истории, путеводитель

Previous post Next post
Up