Луарские истории - IV

Jan 26, 2017 13:17

Продолжение. Начало здесь: http://ru-travel.livejournal.com/32865895.html

В XVI век Франция вошла самым крупным централизованным государством Западной Европы. Страна была на подъеме, после итальянских походов французских королей во Францию проник дух Ренессанса и начался расцвет искусств и ремесел. Эта часть "Луарских историй" посвящена Амбуазу, Кло-Люсе, Шамбору и Азе-ле-Ридо - замкам короля Франциска I, который был одной из главных фигур французского Возрождения.





10. Амбуаз, начало XVI века

Рассказ о временах и замках Франциска Первого стоит начать с Амбуаза (Amboise) - места, где будущий великий покровитель искусств провел свои юные годы. Сюда в возрасте четырех лет привезла его мать, герцогиня Луиза Савойская, одна из умнейших и самых образованных женщин эпохи.



Замок Амбуаз. Королевский дворец на замковой террасе

Амбуаз иногда называют "детским садом" французских принцев. Здесь родился и вырос Карл VIII, здесь провела свое детство его невеста Маргарита Австрийская, позже отринутая ради женитьбы Карла на Анне Бретонской, здесь воспитывались Франциск I со своей сестрой Маргаритой Ангулемской, а впоследствии также и дети короля Генриха II и Екатерины Медичи. На рубеже XV-XVI веков Амбуаз активно строился и украшался. В нем жили и работали лучшие мастера своего времени, сначала французские, а потом и итальянские.



Замок Амбуаз с высоты. Фото - Винсен Турнер

Своим нынешним обликом Амбуаз обязан Карлу VIII, который, став королем, решил перестроить эту резиденцию и поселиться здесь с молодой женой Анной Бретонской. Одним из первых сооружений стала часовня Святого Губерта, завершенная в 1493 году.



Часовня Святого Губерта



Аллея к главному входу в часовню

Когда находишься на замковой террасе, возникает впечатление, что часовня стоит в чистом поле. На самом деле она построена на выступе замковой стены и составляет единое целое с одной из башен.



Часовня Святого Губерта - вид из города

После часовни над речным обрывом был возведен новый королевский дворец. Это строительство начали еще до отъезда Карла на войну в Италию, поэтому и часовня, и дворец выдержаны в уходящем стиле пламенеющей готики.



Боковой вид на фасад королевского дворца, обращенный к Луаре

Король вернулся из Италии в 1496 году, полный впечатлений об итальянском искусстве и новом стиле эпохи Возрождения. Он привез с собой многочисленных мастеров, которые занимались внутренним убранством дворца и других помещений замка, а также создали сады в духе итальянских вилл, которые стали особым предметом гордости Карла.



Королевский дворец - вид от садовой части

С внешней стороны к стенам замка были пристроены две огромные башни со спиральными пандусами внутри. По ним кареты и всадники могли подниматься из города на террасы замка, расположенные на сорокаметровой высоте. Нелепая смерть Карла в 1498 году, когда он случайно ударился головой о дверь, помешала королю увидеть воплощение в жизнь своего любимого проекта.



Вход в замок Амбуаз. Справа - башня Юрто со спиральным пандусом внутри



Стены Амбуаза. В центре - башня Миним со вторым спиральным пандусом



Шпили Амбуаза с крыши башни Миним

Интерьеры Амбуаза многократно перестраивались. Те что остались от рубежа XV-XVI веков несут геральдические символы и монограммы Карла VIII и Анны Бретонской.



Зал заседаний в королевском дворце



Камин в зале заседаний

После смерти Карла Анна Бретонская вышла замуж за его преемника Людовика XII, и двор перебрался в Блуа, родной город Людовика. Но Амбуаз продолжал строиться. Было начато крыло Людовика XII, стоящее перпендикулярно ко дворцу Карла, продолжалась отделка помещений. В этой атмосфере созидания, вольницы, общения с архитекторами и художниками рос будущий король Франциск со своей сестрой Маргаритой. Луиза Савойская обожала обоих своих детей, всячески поощряла их любовь к искусству, дала им отличное образование. Франциск также любил охоту, верховую езду, он отличался храбростью, красноречием, честолюбием и пылкой фантазией.



Крыло Людовика XII, законченное Франциском I в ренессансном стиле



Жан Клуэ(?) Франциск I в молодости. 1515. Музей Конде, Шантийи.

Первого января 1515 года Франциск взошел на престол, как ближайший родственник по мужской линии умершего короля Людовика XII. И сразу же молодой монарх бросился в бой - продолжать военные итальянские походы своих царственных предшественников Карла и Людовика. Переход через Альпы и блестящая победа под Мариньяно в сентябре 1516 года принесла Франциску славу полководца. Но... французские короли и императоры, умея побеждать в сражениях, чаще всего проигрывали войны в целом. Не был исключением и Франциск. И все же этот первый итальянский поход Франциска кажется мне действительно историческим. Но вовсе не потому, что король выиграл далекую битву, а потому, что после этого события во Францию приехал величайший гений человечества Леонардо да Винчи, приглашенный королем на службу.



Леонардо да Винчи. Автопортрет. Ок. 1515. Королевская библиотека, Турин

Франциск назначил Леонардо "первым художником, архитектором и инженером королевства" и дал ему щедрую годовую ренту. По совету своей матери Луизы Савойской, Франциск поселил старого художника (ему было 65 лет) в небольшом замке Кло, недавно выкупленном Луизой. Кло находился в каких-то 10 минутах ходьбы от Амбуаза, Франциск прекрасно знал это место, поскольку сам провел там немало времени в пору своего юношества. В те времена Амбуаз и Кло соединялись подземным ходом, которым, как говорят, пользовался 22-летний король, приходя вечерами к Леонардо и подолгу беседуя с ним.

Вот что писал Бенвенуто Челлини, другой титан Возрождения, служивший Франциску I: "король Франциск столь глубоко любил его <Леонардо> великие таланты и испытывал столь великое удовольствие, слушая его речи, что в году было очень мало дней, которые бы он провел без бесед с ним... Он говорил, что не верит, что на земле когда-либо жил человек столь обширных знаний, как Леонардо, причём в области не только скульптуры, живописи и архитектуры, но и философии, потому что он был великим философом".

Леонардо прожил во Франции три последних года своей жизни. Он скончался в 1519 году и по его завещанию был похоронен в церкви Сен-Флорантен замка Амбуаз. До наших дней эта церковь XI века не сохранилась, она была разрушена в 1807 году, как и многие другие постройки Амбуазского замка.



Бюст Леонардо на месте разрушенной церкви Сен-Флорантен

В 1863 году останки Леонардо да Винчи перенесли в часовню Святого Губерта, где они находятся и поныне. Могила Леонардо превратила часовню в место паломничества, хотя, если сравнивать ее с залом Лувра, где висит Джоконда, придется признать, что произведение все же более популярно, чем его автор.



Надгробная плита Леонардо в часовне Святого Губерта

Освещение часовни, где дневной свет смешивается с искусственным, придает интерьеру необычный колорит, словно осеняя место духом погребенного здесь гения.



Свет да Винчи



Интерьер часовни - вид от входных дверей

Еще о замке Амбуаз: http://france-guide.livejournal.com/58919.html

10. Кло-Люсе. 1516-1519 годы

Небольшой замок Кло-Люсе (Clos Lucé), находящийся в нескольких минутах ходьбы от Амбуаза, больше походит на усадебный дом. Он был построен в 1477 для помошника королевского повара, ставшего фаворитом короля Людовика XI. В 1490 году его приобрел и частично перестроил Карл VIII, устроив тут загородную резиденцию. Здесь проводил время в свои молодые годы Франциск I.



Замок Кло-Люсе

В Кло-Люсе жила и старшая сестра Франциска Маргарита Ангулемская, которая вошла в историю под именем Маргариты Наваррской. Маргарита стала не только королевой, но и одной из первых женщин-писательниц. Часть новелл ее главной книги "Гептамерона", жемчужины ренессансной прозы, были написаны в Кло-Люсе, действие других разворачивается в близлежащем Амбуазе.



Жан Клуэ. Портрет Маргариты Наваррской. 1527. Художественная галерея Уокера, Ливерпуль



Комната Маргариты Наваррской в Кло Люсе. Фото - http://spratto.livejournal.com/5139.html. На плитках пола видна монограмма Маргариты. Гобелен на стене изображает битву при Павии, когда Франциск I попал в плен к испанцам.

Говорят, что именно Маргарита подала Франциску идею пригласить во Францию Леонардо да Винчи. И пожилой мастер принял предложение молодого короля. Он преодолел Альпы и привез с собой во Францию все свои записные книжки с набросками и три любимых картины: "Иоанна Крестителя", "Святую Анну" и "Мону Лизу".



Леонардо да Винчи. Иоанн Креститель. 1515-1516. Лувр, Париж



Леонардо да Винчи. Св. Анна с младенцем Христом. 1507-1510. Лувр, Париж



Леонардо да Винчи. Мона Лиза (Джоконда). 1503-1506. Лувр, Париж

Леонардо счастливо прожил в Кло-Люсе последние три года своей жизни. Здесь он закончил "Иоанна Крестителя", здесь же он создал несколько интереснейших инженерных и архитектурных проектов. Он также устраивал для Франциска восхитительные празднества и зрелища. Все это оказывало большое влияние на интеллектуальную жизнь и моду двора Франциска I, постепенно становившегося одним из центров культурной жизни Европы.



Большой ренессансный зал. Здесь Леонардо принимал Франциска I, послов и художников, которые прибывали встретиться с ним. В углу стоит бюст Франциска, на стенах - копии картин Леонардо



В большом ренессансном зале



Спальня Леонардо, одновременно и его рабочий кабинет.

В этой комнате великий художник жил, здесь он и скончался 2 мая 1519 года. Как пишет Джорджо Вазари: "В это время прибыл король… из почтения к монарху Леонардо, выпрямившись, сел на постели и стал рассказывать о своей болезни и при этом высказал, что много согрешил против Бога и людей… Тут приключился с ним припадок, провозвестник смерти. Тогда король, поднявшись, взял его голову в свои руки… и божественнейшая душа Леонардо, сознавая, что большей чести удостоиться не может, отлетела в объятьях упомянутого короля на семьдесят пятом году жизни".



Жан Огюст Доменик Энгр. Смерть Леонардо да Винчи. 1818. Малый дворец, Париж

Считают, что приезд короля в момент смерти Леонардо - это лишь вымысел, поскольку Франциск был в тот день в Париже. Но... есть факты, а есть историческая достоверность, которая, зачастую, больше похожа на правду, чем сама реальность. И тут я на стороне Вазари: даже если такого события и не было, его следовало создать для истории.



"Дух Леонардо". Тот самый подземный ход, по которому король приходил в Кло-Люсе из Амбуаза.

В подвальном этаже замка находятся залы, посвященные изобретениям Леонардо. Здесь выставлены макеты устройств, выполненные по его чертежам и сделанные из материалов того времени.



Прототип танка



Колесное судно

Часть макетов, выполненных в натуральную величину, выставлены в парке замка, называемом "Садом Леонардо". Практически все модели действующие и посетителям разрешают ими пользоваться. Конечно, особенно это радует детишек.



Подъемный мост



Воздушный винт

Еще о Франциске и Леонардо: http://worldleonard.h1.ru/doc/leonardo/biogr_70.htm

12. Шамбор. 1520-1540 годы

Еще будучи принцем, Франциск I мечтал построить новый замок. Он заказывал проекты, сам участвовал в их разработке, обсуждал идеи с Леонардо да Винчи. В итоге, после победного возвращения из Италии в 1516 году, родилась концепция охотничьего замка Шамбор (Chambord). Это уже не крепость, но еще не парадная резиденция. Это уже не готика, но еще не зрелый Ренессанс. Можно сказать, что Шамбор - это удивительный синтез старинной планировки ("донжон" с четырьмя угловыми башнями) и новой возрожденческой архитектуры, которая делает упор не на функциональность, а на красоту.



Шамбор с вертолета. Фото - Википедия



Шамбор, южный фасад. Весь день шел проливной дождь, и это конечно отразилось на моих снимках - и в прямом, и в переносном смысле. Правда нам еще повезло - через два дня река так разлилась что замок совсем закрыли для посещения из-за затопления окрестностей.



Июньское наводнение в Шамборе. Фото - AFP



Крыша донжона. Глядя на нее, начинаешь понимать, где находятся корни творчества Гауди...

Строительство Шамбора началось в 1519 году. Леонардо скончался за четыре месяца до этого момента, но многие его идеи нашли воплощение в архитектуре замка. Одна из них была реализована в главной лестнице Шамбора, имеющей форму двойной спирали. Если два человека начнут подниматься по разным крыльям лестницы, то они будут все время видеть друг друга, но ни разу не встретятся, пока не поднимутся на самый верхний этаж. Эта лестница - вертикальная ось симметрии всего сооружения; на каждом этаже от нее расходятся на четыре стороны одинаковые по планировке помещения.



Главная лестница Шамбора - нижний этаж



Главная лестница Шамбора - верхний этаж

Идущие по спиралям ступени расположены вокруг полого центрального барабана, прорезанного многочисленными окнами. Сейчас на последнем этаже установлен мощный прожектор, свет которого придает фантастический вид внутренности лестницы:



Место силы. Барабан главной лестницы Шамбора

Заканчивается лестница в маяковой башенке донжона, куда обычных посетителей, увы, не пускают. Взглянуть на нее можно только со смотровой террасы, которая опоясывает крышу донжона - эту террасу тоже спроектировал Леонардо. Башю венчает не традиционный крест, а королевская лилия.



Маяковая башня донжона

Резная отделка сводов верхних этажей Шамбора сочетает в себе монограмму Франциска I - коронованную букву "F", и его эмблему в виде саламандры - мифического животного, способного жить в огне.



Потолок третьего этажа



Геральдические символы Франциска I ("F" и саламандра) и его матери Луизы Савойской (веревка с узлами)



Жан Клуэ. Король Франциск I (1494-1547). 1525. Лувр, Париж

В королевском крыле восстановлен интерьер спальни Франциска I. Это не постоянное убранство комнаты: и ковры, и кровать, и скамьи-сундуки путешествовали от замка к замку вместе с королем, они разворачивались по приезде и снова сворачивались перед отъездом. Вместе с королем путешествовал и его двор, численность которого составляла около тысячи человек. Для передвижения двора вместе со всем скарбом требовалось до 18 тысяч лошадей.



Королевская спальня. Справа кровать начальника королевской стражи



Королевская спальня. Кровать Франциска I

Шамбор был задуман Франциском I в первую очередь как охотничий замок, поскольку король был страстным охотником. В галереях верхних этажей можно увидеть коллекцию трофеев хозяина, точнее, хозяев замка.



Охотничья галерея



Alas, poor Yorick...

Вокруг замка расположен огромный парк-заповедник, в котором есть луга, болота, сосновые и лиственные рощи. Его окружает стена длиной 32 километра. Здесь охотился Франциск, а после него в течение нескольких веков здесь охотились французские дворяне.



Прямая как стрела подъездная замковая дорога пересекает весь парк

Обожал Франциск I и иной вид "охоты": он был неистребимым волокитой. Везде, где появлялся король, он стремился найти и покорить самых красивых женщин. При королевском дворе даже образовалось некое подобие гарема, состоящего из нескольких  хорошеньких девиц, которых Франциск называл "мои маленькие разбойницы".



Александр Менжо(?). Франциск I после удачной охоты. 1825. Шамбор .

На крыше-террасе Шамбора насчитывают 365 башенок (по числу дней в году), украшенных геометрическими узорами, скульптурами нимф и животных, растительными орнаментами. Правда знатоки сокращают эту цифру до 282, считая  башенками только каминные трубы. В этом архитектурном лесу Франциск любил устраивать приемы, отсюда он с гостями следил за охотой или военными парадами. Однако, несмотря на всю грандиозность Шамбора, и любовь короля к охоте, он провел здесь лишь 72 дня за все 32 года своего царствования. Справедливости ради стоит сказать, что Франциск не засиживался и в других местах: большую часть своей жизни он провел в военных походах и в дороге, объезжая свое королевство.



Терраса замка. Вид на реку Косон. Во время строительства Шамбора русло реки было расширено и выпрямлено.



Большие башни Шамбора увенчаны беседками. Попасть бы туда...

В 1525 после поражения в битве под Павией Франциск попал в плен к испанцам, где он провел почти год. В это время страной правила его мать Луиза Савойская, она же собирала выкуп за Франциска и вела переговоры по его освобождению. В итоге король вернулся во Францию, но ценой плена двух своих сыновей - Франциска и Генриха, которые пробыли в заложниках до 1530 года.

В эти годы взведение Шамбора затормозилась, поскольку казна была истощена войнами. Строительство боковых крыльев замка было начато, но завершилось уже после смерти Франциска. Самыми интересными архитектурными деталями крыльев мне кажутся две угловые винтовые лестницы, примыкающие к боковым башням. Лестницы открыты во двор большими арочными проемами, делающими их светлыми и воздушными



Двор Шамбора. Вид на боковое крыло от донжона



Шамборские спирали. Коллаж из двух фотографий.

13. Азе-ле-Ридо, 1520е годы

Замок Азе-ле-Ридо (Azay-le-Rideau), стоящий на островке в излучине Эндра, является ровесником Шамбора. Его заложили в 1518 году и в основном построили к 1527 году. Создателем и хозяином замка был Жиль Бертело - один из самых богатых луарских банкиров, мэр Тура и казначей короля Франциска I.



Азе-ле-Ридо с моста через рукав Эндра

Желая отразить свое богатство и статус, Жиль Бертело и его супруга Филиппа Лебаи (которая во время частых отъездов мужа сама руководила строительством) решили создать резиденцию в новом стиле итальянского возрождения, сохранив в то же время определенные черты старой архитектуры. Хотя замок исходно был задуман жилым, но оборонительные свойства еще оставались важными символами престижа, поэтому Бертело специально испросил у Франциска I разрешение на фортификационные элементы постройки, обосновывая свою просьбу преувеличенным описанием опасностей, грозящим неукрепленным городам, каким был в ту пору Азе-ле-Ридо (грабежи, разбой, воровство, бунты...). Поэтому в Азе-ле-Ридо имеются и "крепостные" башни с островерхими завершениями и "дозорный" пояс по верхнему периметру, носящий правда чисто декоративную функцию и для обороны вовсе не предназначенный.



Восточное крыло замка

В плане постройка имеет Г-образную форму, но это не является оригинальным конструктивным решением. Замок просто не закончен, по первоначальному проекту он должен был представлять собой традиционное каре с внутренним двором.



Азе-ле-Ридо с высоты. Источник - http://www.viajesalazul.com

Прервали строительство замка печальные и можно даже сказать трагические события, связанные с судьбой покровителя Жиля Бертело, его двоюродного брата барона Самблансе. Последний был королевским суперинтендантом финансов и однажды нажил себе смертельного врага в лице матери короля Луизы Савойской. Интригуя против мадам Шатобриан, фаворитки Франциска I, Луиза сознательно взяла из казны деньги, предназначенные для оплаты войск, которыми командовал брат фаворитки, виконт де Лотрек. В результате часть наемников разбежалась, и французы потеряли Милан, губернатором которого был де Лотрек. Разгневанный король призвал суперинтенданта Самблансе к ответу, а тот не нашел ничего другого, чем сказать правду, указав, что деньги из казны взяла королева-мать.



Франсуа Клуэ. Портрет Луизы Савойской. XVI век. Музей изящных искусств, Ренн.

Конечно, Луиза все отрицала, поэтому в 1524 году была назначена комиссия, которая начала расследование о пропавших деньгах. В это время (1525 год) Франциск I попал в плен после поражения под Павией. Регентшей в стране осталась Луиза Савойская, и ей срочно нужно было найти средства для выкупа короля из плена. Луиза организовала против Самблансе судебный процесс, в результате которого тот был признан виновным и должным казне почти миллион ливров. Король вернулся во Францию, а Самблансе закончил свою жизнь на Монфоконе как "взяточник и растратчик". Это событие произошло в августе 1527 года, и оно стало поворотным моментом в истории Азе-ле-Ридо.



Виселица Монфокон. Гравюра из книги Е.Виолле-ле-Дюка "Словарь Французской архитектуры".
(Была сооружена при Филиппе Красивом и находилась на месте нынешней площади Робера Дено в Париже. По иронии судьбы, автор проекта виселицы впоследствии сам же был на ней повешен.)

Следует сказать, что почти все казначеи и кредиторы Франциска I происходили из Турени; при этом они были связаны между собой и финансовыми, и родственными узами. Поэтому обвинение одного из них, означало вероятное падение и остальных. Так оно и произошло: назначив Самблансе "козлом отпущения" за потерю Милана, Франциск I затем разорил или отдал под суд и других туренских финансистов. В этой обстановке Жиль Бертело, которого стали обвинять в неуплате налогов, не стал дожидаться ареста и бежал за границу. Филиппа Лебаи умоляла короля не трогать ее любимое детище, Азе-ле-Ридо, но Франциск был неумолим, и в 1528 году замок был конфискован в королевскую казну.

Никто из последующих владельцев Азе-ле-Ридо не предпринял попытки завершить каре, и замок дошел до наших дней "двукрылым", практически в том виде, каким его в последний раз видели хозяева в 1527-28 годах.



В комнате Филиппы Лебаи

В замке сохранилась комната, где жила Филиппа Лебаи. Центральное место в интерьере занимает кровать, воссозданная по рисункам эпохи. Заметьте, что как средневековые, так и ренессансные кровати обычно довольно короткие, но с высокими подголовными подушками. Это связано с обычаем того времени спать не лежа, а полу-сидя: дамы берегли прически, а мужчинам было легче в таком положении переварить пищу после обильных вечерних трапез. Впрочем, на этот счет существует и масса других гипотез, прекрасная коллекция которых приведена здесь: http://allworld4us.livejournal.com/20730.html

Другие интерьеры замка в основном носят отпечаток более поздних времен, как например этот зал приемов с мебелью, посудой и портретами XVIII-XIX веков. Впрочем, конструкция потолка и камин с саламандрой Франциска I не дают оснований усомниться во времени оригинальной постройки.



Салон маркизов Биенкур

Вообще в замке много геральдических символов эпохи Францска: Жиль Бертело мечтал получить дворянский титул и всячески стремился продемонстрировать монарху свою лояльность и уважение. Была в Азе-ле-Ридо (как и во всех других замках) специальная комната для короля - на тот случай, если тот вдруг надумает в замке остановиться. Увы, Франциск I так никогда тут и не побывал...



Фрагмент потолка над входным порталом. Саламандра - символ Франциска I, а горностай - символ его жены Клод, дочери Анны Бретонской.

Азе-ле-Ридо известен своей трехярусной ренессансной лестницей с открытыми лоджиями. Она находится в центре жилого здания, а не в пристроенной башне, как это обычно делалось по средневековому обычаю.



Главная лестница замка. Внешний вид

Эта лестница является одним из первых образцом подъемов с прямым маршем во Франции (до этого лестницы строили винтовыми). На ее потолках расположены скульптурные портреты французских королей



Главная лестница замка. Внутренний вид

Уже не первый год Азе-ле-Ридо активно реставрируется и часть здания закрыта лесами. Поэтому фотографии замка в наиболее интересных ракурсах выполнить почти невозможно.



Аллея к главному входу

Правда строители так организовали реставрационный процесс, что он сам стал в некотором роде экспонатом: тут и фильмы о работах в замке и профессиях работающих тут людей, и наглядная их демонстрация, поскольку зритель-турист оказывается "на расстоянии вытянутой руки" от всех текущих событий

1.


2.


Любопытные могут заглянуть и под крышу - там тоже проводятся реставрационные работы



Азе-ле-Ридо окружен прекрасным парком, куда нас, к сожалению, не пустили по причине его затопления - наша поездка по долине Луары совпала с июньским наводнением. Хорошо еще, что мы попали в сам замок - почти неделю он был закрыт из-за высокого уровня воды в Эндре, но вода наконец начала спадать. За три дня до этого картина в городке, где стоит замок, была достаточно напряженной



Таким можно будет увидеть Азе-ле-Ридо через 2 года, когда реставрация закончится, а парк будет открыт:



Азе-ле-Ридо. Фото с сайта http://summit-tour.com

Еще о Франциске I и его времени

Продолжение здесь: https://ru-travel.livejournal.com/32882617.html

Франция, истории, путеводитель

Previous post Next post
Up