Как мы колесили по Балканам. Часть 8. Финальная.

Oct 17, 2016 16:37





Дорога от Сучавы до Бухареста напрочь отбила у нас желание возвращаться обратно той же дорогой. Решено было ехать через Македонию, Сербию, Венгрию. Здесь дорога, хоть и длинее на почти 400 км, но пролегает преимущественно по автобанам, и в Украине дорога Чоп-Киев - в относительно хорошем состоянии. Кроме того мы посетим еще одну новую для нас страну - Македонию. Дорога от Халкидоны до македонской границы однополосная, но мало загруженная. Вообще на всех греческих дорогах, включая автобаны мы видели мало автомобилей. Для меня остается загадкой, как у них окупается автобан при такой загрузке и такой низкой оплате. Границу прошли быстро, таможенник поинтересовался, есть ли у нас акцизный товар. У нас есть вино, не стал врать я. У нас было 6 бутылок вина. Он кивнул и мы поехали.




Первое впечатление о стране, полученное на заправке, куда мы заехали в надежде поменять деньги для оплаты автобанов, было положительным. Все чисто, аккуратно, персонал приветливый. Я читал, что карточкой заплатить за автобаны не всегда возможно из-за перерывов связи, а в евро платить невыгодно, да и сдачу дают в динарах. . Обмена не было. Кассирша сказала, что не волнуйтесь, платить можно в евро и сдача тоже будет в евро. Дорога от границы сначала была не автобаном, но хорошего качества.




Запомнился этот тоннель. Внутри стены его не были обработаны и выглядело все немного жутковато.




Греки не признают названия страны Македония и называют ее Скопье.  Македонцы в свою очередь претендуют на историческое наследство Александра Великого, которого они именуют Александром Македонским. Наверное в пику грекам свой автобан от Греции до Сербии они назвали именем Александра Македонского.




Для более близкого знакомства со страной решили заехать в столицу - Скопье. На первом же светофоре к автомобилю бросились смуглые парни и, несмотря на наши активные жесты и крики,  начали мыть лобовое стекло, за полчаса до этого вымытое на заправке. Денег я им не дал. Во-первых, не за что, во-вторых, если бы никто не давал, то это безобразие вымерло бы само собой. Следующие светофоры старались проезжать на зеленый. При вьезде в город жена насчитала 6 минаретов в поле зрения. Когда проезжали мимо рынка, впечатление было такое, что мы где-нибудь в Азии. Многие мужчины старшего возраста  носят на голове характерную для мусульман вязаную шапочку. Люди переходят улицу где попало. Тащат большие сумки, тюки. Какой-то сумбур. Город стал нам казаться неприветливым. Но мы-то уже не впервые в городах бывшей Югославии. Не может же быть между ними настолько большого контраста. Пока искали парковку ( а очень хотелось найти именно гараж, чтоб спокойнее было) завернули в какую-то боковую улицу. Развернулись, а выехать на оживленную главную, да еще с поворотом налево не можем - слишком плотный трафик. Таксист сзади стал нервно сигналить, активно жестикулируя. Я понял, что надо потихоньку продвигаться вперед, и мне дадут проехать. Так и произошло. Наконец, нашли гараж. Принимают оплату картой. Паркинг многоэтажный. Есть этажи над землей и под землей. В те, которые под землей, вьезд авто на газу запрещен. В кассе нам обьяснили, как пройти в центр. Он здесь рядом. Пару поворотов и нашему взору предстало, наверное, самое необычное зрелище из всех, что можно ожидать в европейских столицах. Далее - мое предположение. Наверное, Скопье был провинциальным городом Югославии и после обретения независимости Македонией в нем не оказалось квартала, достойного стать кварталом правительственных зданий и центром современной европейской столицы. И македонцы решили его быстро построить. И построили. И украсили, как умели. Чтобы всем было ясно, что это столица наследников Александра Великого. Такой плотности скульптур я не видел нигде в мире. Ну ладно я. Я не так уж много путешествовал. Скажу иначе. Я, думаю, другого такого места в этом смысле просто не существует. Два моста через реку Вардар уставлены фигурами известных деятелей страны вперемежку с помпезными фонарями.







Фигуры стоят и на парапете вдоль реки.




Здесь  и священники и авиаторы. От античных полководцев.




До солидных дядей в костюмах современного покроя.




Вдоль реки выстроен ряд новых нарядных зданий. Между зданиями тоже немало памятников.




Зачем-то в реку поставили два таких галеона. Стоят они на бетонных подпорках. На них, похоже, будут рестораны. Кроме того посреди реки установлены тумбы, на которых в кадках из сверкающего металла растут ивы.




Как по мне, так немного переборщили. Не случайно, наверное, Шенки Версаче тоже живет в Македонии.
Но это еще не все. Есть еще главная площадь. Она вся еще в строительных лесах.  Но стиль примерно тот же.




Памятники, памятники повсюду.







Посреди площади на несколько необычном постаменте - оспариваемый с Грецией царь Александр.  Хотя вроде как официальное название скульптуры - "Воин на коне". Вокруг постамента - львы. Причинные места львов накрашены ярко красной краской. Не думаю, что это был замысел архитектора. Народное творчество.




Здесь же на площади памятник еще одному царю - Самуилу. Памятник, насколько я понял, ему же стоит и в Софии.




И памятник чистильщику обуви тут же, чтоб мало не казалось.




Триумфальная арка скорее всего современной постройки.




Всю эту красоту моя жена назвала безвкусицей. Я же полагаю, что и такое решение имеет право на жизнь.  Непривычно. Не так, как у всех. И город получит приплыв туристов, желающих посмотреть на столь необычное архитектурное решение столичного центра.

Очень многие фасады обезображены пятнами разноцветной краски. По-видимому, присутствует социальная напряженность. На этом  здании вывеска -  "Министерство за правда". Вспомнилось Министерство Правды у Оруэлла в "1984". Но в Македонии так называется министерство юстиции.




Следы краски мы встречали повсеместно.




Хотели по-быстрому перекусить. Нашли в смартфоне на карте МакДональдс и пошли к нему. Вроде пришли на место, а найти ресторан не получается. Спросил у девочек. Они хорошо говорят по-английски. Оказалось, да он был здесь, но его закрыли. МакДональдса в Скопье нет. Зашли в какую-то местную гамбургерную. Стоит все сущие копейки. Но там не принимают карту. Можно евро, но у нас нету мелких евро, а сдачу получить в динарах не хочется. Зашли в ресторан на набережной реки Вардар. Жена взяла отличный тыквенный крем-суп и салат капрезе. А мой заказ был неудачным. Я по македонскому описанию понял, что в телятину будет что-то завернуто. Оказалось в лаваш завернута шаурма. Вместе с чаевыми затянуло на цельных 14 евро.  В общем целом, от Македонии осталось достаточно приятное впечатление. Особенно от македонцев, за исключением навязчивых мойщиков окон на вьезде  в столицу.




60 км  от Скопье до сербской границы проехали быстро. На границе тоже заминки не было. Сербия удивила минаретами в каждой деревне, мимо которой мы проезжали. Отсюда недалеко до Косово. Наверное здесь тоже живут этнические албанцы. Еще немного проехали и минареты больше не попадались.  От границы до города Ниш дорога не все время проходит по автобану. Видно было, что он строится чуть в стороне. На таких участках движение периодически замедлялось каким-нибудь тихоходом, обогнать было непросто из-за извилистой дороги и довольно плотного трафика. В Белград вьезжали, когда уже стемнело. Трафик очень плотный. Но движение организовано хорошо, и мы без проблем приехали по адресу. Наш хозяин нас ждал прямо на улице. Поставили машину, я бегло взглянул на номер ( чего его долго разглядывать, нам здесь только переночевать, кровать есть, санузел есть - порядок, кухня есть - спасибо),  и мы пошли в магазин за продуктами.  Когда вернулись и присмотрелись, то немного огорчились. Во-первых запах какой-то несвежий, при этом в коридоре стоит такая неприятная штука периодически пшикающая освежителем воздуха, которую я тут же отключил.  Ну, мебель доисторическая - это ладно, к тому же кровать удобная.




Ну там краны на кухне такие, что воду открыть непросто, а закрыть вообще не получается. Но больше всего огорчил санузел. Чтобы принимать душ, надо задвинуть две шторки возле унитаза и возле входа. А потом к умывальнику и унитазу ходить по луже.




Самое же неприятное, что на фото в Букинге я видел совсем другое, да и оценка там была 9. То есть все это было совершенно для нас неожиданно. Но что еще более неприятно, что хозяин нас не обманул, и фото этого апартамента есть на Букинге во всей красе, просто у хозяина апартаментов много, и эти фото были в самом конце, и мы до них не долистали, да и откуда мы могли знать какие фото к какому типу апартаментов относятся. Стоимость по бронировке была указана 18 евро. Хозяин же взял с нас 20, показав, свою версию бронировки. Я даже собирался связаться с Букингом по этому поводу, но вовремя заметил, что под ценой номера мелким шрифтом был указан туристический налог 1.15 евро с человека.  В общем этот ночлег за всю поездку был ложкой дегтя в бочке меда. Понятно, что мы не особо расстраивались. Неприятные эмоции были связаны скорее с фактором неожиданности.

Утром хотели заехать в магазин IKEA, вроде как нам показалось что есть такой в Белграде. Как потом оказалось, IKEA есть, а магазина нет. То есть, строится еще. А потом собирались заехать в аутлет-городок Indija. Но из-за облома с IKEA, к аутлету приехали очень рано, ждать открытия пол-часа не хотелось, и мы поехали дальше. Сегодня у нас по плану много, почти 700 км езды, а для передыху и души - венгерский город Кечкемет. Я был в нем 25 лет назад. И у меня остались очень хорошие воспоминания. Но неожиданно на венгерской границе простояли 2 часа. Поэтому Кечкемет пропустили.
Кольцевая автомагистраль М0 вокруг Будапешта уже построена. А раньше мы не меньше часа времени тратили на проезд через город. На кольцевой заехали в Ашан и отлично и недорого пообедали там в китайском ресторане. Порции огромные, часть порции жены еще с собой в контейнер взяли. Пригодится на ужин. Потом еще заехали в аутлет Polgar на 175 км автодороги М3. Интересных для нас магазинов там не оказалось. Купили кое-что в Salamander, и в путь. Автобан М3 венгры тянут не к Чопу, а в сторону Берегово. Но от Берегово до Мукачево по нашей информации неважная дорога. Поэтому за Ниредьхазой свернули с автобана на Чоп. До нашей границы оставалось 70 км. Но зато какой дороги! Мы, казалось, не ехали, а плыли по облакам. Асфальт идеальный. Разметка - выше всяких похвал. Границу прошли быстро. Надо было забронировать номер в Ужгороде. Я нашел в приложении Букинга  (благо уже не роуминг) знакомую нам гостиницу Изумруд. Номер 350 грн. Решил, что напрямую может быть дешевле и позвонил. Оказалось, что не дешевле, а дороже - 450 грн. Поэтому заказал на Букинге. Добирались тоже не без приключений. Улица, дорогу по которой мы знали, оказалась перекопанной. Пока спрашивали дорогу, один водитель вызвался нас проводить и сказал ехать за ним. Потом он обьяснил, что в Киеве  какой-то киевлянин сделал для него то же самое и он теперь отдает долг. Как много хороших людей повстречали мы за эту поездку. В гостинице стала понятной чехарда с ценами. Номер за 450 - люкс, то есть классом выше, чем за 350. За 350 они уже распродали мимо Букинга, но ему об этом не сообщили. Поэтому нам номер люкс достался по цене обычного номера. Утром я зашел в гастроном в Ужгороде. Воскресенье, покупателей кроме меня еще нет. Персонал беседует между собой о нелегком житье-бытье. Кассирша резюмирует расхожей фразой: Не мы такие, жизнь такая. У меня не много покупок, я протягиваю 200 грн. купюру. Другой у меня нет. Та же самая кассирша недовольно кивает в мою сторону: Вот, пожалуйста! У нее нет сдачи. Как это контрастирует с "тамошними" магазинами, где кассир, принимая у покупателя деньги или банковскую карту, сразу же благодарит. Так может потому и жизнь такая, что мы такие. Подобные мысли часто посещают мою голову после возвращения из-за рубежа, когда абсурдность многих проявлений нашей жизни становится особенно очевидной. Когда же мы, наконец, вилюдніємо, как говорят на Украине, то есть повзрослеем, станем цивилизованнее. И вилюдніємо ли когда-нибудь? Правда у этого слова есть и другое значение - потерять все или большинство населения. Потому по-любому вилюдніємо. Хочется верить в лучший исход.

Македония, автопутешествие

Previous post Next post
Up