При словах "бой быков" нам обычно вспоминается Испания и куплеты тореадора из оперы Жоржа Безе "Кармен":
"Замер цирк, летят мгновенья,
Летят мгновенья, сейчас начнется бой!
Ждут все в молчанье...
Вот бык ворвался!
Он бежит вперед, сметая все перед собой ..."
Однако древнее искусство смертельно опасной игры с быком - тавромахия - сохранилось до наших дней не только в Испании, но и в Латинской Америке, на юге Франции, в Португалии. Я приглашаю вас на тораду (tourada) - бой быков по-португальски, а чтобы чувствительные натуры и защитники прав животных приняли мое приглашение, скажу сразу: на тораде быков не убивают!
Арене "Campo Pequeno" в Лиссабоне
Мы посетим тораду на самой большой в Лиссабоне и второй по величине в Португалии арене Campo Pequeno (Кампу Пекену). Эффектная краснокирпичная арена на проспекте Республики, построенная в 1890 году в псевдомавританском стиле, вмещает до 10 000 зрителей, стоимость билетов - от 10 евро и выше. С 18 века торада проводится в закрытом помещении, поэтому различий между местами на солнечной или теневой стороне не существует, и цена билета зависит только от близости к арене - чем выше, тем дешевле. Представления, как и везде в Португалии, начинаются в пасхальное воскресенье и заканчиваются в октябре. В течение вечера проходит шесть боев - лиде (lide), каждый из которых неповторим, как любая азартная игра или состязание.
Публика собирается на представление
Задолго до начала амфитеатр заполняет самая пестрая публика - жители Лиссабона и туристы, семьи с малыми детьми и молодежь. Особенно много девушек: они ждут выступления своих кумиров и надеются найти среди них друга жизни. Обстановка непринужденная: можно курить - да-да!, жевать, пить пиво, громко болтать и шутить.
Совсем как в куплетах тореадора:
"Цирк полон, давно ждут представленья!
Народ везде, куда ни глянь!
И вся толпа в страшном волненье.
Крики и давка, и возгласы, шум и брань!
Разговоры, и смех и споры,
Вот близок долгожданный час!"
Кортезиаш
Да, час близок - публика еще продолжает рассаживаться, а на арене под звуки оркестра, исполняющего пасодобль (испанский танец, имитирующий корриду), появляются участники представления, кроме быка, разумеется. Пролог торады - кортезиаш (cortesias): участники и публика приветствуют друг друга. В былые времена кортезиаш включал парад карет, запряженных красиво украшенными лошадьми, но сейчас такой парад можно увидеть нечасто.
Кавалейру объезжает арену
Все участники в красочных костюмах стоят неподвижно, за исключением кавалейруш (сavaleiros) - троих всадников, которые объезжают арену. Их помощники - шестеро бандарилейруш (bandarilheiros) с тяжелыми желто-розовыми плащами и три команды форкадуш (forcados) - ловких молодых парней, по 8 человек в каждой. Не забыты скромные уборщики арены и кампинуш ("крестьяне") в костюмах области Рибатежу, которая славится разведением быков. Они возвращают быка в стойло после боя. Ведь его не убивают, вы не забыли?
Click to view
Видео: Кортезиаш
Стихает музыка, аплодисменты, приветственные возгласы, и на опустевшую арену выезжает всадник-кавалейру. Чаще всего ему от 18 до 35 лет, но встречаются и ветераны, которым уже далеко за сорок. Главное - не возраст, а виртуозное мастерство наездника, которому учатся с детства и которое в Португалии называют "искусством Мариальва" ("аrte Marialva") в честь маркиза де Мариальва, королевского конюшего, основавшего во второй половине 18 века португальскую школу верховой езды. Всадник одет как вельможа 18 века: на нем богато расшитый камзол и треуголка с белыми перьями, ведь в старину кавалейру мог стать только аристократ.
Кавалейру и его конь
Как хорош конь с украшенной лентами гривой! С 18 столетия в тораде участвуют только жеребцы благородной лузитанской породы - бесстрашные, умные, послушные, грациозные, способные быстро маневрировать и менять скорость движения. Лишь очень опытный наездник может управлять таким жеребцом, близким родичем знаменитых андалузских коней. Жеребца начинают воспитывать для торады с четырех лет, но только к десяти годам конь готов выйти на арену. Кавалейру сам дрессирует его, не доверяя эту работу тренеру, - только так конь и наездник могут стать безупречной парой, слиться на арене в одно целое. Иногда конь, который стоит, кстати, целое состояние, даже затмевает своего хозяина и становится такой знаменитостью, что любители торады специально приходят на представление, чтобы его увидеть.
В отличие от испанских пикадоров на тяжелых лошадях в непробиваемой попоне, кавалейру и его прекрасный конь никак не защищены
от рогов быка, если не считать наколенников на суставах жеребца, поэтому многие считают тораду более опасной, чем испанская коррида.
"Бык разъярен, бежит, ревет, страшен напор!" На арену выбегает тоуру (touro) - бык. Черных, близких по своей породе к туру быков выращивают на особых фермах, где они не контактируют с другими быками и посторонними людьми. К бою допускаются молодые быки в возрасте 4-6 лет, весящие не меньше 450 кг. В загривок быка втыкают маленький цветной вымпел, по которому можно определить его происхождение. Перед боем на бычьи рога надевают специальные кожаные наконечники, укрепленные изнутри сталью, чтобы уберечь людей и лошадь от смертельных ранений. Это еще одно важное отличие торады от испанской корриды, где быку подпиливают рога на 2 см, тем самым нарушая его способность рассчитать удар. Португальцы оценивают такой прием как "нечестный" по отношению к противнику.
Click to view
Видео: Лиде а кавалу - поединок всадника с быком
Начинается конная часть боя - лиде а кавалу (lide a cavalo). У кавалейру есть строго ограниченное время, за которое он должен на скаку воткнуть в подкожную жировую сумку на холке быка несколько разукрашенных пик с острым крючком на конце (фарпа). Дразня быка выкриками, заставляя его носиться за гарцующим конем по всей арене, кавалейру не забывает демонстрировать свое искусство наездника. Если всадник быстро втыкает пики, его поощряют не только аплодисменты и крики зрителей, но и музыка. Окровавленный израненный бык выглядит устрашающе, но снова спешу успокоить читателя: рана, нанесенная быку фарпой, сравнима для человека с уколом иглы. Висящая на холке пика раздражает быка и мешает ему, но не приносит таких страданий, как испанская бандерилья.
Меланхоличный бык не хочет вступать в бой
Каждый кавалейру по-своему исполняет завораживающий "танец со смертью": у него собственный почерк, "фирменные" жесты, излюбленные приемы. Но и бык быку рознь. Один сходу начинает неистово гоняться за всадником, другой, уткнувшись в бортик арены, не изъявляет желания участвовать в игре. Чтобы раззадорить быка и вывести его на более выгодное место, на арену, чередуясь с кавалейру, выходит нарядный бандарилейру со своим желто-розовым плащом. Этого персонажа, совершенно несправедливо, воспринимают порой как пародию на испанского тореадора. Действительно, щегольской костюм бандарилейру - плоская черная шляпа, короткая куртка, бриджи, открытые черные туфли, наконец, плащ - напоминает одеяние тореро. Но его действия - бесстрашная игра с плащом перед самой мордой быка - далеки от клоунады, требуют отваги и ловкости. Бандарилейру всегда спешит на помощь, если ситуация выходит из-под контроля и становится опасной.
Бесстрашный бандарилейру
Click to view
Видео: Бандарилейру дразнит быка
Вся команда работает со слаженностью хорошего оркестра: сменяют друг друга всадник и бандарилейру, то и дело вступает музыка, а за оградой уже приготовились к своему выходу восемь форкадуш: они пристально следят за происходящим, чтобы в любую секунду перемахнуть через бортик и начать заключительную часть боя - пега (pega), "захват".
Форкадуш готовятся к "захвату" быка
Первоначально роль этих участников торады была весьма скромна. "Форкаду" в переводе с португальского означает "шест". Форкадуш - в отличие от благородных всадников, это простые парни - отгоняли длинными шестами быка от лестницы, ведущей с арены в королевскую ложу. Все изменилось, когда в 1836 году королева Мария II запретила тораду, а после народных протестов снова разрешила представления, но уже без убийства быков на арене. Именно тогда у форкадуш появилась почетная и очень опасная миссия: эффектно завершить лиде и доказать превосходство человека над быком.
Оказавшись на арене, юноши быстро натирают руки песком, чтобы они не скользили по коже быка, и выстраиваются в затылок. Первый (его называют нападающим) надевает какой-то дурацкий колпак и провоцирует быка: дерзко шагает ему навстречу и выкрикивает что-то, судя по интонации, очень обидное. Пока бык изучает нового соперника и осмысляет услышанное, нападающий, не теряя времени, подходит вплотную к быку и бросается на него, захватывая руками морду и рога. Шестеро форкадуш мгновенно обступают быка, зажав его со всех сторон, в то время как восьмой хватает быка за хвост. Все быстро расступаются, лишь один, вздымая песок арены, продолжает, вслед за крутящимся быком, "ехать" на его хвосте.
Бык усмирен!
Click to view
Видео: "Пега" - захват быка
Это кульминационный момент торады: бык побежден! Он останавливается и уже не пытается преследовать обидчиков. К присмиревшему быку прибывает пополнение - десяток его коричневых сородичей под надзором пастухов-кампинуш. Вслед за коричневыми быками черный послушно уходит в стойло. За минуту пребывания на арене быки ухитряются так ее перепачкать, что уборщикам есть чем заняться.
Побежденного быка уводят с арены
Уборка арены
"Да, ждет тебя любовь!" Наступает минута славы. Под звуки пасодобля почетный круг совершают спешившийся всадник, бандарилейруш и форкадуш, которые особо отличились при "захвате" быка. На арену летят букеты и… одежда - куртки, кофточки, платки. Укротители быка ловят эти вещицы и кидают их обратно: считается, что если к твоей одежде прикоснулся участник торады, это приносит счастье. Ну и к тому же… для девушек это повод поближе познакомиться со смельчаками. До перерыва лиде повторится еще два раза, в новом составе, а этим участникам предстоит отдохнуть и опять выйти на арену уже во втором отделении.
Герои торады совершают круг почета
А что же бык? Он отправится на бойню только в том случае, если очень сильно изранен. Его ждет спокойная жизнь племенного производителя, и на арену он больше никогда не выйдет: ведь умное животное запомнило правила игры, и новая встреча с ним может стать смертельно опасной для человека. И без того на тораде случаются несчастья с людьми и конями, врачи и ветеринары всегда дежурят близ арены.
Торада со смертельным для быка исходом разрешена в сегодняшней Португалии только в нескольких городах на границе с Испанией, однако дискуссии о том, приемлем ли в цивилизованной стране кровавый бой быков, продолжаются не первое столетие - португальская история знает несколько безуспешных попыток запретить тораду. Яростные споры в СМИ и Интернете между противниками «варварского пережитка прошлого» и защитниками национальной самобытности не утихают, в фейсбуке существует сообщество "Anti-Tourada", проводятся демонстрации протеста… У сторонников торады свои аргументы. Они считают, что относительно гуманная торада - не чета жестокой испанской корриде, что бык в тораде - не жертва, а достойный соперник человека, что торада - это честная и красивая схватка человека с животным, благородный спорт, важная часть португальской культуры. Большинство жителей страны согласны
с этим еще и потому, что запрет торады обернулся бы потерей тысяч рабочих мест.
И все же торада, похоже, медленно отступает. Уменьшается государственная поддержка, ежегодно сокращается число представлений… Как знать, может быть 21 век станет последним для древнего искусства тавромахии?
Опубликовано в журнале "Партнер" (Дортмунд), № 6, 2016