Ульяновск: первым делом самолеты или музей гражданской авиации.

Jun 01, 2016 16:10

Я давно хотела попасть в Ульяновск, посмотреть на самолеты. Но каких-то четких намерений не имела (недалеко ведь из Казани, доедем как-нибудь). Пока чудесным летним днем 2015 года букинг не предложил мне номер в «роскошном 5-звездочном парк-отеле» за 1700 рублей. На двоих. С завтраком. «Надо ехать», - сказала я мужу. «Надо так надо», - ответил мой всегда спокойный муж, и я тут же принялась планировать прогулку по городу.

Ульяновск нам очень пришелся по душе. Там роскошная Волга, уютный центр с деревянными домиками, удобная для прогулок тропа Ленина и классный обзор с крыши самой высокой гостиницы. Обо всем этом я еще расскажу, а сейчас можно про самолеты? Ведь самолеты же!




Да, с  таким лицом вошла я в Ульяновский музей гражданской авиации. Самолетов вокруг казалось так много, что сначала мы решили зайти в малый павильон, чтобы не сразу все счастье на меня свалилось. Тут стоят такие «экспонаты», что вообще сложно представить, чтобы такое когда-то летало. Но оно летало. Музей гордится тем, что почти все самолеты прибыли сюда своим ходом. Нам сразу приглянулся вот такой аппарат. Ну, чем не мечта?!




Про эту белую Мечту я ничего не запомнила, а вот это зеленое корыто чудо АК-1 - первый советский пассажирский самолет. Первый и вообще такой единственный.




Он был построен в 1923 и под знаком «Добролета» (который потом стал «Аэрофлотом») даже летал из Москвы в Нижний Новгород и Казань. Представляете, пассажиров возил, целых трех человек на скорости 112 км/ч! Вот уж точно небесный тихоход. Но в 1925 году он полетел с экспедицией до Пекина, да там и остался навсегда. А для Ульяновского музея в 1986 году сделали реплику - единственную на весь музей, все остальные аппараты - самые настоящие летательные. Вот, например, У-2 (По-2) - один из самых массовых самолетов в мире.




Кто бы мог подумать (уж я так точно нет), но их построили 33 000 штук. Они использовались как учебные, почтовые, в сельском хозяйстве, для аэрофотосъемки, как пассажирские, а в Великую Отечественную войну У-2 стали активно применяться как санитарные  самолеты (было место для носилок), легкие штурмовики и ночные бомбардировщики. Таким массовым самолет стал еще и потому, что был легко управляемым. Говорят, свалить его было почти невозможно: даже если летчик отпускал штурвал, самолет из-за низкой скорости мог спокойно планировать и самостоятельно садиться на землю. Надо ли говорить, что для взлёта и посадки никакие асфальты ему были не нужны, ровное поле есть и отлично.

Посмотрели на исторических малышей, пора и на воздух, к «настоящим» самолетам. Поверьте, я нисколько не умаляю достоинств этих пионеров авиации, но выглядят они почти нереально, порой сложно представить, как это летало. Но перейдем к гигантам. Ту-154 знают все. А вот я даже полетать на нем не успела.




Сверхзвуковая легенда Ту-144. Необыкновенно изящный самолет, первый сверхзвуковой в мире. Его первый полет состоялся 31 декабря 1968 года, на два месяца раньше европейского Конкорда. Он летал на какой-то невероятной скорости до 2500 км/ч.




Кажется, ну, вот как пилоты помещались там? J




Жаль, но история самолета закончилась стремительно и бесславно. Один Ту-144 разбился прямо на авиашоу в Ле Бурже. Второй во время испытательного полета спустя 5 лет. В итоге сверхзвуковик сделал всего 55 пассажирских рейсов из Москвы в Алма-Ату и был отстранен от эксплуатации. Билет в одну сторону стоил 68 рублей против 48 рублей на обычный самолет. Я б полетела!




Всего было создано 16 самолетов, но под флагом Аэрофлота до Алма-Аты летали всего два. Один не сохранился, а второй - №77110 - как раз и выставлен в музее Ульяновска. Это один из наиболее сохранившихся Ту-144, он может быть восстановлен до летного состояния. В этот самолет можно попасть внутрь с экскурсией за небольшую плату, но мы не успевали, экскурсию надо было ждать, так что нам есть зачем сюда вернуться.







Ту-134. Такая близкая, но уже история.




Ту-124. Небольшой пассажирский самолет в старой ливрее Аэрофлота. Он тоже открыт для посещения.




Я поиграла в стюардессу. Салон у этого самолета похож, скорее, на старый автобус. Но ведь когда-то это был прогресс!




А потом мы залезли в кабину и поиграли в пилотов))))




Мощный красавец Ту-114 - самый большой и самый быстрый в мире турбовинтовой пассажирский самолет. В нем поначалу были не только привычные сидячие места, но и спальные купе. Правда, их позже демонтировали. Да и сам самолет пролетал недолго, их построили всего 32 штуки, а дальше пальму первенства перехватила реактивная авиация.







От Тушек перейдем к другим самолетам. Кукурузник Ан-2. Помню, бабушка рассказывала, как летала на нем из Елабуги до Ижевска, когда автодороги между этими городами еще не было (сейчас ровно наоборот). Говорит, самолет постоянно проваливался в воздушные ямы и все боялись.




Ан-2 занесен в Книгу рекордов Гиннеса как единственный в мире самолет, который выпускается уже более 60 лет! В Китае его до сих пор производят!




А вот премилая «пчелка» Ан-14. Он разрабатывался в качестве замены кукурузнику, но так ей и не стал.




Этот Ил-14 своими очертаниями напоминает мне Ли-2, на котором летал мой дедушка.




Гигант Ил-86. Первый и самый массовый широкофюзеляжный самолет в СССР и России.




А вот это чудо - АНТ-4. Первый в мире тяжёлый цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик. Впервые поднялся в воздух в 1925 году и состоял на вооружении в Красной Армии до 1936 года. Потом еще лет 10 летал под флагом Аэрофлота в качестве грузового самолета. Сейчас он выглядит комично и напоминает мне скорее какого-то мультперсонажа, а в 1929 году этот самолет на полном серьезе совершил рейс Москва-Нью-Йорк (с промежуточными посадками, конечно) и даже участвовал в спасении челюскинцев.




Як-40 и хвост Як-42 - моего первого самолета, который познакомил меня с небом в 2008 году.




Тут много и других самолетов, вертолетов, прочих авиационных экспонатов. Какие-то не попали в мой кадр, какие-то получились совсем плохо (было пасмурно, фотографии еле получились). В целом музей очень впечатлил, и я бы вернулась сюда еще, в ясную погоду. О сотрудниках музея тоже осталось самое прекрасное впечатление. Чувствуется, что это люди, влюбленные в авиацию. Мы приехали немного раньше открытия, но смотритель встретил нас приветливо, впустил, рассказал много интересного, а на прощание подарил пару магнитиков с Ту-144.

Ульяновск, музеи, Россия, фото

Previous post Next post
Up